Автор: Миронова Нелля Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 им.Сергиенко Н.Г." г.Элиста
Населённый пункт: Республика Калмыкия г.Элиста
Наименование материала: Сборник задач
Тема: "Система задач для начальной школы с использованием краеведческого материала"
Раздел: начальное образование
0
МБОУ «СОШ №3 им.Сергиенко Н.Г.» г.Элиста
Система задач для начальной школы
с использованием краеведческого
материала
Элиста 2018
Выпуск 3
Элиста - 2016
Автор-составитель: Миронова Н.В., учитель начальных классов МБОУ
"Средняя общеобразовательная школа №3 имени Сергиенко Н.Г."
Данный
сборник
содержит
систему
задач
для
начальной
школы
с
использованием
краеведческого
материала
(из
опыта
работы
учителя
начальных
классов
МБОУ
«СОШ
№3
имени
Сергиенко
Н.Г.»
г.
Элисты
Мироновой Нелли Владимировны).
1
От автора-составителя
«Великий воспитатель – народ». (К.Д Ушинский).
Одна из задач современной системы образования – приобщение молодого
поколения к исторической памяти народа, а значит и сохранение её в наших
детях. Программа развития региональной системы образования Республики
Калмыкия определила возможности использования национальных, культурных
традиций не в ущерб федеральному содержанию образования, а во имя его
единства и целостности.
Данное
пособие
представляет
собой
сборник
задач
краеведческого
характера для учащихся 1-4 классов. Задачи базового и повышенного уровня
составлены с учетом программного материала школы I ступени: для 1 класса –
на
нахождение
суммы
и
разности,
для
2
класса
–
задачи
на
кратное
и
разностное сравнение и т.д. Учащимся предлагаются задачи базового (60 задач)
и повышенного (25 задач) уровней, что предусматривает дифференциацию
обучения.
Кроме
того,
в
соответствии
с
методикой
УДЕ
академика
П.М.
Эрдниева даётся дополнительное задание
на составление обратных задач.
Практика
показывает,
что
подобные
задания
активизируют
учащихся,
формируют
у
школьников
творческое
мышление,
чувство
патриотизма,
готовность беречь и развивать национальные традиции.
Надеюсь,
что
данный
труд
будет
интересен
и
использован
в
работе
коллегами-учителями г. Элиста и республики. Считаю, что таким образом мы
вносим свой посильный вклад в дело сохранения национальной культуры.
Сегодня
это
в
большей
степени
возможно
только
через
сохранение
национального
в
содержании
образования,
через
использование
в
повседневной педагогической практике этнических, духовных и культурных
особенностей калмыцкого народа.
Миронова Н.В., учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №3 имени Сергиенко Н.Г.» г. Элиста
2
1класс.
Задачи на нахождение суммы.
Базовый уровень.
1.
В степи паслось 5 сайгаков. К ним подошли еще 4
сайгака. Сколько всего сайгаков паслось в степи?
Составь обратную задачу.
2.
Швея сшила 4 мужских калмыцких костюма и 6 женских
костюмов. Сколько всего калмыцких костюмов сшила
швея? Составь обратную задачу.
3.
Ээджа испекла 30 борцогов и 20 пирожков.
Сколько всего борцогов и пирожков испекла ээджа? Составь
обратную задачу.
4.
В альчики играли 5 мальчиков и столько же девочек.
Сколько
всего
детей
играло
в
альчики?
Составь
обратную задачу.
Повышенный уровень.
5. За 4 минуты Мерген выучил 10 калмыцких слов. В каждую следующую
минуту он заучивал слов больше, чем в предыдущую. Обозначь каждое
слово кругом и покажи на рисунке, сколько слов мог выучить Мерген в
каждую минуту. Реши задачу.
Задачи на нахождение разности.
Базовый уровень
6.
Для покрытия кибитки нужно 10 ширдыков. После
того,
как
несколько
ширдыков
использовали,
осталось
7
ширдыков.
Сколько
ширдыков
использовали? Составь обратную задачу.
3
7.
В степи гуляли 7 журавлей. Когда прилетели еще несколько журавлей,
всего
их
в
степи
стало
14.
Сколько
журавлей
прилетело?
Составь
обратную задачу.
Повышенный уровень.
8. Иляна посадила 10 тюльпанов за 4 дня. В каждый
следующий
день
она
сажала
тюльпанов
меньше,
чем
в
предыдущий.
