Напоминание

"Система задач для начальной школы с использованием краеведческого материала"


Автор: Миронова Нелля Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 им.Сергиенко Н.Г." г.Элиста
Населённый пункт: Республика Калмыкия г.Элиста
Наименование материала: Сборник задач
Тема: "Система задач для начальной школы с использованием краеведческого материала"
Раздел: начальное образование





Назад




0

МБОУ «СОШ №3 им.Сергиенко Н.Г.» г.Элиста

Система задач для начальной школы

с использованием краеведческого

материала



Элиста 2018

Выпуск 3

Элиста - 2016

Автор-составитель: Миронова Н.В., учитель начальных классов МБОУ

"Средняя общеобразовательная школа №3 имени Сергиенко Н.Г."

Данный

сборник

содержит

систему

задач

для

начальной

школы

с

использованием

краеведческого

материала

(из

опыта

работы

учителя

начальных

классов

МБОУ

«СОШ

№3

имени

Сергиенко

Н.Г.»

г.

Элисты

Мироновой Нелли Владимировны).

1

От автора-составителя

«Великий воспитатель – народ». (К.Д Ушинский).

Одна из задач современной системы образования – приобщение молодого

поколения к исторической памяти народа, а значит и сохранение её в наших

детях. Программа развития региональной системы образования Республики

Калмыкия определила возможности использования национальных, культурных

традиций не в ущерб федеральному содержанию образования, а во имя его

единства и целостности.

Данное

пособие

представляет

собой

сборник

задач

краеведческого

характера для учащихся 1-4 классов. Задачи базового и повышенного уровня

составлены с учетом программного материала школы I ступени: для 1 класса –

на

нахождение

суммы

и

разности,

для

2

класса

задачи

на

кратное

и

разностное сравнение и т.д. Учащимся предлагаются задачи базового (60 задач)

и повышенного (25 задач) уровней, что предусматривает дифференциацию

обучения.

Кроме

того,

в

соответствии

с

методикой

УДЕ

академика

П.М.

Эрдниева даётся дополнительное задание

на составление обратных задач.

Практика

показывает,

что

подобные

задания

активизируют

учащихся,

формируют

у

школьников

творческое

мышление,

чувство

патриотизма,

готовность беречь и развивать национальные традиции.

Надеюсь,

что

данный

труд

будет

интересен

и

использован

в

работе

коллегами-учителями г. Элиста и республики. Считаю, что таким образом мы

вносим свой посильный вклад в дело сохранения национальной культуры.

Сегодня

это

в

большей

степени

возможно

только

через

сохранение

национального

в

содержании

образования,

через

использование

в

повседневной педагогической практике этнических, духовных и культурных

особенностей калмыцкого народа.

Миронова Н.В., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3 имени Сергиенко Н.Г.» г. Элиста

2

1класс.

Задачи на нахождение суммы.

Базовый уровень.

1.

В степи паслось 5 сайгаков. К ним подошли еще 4

сайгака. Сколько всего сайгаков паслось в степи?

Составь обратную задачу.

2.

Швея сшила 4 мужских калмыцких костюма и 6 женских

костюмов. Сколько всего калмыцких костюмов сшила

швея? Составь обратную задачу.

3.

Ээджа испекла 30 борцогов и 20 пирожков.

Сколько всего борцогов и пирожков испекла ээджа? Составь

обратную задачу.

4.

В альчики играли 5 мальчиков и столько же девочек.

Сколько

всего

детей

играло

в

альчики?

Составь

обратную задачу.

Повышенный уровень.

5. За 4 минуты Мерген выучил 10 калмыцких слов. В каждую следующую

минуту он заучивал слов больше, чем в предыдущую. Обозначь каждое

слово кругом и покажи на рисунке, сколько слов мог выучить Мерген в

каждую минуту. Реши задачу.

Задачи на нахождение разности.

Базовый уровень

6.

Для покрытия кибитки нужно 10 ширдыков. После

того,

как

несколько

ширдыков

использовали,

осталось

7

ширдыков.

Сколько

ширдыков

использовали? Составь обратную задачу.

3

7.

В степи гуляли 7 журавлей. Когда прилетели еще несколько журавлей,

всего

их

в

степи

стало

14.

Сколько

журавлей

прилетело?

Составь

обратную задачу.

Повышенный уровень.

8. Иляна посадила 10 тюльпанов за 4 дня. В каждый

следующий

день

она

сажала

тюльпанов

меньше,

чем

в

предыдущий.

