Автор: Скворцова Александра Леоновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Паньшинская СШ"
Населённый пункт: х. Паньшино Городищенского района, Волгоградской области
Наименование материала: календарно-тематическое планирование
Тема: "Литература 6 класс по учебнику В.Я. Коровиной"
Раздел: полное образование
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс (Коровиной В.Я.)
№
п/п
Тема урока
1
1
Введение.
Знакомство со
статьей учебника
«В дорогу
зовущие»
Художественное
произведение.
Содержание и
форма. Автор и
герой. Отношение
автора к герою.
Способы
выражения
авторской позиции.
Открытие
новых
знаний
2
1
Обрядовый
фольклор.
Обрядовые песни.
Произведения
календарного
обрядового
фольклора: колядки,
веснянки,
масленичные,
летние и осенние
обрядовые песни.
Урок
общемето
дической
направлен
ности
Эстетическое
значение
календарного
обрядового
фольклора.
3
1
Пословицы и
поговорки.
Загадки.
Малые жанры
устного народного
творчества.
Урок
решения
обще-
методи-
ческих
задач
4
1
Рр Конкурс на
лучшее знание
малых
фольклорных
жанров
Урок-
конкурс
5
1
«Повесть
временных лет»,
Русская летопись.
Урок
«откры-
тия»
нового
знания
6
1
«Сказание о
белгородском
киселе». Отражение
исторических
событий и вымысел,
отражение
народных идеалов
(патриотизма, ума,
находчивости).
Урок
«откры-
тия»
нового
знания
7
1
Русская басня.
И. И. Дмитриев.
«Муха».
Рассказ о баснопис-
це. «Myxa».
Противопостав-
ление труда и без-
делья. Присвоение
чужих заслуг. Смех
над ленью и хвасто-
вством. Особенно-
сти литературного
Урок
«откры-
тия»
нового
знания
языка XVIII
столетия.
8
1
И. А. Крылов.
Краткий рассказ о
писателе-
баснописце.
Самообразование
поэта.
«Осел и Соловей»
комическое
изображение
невежественного
судьи, глухого к
произведениям
истинного
искусства.
Урок
обще-
методи-
ческой
направ-
ленно-
сти
9
1
И. А. Крылов.
«Ларчик», «Листы
и корни» Крылов о
равном участии
власти и народа в
достижении
общественного
блага.
Басня «Ларчик» -
пример критики
мнимого «механика
мудреца» и
неумелого хвастуна.
10-11
2
«Веселое
лукавство ума».
Жизнь и
творчество И.А.
Крылова.
Урок-
проект
(литера-
турно-
музыкаль
ная
компо-
зиция)
12
1
А. С. Пушкин.
Лицейские годы.
Послание «И. И.
Пущину» Светлое
чувство дружбы —
помощь в суровых
испытаниях.
Художественные
особенности
стихотворного
послания.
Урок
«откры
тия»
нового
знания
13
1
А. С. Пушкин.
Стихотворение
«Узник».
Вольнолюбивые
устремления поэта.
Народно-
поэтический
Урок
«откры
тия»
нового
знания
колорит
стихотворения.
14
1
А.С. Пушкие
«Зимнее утро».
Мотивы единства
красоты человека и
красоты природы,
красоты жизни.
Радостное восприя-
тие окружающей
природы. Роль
антитезы в компо-
зиции произведе-
ния. Интонация как
средство выражения
поэтической идеи.
Урок
«откры
тия»
нового
знания
15
1
Вн./чт.
А.С. Пушкин
«Зимняя дорога».
Приметы зимнего
пейзажа (волнистые
туманы, луна, зим-
няя дорога, тройка,
колокольчик одно-
звучный, песня
ямщика), навеваю-
щие грусть. Ожида-
ние домашнего
уюта, тепла,
нежности любимой
подруги. Тема
жизненного пути
Урок
обще-
методичес
кой
направлен
ности
16
Р/р Двусложные
Урок
1
размеры стиха
«откры
тия»
нового
знания
17
1
А. С. Пушкин
«Дубровский»
История создания
романа (гл. I)
Изображение
русского барства.
Дубровский-
старший и
Троекуров.
Урок
обще-
методичес
кой
направлен
ности
18
1
А. С. Пушкин
«Дубровский»
Суд и его
последствия (гл. II-
III) Бунт крестьян.
Осуждение роизво-
ла и деспотизма,
защита чести,
независимости
личности.