Обозначь
каждый
тюльпан
квадратом и покажи на рисунке, сколько тюльпанов
Иляна сажала каждый день. Реши задачу.
Задачи на разностное сравнение.
Базовый уровень.
9.
Табунщик
держал
в
своем
табуне
14
десятков
лошадей,
а
его
сосед
–
10
десятков
лошадей.
На
сколько больше десятков лошадей держал табунщик,
чем его сосед? Составь обратную задачу.
10. Один стригаль настриг за день 150 кг верблюжьей шерсти, а другой 200 кг.
На
сколько
меньше
настриг
первый
стригаль,
чем
второй?
Составь
обратную задачу.
11.Расстояние от города Элисты до посёлка Яшкуль 85 км., а
до
села
Троицкое
12
км.
На
сколько
километров
расстояние до села Троицкое меньше, чем до посёлка
Яшкуль.
Составь обратную задачу.
Повышенный уровень.
12. В одной отаре 400 овец, а в другой – 600 овец.
4
Догадайся,
какое
количество
овец
обозначает
отрезок
АК.
Запиши
выражением ответ на вопрос: «На сколько больше овец в одной отаре, чем в
другой?»
13. Как называется фигура в калмыцких шахматах, заменяющая слона?
Волк –
12
Верблюд – 15
Сайгак – 18
5
Действия в цепочке выполняются обратные данным.
15 –
(верблюд)
Задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц.
Базовый уровень.
14.На озере Маныч плавало 9 белых лебедей, а
чёрных на 2 больше. Сколько чёрных лебедей
плавало на озере? Составь обратную задачу.
15. Данзан прочитал 12 калмыцких сказок, а его друг Араш на 3
сказки меньше. Сколько сказок прочитал Араш? Составь
обратную задачу.
Повышенный уровень.
16. Семена гороха сохраняют жизнеспособность до 5 лет, а
семена лотоса могут храниться до 100 лет. Поставь вопрос
так, чтобы задача решалась с помощью действия сложения.
Составь и реши обратную задачу. (При решении задачи
учитель дает пояснения о продолжительности
жизнеспособности семян гороха и лотоса, приводит данные о
возможности хранения семян гороха до 5-6 лет, семян лотоса –
до трех тысяч лет.
2 класс.
Задачи на кратное сравнение.
Базовый уровень.
7
1.
Наран выучил 18 калмыцких слов, а Гаря 6 слов. Во сколько
раз
больше
слов
выучил
Наран,
чем
Гаря?
Составь
обратную задачу.
2.
Н а ц и о н а л ь н ы й
т е а т р
и м е н и
Б . Б а с а н г о в а
п о с е т и л о
3 0
в т о р о к л а с с н и к о в
и
6
третьеклассников.
Во
сколько
раз
м е н ь ш е
п о с е т и л о
т е а т р
т р е т ь е к л а с с н и к о в ,
ч е м
второклассников? Составь обратную задачу.
Повышенный уровень.
3. Японский журавль весит 9 кг, что в 3 раза больше
веса степного журавля. Сколько весит степной
журавль?
Задачи на увеличение и уменьшение числа в
несколько раз.
Базовый уровень.
4.
У Баира 12 альчиков, а у Кемы в 2 раза меньше. Сколько
альчиков у Кемы? Составь обратную задачу.
5.
Одна швея сшила 15 калмыцких костюмов, а другая в 3 раза
меньше. Сколько костюмов сшила вторая швея? Составь
обратную задачу.
8
6. Длина рогов сайгака 30 см, а длина шерсти в зимний период
– в 3 раза меньше. Сколько см. составляет шерсть сайгака в
зимний
период?
Составь
и
реши
обратную задачу.
Повышенный уровень.
7. Продолжительность цветения тюльпанов около 10 дней, что
на
20
дней
меньше
продолжительности
цветения
лесных
ла н д ы ше й .
В о
с колько
р а з
б ольше
с о с т а в л я е т
продолжительность
цветения
лесных
ландышей,
чем
тюльпанов?
Составные задачи на нахождение суммы.
Базовый уровень.
8. Весной в степи из норок вылезли в первый
день 7 сусликов, а во второй в 3 раза больше.
Сколько сусликов вылезло из норок в первый и
второй день? Составь обратную задачу.
9. У Эрдни 12 альчиков, а у Кемы в 2 раза
меньше. Сколько всего альчиков у ребят? Составь обратную
задачу.