Обозначь

каждый

тюльпан

квадратом и покажи на рисунке, сколько тюльпанов

Иляна сажала каждый день. Реши задачу.

Задачи на разностное сравнение.

Базовый уровень.

9.

Табунщик

держал

в

своем

табуне

14

десятков

лошадей,

а

его

сосед

10

десятков

лошадей.

На

сколько больше десятков лошадей держал табунщик,

чем его сосед? Составь обратную задачу.

10. Один стригаль настриг за день 150 кг верблюжьей шерсти, а другой 200 кг.

На

сколько

меньше

настриг

первый

стригаль,

чем

второй?

Составь

обратную задачу.

11.Расстояние от города Элисты до посёлка Яшкуль 85 км., а

до

села

Троицкое

12

км.

На

сколько

километров

расстояние до села Троицкое меньше, чем до посёлка

Яшкуль.

Составь обратную задачу.

Повышенный уровень.

12. В одной отаре 400 овец, а в другой – 600 овец.

4

Догадайся,

какое

количество

овец

обозначает

отрезок

АК.

Запиши

выражением ответ на вопрос: «На сколько больше овец в одной отаре, чем в

другой?»

13. Как называется фигура в калмыцких шахматах, заменяющая слона?

Волк –

12

Верблюд – 15

Сайгак – 18

5

Действия в цепочке выполняются обратные данным.

15 –

(верблюд)

Задачи на увеличение и уменьшение числа на

несколько единиц.

Базовый уровень.

14.На озере Маныч плавало 9 белых лебедей, а

чёрных на 2 больше. Сколько чёрных лебедей

плавало на озере? Составь обратную задачу.

15. Данзан прочитал 12 калмыцких сказок, а его друг Араш на 3

сказки меньше. Сколько сказок прочитал Араш? Составь

обратную задачу.

Повышенный уровень.

16. Семена гороха сохраняют жизнеспособность до 5 лет, а

семена лотоса могут храниться до 100 лет. Поставь вопрос

так, чтобы задача решалась с помощью действия сложения.

Составь и реши обратную задачу. (При решении задачи

учитель дает пояснения о продолжительности

жизнеспособности семян гороха и лотоса, приводит данные о

возможности хранения семян гороха до 5-6 лет, семян лотоса –

до трех тысяч лет.

2 класс.

Задачи на кратное сравнение.

Базовый уровень.

7

1.

Наран выучил 18 калмыцких слов, а Гаря 6 слов. Во сколько

раз

больше

слов

выучил

Наран,

чем

Гаря?

Составь

обратную задачу.

2.

Н а ц и о н а л ь н ы й

т е а т р

и м е н и

Б . Б а с а н г о в а

п о с е т и л о

3 0

в т о р о к л а с с н и к о в

и

6

третьеклассников.

Во

сколько

раз

м е н ь ш е

п о с е т и л о

т е а т р

т р е т ь е к л а с с н и к о в ,

ч е м

второклассников? Составь обратную задачу.

Повышенный уровень.

3. Японский журавль весит 9 кг, что в 3 раза больше

веса степного журавля. Сколько весит степной

журавль?

Задачи на увеличение и уменьшение числа в

несколько раз.

Базовый уровень.

4.

У Баира 12 альчиков, а у Кемы в 2 раза меньше. Сколько

альчиков у Кемы? Составь обратную задачу.

5.

Одна швея сшила 15 калмыцких костюмов, а другая в 3 раза

меньше. Сколько костюмов сшила вторая швея? Составь

обратную задачу.

8

6. Длина рогов сайгака 30 см, а длина шерсти в зимний период

– в 3 раза меньше. Сколько см. составляет шерсть сайгака в

зимний

период?

Составь

и

реши

обратную задачу.

Повышенный уровень.

7. Продолжительность цветения тюльпанов около 10 дней, что

на

20

дней

меньше

продолжительности

цветения

лесных

ла н д ы ше й .

В о

с колько

р а з

б ольше

с о с т а в л я е т

продолжительность

цветения

лесных

ландышей,

чем

тюльпанов?

Составные задачи на нахождение суммы.

Базовый уровень.

8. Весной в степи из норок вылезли в первый

день 7 сусликов, а во второй в 3 раза больше.

Сколько сусликов вылезло из норок в первый и

второй день? Составь обратную задачу.

9. У Эрдни 12 альчиков, а у Кемы в 2 раза

меньше. Сколько всего альчиков у ребят? Составь обратную

задачу.

