"Реализация системно-деятельного подхода на уроках изобразительного искусства"
Автор: Момчинович Елена Александровна Должность: учитель изо и черения Учебное заведение: МОАУ гимназия № 8 Населённый пункт: г. Сочи Краснодарского края Наименование материала: презентация Тема: "Реализация системно-деятельного подхода на уроках изобразительного искусства" Раздел: среднее образование
Изменения, происходящие в современном российском образовании, в связи с
введением ФГОС, заставили меня задуматься, что необходимо предпринять в
новых условиях и как преобразовать процесс обучения детей на уроке ИЗО, для
полноценного формирования и развития личности ученика. Как научить детей
самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения,
контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е.
научить учиться.
В связи с этим у меня возникла необходимость в новых подходах к преподаванию
ИЗО в школе.
Анализируя достижения теории и практики, учитывая свой собственный опыт,
достижение этой цели вижу возможным через использование системно-
деятельного подхода к организации процесса обучения, который заложен в новые
стандарты и предполагает развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности. Любая тема по искусству должна быть не
просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства, действия, ученика, а это
возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ
.
2.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
В процессе работы с детьми я столкнулась с некоторыми
трудностями,
которые необходимо решить в педагогической деятельности:
У некоторых учеников средних классов не развиты творческие
способности, фантазия, воображение, навыки практического решения
творческих задач, некоторые с трудом выполняют задания даже по образцу.
У других детей проявляется отсутствие веры в себя. Они отказываются
выполнять творческие задания, потому что «не могут», у них «не
получится», они не могут ощутить радости творчества.
У некоторых учащихся наблюдается неудовлетворенность результатами
своих усилий и как следствие потеря интереса и мотивации к
изобразительной деятельности.
У многих детей не развиты коммуникативные способности, они не могут
сотрудничать, взаимодействовать, договариваться.
У некоторых нежелательное отношение к предмету. От некоторых детей
можно услышать вопрос - А зачем мне это надо? Я все равно не буду
художником. И это мнение не только детей, но их родителей.
Отсюда следует
проблема,
как организовать процесс формирования и
развитие личности школьника в рамках системно-деятельностного
подхода.
Для решения проблемы мною был разработан проект:
Системно - деятельностный подход как средство формирования
художественно- эстетической культуры школьников на уроках ИЗО
.
Цель работы: Создание условий для формирования художественно-
эстетической культуры школьников на уроках ИЗО.
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
развитие творческих способностей, расширение диапазона воображения,
фантазии, восприятия, пространственного мышления;
обучение изобразительной грамотности, формирование практических
навыков работы в различных видах художественной деятельности навыков
практического решения творческих задач;
развитие коммуникативной компетентности школьников через
использование коллективных средств обучения и обучения в
сотрудничестве;
создание условий для творческой самореализации учащихся через
организацию проектно-исследовательской деятельности и индивидуальной
работы по подготовке к конкурсам и выставкам;
развитие общекультурной компетентности школьников через приобщение
к наследию отечественного и мирового искусства.
Основными
идеями
, обеспечивающими достижение поставленной цели, считаю:
Идею совершенствования методики преподавания на основе системно-
деятельностного подхода (внедрение новых способов, оценивание учебных
достижений).
Идею личностного подхода к ученику (уважение к ребенку, вера в его творческие
силы, отвергая принуждение).
Идею создания информационной среды (информация для родителей о
личностном росте ребенка, достижениях учащихся).
Идею создания ситуации успеха.
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
В своей педагогической деятельности опираюсь на принципы
системно-деятельностного подхода:
Принцип деятельности
обеспечивает включение каждого ребёнка в
самостоятельную познавательную деятельность;
Принцип непрерывности
– означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и
методик с учетом возрастных психологических особенностей развития
детей.
Принцип целостности
– предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире и о самом себе.
принцип минимакса
обеспечивает для каждого ребёнка адекватную
нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по
своей индивидуальной образовательной траектории;
Принцип психологической комфортности
– создание в школе и на
уроках доброжелательной атмосферы, на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности
– предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества
ориентирован на формирование у учащихся
интереса к обучению, создание для каждого из них условий для
самореализации в учебной деятельности.
Свою педагогическую деятельность строю на следующих
теоретических позициях:
Идеи системно-деятельностного подхода В.В.Давыдова. Л.С. Выготского,
Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина;
Идеи личностно-ориентированного подхода И.С.Якиманской, Б.М.Неменского. Цель
данного обучения: Максимально выявить, инициировать, использовать,
«окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности
познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее
заданные свойства.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Им
можно учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и
вдохновлять.
