Автор: Супрядкина Наталья Анатольевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: ГБОУ ФМЛ №366
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Учебное исследование как средство повышения мотивации учащихся в изучении биологии.
Раздел: среднее образование
«Учебное исследование как средство повышения мотивации учащихся в изучении биологии»
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве
главного средства учебное исследование. Исследование, как форма организации работы обучающихся,
состоит в том, что оно не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта. Оно
предполагает проведение определённой работы по получению информации, её обобщению, постановку
эксперимента, анализа полученных результатов, их представления заинтересованным лицам и рефлексию по
поводу проделанной работы.
Главный применяемый метод - исследовательский. Основная цель исследовательской деятельности – сама
деятельность, исследование, процесс, а результат труда педагога и школьника - выполненная и оформленная
работа, как шаг личностного развития учащегося, формирования у него особого типа исследовательского
мышления (эвристического, критического и т. д.), способности действовать самостоятельно, творчески.
При организации исследовательской деятельности главная задача учителя - создать условия, стимулы и
мотивацию для самостоятельного целеполагания и планирования ребёнком своей работы, развить умение
делать самостоятельные выводы из полученных оригинальных данных, способность подводить итоги
исследования и оценивать полученные не известные заранее, но значимые результаты. Через личностный
контакт осуществлять индивидуальную диагностику потребностей и возможностей каждого учащегося,
создавая среду для совместной деятельности.
Учитывая возрастные особенности школьников, главные функции учебно-исследовательской деятельности
на разных этапах различна. В основной школе – это развитие способностей занимать исследовательскую
позицию самостоятельно ставить и достигать цели в учебном процессе на основе применения элементов
исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы внеурочного и
дополнительного образования.
Организация исследовательской деятельности становится одной из основных обязанностей учителей
основной школы. Методика выполнения индивидуальных исследовательских работ школьников
подразумевает следующие формы работы учителя:
1.
Консультации учеников в процессе выполнения и представления работ, когда учитель может
обсуждать с каждым учеником интересующий его вопрос.
2.
Внеурочные формы работы с небольшими группами, на которых ученики практически занимаются
исследовательской деятельностью, поиском информации и её анализом, учатся проводить
эксперименты, создавать презентации, выставки, «живые книги», маршрутные листы и т. д.
3.
Домашние творческие задания: просмотр научных видиоматериалов, опрос мнения членов семьи,
друзей, коллектива школы и т.д.
Критериями результативности учебного исследования являются уровень усвоения навыков
исследовательской деятельности и новых знаний в этой области. Общетехнические и технологические знания,
умения и навыки, получаемые при реализации исследовательских задач:
1.
Навык проектирования и реализации цикла исследовательской деятельности от постановки
проблемного вопроса до предоставления результатов;
2.
Умение применять научные методики;
3.
Навык организации эксперимента;
4.
Навык анализа информации и информационного поиска;
5.
Способность оценивать ход и результаты проведённого исследования, навык работы в коллективе.
Структура исследовательской работы и основные этапы её планирования отражаются в содержании:
1)
Обоснование темы (что не ясно и нужно прояснить)
2)
Постановка цели и задач (направление – цель, поэтапные шаги – задачи)
3)
Гипотеза (предположение, которое подтверждается или опровергается)
4)
Методика («инструмент» для получения собственных знаний)
5)
Собственные данные (смысл – применять теорию на практике; освоение практических навыков и
опыта работы с конкретным материалом)
6)
Научный комментарий
7)
Анализ, собственные выводы (обобщение, сравнение, резюме, собственные выводы)
Эффективность исследовательской деятельности напрямую зависит от мотивации выполнения работы.
Учитывая возрастные особенности учеников основной школы, а именно, важность межличностного общения
не столько с учителем, сколько со сверстниками побудительными факторами к выполнению работы могут
быть следующие мотивы:
1.
Решение личных и практических проблем: положительная оценка сверстников, уважение;
2.
Соревновательный дух: сделать также, раскритиковать и сделать лучше;
3.
Самоудовлетворение в процессе работы, получения результатов, оформления и презентации;
4.
Вступление в ЛИК (Лицейский Интеллектуальный Клуб)
5.
Выступление перед старшеклассниками на Дне науке;
6.
Включение в состав экспедиции, рабочей группы и т. д.
7.
Нравится наука (предмет изучения)- осознание своих профессиональных, социальных и гражданских
потребностей и обязанностей; лучше подготовиться к продолжению образования, реализации себя в
жизни.
Вывод: Практика учебных исследований показывает, что у учащихся
- повышается успеваемость по предмету;
- формируется устойчивый интерес к индивидуальным занятиям по биологии;
- появляется инициатива выполнения творческих домашних заданий.
Эти результаты подтверждают то, что учебное исследование является средством для повышения мотивации
учащихся к изучению биологии.
Используемая литература.
1.
Леонтович А. В., Савичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11классы/Под
ред. А. В. Леоновича.-2-е изд.- М.:ВАКО, 2016.-160с.- (Современная школа: управление и воспитание)
2.
Громова Л. А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология:5-
9классы: методическое пособие/ Л.А.Громова- М.: Вентана - Граф 2014.-160с.