10. В магазин в первый день привезли 14 калмыцко - русских

словарей, а во второй в 2 раза меньше. Сколько всего словарей

привезли в магазин? Составь обратную задачу.

Повышенный уровень.

11.

На

викторине

одна

команда

подобрала

13

калмыцких

пословиц,

а

другая

10

калмыцких

пословиц. Сколько баллов набрали обе команды, если

каждый ответ оценивался двумя баллами?

9

Задачи на разностное сравнение.

Базовый уровень.

12.

На

территории

Калмыкии

встречается

56

видов млекопитающих, а пресмыкающихся 19

в и д о в .

Н а

с к о л ь к о

м е н ь ш е

в и д о в

пресмыкающихся

встречается

на

территории

Калмыкии, чем млекопитающих?

Повышенный уровень.

13. Байрта выучила 20 слов на калмыцком языке, Ногала – 35

слов,

Делгир

30

слов.

На

сколько

больше

слов

выучила

Ногала, чем Делгир? На сколько меньше слов выучила Байрта,

чем Ногала?

Составные задачи на нахождение суммы.

Базовый уровень.

14. Одна доярка надоила 70 л. молока, а другая на

15 л. меньше. Сколько всего литров надоили 2

доярки?

15.

Краеведческий

музей

им.

Пальмова

посетили

дети

из

Национальной

гимназии

15

человек,

из

детского

сада

на

5

человек меньше, а из школы столько, сколько из Национальной

гимназии и детского сада вместе. Сколько всего ребят из школы

посетило краеведческий музей им. Пальмова?

Повышенный уровень.

16. Расстояние от г. Элисты до п. Ики-Чонос – 35 км.

Велосипедист за один час проехал 8 км., а за второй– 10 км.

10

Рассмотри схему и поясни, что обозначают на ней отрезки

МК,АМ,АК.

Составные задачи на нахождение остатка.

Базовый уровень.

17. Библиотеку имени Амур – Санана посетило 30 мужчин и 15

женщин. 20 человек взяли книги на абонементе и ушли.

Остальные остались заниматься в читальном зале. Сколько

человек осталось в читальном зале?

18. В парке «Дружба» школьники посадили 14

кленов и 16 тополей. 12 деревьев они полили.

Сколько деревьев им осталось полить?

19. Калмыкию посетила делегация из двух стран: из Америки –

16 человек и из Швеции – 12 человек. Через несколько дней

8 человек уехали домой. Сколько членов делегации осталось

в Калмыкии?

Повышенный уровень.

20. На встречу с Хургуновой Ириной, участвовавшей

в съёмках фильма «Небесный верблюд», продали

60 взрослых и 32 детских билета. Сколько билетов

на эту встречу остались в кассе, если в театре 100

мест?

Запиши

решение

задачи

разными

способами. Нарисуй схему к задаче.

Простые задачи на умножение.

Базовый уровень.

21. В двух вазах по 3 тюльпана. Сколько тюльпанов в двух

вазах?

11

22. У одного барана 4 ноги. Сколько ног у четырех баранов?

Повышенный уровень.

23. Байр купил 3 ручки по 3 рубля каждая. Сколько денег он

отдал в кассу, если получил сдачу 41 руб?

12

3 класс.

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

Базовый уровень.

1.

На

клумбу

посадили

4

ряда

желтых

тюльпанов

по

7

луковиц

в

ряду

и

2

ряда

красных тюльпанов. Сколько луковиц красных

тюльпанов в одном ряду, если всего посадили

46 луковиц?

2.

На

экскурсию

в

г.

Элисту

из

п.

Яшкуль

приехало

100

школьников. В 2 автобуса сели по 40 человек. Остальные

сели поровну в 4 машины. Сколько человек было в каждой

машине?

Повышенный уровень.

3. У Бадмы в 4 раза больше альчиков, чем у Айсы, и в 2 раза

больше, чем у Саглары. Сколько альчиков у каждого из

детей, если вместе у них 28 альчиков?

Задачи на нахождение суммы.

Базовый уровень.

4 . Суслик

вырыл

норку

в

степи.

Утром

он

выбегал 5 раз, принося по 25 зернышек и

вечером

3

раза,

по

15

зернышек.

Сколько

всего зернышек принес суслик в норку?

5.

Масса тела сайгака (самца) достигает 48 кг, а масса тела

самки в 2 раза меньше. Сколько весят тело самца и самки

вместе?