10. В магазин в первый день привезли 14 калмыцко - русских
словарей, а во второй в 2 раза меньше. Сколько всего словарей
привезли в магазин? Составь обратную задачу.
Повышенный уровень.
11.
На
викторине
одна
команда
подобрала
13
калмыцких
пословиц,
а
другая
–
10
калмыцких
пословиц. Сколько баллов набрали обе команды, если
каждый ответ оценивался двумя баллами?
9
Задачи на разностное сравнение.
Базовый уровень.
12.
На
территории
Калмыкии
встречается
56
видов млекопитающих, а пресмыкающихся 19
в и д о в .
Н а
с к о л ь к о
м е н ь ш е
в и д о в
пресмыкающихся
встречается
на
территории
Калмыкии, чем млекопитающих?
Повышенный уровень.
13. Байрта выучила 20 слов на калмыцком языке, Ногала – 35
слов,
Делгир
–
30
слов.
На
сколько
больше
слов
выучила
Ногала, чем Делгир? На сколько меньше слов выучила Байрта,
чем Ногала?
Составные задачи на нахождение суммы.
Базовый уровень.
14. Одна доярка надоила 70 л. молока, а другая на
15 л. меньше. Сколько всего литров надоили 2
доярки?
15.
Краеведческий
музей
им.
Пальмова
посетили
дети
из
Национальной
гимназии
15
человек,
из
детского
сада
на
5
человек меньше, а из школы столько, сколько из Национальной
гимназии и детского сада вместе. Сколько всего ребят из школы
посетило краеведческий музей им. Пальмова?
Повышенный уровень.
16. Расстояние от г. Элисты до п. Ики-Чонос – 35 км.
Велосипедист за один час проехал 8 км., а за второй– 10 км.
10
Рассмотри схему и поясни, что обозначают на ней отрезки
МК,АМ,АК.
Составные задачи на нахождение остатка.
Базовый уровень.
17. Библиотеку имени Амур – Санана посетило 30 мужчин и 15
женщин. 20 человек взяли книги на абонементе и ушли.
Остальные остались заниматься в читальном зале. Сколько
человек осталось в читальном зале?
18. В парке «Дружба» школьники посадили 14
кленов и 16 тополей. 12 деревьев они полили.
Сколько деревьев им осталось полить?
19. Калмыкию посетила делегация из двух стран: из Америки –
16 человек и из Швеции – 12 человек. Через несколько дней
8 человек уехали домой. Сколько членов делегации осталось
в Калмыкии?
Повышенный уровень.
20. На встречу с Хургуновой Ириной, участвовавшей
в съёмках фильма «Небесный верблюд», продали
60 взрослых и 32 детских билета. Сколько билетов
на эту встречу остались в кассе, если в театре 100
мест?
Запиши
решение
задачи
разными
способами. Нарисуй схему к задаче.
Простые задачи на умножение.
Базовый уровень.
21. В двух вазах по 3 тюльпана. Сколько тюльпанов в двух
вазах?
11
22. У одного барана 4 ноги. Сколько ног у четырех баранов?
Повышенный уровень.
23. Байр купил 3 ручки по 3 рубля каждая. Сколько денег он
отдал в кассу, если получил сдачу 41 руб?
12
3 класс.
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Базовый уровень.
1.
На
клумбу
посадили
4
ряда
желтых
тюльпанов
по
7
луковиц
в
ряду
и
2
ряда
красных тюльпанов. Сколько луковиц красных
тюльпанов в одном ряду, если всего посадили
46 луковиц?
2.
На
экскурсию
в
г.
Элисту
из
п.
Яшкуль
приехало
100
школьников. В 2 автобуса сели по 40 человек. Остальные
сели поровну в 4 машины. Сколько человек было в каждой
машине?
Повышенный уровень.
3. У Бадмы в 4 раза больше альчиков, чем у Айсы, и в 2 раза
больше, чем у Саглары. Сколько альчиков у каждого из
детей, если вместе у них 28 альчиков?
Задачи на нахождение суммы.
Базовый уровень.
4 . Суслик
вырыл
норку
в
степи.
Утром
он
выбегал 5 раз, принося по 25 зернышек и
вечером
3
раза,
по
15
зернышек.
Сколько
всего зернышек принес суслик в норку?
5.
Масса тела сайгака (самца) достигает 48 кг, а масса тела
самки в 2 раза меньше. Сколько весят тело самца и самки
вместе?
