Автор: Смирнова Наталия Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Трёхложинская СШ
Населённый пункт: Волгоградская область Алексеевский район хутор Трёхложинский
Наименование материала: Формирование здоровьесберегающих компетенций старшеклассников как одна из наиболее значимых задач образования
Тема: Формирование здоровьесберегающих компетенций старшеклассников как одна из наиболее значимых задач образования
Раздел: полное образование
Формирование здоровьесберегающих компетенций старшеклассни-
ков как одна из наиболее значимых задач образования
Аннотация. В статье сопоставляются понятия «компетенция» и «компе-
тентность», уточняется определение «здоровьесберегающая компетенция», а
также раскрываются условия формирования здоровьесберегающих компетен-
ций старшеклассников.
Ключевые
слова. Компетенция,
компетентность,
здоровьесберегающая
компетенция, старшеклассники.
Здоровье –
интегративный показатель состояния организма, обеспечиваю-
щий гармоничное взаимодействие со средой обитания, самим собой и окружаю-
щим миром. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, со-
циальная,
психолого-педагогическая
гармония
человека,
доброжелательные,
спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Сохранение здоро-
вья учащихся – одна из главных задач образовательного процесса. Несмотря на
усилия ученых и практиков по созданию соответствующих санитарно-гигиени-
ческих, медицинских, содержательно-организационных условий, пока не удает-
ся разрешить проблему здоровьесбережения.
Здоровье учащихся, особенно старшего школьного возраста (15-18 лет), в по-
следние годы существенно ухудшилось. Это обусловлено, как современной со-
циально-экономической ситуацией, сложной экологической обстановкой, так и
возрастающим распространением вредных привычек (курение, наркомания и
алкоголизм). Кроме того, ситуация усугубляется мощным потоком рекламы из
средств массовой информации (телевидения, газет, журналов, радио, интернета)
[2].
Стоит заметить, что возраст старшего школьника наименее защищен и наибо-
лее подвержен воздействию негативных факторов. Это говорит о том, что теоре-
тических знаний о гигиене, о своем организме, о том, как вести здоровый образ
жизни у школьников недостаточно, а у некоторых их совсем нет. И даже те зна-
ния, которые они имеют, как оказывается, недостаточны для ведения полноцен-
ной здоровой жизни.
В последние десятилетия во многих европейских странах и в России наблю-
дается
тенденция
обновления
образования
в
направлении
формирования
у
школьников (в большей степени старшего звена) компетенций. Государству тре-
буются молодые люди новой формации, активные, креативно мыслящие, гото-
вые к самостоятельности по поиску и применению научных знаний на практи-
ке, к самоанализу и самооценке.
Компетентностный подход является приоритетным для повышения качества
образования на современном этапе. Так как именно в образовательном процес-
се, построенном на основе компетентностного подхода, устанавливается некая
зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых зна-
ний профессиональным умениям, направленность на практику. Здесь возникает
1
необходимость рассмотрения понятий «компетенция» и «компетентность» для
более осмысленного разведения данных понятий (рис. 1).
«Компетенция», в переводе с латинского «competentia» (надлежащий, способ-
ный) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает
познаниями и опытом.
Изучив разные мнения, можно сделать вывод, что компетенция и компетент-
ность взаимосвязаны друг с другом, причем уровень компетентности зависит от
соответствия ее требованиям компетенции. Таким образом, компетенция – это
способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практи-
ческого опыта при решении жизненно важных задач; а
компетентность - это об-
ладание определённой компетенцией.
Каждому школьнику важно получить за время учебы компетенции, которые
будут востребованы в его дальнейшей жизни, в том числе и здоровьесберегаю-
щие. Итак, что такое здоровьесберегающая компетенция?
Компетенция здоровьесбережения рассматривается И.А. Зимней в контексте
компетенций, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятель-
ности, общения. И включает в себя следующие аспекты:
- знание и соблюдение норм здорового образа жизни;
- знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа;
- знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;
- физическая культура человека;
- свобода и ответственность выбора образа жизни [1].
А компетентность здоровьесбережения И.А. Зимняя рассматривает как осно-
ву бытия человека, как социального, а не только биологического существа, где
основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для
всей жизнедеятельности человека [1].
Н.С. Лопаева рассматривает здоровьесберегающую компетенцию как способ-
ность владеть средствами самостоятельного методически правильного исполь-
зования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к
достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения
полноценной социальной и профессиональной деятельности [3].
А.В. Хуторской исследует природоведческие и здоровьесберегающие компе-
тенции в деятельностной форме, включающие следующее:
- наличие опыта ориентации и экологической деятельности в природной сре-
де;
- знание и применение правил поведения в экстремальных ситуациях;
- позитивное отношение к своему здоровью, владение способами физическо-
го самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и
самоконтроля;
- знание и применение правил личной гигиены, умение заботиться о соб-
ственном здоровье, личной безопасности и владение способами оказания пер-
вой медицинской помощи;
- владение элементами психологической грамотности, половой культуры по-
ведения;
2
- наличие двигательного опыта, умение использовать его в массовых формах
соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
- знание факторов положительного влияния здорового образа жизни на общее
состояние организма;
- умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих
физических, психических и личностных качеств [8].