Повышенный уровень.

13

6. У 5 семей жаворонка в гнездах по 6 яиц, а у стольких же

семей дятла по 7 яиц. Сколько всего яиц в гнездах этих

птиц? (Реши задачу двумя способами).

Задачи на приведение к единице.

Базовый уровень.

7. В двух вазах 6 тюльпанов. Сколько тюльпанов в 3 вазах?

8. С 8 овец настригли 32 кг шерсти, с каждой

поровну.

Сколько

всего

овец

нужно

настричь,

чтобы получить 40 кг шерсти?

9. От 4 коров получили 40 литров молока, от каждой поровну.

Сколько коров при том же надое дадут 90 л. молока?

Повышенный уровень.

10.

На

10

оркестровых

домбр

натянули

20

струн,

на

4

гитары

натянули

28

струн.

На

сколько

больше

струн

у

гитары,

чем

у

домбры? Измени вопрос так, чтобы

последнее

действие

решало сь

действием сложением.

Составные задачи на разностное и кратное сравнение.

11. В парке «Дружба» на аттракционе катались 6 мальчиков, а

девочек в 2 раза меньше. На сколько больше каталось мальчиков,

чем девочек?

12. Один мастер изготовил 8 маля, а другой на 4

меньше.

Во

сколько

раз

больше,

сделал

маля

1

мастер, чем второй?

14

13. На озере Маныч плавало 6 селезней, а уток в 2 раза меньше.

Во сколько раз больше плавало селезней, чем уток?

Повышенный уровень.

14. Ээджа испекла борцогов в 4 раза больше внучки. Внучка

испекла

борцогов

на

24

меньше.

Сколько

борцогов

испекла

внучка?

Задачи на нахождение суммы двух произведений.

Базовый уровень.

15. В двух бидонах по 25л. молока, а в 4 бидонах по

15 л. Сколько всего литров молока в этих бидонах?

16.

Юннаты

посадили

3

ряда

по

8

тюльпанов

в

каждом и 5 рядов по 4 нарцисса в каждом. Сколько

всего цветов посадили юннаты?

17. К празднику Цаган Сар купили 2 ящика конфет

по 11 кг в каждом и 4 ящика пряников по 10 кг

в каждом. Сколько всего сладостей купили?

Повышенный уровень.

18. К празднику Цагар Сар сделали 40 букетов из красных

тюльпанов по 5 цветков в каждом букете и 25 букетов из 75

желтых тюльпанов. Сколько цветков в каждом букете их

желтых тюльпанов, если всего 275 тюльпанов?

Простые задачи на нахождение цены, количества

стоимости.

Базовый уровень.

19.

Одна пиала стоит 50 рублей. Сколько стоит 6 таких пиал?

20.

Один кг дотура стоит 80 рублей. Сколько стоит 5 кг дотура?

21.

За 5 газет «Байрта» заплатили 100 руб. Сколько стоит одна

газета?

15

Повышенный уровень.

22. У аавы 10 купюр по 10 руб. и 1 купюра достоинством 100

руб. Может ли он купить на эти деньги 2 кг. дотура, если 1 кг.

стоит 80 руб? Сколько денег у него останется?

4 класс.

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

Базовый уровень.

1.

Национальная

библиотека

имени

Амур-Санана

получила 500 новых книг. На 4-х полках поставили

по 50 книг, а на остальные по 30 книг. Сколько полок

с 30 книгами?

2.

За два дня ветеринар сделал 200 прививок верблюдам. В

первый день он сделал 120 прививок. Сколько прививок

сделал ветеринар во 2 день.

Повышенный уровень.

3.

Мастер хочет расписать 480 пиал за

4

часа,

а

ученику

на

выполнение

этой работы потребуется времени в

3

раза

больше.

За

сколько

часов

могут расписать 480 пиал мастер и

ученик при совместной работе?

Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.

Базовый уровень.

4.

Баран весит 40 кг. Сколько весит ½ барана?

16

5.

Верблюд живет 40 лет. 1/5 своей жизни он растет. Сколько

лет растет верблюд?

6.

Верблюды

вынашивают

своих

младенцев

400

дней,

а

суслики 1/25 часть этого времени. Сколько времени суслики

вынашивают детей?

7.

Из кастрюли отлили ½ часть джомбы – 3 литра. Сколько

литров находилось в кастрюле?

8.

