Напоминание

Позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями ( принятие).


Автор: Мылова Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями ( принятие).
Раздел: дошкольное образование





Назад




Позитивное отношение к людям с ограниченными

возможностями ( принятие).

ГБДОУ № 137 Выборгского района Санкт – Петербурга

воспитатель высшей категории Мылова Е.В.

зам.зав. по УВР Анисимова Е.А.

(подготовительная группа)

«Человек должен жить в сфере добра» Д.С.Лихачев

Обоснование:

Дети

должны

видеть

положительные

,

естественные

примеры жизни инвалидов. Дети не должны бояться задавать вопросы о

людях с ограниченными возможностями ( особыми потребностями).

Цель: Сформировать положительное отношение детей старшего дошкольного

возраста к людям с ограниченными возможностями здоровья или особыми

потребностями, дать понять, что инвалидность не является основанием для

отторжения человека, что он такой же человек, как и все остальные и имеет

равные права и возможности.

ЗАДАЧИ:

1.

Формирование

представлений

об

о собенно стях

людей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

какие

приспособления,

помощники и условия позволяют им жить самостоятельно;

2.

Дать представления о физических и бытовых возможностях людей с

особыми

потребностями

используя:

игровые

упражнения-проекции,

упраженения-имитации, создание проблемных ситуаций;

3.

Дать представления, о правах и возможностях инвалидов, о том, как и

где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта

и творчества могут заниматься;

4.

Воспитание социально одобряемых стереотипов поведения к людям с

ограниченными возможностями здоровья;

5.

Развития стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем

тем, кто в них нуждается;

6.

Развитие способности к эмоциональному сопереживанию.

Методы: упражнения – имитация, упражнения – проекция, моделирование

ситуаций,

показ

презентаций,

документальные

и

игровые

видеофильмы,

мультфильмы, чтение художественной литературы.

Беседы рассчитаны на детей дошкольного возраста от 4-х до 7 лет.

Проводить беседы необходимо педагогу-психологу, либо – воспитателю, но

при

обязательном

присутствии

педагога-психолога.

Занятия

могут

быть

проведены в любое удобное время, обязательно в знакомом детям помещении

в форме подгрупповой работы (6-10 человек).

В дополнение к занятиям во время свободной деятельности детей

необходимо включить дополнительные формы работы:

Дидактические игры «Профессии» , «Друзья»;

Чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик», «Цветик – семицветик»;

Проведение подвижных игр (для детей с низким уровнем двигательной

активности);

Свободное рисование по материалам беседы;

Выставка

в

книжном

уголке

«Я

ребенок

и

я

имею

право»

(Дидактическое пособие «Права ребенка»);

Прослушивание

и

разучивание

песен

«Точка,

точка,

запятая»,

«Дорогою добра».

Занятие 1. «Уроки доброты. Разве мы разные?»

Материал: В. Катаев «Цветик-семицветик», зрительный ряд методическое

пособие «Друзья», презентация.

Ход беседы:

В. - Ребята, давайте закроем глазки ладошками. Вы что-нибудь видите? ( нет)

В. - А если закроем ушки, что-нибудь слышно? (нет)

В. - А если мы представим, что у нас болит ножка, сможем ходить, играть?

(нет)

В.- А если ручка болит, сможем красивые рисунки рисовать? (нет)

В.- Ребята, есть такие люди, у которых плохое зрение, не слышат ушки, болят

ножки – у них слабое здоровье. У нас с вами много возможностей – и видеть,

и слышать, и ходить , и играть, что то делать своими руками. А эти люди не

имеют

таких

возможностей,

они

у

них

ограниченные.

Это

люди

с

ограниченными возможностями. Давайте с вами кое что попробуем сделать.

Упражнение «Непослушные пуговицы»

( дети делятся на пары , берут друг друга за руку, вторая рука остаётся

свободной. Задание расстегнуть и застегнуть пуговицу.)

В. - А как вы думаете, почему пуговицы такие непослушные? Никак не хотят

расстегиваться и застегиваться? ( подвести к выводу, что одной рукой это не

удобно делать)

В. - А теперь не держитесь за руки и попробуйте сделать еще раз. Вот видите

ребята, человеку, который получил травму и не может двигать рукой ,трудно

выполнить простое задание, а ведь пуговицы приходится застегивать каждый

день..

В. - Давайте,

вспомним, мы с вами читаем сказку Валентина Катаева

«Цветик

семицветик»,

что

там

происходит.

Девочка

имеет

волшебный

цветок исполняющий ее желания, что она хотела ( ответы детей) и вот у нее

остался последний лепесток, прочитаем , что же она пожелала ( читаем конец

сказки).

Вопрос: Что же пожелала девочка?

Д. - Она помогла мальчику встать на ноги и вместе с ней играть, бегать.

В. - Это замечательный поступок.

В. - Но это в сказке все закончилось хорошо , а на самом деле ребята, врачи

не всегда могут помочь, например , если травма очень сильная. И есть люди,

у которых с рождения плохо двигаются руки и ноги. Таких людей называют

инвалидами

,

то

есть

это

люди

с

особыми

потребностями.