19
А. С. Пушкин
«Дубровский»
Протест
Урок
обще-
методичес
1
Владимира
Дубровского
против беззакония и
несправедливости.
(гл. IV-V) Что
заставило
Дубровского стать
разбойником? (гл.
VI-VII)
кой
направлен
ности
20
1
А. С. Пушкин
«Дубровский»
Романтическая
история любви
Владимира и
Маши. Учитель (гл.
VIII-X) (гл. XI-
XVII )
21
1
А. С. Пушкин
«Дубровский»
Авторское
отношение к
героям. Развязка
романа (гл. XVIII-
XIX)
Композиция романа
Урок
обще-
методичес
кой
направлен
ности
22
1
Контрольная
работа
по повести
А. С. Пушкина
«Дубровский»
Урок
развиваю
щего
контроля
23
1
Р/р Подготовка к
сочинению
Урок
рефлексии
24
1
А. С. Пушкин
«Повести
Белкина» Книга
Урок
«откры
тия»
(цикл) повестей.
Повествование от
лица
вымышленного
автора как
художественный
прием.
нового
знания
25
1
А. С. Пушкин.
«Барышня-
крестьянка».
Сюжет и герои
повести. Прием
антитезы в
сюжетной
организации
повести.
Пародирование
романтических тем
и мотивов. Лицо и
маска. Роль случая в
композиции
повести.
Урок-
проект
26
1
М. Ю. Лермонтов.
Краткий
рассказ
о
поэте.
Ученические
годы.
«Тучи». Чувство
одиночества и
Урок
«откры
тия»
нового
знания
тоски, любовь
поэта-изгнанника к
оставляемой им
Родине. Прием
сравнения как
основа построения
стихотворения.
Особенности
интонации
27
1
М. Ю. Лермонтов
«Три пальмы»
Тема красоты,
гармонии человека с
миром.
28
1
М. Ю. Лермонтов
«Листок» Тема
красоты, гармонии
человека с миром.
Урок
общеме
тодиче
ской
направле
нности
Урок
общеме
тодиче
ской
направле
нности
29
1
М. Ю. Лермонтов
«Утёс», «На севере
диком стоит
одиноко…»
Особенности
выражения
темы
о д и н о ч е с т в а
в
лирике Лермонтова.
30
1
Конкурс
выразительного
чтения
стихотворений
А.С. Пушкина и
М.Ю. Лермонтова
Урок-
проект
31
1
И.С.Тургенев.
Краткий рассказ о
писателе. Рассказ
«Бежин луг»
Образы автора и
рассказчика.
Урок
общеме
тодиче
ской.
направлен
ности
32
1
И. С. Тургенев
«Бежин луг»
Герои рассказа.
Портреты
мальчиков, их
духовный мир.
Урок
общеме
тодиче
ской.
направлен
ности
33
1
И. С. Тургенев
«Бежин луг»
Рассказы мальчиков,
героев «Бежина
луга». Пытливость,
любознательность,
впечатлительность.
Урок
«откры
тия»
нового
знания
34
1
И. С. Тургенев
«Бежин луг»
Роль картин
природы в рассказе.
Природа и её роль в
рассказах
Тургенева.
Урок
обще
методиче
ской.
направлен
ности
35
1
Проект
«Составление
электронного
альбома
«Словесные и
живописные
портреты русских
крестьян» (по
«Запискам
охотника»)
Урок-
проект
36
1
Ф. И. Тютчев.
Рассказ
о
по эте.
Стихотворение
« Н е о х о т н о
и
несмело…».
Передача сложных,
переходных
состояний природы,
запечатлевающих
противоречивые
чувства в душе
поэта. Сочетание
космического
масштаба и
конкретных деталей
в изображении
природы.
Урок
обще
методиче
ской.
направлен
ности
37
1
Ф. И. Тютчев.
«С поляны коршун
поднялся…».
Противопоставлени
е судеб человека и
коршуна:
свободный полет
коршуна и земная
обреченность
человека.
Урок
«откры
тия»
нового
знания
38
1
Ф. И. Тютчев.
«Листья»
Стихотворение
как
символ
краткой,
но
яркой жизни.
Урок
«откры
тия»
нового
знания
39
1
А.А. Фет
Рассказ о поэте.
Стихотворение
«Ель рукавом мне
тропинку
завесила...»,
«Опять незримые
усилья...»
Жизнеутверждаю
щее начало в
стихотворениях
Урок
«откры
тия»
нового
знания
40
1
А.А. Фет
«Еще майская
ночь» Эстетизация
конкретной детали.