Ээджа испекла 80 борцогов, 2/3 их числа съели. Сколько

борцогов съели?

Повышенный уровень.

9.

До

1917

года

в

Калмыкии

насчитывалось

всего

5

медработников.

Это

1/800

часть

медработников

нашего

времени.

Сколько

медработников в Калмыкии насчитывается в

настоящее

время?

На

сколько

больше

медработников сейчас, чем в 1917 году?

Простые задачи на движение.

Базовый уровень.

10.

Чабан

прошел

от

одной

животноводческой

стоянки до другой 12 км за 3 часа. С какой

скоростью шел чабан?

11.

Расстояние

от

г.Элиста

до

г.Городовиковска

240 км, микроавтобус «Газель» проходит за 3

часа. С какой скоростью проезжает «Газель» это

расстояние?

12. Расстояние от г.Элиста до г.Ставрополь 272 км, а до г.

Волгограда 294 км. На сколько больше км от Элисты

до

Волгограда

по

автодороге,

чем

от

г.Элисты

до

Ставрополя?

13.

Скорость

сайгака

70

км.ч

.

За

сколько

времени

он

пробежит расстояние в 210 км?

17

Повышенный уровень.

14.

От

г.Элисты

до

с.Ульдючины

лыжник

шел

3

часа

со

скоростью 15 км/ч. Столько же времени лыжник потратил от

с.Ульдючины

до

с.Приютное,

преодолев

расстояние

в

20

км.? Найди расстояние между г.Элистой и с.Приютное. С

какой

скоростью

шел

лыжник

от

с.Ульдючины

до

с.Приютное?

Составные задачи на движение.

Базовый уровень.

15. Черепаха за 3 минуты может проползти 15 м, а сайгак за это

время пробежит 3000 м. Во сколько раз скорость сайгака

больше скорости черепахи? На сколько скорость сайгака

больше скорости черепахи?

16. Скорость полета сокола 23 м. в секунду, а орла – 1800

м/мин. Сможет ли орел догнать сокола, если расстояние

между ними 15 м?

Повышенный уровень.

17.

Между

г.Элистой

и

г.Астраханью

расстояние

312

км.

Одновременно навстречу друг другу выехали 2 машины и

встретились через 3 часа. Одна машина ехала со скоростью

60 км/ч. С какой скоростью ехала другая машина?

Сравни свои рассуждения с рассуждениями Иляны и Айсена.

Иляна составила уравнение так: Айсен составил

уравнение так:

х

х

3 + 3

х

60 = 312 (60+ х)

х

3 = 312

Составные задачи на нахождение остатка.

Базовый уровень.

18.

Шахматный

город

Сити

Че сс

посетили делегация из Америки 160

человек

и

из

Швеции

180

человек.

Через

несколько

дней

80

человек

уехало. Сколько человек осталось?

18

19.

В

парке

«Дружба»

было

посажено

140

кленов

и

160

тополей.

120

деревьев

после

посадки

полили.

Сколько

деревьев осталось полить?

Повышенный уровень.

20. Из 96 метров ткани сшили 18 национальных платьев и

костюмы. На каждое платье израсходовали 3 метра, а на

каждый костюм 6 метров. Сколько сшили костюмов?

Объясни,

что

обозначают

выражения,

составленные

по

условию этой задачи, если х – количество костюмов.

6

х

х; 96 - 6

х

х ; 3

х

18; 96 – 3

х

18.

Какие уравнения ты можешь составить по условию задачи,

используя эти выражения?

Задачи на кратное сравнение

.

Базовый уровень.

21. В 1958г насчитывалось 815 000 сайгаков, а в 2010г их

осталось 10 000 особей. Во сколько раз меньше сайгаков

осталось в 2010г, чем 1958?

22.

Протяженность

территории

Калмыкии

с

севера на юг 458 км, а с запада на восток на 35

км меньше. Какова протяженность территории

Калмыкии с запада на восток?

Повышенный уровень.

.23 Чабан Адьян Ходжгуров из совхоза

им.

Джалыкова

за

20лет

работы

вырастил

около

30000

овец,

а

его

сосед

за

это

время

получил

около

20000 овец. На сколько больше овец

получил Адьян Ходжгуров за год, чем

его сосед?

19

.24 Чабан Бадма Санджиев в один год от 100 самок получил 130

ягнят, а в другой год от 100 самок получил 143 ягненка. На

сколько ягнят больше получил чабан во второй год, чем в

первый?

20



В раздел образования