внеклассное мероприятие "Семья, как много в этом слове"
Автор: Шагиева Наталья Витальевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: Пановская основная общеобразовательная школа Населённый пункт: с. Пановка Высокогорского района РТ Наименование материала: Методическая разработка Тема: внеклассное мероприятие "Семья, как много в этом слове" Раздел: среднее образование
Тема: «Семья, как много в этом слове»
Цели внеклассного мероприятия :
сформировать уважение к членам семьи;
сформировать у детей понимание
сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Задачи внеклассного мероприятия:
сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов
семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют
держать данное слово, заботятся о своей семье.
Подготовка учащихся к мероприятию.
К классному часу пишем мини-сочинение на тему «Моя семья»,
«Родословная»,.
План мероприятия:
1. Вступительное слово учителя (сообщение темы и цели мероприятия).
2. Формирование представлений о семье было построено в форме беседы.
3. Решение проблемных задач, с обсуждением в группах. Презентация своего решения
проблемы.
4. Подведение итогов мероприятия.
Всем доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем
говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже
будете создавать свою семью.
- А как Вы понимаете это слово «семья»?
- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (говорят дети
класса, а можно выдержки из сочинений). Да, это семья. У каждого человека должен
быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту,
взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою
тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с
ними. Каждая семья – уникальное объединение людей разного возраста, основанное
на кровнородственных
отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье,
основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
- А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе
доверяли, и ты доверял другим?
Что для этого необходимо? (- чувства!)
- Какие? (-любовь!)
(Обращаю внимание на доску, где записаны слова К.Ушинского: В любви, как и в
ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и
наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев.
- Есть еще такое понятие: чувство родства. Как бы Вы определили: что это за
чувство?
(- Чувство родства - наши отношения к родным и близким людям.)
Это самое раннее человеческое чувство и вместе с тем одно из самых
устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни. Но одно из самых глубоких
родственных чувств – материнское чувство. Любовь матери не зависит от качества
ребенка. Именно она любит малыша не за какие-то качества, достоинства, а просто за
то, что он существует. Именно в этот момент у ребенка формируется способность
быть любимым; и лишь потом появляется умение – уже взрослого человека. Любить
другого (мать, любимую). Именно материнское чувство – трамплин, с помощью
которого человек совершает прыжок в жизнь (одна из учениц чтение стихотворения
«Берегите матерей»).
Стихотворение
Прошу вас, берегите матерей,
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: «мать готова отдать
Свою ласку, нежность, душу»
Мать возьмет на себя вашу боль,
Все терзанья, смятенья и муки,
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет на встречу вам руки.
Пусть за шалость накажет не строго,
Только ей никогда вы не лгите
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите.
Не оставьте их без участья,
Сей наказ вы запомните, дети,
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете. (А.Ремизов)
Чувства к родителям – сына к матери, сына к отцу и дочери также – все это довольно
разные чувства. Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению на
равных. У большинства у вас есть брат или сестра, младший или старший.
- Какие они прививают вам чувства?( дети отвечают: «К старшему брату или сестре
обратишься с тем, с чем не обратишься к родителям, а младший брат или сестра
пробуждают в нас нежность и заботу».)(Для себя: Узнать, у кого в классе есть старшие
(младшие) братья, сестры).
(Читает ученик)
Будь у меня любимый старший брат,
Его советы слушал бы робея,
Его защите братской был бы рад
До той поры, покуда я сильнее.
Итак, как видим родственные чувства становятся для нас школой личных душевных
свойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству,
учимся быть мужчиной и женщиной. И получается, что семья-это наше первое и
самое естественное общество. Находясь в обществе нельзя быть свободным от
общества, надо быть ему чем-то обязанным, должным. (задать вопрос о долге,
обязанности перед кем?, перед чем?.)
Еще И.С. Тургенев сказал: «У нас есть якорь, с которого если сам не
захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Долг и обязанность – этослова –
синонимы.
Гегель утверждал: «Обязанности человека делятся на четыре рода:
1) на обязанности перед самим собой;
2) перед семьей;
3) перед государством;
4) перед другими людьми вообще».
- А выполняете ли вы свой долг по отношению к родителям? (отвечают дети).
Родители часто говорят вам о том, что главный ваш долг на земле по отношению к
самим себе - это исполнить данное нам предназначение ,найти свой путь,
самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «Чего ты сам сделаешь
для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская
мудрость. А пока постарайтесь
радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните
стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и
день и ночь». Не забывайте о добрых делах.
Как видим, семья – это маленькое солнце (так изобразили дети), благодаря которому
нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны
сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас,
охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс – это тоже семья, поэтому давайте
сфотографируемся! (снимок на память).
Общий результат мероприятия:
1. Цель мероприятия достигнута – сформировать уважение к членам семьи;
– сформировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери,
сына, мужа, жены.
2. В процессе мероприятия у учащихся сформировалось представление о том, что
настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе
по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей
семье