Повышенный уровень.
13
6. У 5 семей жаворонка в гнездах по 6 яиц, а у стольких же
семей дятла по 7 яиц. Сколько всего яиц в гнездах этих
птиц? (Реши задачу двумя способами).
Задачи на приведение к единице.
Базовый уровень.
7. В двух вазах 6 тюльпанов. Сколько тюльпанов в 3 вазах?
8. С 8 овец настригли 32 кг шерсти, с каждой
поровну.
Сколько
всего
овец
нужно
настричь,
чтобы получить 40 кг шерсти?
9. От 4 коров получили 40 литров молока, от каждой поровну.
Сколько коров при том же надое дадут 90 л. молока?
Повышенный уровень.
10.
На
10
оркестровых
домбр
натянули
20
струн,
на
4
гитары
натянули
28
струн.
На
сколько
больше
струн
у
гитары,
чем
у
домбры? Измени вопрос так, чтобы
последнее
действие
решало сь
действием сложением.
Составные задачи на разностное и кратное сравнение.
11. В парке «Дружба» на аттракционе катались 6 мальчиков, а
девочек в 2 раза меньше. На сколько больше каталось мальчиков,
чем девочек?
12. Один мастер изготовил 8 маля, а другой на 4
меньше.
Во
сколько
раз
больше,
сделал
маля
1
мастер, чем второй?
14
13. На озере Маныч плавало 6 селезней, а уток в 2 раза меньше.
Во сколько раз больше плавало селезней, чем уток?
Повышенный уровень.
14. Ээджа испекла борцогов в 4 раза больше внучки. Внучка
испекла
борцогов
на
24
меньше.
Сколько
борцогов
испекла
внучка?
Задачи на нахождение суммы двух произведений.
Базовый уровень.
15. В двух бидонах по 25л. молока, а в 4 бидонах по
15 л. Сколько всего литров молока в этих бидонах?
16.
Юннаты
посадили
3
ряда
по
8
тюльпанов
в
каждом и 5 рядов по 4 нарцисса в каждом. Сколько
всего цветов посадили юннаты?
17. К празднику Цаган Сар купили 2 ящика конфет
по 11 кг в каждом и 4 ящика пряников по 10 кг
в каждом. Сколько всего сладостей купили?
Повышенный уровень.
18. К празднику Цагар Сар сделали 40 букетов из красных
тюльпанов по 5 цветков в каждом букете и 25 букетов из 75
желтых тюльпанов. Сколько цветков в каждом букете их
желтых тюльпанов, если всего 275 тюльпанов?
Простые задачи на нахождение цены, количества
стоимости.
Базовый уровень.
19.
Одна пиала стоит 50 рублей. Сколько стоит 6 таких пиал?
20.
Один кг дотура стоит 80 рублей. Сколько стоит 5 кг дотура?
21.
За 5 газет «Байрта» заплатили 100 руб. Сколько стоит одна
газета?
15
Повышенный уровень.
22. У аавы 10 купюр по 10 руб. и 1 купюра достоинством 100
руб. Может ли он купить на эти деньги 2 кг. дотура, если 1 кг.
стоит 80 руб? Сколько денег у него останется?
4 класс.
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Базовый уровень.
1.
Национальная
библиотека
имени
Амур-Санана
получила 500 новых книг. На 4-х полках поставили
по 50 книг, а на остальные по 30 книг. Сколько полок
с 30 книгами?
2.
За два дня ветеринар сделал 200 прививок верблюдам. В
первый день он сделал 120 прививок. Сколько прививок
сделал ветеринар во 2 день.
Повышенный уровень.
3.
Мастер хочет расписать 480 пиал за
4
часа,
а
ученику
на
выполнение
этой работы потребуется времени в
3
раза
больше.
За
сколько
часов
могут расписать 480 пиал мастер и
ученик при совместной работе?
Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.
Базовый уровень.
4.
Баран весит 40 кг. Сколько весит ½ барана?
16
5.
Верблюд живет 40 лет. 1/5 своей жизни он растет. Сколько
лет растет верблюд?
6.
Верблюды
вынашивают
своих
младенцев
400
дней,
а
суслики 1/25 часть этого времени. Сколько времени суслики
вынашивают детей?
7.
Из кастрюли отлили ½ часть джомбы – 3 литра. Сколько
литров находилось в кастрюле?
8.
