Напоминание

Формирование здоровьесберегающих компетенций старшеклассников как одна из наиболее значимых задач образования


Автор: Смирнова Наталия Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Трёхложинская СШ
Населённый пункт: Волгоградская область Алексеевский район хутор Трёхложинский
Наименование материала: Формирование здоровьесберегающих компетенций старшеклассников как одна из наиболее значимых задач образования
Тема: Формирование здоровьесберегающих компетенций старшеклассников как одна из наиболее значимых задач образования
Раздел: полное образование





Назад




Формирование здоровьесберегающих компетенций старшеклассни-

ков как одна из наиболее значимых задач образования

Аннотация. В статье сопоставляются понятия «компетенция» и «компе-

тентность», уточняется определение «здоровьесберегающая компетенция», а

также раскрываются условия формирования здоровьесберегающих компетен-

ций старшеклассников.

Ключевые

слова. Компетенция,

компетентность,

здоровьесберегающая

компетенция, старшеклассники.

Здоровье –

интегративный показатель состояния организма, обеспечиваю-

щий гармоничное взаимодействие со средой обитания, самим собой и окружаю-

щим миром. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, со-

циальная,

психолого-педагогическая

гармония

человека,

доброжелательные,

спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Сохранение здоро-

вья учащихся – одна из главных задач образовательного процесса. Несмотря на

усилия ученых и практиков по созданию соответствующих санитарно-гигиени-

ческих, медицинских, содержательно-организационных условий, пока не удает-

ся разрешить проблему здоровьесбережения.

Здоровье учащихся, особенно старшего школьного возраста (15-18 лет), в по-

следние годы существенно ухудшилось. Это обусловлено, как современной со-

циально-экономической ситуацией, сложной экологической обстановкой, так и

возрастающим распространением вредных привычек (курение, наркомания и

алкоголизм). Кроме того, ситуация усугубляется мощным потоком рекламы из

средств массовой информации (телевидения, газет, журналов, радио, интернета)

[2].

Стоит заметить, что возраст старшего школьника наименее защищен и наибо-

лее подвержен воздействию негативных факторов. Это говорит о том, что теоре-

тических знаний о гигиене, о своем организме, о том, как вести здоровый образ

жизни у школьников недостаточно, а у некоторых их совсем нет. И даже те зна-

ния, которые они имеют, как оказывается, недостаточны для ведения полноцен-

ной здоровой жизни.

В последние десятилетия во многих европейских странах и в России наблю-

дается

тенденция

обновления

образования

в

направлении

формирования

у

школьников (в большей степени старшего звена) компетенций. Государству тре-

буются молодые люди новой формации, активные, креативно мыслящие, гото-

вые к самостоятельности по поиску и применению научных знаний на практи-

ке, к самоанализу и самооценке.

Компетентностный подход является приоритетным для повышения качества

образования на современном этапе. Так как именно в образовательном процес-

се, построенном на основе компетентностного подхода, устанавливается некая

зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых зна-

ний профессиональным умениям, направленность на практику. Здесь возникает

1

необходимость рассмотрения понятий «компетенция» и «компетентность» для

более осмысленного разведения данных понятий (рис. 1).

«Компетенция», в переводе с латинского «competentia» (надлежащий, способ-

ный) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает

познаниями и опытом.

Изучив разные мнения, можно сделать вывод, что компетенция и компетент-

ность взаимосвязаны друг с другом, причем уровень компетентности зависит от

соответствия ее требованиям компетенции. Таким образом, компетенция – это

способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практи-

ческого опыта при решении жизненно важных задач; а

компетентность - это об-

ладание определённой компетенцией.

Каждому школьнику важно получить за время учебы компетенции, которые

будут востребованы в его дальнейшей жизни, в том числе и здоровьесберегаю-

щие. Итак, что такое здоровьесберегающая компетенция?

Компетенция здоровьесбережения рассматривается И.А. Зимней в контексте

компетенций, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятель-

ности, общения. И включает в себя следующие аспекты:

- знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

- знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа;

- знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;

- физическая культура человека;

- свобода и ответственность выбора образа жизни [1].

А компетентность здоровьесбережения И.А. Зимняя рассматривает как осно-

ву бытия человека, как социального, а не только биологического существа, где

основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для

всей жизнедеятельности человека [1].

Н.С. Лопаева рассматривает здоровьесберегающую компетенцию как способ-

ность владеть средствами самостоятельного методически правильного исполь-

зования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к

достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения

полноценной социальной и профессиональной деятельности [3].

А.В. Хуторской исследует природоведческие и здоровьесберегающие компе-

тенции в деятельностной форме, включающие следующее:

- наличие опыта ориентации и экологической деятельности в природной сре-

де;

- знание и применение правил поведения в экстремальных ситуациях;

- позитивное отношение к своему здоровью, владение способами физическо-

го самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и

самоконтроля;

- знание и применение правил личной гигиены, умение заботиться о соб-

ственном здоровье, личной безопасности и владение способами оказания пер-

вой медицинской помощи;

- владение элементами психологической грамотности, половой культуры по-

ведения;

2

- наличие двигательного опыта, умение использовать его в массовых формах

соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

- знание факторов положительного влияния здорового образа жизни на общее

состояние организма;

- умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих

физических, психических и личностных качеств [8].

