Автор: Янгильдина Наталья Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Среднеякушкинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: село Средняя Якушка Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Классный час "Семья и семейные ценности"
Раздел: среднее образование
Классный час «Семья и семейные ценности»
Цель:
показать ценности семьи и нравственные основы, на которых строится семья;
формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании
семейных ценностей; создать информационное поле о благополучной семье.
Задачи:
1.
формировать понятие о семейном воспитании и семейных ценностях.
2.
проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития;
воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в
семье.
3.
формирование у учащихся уважительного восприятия своего дома, семьи;
4.
способствовать сближению родителей и детей;
5.
Акцентировать внимание на важность выполнения ролевых позиций в семье;
6.
Акцентировать внимание на проблеме становления и сохранения семьи.
7.
Показать важную роль в семье традиций и ценностей.
1.Основная часть
1)Вступительное слово. (слайд)
- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости. Тема сегодняшнего нашего общения – «Семья
и семейные ценности».
- Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
Ответы уч-ся: ……………………………………………………………………………………..
- Какие ассоциации у вас возникают при слове семья?
Ответы уч-ся: («Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья – это
родные друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют
общие интересы». Семья – это люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые
рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные
люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о
нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Чего нельзя»?,
приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и
получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.
2. - Актуальна ли эта тема на сегодняшний день?
Ответы уч-ся: Конечно. 1) Семья для многих молодых людей не представляет интереса.
2) И даже женившись по любви, уже в первый год семейной жизни, и нередко спустя
десятилетия расходятся.
3) Каким бы успешным ни был человек в профессии, бизнесе, увлечениях,(и как бы ни
относились к браку в молодости) рано или поздно человек понимает, что самое главное –
это семья. Счастье человека невозможно без семьи. Без семьи человек одинок.
3. – Но все же люди расходятся. Неутешительные сведения предоставляет Росстат –
федеральная служба статистики, который гласит, что в прошлом году на каждую тысячу
заключенных браков приходится более 560 разводов. Это, конечно, общая цифра по
стране, но именно она позволяет отнести государство к лидерам по столь
неутешительному показателю. Не пугает одиночество?
-А вы можете назвать причины распада семей?
Ответы уч-ся: Поспешное, необдуманное вступление в брак, неверность, пьянство -
наркомания, грубость, неумение идти на компромиссы, уступать друг другу,
непонимание, эгоизм, ссоры, неуважение - оскорбление, остыли чувства…
- Да, семья — это не только
конфеты и букеты. Прежде всего, семья – это ежедневная работа
души
. Как жаль, что забывается главный наказ в день свадьбы - СОВЕТ да ЛЮБОВЬ.
4. Но высказали, что тема актуальна. Значит, многих волнует вопрос семьи и семейных
ценностей. Итак, семья нужна. И это неоспоримо. Другой вопрос: какой должна быть
семья для полного счастья? (крепкой, дружной).
1
-Как вы понимаете «крепкая, дружная, хорошая»?
Ответы уч-ся: Семья должна строиться на доверии и любви, на взаимоуважении и
взаимопонимании.
5.- Можно ли сказанное вами назвать ценностями семьи? А почему ценности? Какой
смысл вы вкладываете в слово «ценности»? А здесь духовные.
Ответы уч-ся: …………………………………………………………………………………….
- Почему?
Ответы уч-ся: Всё это – составляющие фундамента для создания крепкой семьи.
- Достаточно ли этих качеств?
Ответы уч-ся: Семейные традиции и устои. Понимание принятых в семье ролей мужа,
жены, детей, бабушек и дедушек, других родственников. Их права и обязанности всех
членов семьи и ответственность.
- Вместе это называется семейным укладом. И если этот уклад жизни подразумевает
защиту всеми одних и тех же ценностей, гордость за себя и свою семью, где никто не
обижен, не унижен. Это то, ради чего семья существует. Правда же?
6.- А вот материальные ценности играют какую-либо роль в семье?
Ответы учеников: ………………………………………………………………………………
- Играют как положительную, так и отрицательную. Зачастую из-за этого имущества
происходит множество ссор между самыми близкими. Почему такое происходит? Ответы
уч-ся: Отсутствие духовной наполненности превращает семейное имущество в яблоко
раздора. Из-за отсутствия согласия, взаимопонимания между супругами.
7. – А давайте поучися взаимопониманию. Сейчас я предлагаю вам разделиться на
две группы. Девочки сядут вместе в кружок, а мальчики в свой круг. Я попрошу вас
написать: каким должен быть мужчина в семье? А какой - женщина?
Работа в группах.
А теперь посмотрим на результаты.
Чтение ответов. Девочки, согласны вы с мнениями мальчиков? А вы, мальчики?
Мы поняли, что хотят девочки и что хотят мальчики. И мне очень лестно то, что, о чем бы
вы ни говорили, вы говорите о… Давайте перечислим кратко: (говорят дети)о любви, об
уважении, преданности, терпимости, доброте, заботе.
Вы практически создали свод правил семейной жизни! И если будете следовать этим
правилам, то ваша семья будет крепкой, дружной!
8. Ещё одна семейная ценность – дети.. Дети – главная нравственная ценность семьи, и
родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный
человек, здоровый физически и духовно. Для детей семья – это практически целый мир.
Именно семье уделяется главная роль в формировании нравственных ценностей.
9. – А каковы пути формирования ценностей в семье? Убеждение, назидание, ласка,
личный пример?
Хочу рассказать вам притчу.
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали.
Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а
иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели
на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом
блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными.
Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на
пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только
тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом , в комнату вошёл их четырёхлетний сын с
куском дерева в руках.
2
- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.
-Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я
вырасту.
- О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?
Ответы уч-ся: Главное в воспитании - личный пример, а потом убеждение и все
остальное…
- А еще какой вывод? Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам
жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость.
Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому
что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.
10. Итог. Давай обобщим все выше сказанное.
- Итак, семья, и главное в семье - духовные ценности – взаимопонимание, любовь,
уважение, забота, почитание старости. Именно эти семейные ценности воспитают
достойного человека и гражданина своей страны. Это наше видение на поднятую
проблему. И его дополнит с
тихотворение И. Яворовской «Семья».
А семья – это дом,
Это двое и третий,
И, быть может, четвёртый,
И пятый потом.
Это тёплые строки
В желанном конверте,
Если машет разлука
Печальным крылом.
А семья – это свет,
Что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.
Это – творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе –
Всегда пополам.
А семья – это всё.
Без неё холодеет
Одинокая мысль,
Одинокая жизнь.
Ничего не бывает
На свете роднее,
Ничего, как ни думай
И как ни храбрись…
11. Рефлексия.
Издревле огонь считался символом чистоты, святости, мужества. Давайте зажжем свечи,
как символ семейного очага.
(Зажигают свечи. Звучит музыка)
Пусть огонь вечно горит в вашем семейном очаге, очищает мысли и сердце.
Берегите свою семью!
Щедро дарите тепло своего сердца близким!
3