Напоминание

"Роль воспитателя при проведении физкультурных занятий".


Автор: Романова Инна Александровна
Должность: педагог
Учебное заведение: МДОУ-ДС №11 "УЛЫБКА"
Населённый пункт: г.Клин, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль воспитателя при проведении физкультурных занятий".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

для воспитателей

на тему:

«Роль воспитателя при проведении

физкультурных занятий».

Подготовила:

Романова И.А.

2017

Роль воспитателя при проведении физкультурных занятий

Цель :

-Повышение интереса и вовлечение воспитателей процесс проведения физкультурных

занятий.

-Ознакомить с требованиями по взаимодействию с инструктором, распределением

обязанностей.

-Предоставить

материал

по

взаимодействию

инструктора

и

воспитателя

на

физкультурном занятии.

Дошкольный

возраст

играет

значительную

роль

в

создании

условий

для

дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического

воспитания. Цель физического воспитания в детском саду - формирование у детей

основ здорового образа жизни.

Физкультурные

занятия

это

основная

форма

организации

физического

воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно

необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя.

Только в тесном контакте инструктора по физической культуре и воспитателя

возможно

проведение

эффективных,

полноценных

физкультурных

занятий

с

выполнением

программных

требований.

Необходимо

понять

,

что

от

четкой

организации

занятий

зависит

не

только

здоровье, но

и

жизнь

детей,

так

как

физкультурные

занятия

самые

травмо-опасные,

потому

что

дети

на

физкультуре

находятся в постоянном движении. Все работники детского сада отвечают за жизнь и

здоровье детей, а значит на физкультурном занятии обязательно не только присутствие,

но и активная помощь каждого воспитателя. Воспитателю на занятии по физической

культуре отводится очень важная роль, начиная с подготовки детей к занятию (одевание

спортивной формы, спортивной обуви, своевременный приход в зал и т.д).

Так

как

воспитатель

является

активным

участником

воспитательно-

образовательного

процесса

на

физкультурном

занятии,

то

воспитателю

необходимо

самому

знать

методику

обучения

движениям,

общеразвивающим

упражнениям,

особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования

при обучении.

Воспитатель должен накануне физкультурного занятия ознакомиться с его содержанием,

обговорить

с

инструктором

по

физической

культуре

организационные

моменты,

расстановку оборудования.

При ознакомление детей с новыми общеразвивающими упражнениями инструктор по

физической культуре показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель

следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку

действием

направляет,

поддерживает.

Если

дети

выполняют

общеразвивающие

упражнения

в

звеньях,

то

инструктором

по

физической

культуре

контролирует

правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних.

Существуют

разные

способы

организации

детей

во

время

обучения

движения:

фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный.

При

использовании

группового

способа

организации

обучения

инструктором

по

физической

культуре

занимается

с

одной

группой,

а

воспитатель

с

другой.

При

организации

поточного

способа

«станционного»

(кругового)

воспитатель

и

инструктором по физической культуре делят «станции» между собой и следят на них за

качеством выполнения упражнений.

Также воспитатель оказывает помощь при размещении оборудования, его уборке.

При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и д.т. воспитатели

должны оказывать посильную помощь инструктором по физической культуре.

Необходимо

отметить,

что

воспитатель

лучше

инструктора

знает

психологические

особенности

каждого

ребенка

своей

группы.

Особое

внимание

на

физкультурном

занятии воспитатель должен уделить гипперактивным детям(такие дети есть в каждой

группе). Только воспитателю известны секреты, которыми можно сберечь нервную

систему

ребенка

от

перевозбуждения.

Еще

до

начала

занятия

воспитатель

должен

следить за самочувствием детей, проинформировать инструктора по физкультуре о

физическом состоянии детей, о том кто из детей пришел после болезни. Во время

занятий, воспитатель вместе с инструктором по физической культуре должен следить за

самочувствием детей, определить первые признаки переутомления(покраснение лица,

учащенное дыхание), если ребенок устал- предложить ему присесть на скамейку, стул,

отдохнуть. При необходимости отвести к медицинской сестре или врачу детского сада.

На

протяжении

всего

занятия

должна

присутствовать

дружеская

атмосфера,

доброжелательные

отношения

между

детьми,

детьми

и

взрослыми.

В

случае

возникновения конфликтной ситуации (спор за роль ведущего в игре, кто первым будет

идти

в

колонне

ит.д),

воспитатель

,

используя

педагогические

приемы,

должен

разрешить их. Воспитатель- самый главный помощник, без его помощи будет очень

трудно реализовать все поставленные образовательные и воспитательные задачи, а

также проведение спортивных праздников и досугов.

Все

вышеперечисленное

определяет

очень

важные

функции

воспитателя

и

показывает,

какую

огромную

роль

играет

воспитатель

на

занятиях

по

физической

культуре и в других формах физического воспитания в детском саду.

Примерное

распределение

обязанностей

при

совместной

работе

инструктора

по

физической культуре и воспитателя (варианты):

· Инструктор занимается ослабленными детьми, воспитатель остальными (и наоборот).