Они

очень

нуждаются в нашей с вами поддержке , понимании, помощи.

В. -

Их можно назвать героями, так как им приходиться преодолевать

множество трудностей, прикладывать больше усилий, чем обычным людям.

Я надеюсь , что мы с вами теперь будем еще внимательнее относиться к ним.

Занятие 2. «УРОКИ ДОБРОТЫ. Движение жизнь.»

Материал:

зрительный

ряд

методическое

пособие

«Друзья»,

фотографии

параолимпийцев

зимних

видов

спорта,

фотографии

танцоров

бальных

танцев.

Ход беседы:

В. - Здравствуйте , ребята! Я хочу поговорить о том какие мы разные , у нас

разный цвет волос, глаз, разный рост. Но ведь цвет волос можно изменить? А

заниматься

физкультурой,

спотом

может

каждый

из

нас?

А

рисовать

,

смотреть мультфильмы, слушать сказки, кататься на велосипеде? Вы любите

это делать? ( выслушать ответы детей и обобщить)

В. - А скажите мне, вы болеть любите? Веселое это занятие? А ведь бывают

разные

неприятные

случаи,

когда

человек

получил

травму

например,

сломал ногу или руку. Может он тогда делать все так же, как здоровый

человек? ( ответы детей). Мы с вами это выяснили на прошлом занятии , как

это трудно. Давайте проверим еще раз .

Упражнение «имитация»

1.

Зафиксировать ноги вместе, принести игрушку из спальни.

2.

Сесть на стул и дотянуться до игрушки на столе.

3.

Надеть на руки варежки и перелистать книгу.

( все выполняемые задания просить комментировать , даже на уровне

могу-не могу)

Проблемная ситуация: достать телефон с полки , не вставая со стула,

телефон необходим для срочного звонка. ( формирование представления о

необходимости посторонней помощи).

В.

-

Для

людей

инвалидов,

которые

плохо

двигаются

,

есть

разные

приспособления – костыли, ходунки, кресла.

( показ фигурок)

С их помощью люди могут передвигаться, доставать

необходимые предметы.

В. - В наше время люди с ограниченными возможностями в самостоятельном

передвижение

ведут

активный

образ

жизни

очень

многие

становиться

спортсменами,

танцорами

(

см.

фото).

Они

достигают

больших

вершин,

участвуя

в

параолимпийских

играх,

соревнованиях

по

бальным

танцам.

Ж и в у т

п о л н о ц е н н о й ,

и н т е р е с н о й

ж и з н ь ю .

В. - Но все равно мы должны им помогать , поддерживать их.

( закрепление вывода о взаимопомощи, ответы детей)

Занятие 3. «УРОКИ ДОБРОТЫ. Что увидят наши глазки?»

Материал:

зрительный

ряд

методическое

пособие

«Друзья»,

презентация

«Собаки-поводыри», презентация азбуки слепых, интерактивная доска)

Ход беседы:

В.- Ребята, мы с вами говорили об инвалидах, вы рассказывали родителям?

Кто же такие инвалиды? Можем мы их встретить на улице? ( беседа)

В. - Сегодня мы с вами поговорим о людях , которые плохо видят. Мы с вами

знаем,

что

есть

люди,

которые

уже

с

рождения

имеют

какое-либо

заболевание, а есть люди , которые стали инвалидами из-за болезни или

травмы, которые нельзя вылечить.

В.- Скажите, кто нибудь из вас боится темноты? ( ответы детей)

В.: Однако, зрение у людей может быть разным. Человек , который плохо

видит, носит очки, человек , который совсем не видит , ходит с палочкой,

которой

нащупывает

перед

собой

дорогу

и

предметы.

( показ

демонстрационного материала «Друзья»)

В.

-

Слепым

людям,

очень

помогают

собаки-поводыри,

этих

собак

специально обучают, как правильно переходить дорогу. ( показ презентации

«Собаки-поводыри» на интерактивной доске)

Упражнение

проекция

:

«Ежик

в

тумане»

(

дети

одевают

солнцезащитные очки и рассказывают , что изображено на картинке ( подбор

картинок) ( комментарии детей).

В.: То, что мы с вами сейчас попробовали, это еще не полная слепота, давайте

попробуем узнать, а как могут действовать слепые люди, которые не видят

вообще ничего.

Упражнения «Имитация» ( детям завязывают глаза и просят выполнить

задание):

- найти игрушечного зайца, куклу, книгу

(Все выполняемые задания комментировать свои ощущения.)

В.: Ребята, но люди , которые не видят или очень плохо видят , научились

читать книжки , для этого они создали объемную азбуку , где каждая буква –

это определённое количество выпуклых точек, из которых и составляются

слова, предложения . ( показ презентации азбука слепых)

В.

-

Давайте

выучим

несколько

букв,

чтобы

составить

слово

мама.

(знакомимся с буквами «А» и «М»). ( детям даются карточки с буквами и они

пробуют

правильно

составить

слово)

(

комментарии

детей,

наводящие

вопросы педагога) Молодцы справились.

