Автор: Махортова Марина Кирилловна
Должность: преподаватель основ постановочной деятельности и сценической речи
Учебное заведение: Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Новое в изучении темы "Введение в драматургию" в курсе "Основы постановочной деятельности и сценической речи" (Русский театр Серебряного века)
Раздел: среднее профессиональное
Новое в изучении темы
«Введение в драматургию» в курсе «Основы постановочной
деятельности и сценической речи» (Русск
ий т
еатр Серебряного
века)
В курсе ОПД и СД тема «Введение в драматургию» является очень важной.
В ней раскрываются роль драматургии в жизни человека, рассматривается
драма как выражение культуры, изучаются истоки становления и развития
драматургии, жанры и история сценического искусства.
Известно, что при освоении театрального искусства стоит сочетать три вида
художественной
деятельности:
восприятие
спектаклей,
приобретение
навыков
театрально-исполнительской
деятельности
и
получение
знаний
основных теоретических понятий и исторических этапов развития театра.
Значит при обучении студентов театральному искусству следует искать пути
чередования функций исполнителя и зрителя, которые стали бы средством
проверки и закрепления полученных знаний в области искусства театра.
Петербург -город театральный, известный своими культурными традициями,
театрами
и
музеями,
которые
могут
помочь
в
изучении
нашего
курса.
Экскурсии
в
Театральный
музей
и
дом-музей
Ф
Шаляпина
позволили
студентам наглядно познакомиться с очень ярким и интересным периодом
русской культуры -Серебряным веком. Вот почему мне кажется необходимым
особо выделить в изучении истории русского театра именно этот период.
Серебряный век – уникальное явление в культуре на рубеже 19-20 веков.
Этот период оставил след во всех сферах деятельности человека. Театр не
исключение. То, что рождалось тогда на русской сцене, до сих пор сохраняет
магию художественного притяжения. В конце XIX в. сценическое искусство
переживало
кризис,
проявившийся
в
том,
что
репертуар
театров
в
большинстве
своем
носил
развлекательный
характер,
он
не
затрагивал
насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов.
Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с
появлением пьес А.П. Чехова и М. Горького. В 1898 г. открылся Московский
Художественно-общедоступный театр (с 1903 г. Московский Художественный
театр), основателями которого стали К.С. Станиславский (1868-1938) и В-И.
Немирович-Данченко
(1858-1943),
новаторы
театрального
искусства.
Перестроить всю жизнь русского театра, убрать всю казенщину, увлечь
общностью
интересов
все
художественные
силы
-
так
были
определены
задачи
нового
театра.
Станиславский
и
Немирович-Данченко,
используя
отечественный и мировой опыт театра, утверждали искусство нового типа,
отвечающего духу времени. В репертуаре театра ведущее положение заняли
пьесы А.П. Чехова («Чайка, «Дядя Ваня», «Три сестры»), затем М. Горького
(«Мещане», «На дне»). Лучшими спектаклями стали постановки «Горе от
ума» А.С. Грибоедова, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Синяя птица» М.
М е т е р л и н к а ,
« Г а м л е т »
В .
Ш е к с п и р а .
Этот репертуар требовал талантливых исполнителей. К. Станиславский
разработал
систему
актерской
игры
и
режиссуры,
выступив
против
дилетантства, добиваясь воспитания актера-гражданина, игра которого вела
бы к созданию органического процесса по продуманной логике характера
сценического героя, актер должен стать первенствующей фигурой театра.
Художественный
театр
очень
скоро
стал
ведущим,
передовым
театром
России,
что
было
прежде
всего
обусловлено
его
демократической
сущностью.
Новые веяния также затронули балетную сцену. Они связаны с именем
балетмейстера М-М. Фокина (1880-1942). Одним из создателей объединения
«Мир
искусства»
С.Л.
Дягилевым
были
организованы
Русские
сезоны
в
Париже - выступления артистов русского балета в 1909-1911 гг. В состав
труппы вошли MM. Фокин, АЛ. Павлова, Д.Ф. Нежинский, Т.П. Карсавина,
E'B.
Гельцер,
М.
Мордкин
и
др.
Фокин
был
балетмейстером
и
художественным
руководителем.
Оформляли
спектакли
известные
х уд о ж н и к и :
А .
Б е н у а ,
Л .
Б а к с т,
А .
Го л о в н и ,
Н .
