Автор: Куликова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 7
Населённый пункт: город Барабинск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация образовательной области "Речевое развитие детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Реализация образовательной области «Речевое развитие детей 2-3 лет
в
соответствии с ФГОС ДО»
Основная задача любого воспитателя - речевое развитие дошкольников по
ФГОС.
Благодаря
ему
происходит
первоначальное
с т а н о вл е н и е
коммуникативных умений. Владение активной речью, включенной в общение,
рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша.
Основные задачи образовательной области «Речевое развитие»
1. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
2. Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли,
чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные
формулы общения.
3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие,
направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без
опоры на наглядность.
4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов,
объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных
частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).
Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную
для
себя
деятельность,
тем
лучше
результат.
Для
трехлетнего
ребенка
в
качестве основы мировосприятия выступает детальное содержание реальности.
Мир детей этого возраста - конкретные отдельные объекты, предметы, явления.
Познание мира выполняется по принципу: что я вижу, тем пользуюсь, это
познаю.
Речевое
развитие
в
раннем
возрасте
осуществляется
в
процессе
непосредственного
общения
воспитателя
с
детьми
и
при
организации
совместных игр под руководством взрослого.
Понимание ребёнком обращённой к нему речи, развитие и активизация
словаря (называние предметов ближайшего окружения, узнавание и называние
игрушек)
происходит
в
образовательной
деятельности.
В
процессе
НОД
проводятся игры, игровые упражнения, игровые ситуации, которые помогают
детям усваивать
необходимые сведения об окружающем, а также развивать
важнейшие
речевые умения и навыки. Активизации словаря способствуют
такие игры, как
« Назови одним словом»,
«Что изменилось?»,
«Чудесная
корзинка»,
«Кому
что?»,
«Когда
это
бывает?
и
т.д.
Игровые
ситуации
способствуют
желанию детей активно включаться в речевое взаимодействие,
направленное
на
развитие
умения
понимать
обращенную
речь.
Дети
с
удовольствием участвуют в таких игровых ситуациях,
как
«Не наступи в
лужу»,
«Накроем
на
стол»,
«Успокой
куклу»
и
«Научим
Машу
одеваться
правильно» и т.д.
Знакомить с явлениями и событиями детей раннего возраста помогают такие
наглядные приёмы, как рассматривание сюжетных картинок
,
рассматривание
игрушек.
Цель – подведение детей к пониманию слов и умению простым
звукоподражанием назвать предмет
.
Рассматривая предметы, наблюдая явления,
дети правильно называют отдельные действия, но не могут установить их
взаимосвязь и последовательность. Вопросы педагога помогают
в двух-трёх
предложения рассказать о картинке или описать игрушку.
При ознакомлении с художественной литературой, часто в своей работе
используем драматизации и инсценировки. Задача педагога – научить детей не
только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот
персонаж
жестами,
мимикой,
движениями.
В
инсценировке
обыгрываем
действия с помощью игрушек. Часто в инсценировке стихотворений и сказок
используем
плоскостные
фигурки,
выкладывая
их
на
фланелеграфе в
соответствии с текстом. Детям очень нравится действовать с плоскостными
героями сказок.
Но особенно в раннем возрасте детям нравятся чтение потешек, прибауток,
поговорок.
Малышам нравятся произведения детского фольклора, нравится
рассматривать
яркие
и
красочные
иллюстрации
потешек.
Дети
стараются
проговаривать слова потешки вместе с воспитателем. Потешка развлекает и
развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и
выполнять различные движения, которым руководит слово. Также используем
потешки
как
средство
обогащения
словаря
детей
новыми
словами,
выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного
языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и
самобытности русского слова.
Эффективность воспитательно-образовательного процесса по развитию речи
детей раннего возраста в большей степени зависит от согласованности усилий
и
единства
требований
к
детям
семьи
и
ДОУ.
Организация
работы
с
родителями, которая направлена на формирование речевого воспитания в семье,
является необходимым условием при создании единого речового пространства в
ДОУ.
С
целью
повышения
компетентности
родителей
в
вопросах
речевого
развития ребёнка в семье в начале учебного года было проведено собрание по
теме «Развитие речи детей 2-3 лет» Чтобы привлечь родителей к данной теме,
были использованы следующие формы работ: рекомендации для родителей,
консультации, анкетирование, фото-выставки, игровой тренинг.
Необходимо отметить, что речь детей под направляющим руководством
взрослых быстро совершенствуется, дети выражают свои мысли, используя
речевые
средства
и
элементарные
этикетные
формулы,
проявляют
желание
активно включаться в речевое взаимодействие, игровые действия сопровождают
активной
речью.
Анализ
работы
с
детьми
по
реализации
образовательной
области «Речевое развитие» показал, что дети стали проявлять инициативу в
общении, пополнился словарный запас, речь стала более насыщенной, что
является характеристиками целевых ориентиров речевого развития
согласно
ФГОС ДО.