( дети садятся за столы , где для каждого подготовлен материал для работы)

В.: Вы сейчас возьмите свой лист и посмотрите на него. Что вы видите?

(наклеенное

сердце).

Правильно,

это

для

того,

чтобы

вам

было

легче

нарисовать сердце, потрогайте его пальчиками, чувствуете, что оно выступает

на листочке, поэтому , когда мы с вами завяжем глазки ( или вы их крепко

зажмурите

и

не

будете

подсматривать),

вы

сможете

разукрасить

сердце,

трогая пальчиками другой руки края, наклеенного сердечка. Начнем рисовать.

В.: Как вам было рисовать с завязанными (закрытыми ) глазами? Было ли

трудно? ( рассматривание рисунков)

В.:

Мы

с

вами

опять

обратили

внимание,

что

людям

с

ограниченными

возможностями, с особыми потребностями, необходима наша помощь.

Занятие 4. «УРОКИ ДОБРОТЫ. Что слышат наши ушки ?»

Материал: зрительный ряд методическое пособие «Друзья», наушники, три

рупора из бумаги, бумага для рисования, цветные карандаши, карточки с

картинками, цветные карточки.

Ход беседы:

В. – сегодня мы с вами поговорим о людях, которые плохо слышат. Давайте

помолчим ……. Что мы слышим? ( ответы детей)

Чтение рассказа «Тишина»

В. – Ребята, скажите, а правда что очень важно внимательно слушать и

слышать? Почему?

В: А сегодня мы с вами попробуем узнать, а как могут действовать глухие

люди, которые не слышат вообще ничего.

Люди, которые плохо или совсем

не слышат, носят слуховые аппараты, чтобы лучше слышать звуки

Упражнение. «Рупор»

Дети разбиваются на пары, один из которых аудирует, а второй с расстояния

5 м ( 5-6- шагов) озвучивает изображения на карточках в полный голос,

шёпотом, шёпотом в рупор.

Упражнение «Имитация»

Дети надевают наушники и выполняют задания:

Подними карточку, если услышишь звонок телефона

Подними карточку, если услышишь свой номер

Подними карточку, если услышишь свое имя

Поднимите карточку девочки

Поднимите карточку мальчики

Показ презентации « Мы помогаем слышать людям….»

Творческое задание «Разноцветные лучи»

Поделить детей на группы:

1 группа - те кто справился с заданиями с нарушением условий

2 группа – те, кто не справился с заданием и ограничился выводами « не могу,

невозможно»

3 группа – те, кто не справился с заданием, но догадался о привлечении

помощи другого человека.

Условия выполнения задания:

1 группа завязывают уши.

2 группа завязывает уши , но получает в пару ребенка из 3-ей группы.

Дети

2-й

и

3-й

группы,

оставшиеся

без

пары,

выполняют

задание

без

дополнительных условий.

Задание: произносится шепотом.

Нарисуйте в центре листа круг жёлтого цвета и раскрасьте его;

Нарисуйте три красных лучика;

Нарисуйте два зеленых лучика;

Нарисуйте три синих лучика;

Остальные лучики нарисуйте желтым цветом

В заключении – рассматривание рисунков и закрепление вывода о взаимной

помощи.

Разучивание фразы на языке жестов «Мы с вами – друзья»

Домашнее задание. Ведущие просят детей поговорить с родителями о людях

с инвалидностью, спросить их, что они знают об этом, как относятся и т.д.

Занятие 5. «УРОКИ ДОБРОТЫ. Это сложно и трудно, но возможно»

Материал: зрительный ряд методическое пособие «Друзья», презентация

Проверка домашнего задания.

В: Ребята, мы с вами уже говорили об инвалидах, вы рассказывали об этом

своим родителям. Кто же такие инвалиды? Можно ли их встретить на улице,

в транспорте, в музее, в театре?

Беседа.

В: Скажите мне, ребята, у кого из вас есть младшие братья или сестры? Они

умеют рисовать? Рисуют так же хорошо как вы? А одеваться сами умеют? А

знают буквы, цифры, умеют определять время? Знают столько же, сколько и

вы? А почему? (еще маленькие) Как вы думаете, они научатся всему, что вы

знаете?

В: А знаете, ребята, есть дети-инвалиды, у которых головка не сможет так

быстро думать как у вас, их очень сложно научить, даже читать и писать. Для

таких детей есть специальные учебники. Вот таким детям разве не захочется

почитать сказку?

А что мы сможем сделать, чтобы помочь таким детям?

(объяснить, показать, рассказать).

Занятие

6.

«УРОКИ

ДОБРОТЫ.

Только

так

из

человека

выйдет

человек?

Материал: зрительный ряд методическое пособие «Друзья», презентация.

Заключительная

беседа

презентация

«Демонстрацией

маркеров,

строительных особенностей, механизмов и приспособлений для инвалидов»,

ещё раз обратить внимание ребят на ключевые проблемы этой темы.

Игры-имитации на закрепление.



В раздел образования