Для развития и совершенствования творческих способностей учащихся в
работе я использую нетрадиционные техники изображения: набрызг,
кляксография, отпечатки природных материалов, восковые мелки+акварель,
оттиск смятой бумагой, что выводит ребенка за привычные рамки рисования,
пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту,
раскрепощает, помогает избавиться от комплекса «я не умею». Дает реальную
возможность развить у детей абстрактное, логическое и эмоциональное
мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Освоение
различных художественных материалов
(гуашь, пастель, восковые мелки, гелевые ручки,
цветные карандаши, уголь, тушь, акварель),
позволяет детям ярче выразить в рисунке свои
чувства, мысли, переживания, эмоции, настроение,
поверить в себя и ощутить радость творчества
Особую роль отвожу работе с бумагой в
различной технике : аппликация,
вырезание, мозаика, бумажная пластика,
квиллинг, рваная аппликация, аппликация
мятой бумагой, коллаж и др., что
развивает точность движения рук,
глазомер, чувство формы и ритма,
изобретательность
Для повышения интереса и положительной мотивации к
познанию основ изобразительного искусства, использую
нетрадиционные формы ведения урока: урок-экскурсия,
урок – путешествие, урок- игра, урок-презентация, урок-
викторина. Посредством таких уроков активизируются
психические процессы учащихся: восприятие, внимание,
память, мышление и развиваются личностные качества,
оценка роли знаний их применение на практике.
Свой урок стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в
жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Он должен быть
каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной
атмосферой увлеченности, которую я создаю, при помощи живого слова,
ярких диалогов, проблемных ситуаций, музыки, зрительных образов,
поэтического слова и использования
информационно- коммуникационные
технологий,
которые позволяют открыть для детей замкнутое пространство
кабинета и погрузиться в мир искусства, формируют личностную,
социальную, интеллектуальную компетенции учащихся. Важно, чтобы после
проведённого занятия в душе каждого ребёнка остался праздник творчества.
Для развития коммуникативной компетентности школьников и навыков
продуктивного сотрудничества
использую
коллективную деятельность
школьников.
Дети выполняют работы на темы:
«Городской пейзаж», «Морской
пейзаж», «, «Русский народный праздник» и др. Успех способствует
проявлению положительных взаимоотношений со сверстниками, развивает
умение сотрудничать, договариваться, принимать чужую точку зрения,
отстаивать свою позицию, понимать и ценить творчество других.
Для расширения навыков общения применяю
игровые технологии.
На уроке
использую такие формы работы как: игры-путешествия; игры-соревнования; игры-
загадки; интеллектуальные турниры, композиционные игры, деловые игры,
предполагающие роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. В
результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять
приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы,
ответственность.
Для творческой самореализации учащихся
организую
проектную
деятельность
. Одной из любимых форм работы является
проектно-
исследовательская деятельность.
Проект для ученика – возможность
максимального раскрытия своего творческого потенциала, возможность
проявить свои способности, приложить знания, принести пользу и
показать публично достигнутый результат, при этом углубляются знания
по ИЗО, краеведению расширяется кругозор и общая культура..
Развития общекультурной компетентности
школьников
осуществляется через приобщение к культурному наследию народа
средствами декоративно-прикладного искусства. ДПИ, решает широкий
круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их
технологией, особенностями декора, мастерами), так и воспитательных
(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культуре
своего народа).
. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к
самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим
результатам. Показателем результативности моей педагогической
деятельности служит высокий уровень мотивации у учащихся к
уроку изобразительного искусства, их способность понять
общечеловеческие ценности, выраженные в художественных
произведениях, уровень художественной грамотности, степень
эмоционального восприятия, желание реализовать свои
потенциальные творческие способности в учебной деятельности.
Мои ученики являются активными
участниками, призерами и победителями
конкурсов и фестивалей изобразительного
искусства разного уровня: городских,
областных, международных.
«ЕСЛИ МЫ БУДЕМ УЧИТЬ СЕГОДНЯ ТАК, КАК МЫ УЧИЛИ ВЧЕРА, МЫ
УКРАДЕМ У ДЕТЕЙ ЗАВТРА» ДЖОН ДЬЮН
Как говорила Е.И.Рерих « Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что
предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты
достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением
жизни».
Обучая детей, я учусь сама, и процесс этот бесконечен. На каждом уроке и я, и дети
открываем мир искусства: дети – себя в этом мире, я - в восприятии детей. Впереди
работа и творчество…
Список используемой литературы.
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов //
Практика образования.-2008.- №2.
Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии. – Москва-Ростов-на-Дону, издательский центр «Март», 2006
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под
общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – Москва, «Владос», 2006
Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской
деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве:
Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Куракова Г.В. Специфика педагогического проектирования процесса формирования ключевых учебных
компетенций обучающихся. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и
психология.2011. № 1. с 39-46.
К удрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г.
Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
Муравьева Г.Е., Куренная Е.В., Дубова Е.А. Педагогическое проектирование в деятельности школьного учителя:
учебно-методическое пособие для начинающих учителей. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011г
Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго
поколения»).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.
Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М., Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).