Напоминание

Учебное исследование как средство повышения мотивации учащихся в изучении биологии.


Автор: Супрядкина Наталья Анатольевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: ГБОУ ФМЛ №366
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Учебное исследование как средство повышения мотивации учащихся в изучении биологии.
Раздел: среднее образование





Назад




«Учебное исследование как средство повышения мотивации учащихся в изучении биологии»

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве

главного средства учебное исследование. Исследование, как форма организации работы обучающихся,

состоит в том, что оно не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта. Оно

предполагает проведение определённой работы по получению информации, её обобщению, постановку

эксперимента, анализа полученных результатов, их представления заинтересованным лицам и рефлексию по

поводу проделанной работы.

Главный применяемый метод - исследовательский. Основная цель исследовательской деятельности – сама

деятельность, исследование, процесс, а результат труда педагога и школьника - выполненная и оформленная

работа, как шаг личностного развития учащегося, формирования у него особого типа исследовательского

мышления (эвристического, критического и т. д.), способности действовать самостоятельно, творчески.

При организации исследовательской деятельности главная задача учителя - создать условия, стимулы и

мотивацию для самостоятельного целеполагания и планирования ребёнком своей работы, развить умение

делать самостоятельные выводы из полученных оригинальных данных, способность подводить итоги

исследования и оценивать полученные не известные заранее, но значимые результаты. Через личностный

контакт осуществлять индивидуальную диагностику потребностей и возможностей каждого учащегося,

создавая среду для совместной деятельности.

Учитывая возрастные особенности школьников, главные функции учебно-исследовательской деятельности

на разных этапах различна. В основной школе – это развитие способностей занимать исследовательскую

позицию самостоятельно ставить и достигать цели в учебном процессе на основе применения элементов

исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы внеурочного и

дополнительного образования.

Организация исследовательской деятельности становится одной из основных обязанностей учителей

основной школы. Методика выполнения индивидуальных исследовательских работ школьников

подразумевает следующие формы работы учителя:

1.

Консультации учеников в процессе выполнения и представления работ, когда учитель может

обсуждать с каждым учеником интересующий его вопрос.

2.

Внеурочные формы работы с небольшими группами, на которых ученики практически занимаются

исследовательской деятельностью, поиском информации и её анализом, учатся проводить

эксперименты, создавать презентации, выставки, «живые книги», маршрутные листы и т. д.

3.

Домашние творческие задания: просмотр научных видиоматериалов, опрос мнения членов семьи,

друзей, коллектива школы и т.д.

Критериями результативности учебного исследования являются уровень усвоения навыков

исследовательской деятельности и новых знаний в этой области. Общетехнические и технологические знания,

умения и навыки, получаемые при реализации исследовательских задач:

1.

Навык проектирования и реализации цикла исследовательской деятельности от постановки

проблемного вопроса до предоставления результатов;

2.

Умение применять научные методики;

3.

Навык организации эксперимента;

4.

Навык анализа информации и информационного поиска;

5.

Способность оценивать ход и результаты проведённого исследования, навык работы в коллективе.

Структура исследовательской работы и основные этапы её планирования отражаются в содержании:

1)

Обоснование темы (что не ясно и нужно прояснить)

2)

Постановка цели и задач (направление – цель, поэтапные шаги – задачи)

3)

Гипотеза (предположение, которое подтверждается или опровергается)

4)

Методика («инструмент» для получения собственных знаний)

5)

Собственные данные (смысл – применять теорию на практике; освоение практических навыков и

опыта работы с конкретным материалом)

6)

Научный комментарий

7)

Анализ, собственные выводы (обобщение, сравнение, резюме, собственные выводы)

Эффективность исследовательской деятельности напрямую зависит от мотивации выполнения работы.

Учитывая возрастные особенности учеников основной школы, а именно, важность межличностного общения

не столько с учителем, сколько со сверстниками побудительными факторами к выполнению работы могут

быть следующие мотивы:

1.

Решение личных и практических проблем: положительная оценка сверстников, уважение;

2.

Соревновательный дух: сделать также, раскритиковать и сделать лучше;

3.

Самоудовлетворение в процессе работы, получения результатов, оформления и презентации;

4.

Вступление в ЛИК (Лицейский Интеллектуальный Клуб)

5.

Выступление перед старшеклассниками на Дне науке;

6.

Включение в состав экспедиции, рабочей группы и т. д.

7.

Нравится наука (предмет изучения)- осознание своих профессиональных, социальных и гражданских

потребностей и обязанностей; лучше подготовиться к продолжению образования, реализации себя в

жизни.

Вывод: Практика учебных исследований показывает, что у учащихся

- повышается успеваемость по предмету;

- формируется устойчивый интерес к индивидуальным занятиям по биологии;

- появляется инициатива выполнения творческих домашних заданий.

Эти результаты подтверждают то, что учебное исследование является средством для повышения мотивации

учащихся к изучению биологии.

Используемая литература.

1.

Леонтович А. В., Савичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11классы/Под

ред. А. В. Леоновича.-2-е изд.- М.:ВАКО, 2016.-160с.- (Современная школа: управление и воспитание)

2.

Громова Л. А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология:5-

9классы: методическое пособие/ Л.А.Громова- М.: Вентана - Граф 2014.-160с.



В раздел образования