Р е р и х .
Были
показаны
спектакли
«Сильфиды»
(музыка
Ф.
Шопена),
Половецкие
пляски
из
оперы
«Князь
Игорь»
Бородина,
«Жар-птица»
и
«Петрушка» (музыка И. Стравинского) и т.д. Выступления были триумфом
русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический
балет
может
быть
современным,
волновать
зрителя,
если
танец
соответствующими танцевальными средствами несет смысловую нагрузку,
органически соединяется с музыкой и живописью. Лучшими постановками
Фокина
были
«Петрушка»
«Жар-птица»,
«Шехерезада»,
«Умирающий
лебедь»,
в
которых
музыка,
живопись
и
хореография
были
едины.
В
1904
г.
талантливая
русская
актриса
В.Ф.
Комисаржевская
организовала в Санкт-Петербурге свой театр, в репертуаре которого была
современная драматургия - пьесы М. Горького, Г. Ибсена, М. Метерлинка.
Выдающуюся
роль
в
развитии
русской
национальной
культуры
продолжали играть Малый театр в Москве, Александринский в Петербурге.
К.
концу
XIX
в.
на
Украине
имелось
несколько
профессиональных
передвижных
трупп,
с
70-х
гг.
сценическое
искусство
развивалось
в
Азербайджане и Эстонии, в начале XX в. возникли белорусский и татарский
театры. Театральное
начало
окрашивало живопись
и
скульптуру,
архитектуру,
сценографию,
прикладное
творчество,
ярко
проявлялось
в
поэзии и музыке. В продвижении на Запад русского искусства сценографии
суждено
было
сыграть
ведущую
роль.
Художественной
критике,
европейскому
зрителю
более
всего
были
известны
русские
художники-
декораторы,
о
них
много
писали
газеты
и
журналы,
их
спектакли
обсуждались
в
кругах
художественной
интеллигенции.
Постановки
дягилевского балета обычно сопровождались выставками театральных работ
русских художников, показанными в Лондоне, Париже, Берлине, городах
Америки.
Увлечение
русской
декорационной
школой
длилось
почти
два
десятилетия. Тогда каждый новый этап постановочных исканий режиссеров
был
неизменно
связан
и
с
зрительным
решением
спектакля,
с
оформительской идеей декоратора. Таковы были постановки А. А. Горского,
осуществленные
с
К. А. Коровиным
и
А. Я. Головиным,
спектакли
К. С. Ст а н и с л а в с ко го ,
с о зд а н н ы е
с
В . А. С имо в ы м,
А . Н. Бенуа,
М. В. Добужинским.
Режиссерские новации Вс. Э. Мейерхольда были всегда
ориентированы и на зрительный образ, воплощаемый А. Я. Головиным,
Н. Н. Сапуновым, С. Ю. Судейкиным. Эпоха русских балетных сезонов
неотделима от новых сценических решений, создававшихся Л. С. Бакстом,
А. Н. Бенуа, Н. К. Рерихом, Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионовым в тесном
союзе с постановщиками балетов М. М. Фокиным, В. Ф. Нижинским,
Л. Ф. Мясиным и др.
Перелом, совершившийся в декорационном искусстве в конце XIX –
начале XX в., был существенным, неожиданным по своим художественным
результатам: от ремесленно скромных театральных штудий, выполнявшихся
третьестепенными мастерами, до высоко художественных сценических
решений, поражающих новизной зрительных образов, богатством
колористической и декоративной фантазии и размахом живописного
мастерства. Оформительское искусство тех лет как бы вобрало в себя весь
широкий спектр художественных исканий начала XX столетия.
Обретение сценографией художественности было главным, что
отличало оформительское искусство начала XX в. от театральных работ
второй половины XIX в.
Не случайно искусством сценографии в начале XX в. занимались
художники, художественные критики и искусствоведы. А. Н. Бенуа,
И. Э. Грабарь, Вс. Н. Дмитриев, Я. А. Тугендхольд, А. М. Эфрос писали о
театральной декорации.
Вместе с тем необходимо помнить, что сценография — часть театрального
искусства и вопрос о взаимоотношениях режиссера с художником-
декоратором представляется очень существенным.
В этот период с наибольшей художественной полнотой осуществлялись
постановочные идеи Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда,
Фокина, работавших в тесном контакте с художником-декоратором. Как
разнились спектакли тех лет, как непохожи были их режиссерские и
оформительские решения.