Ээджа испекла 80 борцогов, 2/3 их числа съели. Сколько
борцогов съели?
Повышенный уровень.
9.
До
1917
года
в
Калмыкии
насчитывалось
всего
5
медработников.
Это
1/800
часть
медработников
нашего
времени.
Сколько
медработников в Калмыкии насчитывается в
настоящее
время?
На
сколько
больше
медработников сейчас, чем в 1917 году?
Простые задачи на движение.
Базовый уровень.
10.
Чабан
прошел
от
одной
животноводческой
стоянки до другой 12 км за 3 часа. С какой
скоростью шел чабан?
11.
Расстояние
от
г.Элиста
до
г.Городовиковска
240 км, микроавтобус «Газель» проходит за 3
часа. С какой скоростью проезжает «Газель» это
расстояние?
12. Расстояние от г.Элиста до г.Ставрополь 272 км, а до г.
Волгограда 294 км. На сколько больше км от Элисты
до
Волгограда
по
автодороге,
чем
от
г.Элисты
до
Ставрополя?
13.
Скорость
сайгака
70
км.ч
.
За
сколько
времени
он
пробежит расстояние в 210 км?
17
Повышенный уровень.
14.
От
г.Элисты
до
с.Ульдючины
лыжник
шел
3
часа
со
скоростью 15 км/ч. Столько же времени лыжник потратил от
с.Ульдючины
до
с.Приютное,
преодолев
расстояние
в
20
км.? Найди расстояние между г.Элистой и с.Приютное. С
какой
скоростью
шел
лыжник
от
с.Ульдючины
до
с.Приютное?
Составные задачи на движение.
Базовый уровень.
15. Черепаха за 3 минуты может проползти 15 м, а сайгак за это
время пробежит 3000 м. Во сколько раз скорость сайгака
больше скорости черепахи? На сколько скорость сайгака
больше скорости черепахи?
16. Скорость полета сокола 23 м. в секунду, а орла – 1800
м/мин. Сможет ли орел догнать сокола, если расстояние
между ними 15 м?
Повышенный уровень.
17.
Между
г.Элистой
и
г.Астраханью
расстояние
312
км.
Одновременно навстречу друг другу выехали 2 машины и
встретились через 3 часа. Одна машина ехала со скоростью
60 км/ч. С какой скоростью ехала другая машина?
Сравни свои рассуждения с рассуждениями Иляны и Айсена.
Иляна составила уравнение так: Айсен составил
уравнение так:
х
х
3 + 3
х
60 = 312 (60+ х)
х
3 = 312
Составные задачи на нахождение остатка.
Базовый уровень.
18.
Шахматный
город
Сити
Че сс
посетили делегация из Америки 160
человек
и
из
Швеции
180
человек.
Через
несколько
дней
80
человек
уехало. Сколько человек осталось?
18
19.
В
парке
«Дружба»
было
посажено
140
кленов
и
160
тополей.
120
деревьев
после
посадки
полили.
Сколько
деревьев осталось полить?
Повышенный уровень.
20. Из 96 метров ткани сшили 18 национальных платьев и
костюмы. На каждое платье израсходовали 3 метра, а на
каждый костюм 6 метров. Сколько сшили костюмов?
Объясни,
что
обозначают
выражения,
составленные
по
условию этой задачи, если х – количество костюмов.
6
х
х; 96 - 6
х
х ; 3
х
18; 96 – 3
х
18.
Какие уравнения ты можешь составить по условию задачи,
используя эти выражения?
Задачи на кратное сравнение
.
Базовый уровень.
21. В 1958г насчитывалось 815 000 сайгаков, а в 2010г их
осталось 10 000 особей. Во сколько раз меньше сайгаков
осталось в 2010г, чем 1958?
22.
Протяженность
территории
Калмыкии
с
севера на юг 458 км, а с запада на восток на 35
км меньше. Какова протяженность территории
Калмыкии с запада на восток?
Повышенный уровень.
.23 Чабан Адьян Ходжгуров из совхоза
им.
Джалыкова
за
20лет
работы
вырастил
около
30000
овец,
а
его
сосед
за
это
время
получил
около
20000 овец. На сколько больше овец
получил Адьян Ходжгуров за год, чем
его сосед?
19
.24 Чабан Бадма Санджиев в один год от 100 самок получил 130
ягнят, а в другой год от 100 самок получил 143 ягненка. На
сколько ягнят больше получил чабан во второй год, чем в
первый?
20