Чувственный
характер лирики и
ее утонченный
психологизм.
Мимолетное и
неуловимое как
черты изображения
природы.
Переплетение и
взаимодействие тем
природы и любви.
Урок
рефлексии
41
1
А. А. Фет .
«Учись
у
них
–
у
дуба, у березы…»
П р и р о д а
к а к
естественный
мир
истинной
красоты,
служащий
п р о о б р а з ом
д л я
искусства.
Урок
обще
методиче
ской.
направлен
ности
Гармоничность
и
музыкальность
поэтической
речи
Ф е т а .
К р а с к и
и
звуки
в
пейзажной
лирике.
42
1
«Хотим
прекрасное в
полете удержать»
Лирика
Ф.И. Тютчева и
А.А.Фета
Урок-
проект
(У
стр209)
43
1
Н. А. Некрасов.
Краткий рассказ о
жизни поэта.
Стихотворение
«Железная
дорога».
Автор и народ.
Мечта поэта о
«прекрасной поре»
в жизни народа.
Роль пейзажа.
Значение эпиграфа.
Урок
рефлексии
44
1
Н. А. Некрасов.
«Железная
дорога».
Картины
Урок
обще
методичес
кой
подневольного
труда в
стихотворении. .
Народ — созидатель
духовных и
материальных
ценностей.
направлен
ности
45
1
Н. А. Некрасов.
«Железная
дорога».
Своеобразие
композиции
стихотворения.
Сочетание реальных
и фантастических
картин. Диалог-
спор. Значение
риторических
вопросов в
стихотворении.
Урок
обще
методичес
кой
направлен
ности
46
1
Р/р Трёхсложные
размеры стиха.
Законы
стихосложения.
Урок
обще
методичес
кой
направлен
ности
47
1
Контрольная
работа по
творчеству
Некрасова,
Тургенева, Тютчева,
Фета
Урок
развиваю
щего
контроля
48
1
Н.С. Лесков.
Краткий
рассказ
о
писателе.
Сказ «Левша».
Гордость писателя
за народ, его
трудолюбие,
талантливость,
патриотизм
.
Урок
обще
методиче
ской
направлен
ности
49
1
Н.С. Лесков.
«Левша».
Характеристика
персонажей сказа.
Особенности языка
произведения.
Комический эффект,
создаваемый игрой
слов, народной
этимологией.
Урок
«откры
тия»
нового
знания
50
1
Н.С. Лесков.
«Левша».
С ка зо ва я
ф о р м а
повествования.
«Ужасный секрет»
тульских мастеров.
Судьба левши.
Урок
обще
методиче
ской
направлен
ности
51
1
Н.С. Лесков.
«Левша».
Особенности
языка сказа
«Левша».
52
Р/р Контрольное
сочинение по
Урок
развиваю
1
творчеству
Н.А.Некрасова
и Н.С.Лескова.
щего
контроля
53
1
А.П. Чехов.
Краткий рассказ о
писателе.
«Толстый и
тонкий».
Разоблачение
лицемерия. Роль
художественной
детали.
Урок
обще
методиче
ской
направлен
ности
54
1
А.П. Чехов.
«Толстый и
тонкий».
Речь героев как
источник юмора.
Юмористическая
ситуация.
Особенности юмора
в рассказе «Толстый
и тонкий»
Урок
рефлексии
55
1
В/чт А.П. Чехов.
Юмористические
рассказы
Урок
рефлексии
56
1
Родная природа в
стихотворения
Е. А. Баратын
ского,
Я. П. Полонского,
Урок-
проект
( У стр
288)
А. К. Толстого.
Выражение
переживаний и
мироощущения в
стихотворениях о
родной природе.
57
1
Р/р Анализ
стихотворения
Е. А. Баратын
ского,
Я. П. Полонского,
А. К. Толстого. .
Художественные
средства,
передающие
различные
состояния в
пейзажной лирике.
Урок
рефлексии
58
1
Контрольная
работа по
литературе XIX века
Урок
развиваю
щего
контроля
59
1
А.И.Куприн
«Чудесный
доктор». Реальная
основа и
содержание
рассказа. Образ
главного героя.
Урок
обще
методиче
ской
направлен
ности
60
1
А.И.Куприн
«Чудесный
доктор». Тема
служения
людям в
рассказе
«Чудесный
доктор»
61
1
А.С.Грин
Краткий
рассказ
о
писателе.
«Алые паруса».
Жестокая
реальность и
романтическая
мечта в повести
Урок
обще
методиче
ской
направлен
ности
62
1
А.С.Грин «Алые
паруса».
