Напоминание

Реализация образовательной области "Речевое развитие детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Куликова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 7
Населённый пункт: город Барабинск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация образовательной области "Речевое развитие детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Реализация образовательной области «Речевое развитие детей 2-3 лет

в

соответствии с ФГОС ДО»

Основная задача любого воспитателя - речевое развитие дошкольников по

ФГОС.

Благодаря

ему

происходит

первоначальное

с т а н о вл е н и е

коммуникативных умений. Владение активной речью, включенной в общение,

рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша.

Основные задачи образовательной области «Речевое развитие»

1. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.

2. Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли,

чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные

формулы общения.

3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие,

направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без

опоры на наглядность.

4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов,

объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных

частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную

для

себя

деятельность,

тем

лучше

результат.

Для

трехлетнего

ребенка

в

качестве основы мировосприятия выступает детальное содержание реальности.

Мир детей этого возраста - конкретные отдельные объекты, предметы, явления.

Познание мира выполняется по принципу: что я вижу, тем пользуюсь, это

познаю.

Речевое

развитие

в

раннем

возрасте

осуществляется

в

процессе

непосредственного

общения

воспитателя

с

детьми

и

при

организации

совместных игр под руководством взрослого.

Понимание ребёнком обращённой к нему речи, развитие и активизация

словаря (называние предметов ближайшего окружения, узнавание и называние

игрушек)

происходит

в

образовательной

деятельности.

В

процессе

НОД

проводятся игры, игровые упражнения, игровые ситуации, которые помогают

детям усваивать

необходимые сведения об окружающем, а также развивать

важнейшие

речевые умения и навыки. Активизации словаря способствуют

такие игры, как

« Назови одним словом»,

«Что изменилось?»,

«Чудесная

корзинка»,

«Кому

что?»,

«Когда

это

бывает?

и

т.д.

Игровые

ситуации

способствуют

желанию детей активно включаться в речевое взаимодействие,

направленное

на

развитие

умения

понимать

обращенную

речь.

Дети

с

удовольствием участвуют в таких игровых ситуациях,

как

«Не наступи в

лужу»,

«Накроем

на

стол»,

«Успокой

куклу»

и

«Научим

Машу

одеваться

правильно» и т.д.

Знакомить с явлениями и событиями детей раннего возраста помогают такие

наглядные приёмы, как рассматривание сюжетных картинок

,

рассматривание

игрушек.

Цель – подведение детей к пониманию слов и умению простым

звукоподражанием назвать предмет

.

Рассматривая предметы, наблюдая явления,

дети правильно называют отдельные действия, но не могут установить их

взаимосвязь и последовательность. Вопросы педагога помогают

в двух-трёх

предложения рассказать о картинке или описать игрушку.

При ознакомлении с художественной литературой, часто в своей работе

используем драматизации и инсценировки. Задача педагога – научить детей не

только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот

персонаж

жестами,

мимикой,

движениями.

В

инсценировке

обыгрываем

действия с помощью игрушек. Часто в инсценировке стихотворений и сказок

используем

плоскостные

фигурки,

выкладывая

их

на

фланелеграфе в

соответствии с текстом. Детям очень нравится действовать с плоскостными

героями сказок.

Но особенно в раннем возрасте детям нравятся чтение потешек, прибауток,

поговорок.

Малышам нравятся произведения детского фольклора, нравится

рассматривать

яркие

и

красочные

иллюстрации

потешек.

Дети

стараются

проговаривать слова потешки вместе с воспитателем. Потешка развлекает и

развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и

выполнять различные движения, которым руководит слово. Также используем

потешки

как

средство

обогащения

словаря

детей

новыми

словами,

выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного

языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и

самобытности русского слова.

Эффективность воспитательно-образовательного процесса по развитию речи

детей раннего возраста в большей степени зависит от согласованности усилий

и

единства

требований

к

детям

семьи

и

ДОУ.

Организация

работы

с

родителями, которая направлена на формирование речевого воспитания в семье,

является необходимым условием при создании единого речового пространства в

ДОУ.

С

целью

повышения

компетентности

родителей

в

вопросах

речевого

развития ребёнка в семье в начале учебного года было проведено собрание по

теме «Развитие речи детей 2-3 лет» Чтобы привлечь родителей к данной теме,

были использованы следующие формы работ: рекомендации для родителей,

консультации, анкетирование, фото-выставки, игровой тренинг.

Необходимо отметить, что речь детей под направляющим руководством

взрослых быстро совершенствуется, дети выражают свои мысли, используя

речевые

средства

и

элементарные

этикетные

формулы,

проявляют

желание

активно включаться в речевое взаимодействие, игровые действия сопровождают

активной

речью.

Анализ

работы

с

детьми

по

реализации

образовательной

области «Речевое развитие» показал, что дети стали проявлять инициативу в

общении, пополнился словарный запас, речь стала более насыщенной, что

является характеристиками целевых ориентиров речевого развития

согласно

ФГОС ДО.



В раздел образования