Таким образом, под здоровьесберегающими компетенциями будем понимать
способность использовать знания и умения о здоровье и здоровьесбережении и
успешно применять ее на практике для решения жизненно важных задач.
Кроме предложенных данными авторами составляющих здоровьесберегаю-
щей компетенции, можно добавить не менее значимые, на наш взгляд, а именно:
- пример родителей – именно в семье закладывается отношение ребенка к
своему здоровью, а родители становятся примером ведения здорового образа
жизни;
- самообразование помогает учащимся расширить свой кругозор в области
здоровьесбережения, овладеть новыми знаниями и умениями;
- условия учебно-воспитательного процесса оказывают значительное влияние
на здоровье школьников (около 30% от всех внутришкольных воздействий (2000
год);
- желание и стремление самих старшеклассников – никакие материальные
блага и усилия педагогов не смогут сделать ребенка здоровым без его желания.
Цель современной школы – подготовить детей к жизни, т.е. сформировать
здоровьесберегающие компетенции. Компетенции формируются средствами со-
держания образования. В результате чего у старшеклассников есть возможность
развивать свои способности и решать реальные проблемы жизнедеятельности.
Можно
выделить
два
направления
формирования
здооровьесберегающих
компетенций:
1. Обучение здоровьесберегающей компетенции через систему дополнитель-
ных занятий, факультативов.
2. Включение здоровьесберегающей компетенции в учебные предметы.
При этом большое значение в формировании данной компетенции будут иг-
рать предметы, как гуманитарного цикла, так и естественнонаучного, а также
физическая культура, ОБЖ и технология [5].
Еще одним немаловажным условием формирования здоровьесберегающих
компетенций старшеклассников является и то, что они должны развиваться ро-
дителями, педагогами и медиками. Только объединив все усилия, возможно
научить ребенка применять свои знания в жизни, вести здоровый образ жизни и
сформировать данные компетенции.
Таким образом, достижение понимания ребенком значения здорового образа
жизни для своего организма и формирование здоровьезберегающих компе-
тенций являются наиболее значимыми задачами процесса обучения и воспита-
ния учащихся старшего школьного возраста.
Литература.
3
1.
Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании
[Текст] /Ав-
торская версия. / И.А. Зимняя
– М.: Исследовательский центр
проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 36 с.
2.
Кизласов, С.К. Формирование ключевых компетенций старшекласс-
ников [Текст]
/ С.К. Кизласов // Физическая культура в школе. -
2011. - №5. – С.14-15.
3.
Лопаева, Н.С. Воспитательная среда вуза в формировании здоровье-
сберегающих компетенций [Текст] / Н.С. Лопаева // Вестник ЧГПУ.
- 2010. - №10. – С.87-93.
4.
Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Марко-
ва. – М., 1999. – 308 с.
5.
Радченко, М.П., Плющ, И.В. Здоровьесберегающая компетентность
как показатель эффективности взаимодействия школы и семьи в во-
просах воспитания молодого поколения [Текст] / М.П. Радченко,
И.В. Плющ // Сибирский учитель. - 2008. - №4. – С.28-31.
6.
Резер, Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровье-
сберегающей деятельности [Текст] / Т.М. Резер // Педагогика. -
2006. - №5. – С.29-37.
7.
Семенов, В.И. Здоровьесберегающие и здоровьеукрепляющие меро-
приятия в образовательном процессе [Текст] / В.И. Семенов // Фи-
зическая культура в школе. - 2011. - №6. – С.44-46.
8.
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирова-
ния [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №5.
– С.55-61.
4
5
КОМПЕТЕНЦИЯ
Круг вопросов, явлений, в которых
данное лицо обладает
авторитетностью, познанием,
опытом, кругом полномочий.
(Толковый словарь под ред. Ушакова
Д.И.)
Совокупность взаимосвязанных
качеств личности (знаний, умений,
навыков, способов деятельности),
задаваемых по отношению к
определенному кругу предметов и
процессов, и необходимых для
качественной продуктивной
деятельности по отношению к ним.
(Хуторской А.В.)
Круг вопросов, в которых кто-либо
хорошо осведомлен; круг
полномочий, прав.
(Толковый словарь русского языка
С.И. Ожегова)
Индивидуальная характеристика
степени соответствия требованиям
профессии.
(Маркова А.К.)
Заранее заданное социально
требование (норма), необходимое
для эффективной продуктивной
деятельности в определенной сфере.
(Радченко М.П., Плющ И.В.)
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Осведомленность, авторитетность.
(Толковый словарь под ред. Ушакова
Д.И.)
Владение, обладание человеком
соответствующей компетенцией,
включающей его личностное
отношение к ней и предмету
деятельности.
(Хуторской А.В.)
Компетентный - знающий,
осведомленный, авторитетный в
какой-нибудь области.
(Толковый словарь русского языка
С.И. Ожегова)
Компетентность автор связывает с
созреванием личности и обретением
такого состояния, которое позволяет
ему продуктивно действовать при
выполнении трудовых функций и
достигать ощутимых результатов.
(Маркова А.К.)
Уровень обладания соответствующей
компетенцией, включающей
личностное отношение к ней, к
предмету деятельности. (Радченко
М.П., Плющ И.В.)