Душевная
чистота
гла в ны х
г е р о е в .
Отношение автора к
героям.
«Алые паруса» как
символ воплощения
Урок
рефлексии
мечты
63
1
А.П.Платонов.
Краткий
рассказ
о
писателе.
«Неизвестный
цветок»
Урок
«откры
тия»
нового
знания
64
1
А.П.Платонов.
«Неизвестный
цветок»
Прекрасное вокруг
нас.
Урок
обще
методиче
ской
направлен
ности
65
1
В/чт «Ни на кого
не похожие» герои
А. П.Платонова
(или В.М.Гаршин
«ATTALEA
PRINCEPS»)
66-67
К.М. Симонов «Ты
помнишь, Алеша,
дороги
Урок
рефлексии
2
Смоленщины...»;
Д.С. Самойлов
«Сороковые»
Стихотворения,
рассказывающие
о
солдатских
буднях,
пробуждающие
чувство
скорбной
памяти о павших на
полях
сражений
и
обостряющие
чувст
во любви к Родине,
ответственности
за
нее в годы жестоких
испытаний.
68
1
В.П.Астафьев
Краткий
рассказ
о
писателе
(детство,
ю н о с т ь ,
н а ч а л о
творческого пути).
«Конь с розовой
гривой»
Изображение быта и
жизни сибирской
деревни в
предвоенные годы.
Урок
рефлексии
69
1
В.П.Астафьев
«Конь с розовой
гривой»
Нравственные
проблемы
рассказа- честность,
доброта, понятие
долга.
Урок
«откры
тия»
нового
знания
70
1
Р/р
Тв о рч е с ка я
работа по рассказу
Астафьева Юмор в
Урок
развиваю
щего
рассказе. Яркость и
самобытность
г е р о е в
( С а н ь к а
Левонтьев, бабушка
Катерина
Петровна),
особенности
использования
народной речи.
контроля
71
1
В.Г.Распутин
Краткий рассказ о
писателе (детство,
юность, начало
творческого пути).
«Уроки
французского»
Отражение в
рассказе трудностей
военного времени.
Урок
обще
методиче
ской
направлен
ности
72
1
В.Г.Распутин
«Уроки
французского»
Нравственная
проблематика
рассказа . Душевная
щедрость
учительницы, ее
роль в жизни
мальчика.
73
1
В.Г.Распутин
«Уроки
французского»
Смысл названия
рассказа В. Г.
Распутина «Уроки
французского».
Жажда знаний,
нравственная
стойкость, чувство
собственного
достоинства,
свойственные
юному герою.
74
1
В. М. Шукшин
Слово о писателе.
Рассказ «Критик».
Особенности
шукшинских героев
— «чудиков»,
правдоискателей,
праведников.
Урок
«откры
тия»
нового
знания
75
1
Вн/чт
В. М. Шукшин
«Чудик» и
«Срезал»
Человеческая
открытость миру
как синоним
незащищенности.
Образ «странного»
героя в литературе
Урок
рефлексии
76
1
Ф.Искандер.
Краткий рассказ о
писателе.
«Тринадцатый
подвиг Геракла».
Влияние учителя на
формирование
детского характера
Урок
«откры
тия»
нового
знания
77
1
Ф.Искандер.
«Тринадцатый
подвиг Геракла».
Чувство юмора как
одно из ценных
качеств человека.
Смысл названия
рассказа
Урок
обще
методиче
ской
направлен
ности
78
1
Р/р Классное
сочинение по
рассказу
Ф.Искандера
«Тринадцатый
подвиг Геракла»
Урок
развиваю
щего
контроля
79
1
А. Блок. «Летний
вечер», «О, как
безумно за окном.
Чувство радости и
печали, любви к
родной природе и
Родине
Урок
«откры
тия»
нового
знания
80
1
С. Есенин.
«Мелколесье.
Степь и дали...»,
«Пороша»; Связь
ритмики и мелодики
стиха с
эмоциональным
состоянием,
выраженным в
стихотворении.
Урок
«откры
тия»
нового
знания
81
1
А. Ахматова
«Перед весной
бывают дни
такие...».
Поэтизация родной
природы.
Урок
«откры
тия»
нового
знания
82
1
Н.М.Рубцов
«Звезда полей»,
Краткий
рассказ
о
поэте.
Человек и
природа в
«тихой» лирике
Урок
«откры
тия»
нового
знания
83
1
Н.М.Рубцов
«Листья осенние»,
«В горнице».