Постановки МХТ с их глубоким постижением и раскрытием
психологии героев, с выявлением тончайших оттенков и движений
человеческой души, их чувств и настроений.
Туманно поэтические грезы символистских спектаклей Мейерхольда с
изысканной красотой их живописно-пластического строя.
Картинно-живописные балеты Фокина, его чувственно-напряженные
хореографические драмы, осуществленные для Дягилевских сезонов.
Театр того времени был не только богат художественными поисками, но он
был как бы средоточием интересов и творческих устремлений
художественной интеллигенции: поэтов, философов, историков искусства.
Поэты и философы, музыканты, композиторы, живописцы,
художественные критики в большей или меньшей степени стали людьми
театра, попав под властное обаяние сцены. В ее орбиту оказались вовлечены
А. Блок, Вяч. Иванов, В. Брюсов, Я. Тугендхольд, И. Грабарь, М. Волошин,
А. Эфрос, С. Глаголь, Л. Андреев, А. Ремизов, И. Стравинский,
Н. Черепнин и мн. др.
Особенно большое место принадлежало театру в теоретических воззрениях
и сочинениях русских символистов.
Под влиянием символизма в этот период в отдельных направлениях
искусства усилился переход к мифотворчеству. Теперь поэты, живописцы,
скульпторы, декораторы ищут образы поэтически-фантастические,
обращаясь к мифологизированному художественному видению. Сценография
оказалась наиболее плодотворной сферой для претворения идей
мифологизма. Театральные художники, широко обращаясь к образам
мифологически-фантастическим, воскрешали на сцене поэтику фольклорных
мотивов древних легенд, народных сказаний, создавая в спектакле свой
авторский миф.
И. Э. Грабарь так охарактеризовал это стремление живописцев к сцене:
«Театр в наши дни — единственная область, где художник может еще мечтать
о большом празднике для глаз, в котором есть где развернуться его
воображению»
Декорационное искусство было тем видом художественного
творчества, в котором наиболее полно реализовалась индивидуальность
художника.
В тот период декораторы очень увлекались написанием эскизов. В их
живописно-пластическом строе мастер воплощал свое видение спектакля.
Театральные эскизы широко экспонировались на выставках, художественная
критика имела возможность судить по ним о состоянии декорационного
искусства. Очень часто художник создавал эскизы спустя значительное время
после премьеры, настолько живо и дорого было для него воспоминание о
спектакле. Так работали Добужинский, Сапунов.
Новые декораторы начала XX в. не представляли школы в строгом
значении этого слова. Это была плеяда блистательных художников.
Выставка декоративных искусств, открывшаяся в Париже в 1925 г.,
подводила итог предшествующему периоду и знакомила с именами новых
художников сцены — А. А. Веснина, А. М. Родченко, Л. С. Поповой,
В. Ф. Степановой, В. П. Шестакова, И. М. Рабиновича и др., чье творчество
раскрылось в послереволюционном театре.
Эпоха высокого искусства оформления, связанная с творчеством декораторов
начала столетия, закончилась. Завершился один из самых ярких периодов
истории декорационного искусства, пришедшийся на конец XIX –
начало XX столетия.
Мне
думается,
что
изучение
истории
театра
обязательно
должно
быть
построено на применении современных достижений и новейших методик
преподавания гуманитарных дисциплин. В частности, с использованием в
образовательном процессе мультимедиа и с опорой на законы более лёгкого,
но долгосрочного запоминания.
Возникают
вопросы
методического
и
содержательного
характера:
как
театральную
теорию
не
свести
к
лекции,
оторванной
от
практического
обучения; как изучать историю театра с пользой для актёрского мастерства;
как сохранить игровую форму урока и при этом помочь студентам освоить
новую для них искусствоведческую терминологию, увеличить их активный
словарный
запас,
и,
наконец,
как
подготовить
специалистов
в
области
досуговой деятельности.
Но педагогу в процессе освоения студентами искусства театра нужно
остерегаться крайностей, избегать изучения одного из видов художественной
деятельности театрального искусства. Стоит осуществлять логичный и
естественный переход от художественного творчества к восприятию
театрального искусства. И возвращаться с багажом знаний и впечатлений
снова к самостоятельному творчеству, но на более высоком уровне