·

Инструктор

занимается

отстающими

по

физической

подготовленности

детьми,

воспитатель с остальными (и наоборот).

· Инструктор берет по одному ребенку для индивидуального обучения, воспитатель

занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью.

· Инструктор работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям,

воспитатель отрабатывает движения с другой подгруппой на спортивных снарядах.

· Инструктор занимается с талантливыми детьми, воспитатель с остальными.

· Инструктор и воспитатель занимаются со всей группой тогда, когда движения освоены

всеми и показывают друг другу свое творчество, придумывая все новые и новые

комбинации движений.

Эти разные варианты можно использовать в зависимости от ситуации. Например, в

группе много ослабленных детей, значит им следует уделять больше внимания.

Примерное распределение обязанностей в ходе занятия:

1часть.

Инструктор – обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы и бега,

выполняет бег вместе с детьми.

Воспитатель

– следит

за

осанкой

детей

и

за

внешними

признаками

утомления,

выполняет ходьбу вместе с ними.

2часть.

ОРУ

Инструктор

– объясняет и показывает упражнение, контролирует его правильность

выполнения.

Воспитатель

– следит за правильностью выполнения упражнений, помогает детям,

нуждающимся

в

индивидуальной

помощи,

помогает

принять

исходное

положение,

исправляет неверно выполненное упражнение.

ОВД

Инструктор

– расставляет

инвентарь,

объясняет

и

показывает

упражнения

детям,

контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, занимается с первой

подгруппой.

Воспитатель

– контролирует

правильность

выполнения

и

обеспечивает

страховку,

вместе с детьми помогает убирать инвентарь, занимается со второй подгруппой.

ИГРА

Инструктор

– сообщает

название

игры,

объясняет

правила,

показывает

разметку

площадки, руководит ходом игры и действиями детей.

Воспитатель

– на

первом

этапе

разучивания

берет

на

себя

роль

ловишки,

напоследующихпринимает

участие

в

игре,

следит

за

соблюдением

правил

и

за

внешними признаками утомления. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых

упражнениях

улучшает

эмоциональный

настрой

дошкольников,

оказывает

положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

3часть.

Инструктор

– сообщает

название

игры,

объясняет

правила,

показывает

разметку

площадки, руководит ходом игры и действиями детей.

Воспитатель – следит за соблюдением правил, следит за осанкой, принимает участие в

игре.

В заключительной части занятия физической культурой при подведении инструктором

итогов, воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие,

кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

После

совместного

проведения

занятия

физической

культурой

деятельность

воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки и игры он закрепляет с

детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок).

К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное

наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю

быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную

деятельность по физическому развитию.

В

свою

очередь

инструктор

по

физической

культуре

должен

оказывать

помощь

воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать

упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, а также самостоятельную

двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оказывать помощь в

оформлении рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности

детей в семье.

Примерное

распределение

обязанностей

между

инструктором

по

физической

культуре и воспитателем в ходе классического занятия физической культурой с

детьми старшей группы.

Задачи:

упражнение

детей:

в

ходьбе

с

высоким

подниманием

колен;

непрерывном

беге

продолжительностью до 1 мин; ползании по гимнастической скамейке с опорой на

колени и ладони; подбрасывании мяча вверх;

• развитие ловкости и устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади

опоры.

Предварительная работа:

• ознакомление воспитателя с содержанием и программными задачами;

• обсуждение организационных моментов;

• разучивание слов к подвижной игре "Мы веселые ребята".

Оборудование: канат (шнур), корзина, мячи большого диаметра.

Часть 1

Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения. Перестроение в колонну по одному

(прыжком).

Ходьба

с

высоким

подниманием

колен,

руки

на

пояс Инструктор

по

физической культуре обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы с

высоким подниманием колена: подъем вперед-вверх согнутой в колене ноги, носок

оттянут, шаги несколько короче, чем при обычной ходьбе.

Воспитатель следит за осанкой детей, выполняет упражнения вместе с ними.

Бег в колонне по одному (продолжительность до 1 мин, темп бега умеренный; переход

на ходьбу)

Инструктор по физической культуре выполняет бег вместе с детьми: руки согнуты в

локтях, туловище наклонено чуть вперед; перестроение в колонну по три в движении.

Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у

отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в группе

ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям бег запрещен,

воспитатель выполняет с ними обычную ходьбу внутри круга.

Часть 2

Общеразвивающие упражнения

Инструктор

по

физической

культуре объясняет

и

показывает

воспитанникам

упражнение, контролирует правильность его выполнения в передних рядах.

Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений, подходит к детям,

нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает им принять правильное исходное

положение, исправляет неверно выполненное

движение. И. п. - основная стойка, руки на пояс; 1 - правую ногу назад на носок, руки за

голову; 2 - вернуться в исходное положение. То же левой ногой. И. п. - стойка: ноги

врозь, руки на пояс; 1 - поворот вправо, правую руку вправо; 2 - вернуться в исходное

положение. То же влево. И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища; 1 - выпад правой

ногой вперед; 2- 3 - пружинистые покачивания; 4 - вернуться в исходное положение. То

же левой ногой. И. п. - стойка на коленях, руки на пояс; 1-2 - медленным движением

сесть на правое бедро, руки вынести вперед; 3- 4 - вернуться в исходное положение. То

же влево. И. п. - стойка: ноги на ширине плеч, руки вниз; 1 - руки в стороны; 2 - наклон

вперед, коснуться пальцами рук носка левой ноги; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 -

вернуться в исходное положение. То же к правой ноге. И. п. - основная стойка, руки

вдоль туловища. 1-8 - прыжки на двух ногах - левая вперед, правая назад; в прыжке

сменить положение ног. 9 - пауза и снова прыжки (3-4 раза).

Инструктор

по

физической

культуре выполняет

упражнение

в

прыжках

вместе

с

детьми.

Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у

отдельных воспитанников предлагает им перейти на ходьбу.

При

наличии

в

группе

ослабленных

детей

или

детей,

которым

по

медицинским

показаниям запрещены прыжки, выполняет с ними ходьбу на месте.

Основные виды движений

Инструктор

по

физической

культуре в м е с т е

с воспитателем ставит

две

гимнастические

скамейки

параллельно

друг

другу

и

в

метре

от

них

вдоль

зала

(площадки) кладет два каната. Дети перестраиваются в две колонны по одному и

поочередно

выполняют

упражнение

в

ползании,

а

затем

в

равновесии.

После

выполнения

данных

упражнений

инструктор

по

физической

культуре

вместе

с

воспитателем убирают оборудование.

Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени (2-3 раза)

Инструктор

по

физической

культуре объясняет

и

показывает

детям

упражнение.

Контролирует правильность его выполнения. Обеспечивает страховку.

Равновесие - ходьба по канату (шнуру) боком приставным шагом, руки на пояс, голову и

спину держать прямо (2-3 раза)

Воспитатель контролирует выполнение упражнения, следит за осанкой детей.

Броски мяча вверх двумя руками и его ловля. Броски мяча вверх и его ловля с хлопком в

ладоши (10-15 раз)

По сигналу инструктора по физической культуре дети перестраиваются в колонну по

одному и, проходя мимо корзины, берут по мячу большого диаметра, располагаются

свободно по всему залу.

Специалист

объясняет

и

показывает

им

упражнение.

Каждого

ребенка

обучает

индивидуально, занимается с отстающими дошкольниками.

Воспитатель занимается с оставшейся группой детей.

Подвижная игра "Мы веселые ребята"

Инструктор

по

физической

культуре сообщает

воспитанникам

название

игры,

показывает

место

расположения

ведущих,

играющих

и

разметку

площадки.

Воспитатель может назначить ведущего и помочь разместить играющих по местам.

Далее инструктор по физической культуре поясняет правила игры: сигналы к началу и

остановке игры, за какие нарушения правил игроки выбывают из игры, объясняет

правила выполнения движений и требования к их качеству. Руководит ходом игры и

действиями детей.

Воспитатель на первом этапе разучивания игры берет на себя роль ловишки, а на

последующих принимает активное участие в игре, вступает в эмоциональное речевое

общение с детьми (хвалит, поддерживает и т. д.).

Следит за соблюдением правил.

Дети

стоят

на

одной

стороне

площадки

за

чертой.

На

противоположной

стороне

площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие

(хором): После слова "Лови!" дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка

их ловит. Ребенок, которого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечет черту,

считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух

перебежек выбирается другойловишка. Игра повторяется 3-4 раза.

Инструктор по физической культуре совместно с воспитателем подводят итог игры:

-отмечают детей, не нарушающих правил игры;

-обращают

внимание

на

их

ловкость,

быстроту,

черты

характера,

товарищество,

сообразительность и т. д.

Ход игры: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз,

два, три - лови!

Часть 3

Ходьба в колонне по одному

Инструктор по физической культуре ведет колонну за собой, воспитатель ее замыкает.

Таким

образом,

эффективность

физкультурно-оздоровительной

работы

в

ДОУ

напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания педагогов и инструктора по

физическому воспитанию. Только совместными усилиями можно решить поставленные

задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

Литература:

1. Журнал «Дошкольное

воспитание»

7,

2010

г.,

стр.12, Филиппова С., доктор

педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой оздоровительной физической

культуры, Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена.

Статья

первая

«Дошкольное

учреждение:

Стандартизация

образовательной

деятельности в области физической культуры»; «О профессиональной компетентности

педагога».

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2010г., стр.47, Филиппова С., статья вторая

«Дошкольное учреждение: Стандартизация образовательной деятельности в области

физической культуры».

3.

Журнал «Инструктор

по

физкультуре»

№1,

2010

г.,

стр.84, Тарасова

Т.

А.

«Совершенствование физической подготовки старших дошкольников в условиях ДОУ и

семьи».



В раздел образования