Тема Родины в
поэзии Рубцова.
Отличительные
черты характера
лирического героя.
Урок
«откры
тия»
нового
знания
84
1
Р/р Родная
природа в лирике
русских поэтов 19
и 20 веков.
Урок –
проект.
(У стр
167)
85
1
Р/р Классное
сочинение по
произведениям
русских поэтов 19 и
20 веков о Родине и
родной природе.
Урок
развиваю
щего
контроля
86
1
Габдулла Тукай
Слово о татарском
поэте.
Стихотворения
«Родная деревня»,
«Книга». Любовь к
своей малой родине
и к своему родному
краю, верность
обычаям, своей
семье, традициям
своего народа.
Книга в жизни
человек. Книга -
«отрада из отрад»,
«путеводная
звезда»,
«бесстрашное
сердце», «радостная
душа».
Урок
«откры-
тия»
нового
знания
87
1
Кайсын Кулиев
Слово о балкарском
поэте.
«Когда на меня
навалилась
беда...», «Каким бы
малым ни был мой
народ..» Родина как
источник сил для
преодоления любых
испытаний и ударов
судьбы. Основные
поэтические
образы,
символизирующие
Родину в стихотво-
рениях поэта. Тема
Урок
«откры-
тия»
нового
знания
бессмертия народа,
нации до тех пор,
пока живы его язык,
поэзия, обычаи.
Поэт — вечный
должник своего
народа.
88
1
Мифы Древней
Греции
Мифы народов
мира.
Урок
«откры
тия»
нового
знания
89
1
«Скотный
д в о р
ц а р я
А в г и я » ,
«Яблоки
Гесперид». Подвиги
Г е р а к л а
( в
пе р е л оже нии
Н .
Куна).
90
1
Вн/чт
Древнегреческие
мифы
Урок
рефлексии
91
1
Геродот
«Легенда об
Арионе».
Урок
обще
методиче
ской
направлен
ности
92
1
Гомер «Илиада».
Краткий рассказ о
поэте. Изображение
героев и
героические
подвиги в
«Илиаде».
Описание щита
Ахиллеса: сцены
войны и мирной
жизни.
Урок
обще
методи
ческой
направле
нности
93
1
Гомер. «Одиссея»
как эпическая
поэма.. Стихия
Одиссея — борьба,
преодоление
препятствий,
познание
неизвестного.
94
Вн./ чт. Гомер.
«Одиссея»
Урок
рефлексии
95
1
Контрольная
работа по
древнегреческим
мифам и поэмам
Урок
развиваю
щего
контроля
Гомера
96-97
2
В/чт М. Мигель
де Сервантес
Сааведра
Рассказ о писателе.
Роман «Дон
Кихот». Проблема
ложных и истинных
идеалов. Герой,
создавший
воображаемый мир
и живущий в нем.
Пародия на
рыцарские романы.
Освобождение от
искусственных
ценностей и
приобщение к
истинно народному
пониманию правды
жизни. Мастерство
Сервантеса-
романиста. Дон
Кихот как «вечный»
образ мировой
литературы (для
внеклассного
чтения)
Урок
«откры
тия»
нового
знания
98
1
Фридрих Шиллер
Рассказ о писателе.
Баллада
«Перчатка».
Повествование о
феодальных нравах.
Любовь как
благородство и
Урок
обще
методиче
ской
направ
ленности
своевольный,
бесчеловечный
каприз. Рыцарь —
герой, отвергающий
награду и
защищающий
личное достоинство
и честь.
99
1
Проспер Мериме
Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео
Фальконе».
Изображение дикой
природы.
Превосходство
естественной,
«простой» жизни и
исторически
сложившихся
устоев над
цивилизованной с
ее порочными
нравами.
Романтический
сюжет и его
реалистическое
воплощение.
Урок
обще
методиче
ской
направ
ленности
100
1
Антуан де Сент-
Экзюпери
Рассказ о писателе.
«Маленький
принц» как
философская сказка
и мудрая притча.
Урок
«откры
тия»
нового
знания
101
1
Антуан де Сент-
Экзюпери
«Маленький
принц»
Мечта о
естественном
отношении к вещам
и людям. Чистота
восприятия мира
как величайшая
ценность
Урок
«откры
тия»
нового
знания
102
1
Антуан де Сент-
Экзюпери
«Маленький
принц»
Утверждение
всечеловеческих
истин.
Урок
«откры
тия»
нового
знания
Проект
(У стр
265)