Напоминание

Электронное обучение: эффектность или эффективность.


Автор: Кузнецова Екатерина Павловна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МКОУ Таловская СОШ
Населённый пункт: р.п.Таловая, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: Электронное обучение: эффектность или эффективность.
Раздел: полное образование





Назад




Учитель информатики МКОУ Таловской СОШ Кузнецова Е.П.

«Электронное обучение:

эффектность или эффективность?»

Электронное

обучение

в

образовательный

процесс

было

введено

статьей 16 законом (Реализация образовательных программ с применением

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)

Первый эксперимент по внедрению электронного учебника в школе в

России

уже

проводился

в

2012

году

на

петербургских

шестиклассниках.

Вместе с обычными учебниками им выдали бесплатно ещё и электронные

варианты. Результаты новаторства оказались неоднозначными, так как вместе

с достоинствами приходится отмечать и явные недостатки.

Старая поговорка: «Вы можете привести лошадь к воде, но вы не

можете

заставить

ее

пить»,

как

нельзя

лучше

развенчивает

миф

об

электронном образовании. Если перед учеником не стоит цель получить

знания

и

добиваться

успеха,

программа

или

учитель

здесь

ни

при

чем.

Винить во всем электронное обучение глупо. Электронное обучение является

своеобразным катализатором для доставки информации и не отвечает за

пагубные привычки ученика.

Не могу не согласиться со словами Альберта Энштейна «Бессмысленно

продолжать делать то же самое и ждать других результатов» и как учитель

информатики

считаю

электронное

образование

необходимая

мера,

позволяющая

школам

быть

в

тренде

времени.

Интерактивные

доски,

проекторы и лазерные указки — это всё уже есть практически в каждом

классе и активно используется, повышая интерес учеников к учёбе. И думаю,

что

многие

со

мной

согласятся,

однозначным

плюсом,

является

резкое

увеличение интереса к тем предметам, к которым прилагаются электронные

книги, ведь электронные учебники — ещё один шаг в этом направлении.

Следующий плюс – это здоровьесберегающие технологии, а именно

значительно

меньший

вес

ридеров

(электронных

книг)

в

сравнении

с

комплектом

нужных

школьнику

книг.

Так

что

можно

смело

начинать

всероссийскую

борьбу

с

детским

сколиозом

и,

конечно,

невозможно

не

акцентировать внимание на том, что чтение электронных учебников меньше

вредит зрению ребёнка, чем чтение обычных книг, благодаря специальной

серой электронной бумаге.

Я выделила бы следующие принципы работы системы электронного

обучения:

эффективность

и

самоконтроль:

ученику

дается

возможность

отработать только что приобретенное умение. Обучающийся, таким образом,

готовится

к

использованию

данного

умения

в

различных

ситуациях

в

реальной

жизни.

Более

того, необходимо

систематическое

проведение

мониторинга

и оценки

эффективности

внедрения

электронного

обучения

в данной

организации

образования.

В

настоящее

время

«мониторинг»

рассматривается как постоянное наблюдение за образовательным процессом

с целью

выявления

качества

полученных

знаний.

С

2012

года

Таловская

школа

являлась

инновационной

площадкой

и

мониторинг

является

регулярной

процедурой

и

проводиться

2

раза

в

год.

Мониторинг —

Учитель информатики МКОУ Таловской СОШ Кузнецова Е.П.

регулярное

отслеживание

качества

усвоения

знаний

и умений

в учебном

проце сс е

легко

проводит ся

с помощью

электронного

журнала.

Администрация

контролирует

заполняемость

журнала

и видит

полную

картину

успеваемости

в любых

срезах:

по

классу,

по

предметам,

индивидуально

по

учителю

или

ученику.

Контролируется

работа

со

слабоуспевающими учащимися, прослеживается накопляемость оценок.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что контроль с помощью

электронных

средств

достаточно

эффективен,

но

будет

ли

эффективным

обучение.

Детям

очень

нравится

использование

современных

гаджетов

в

образовании, но современные издательства пока еще мало предлагают нам

достойных

электронных

учебников.

Электронное

издание

не

должно

дублировать

книгу,

напротив,

оно

должно

быть

нацелено

на

то,

чего

полиграфическое издание дать не может.

Казалось бы, плюсы существенные, но, следует отметить, что при всех

перечисленных достоинствах электронного обучения остается ряд проблем. К

ним относятся следующие: проблема качества электронных курсов (кто и как

может

их

оценить),

правовые

проблемы,

связанные

с

защитой

интеллектуальной

собственности,

финансовые,

касающиеся

затрат

на

подготовку

электронных

курсов

их

обновление,

кадровые

проблемы,

связанные

с

подготовкой

преподавателей,

способных

и

желающих

разрабатывать и постоянно обновлять программы.

Компьютер не заменяет учите и в обозримом будущем заменить не

сможет. Действительно, интеллектуальное техническое средство в известной

степени моделирует деятельность преподавателя. Но эта модель далека от

мощной

«экспертной

системы»

специалиста-предметника,

тем

более

не

претендует на роль педагога-воспитателя.

-

Я

за

всякие

технические

новинки.

Сегодня

дети

быстрее

всех

привыкают

к

различным

ноу-хау.

И

школьников

все

труднее

усадить

за

обычные книги. Так зачем заставлять их это делать, когда лучше увлечь их с

помощью тех же ридеров. Это стильно и модно. И, главное, современно.

Конечно, электронные учебники пока стоят дорого, но это дело времени. Как

только они станут популярны, появится много фирм-конкурентов, новых

моделей, и цены на планшетники упадут.

Электронное обучение необходимо, но не один бездушный учебник не

заменит учителя. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня

его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для

нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых

условиях он сможет в более сжатые сроки.

Время

не

стоит

на

месте:

наука,

техника,

информационное

пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в

духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и

учить

по

устаревшим

программам

и

стандартам

мы

не

имеем

права.

И

образование не может оставаться на вчерашнем уровне.

Учитель информатики МКОУ Таловской СОШ Кузнецова Е.П.

Уважаемые коллеги! Какие бы преобразования нас не ожидали, мы не

имеем права быть равнодушными учителями, ведь именно мы прививаем

любовь

к

знаниям,

к

открытиям.

И

если

все

нововведения

будут

сопровождаться

СИТУАЦИЕЙ

УСПЕХА,

то

ребенок

будет

с

большим

интересом стремиться познавать все новое. Мы не должны забывать, что все

нововведения

коснуться

не

только

учителя,

но

и

детей,

и

УСПЕХ

завтрашнего дня зависит от нашего СЕГОДНЯ!

А

пока

правительство

настолько

серьёзно

настроено

внедрять

достижения научного прогресса в образовательный процесс, учителя спешат

освоить

все

сложности

электронных

устройств

(дети-то

их

уже

давно

усвоили). Так что теперь каждый учитель географии в Хабаровске, репетитор

по информатике в Челябинске и педагог по музыке в Уфе, вынужден сам

садится за учёбу и догонять своих «продвинутых» учеников.



В раздел образования