Таким образом, под здоровьесберегающими компетенциями будем понимать

способность использовать знания и умения о здоровье и здоровьесбережении и

успешно применять ее на практике для решения жизненно важных задач.

Кроме предложенных данными авторами составляющих здоровьесберегаю-

щей компетенции, можно добавить не менее значимые, на наш взгляд, а именно:

- пример родителей – именно в семье закладывается отношение ребенка к

своему здоровью, а родители становятся примером ведения здорового образа

жизни;

- самообразование помогает учащимся расширить свой кругозор в области

здоровьесбережения, овладеть новыми знаниями и умениями;

- условия учебно-воспитательного процесса оказывают значительное влияние

на здоровье школьников (около 30% от всех внутришкольных воздействий (2000

год);

- желание и стремление самих старшеклассников – никакие материальные

блага и усилия педагогов не смогут сделать ребенка здоровым без его желания.

Цель современной школы – подготовить детей к жизни, т.е. сформировать

здоровьесберегающие компетенции. Компетенции формируются средствами со-

держания образования. В результате чего у старшеклассников есть возможность

развивать свои способности и решать реальные проблемы жизнедеятельности.

Можно

выделить

два

направления

формирования

здооровьесберегающих

компетенций:

1. Обучение здоровьесберегающей компетенции через систему дополнитель-

ных занятий, факультативов.

2. Включение здоровьесберегающей компетенции в учебные предметы.

При этом большое значение в формировании данной компетенции будут иг-

рать предметы, как гуманитарного цикла, так и естественнонаучного, а также

физическая культура, ОБЖ и технология [5].

Еще одним немаловажным условием формирования здоровьесберегающих

компетенций старшеклассников является и то, что они должны развиваться ро-

дителями, педагогами и медиками. Только объединив все усилия, возможно

научить ребенка применять свои знания в жизни, вести здоровый образ жизни и

сформировать данные компетенции.

Таким образом, достижение понимания ребенком значения здорового образа

жизни для своего организма и формирование здоровьезберегающих компе-

тенций являются наиболее значимыми задачами процесса обучения и воспита-

ния учащихся старшего школьного возраста.

Литература.

3

1.

Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая

основа компетентностного подхода в образовании

[Текст] /Ав-

торская версия. / И.А. Зимняя

– М.: Исследовательский центр

проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 36 с.

2.

Кизласов, С.К. Формирование ключевых компетенций старшекласс-

ников [Текст]

/ С.К. Кизласов // Физическая культура в школе. -

2011. - №5. – С.14-15.

3.

Лопаева, Н.С. Воспитательная среда вуза в формировании здоровье-

сберегающих компетенций [Текст] / Н.С. Лопаева // Вестник ЧГПУ.

- 2010. - №10. – С.87-93.

4.

Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Марко-

ва. – М., 1999. – 308 с.

5.

Радченко, М.П., Плющ, И.В. Здоровьесберегающая компетентность

как показатель эффективности взаимодействия школы и семьи в во-

просах воспитания молодого поколения [Текст] / М.П. Радченко,

И.В. Плющ // Сибирский учитель. - 2008. - №4. – С.28-31.

6.

Резер, Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровье-

сберегающей деятельности [Текст] / Т.М. Резер // Педагогика. -

2006. - №5. – С.29-37.

7.

Семенов, В.И. Здоровьесберегающие и здоровьеукрепляющие меро-

приятия в образовательном процессе [Текст] / В.И. Семенов // Фи-

зическая культура в школе. - 2011. - №6. – С.44-46.

8.

Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирова-

ния [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №5.

– С.55-61.

4

5

КОМПЕТЕНЦИЯ

Круг вопросов, явлений, в которых

данное лицо обладает

авторитетностью, познанием,

опытом, кругом полномочий.

(Толковый словарь под ред. Ушакова

Д.И.)

Совокупность взаимосвязанных

качеств личности (знаний, умений,

навыков, способов деятельности),

задаваемых по отношению к

определенному кругу предметов и

процессов, и необходимых для

качественной продуктивной

деятельности по отношению к ним.

(Хуторской А.В.)

Круг вопросов, в которых кто-либо

хорошо осведомлен; круг

полномочий, прав.

(Толковый словарь русского языка

С.И. Ожегова)

Индивидуальная характеристика

степени соответствия требованиям

профессии.

(Маркова А.К.)

Заранее заданное социально

требование (норма), необходимое

для эффективной продуктивной

деятельности в определенной сфере.

(Радченко М.П., Плющ И.В.)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Осведомленность, авторитетность.

(Толковый словарь под ред. Ушакова

Д.И.)

Владение, обладание человеком

соответствующей компетенцией,

включающей его личностное

отношение к ней и предмету

деятельности.

(Хуторской А.В.)

Компетентный - знающий,

осведомленный, авторитетный в

какой-нибудь области.

(Толковый словарь русского языка

С.И. Ожегова)

Компетентность автор связывает с

созреванием личности и обретением

такого состояния, которое позволяет

ему продуктивно действовать при

выполнении трудовых функций и

достигать ощутимых результатов.

(Маркова А.К.)

Уровень обладания соответствующей

компетенцией, включающей

личностное отношение к ней, к

предмету деятельности. (Радченко

М.П., Плющ И.В.)



В раздел образования