Секция народная культура: фольклористика и этнография.
Коляда, Коляда- отворяй ворота!
Кулыгина Софья
МОУ «Сыресинская ООШ» Порецкого района, 6 класс
Научный руководитель:
Сидняева Раиса Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «Сыресинская НОШ»
Порецкого района
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………………………………2
2. Основная часть
Методика исследования
-
интервью
со
старожилами
села
о
рождественском
колядование
в
нашей
местности…………………………………………………………………………………. ………..3-4
-беседа с настоятелем храма Николая Чудотворца отцом Дмитрием о колядование на
Руси…………………………………………………………………………………………………5-6
-изучение литературы о происхождение обряда колядования……………………………….7-8
3. Заключение……………………………………………………………………………………..9
4. Библиографический список…………………………………………………………………..10
5. Приложение…………………………………………………………………………………….
1
Введение.
Это происходило год назад во время зимних каникул. Был вечер, я увлеклась чтением, мама
вязала, папа плел удивительную конфетницу. Тишина. Только слышалось мирное мурлыкание
кота Васьки. Вдруг в дверь сильно постучались, мама вышла. Из коридора послышались крики,
песни. Через минуту в дом ввалилась толпа наряженных девушек и юноши, которые пели
незнакомые песни, в которых желали здоровья хозяевам. Мне так все это показалось
интересным и необычным. Мама угостила ребят конфетами и печеньем. Довольные ребята
убежали в следующий дом.
Меня интересовали такие вопросы: «Почему ребята ходят по домам и почему их радостно так
встречают хозяева? Почему я об этом совсем ничего не знаю?» С этими вопросами я
обратилась к маме. Она мне сказала, что это были колядовщики, и объяснила кратко в
нескольких словах. Мама тоже знала очень мало и сказала, что мы «Иваны» не помнящие
своего родства. Так, как я очень любознательный человек, я поставила перед собой цель:
подробнее узнать об одной из народной традиции своего народа, а в частности о колядование.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
1.
Анализировать информацию старожилов села о рождественском колядование в нашей
местности.
2.
Провести беседу с настоятелем храма Николая Чудотворца отцом Дмитрием о
колядование на Руси.
3.
Изучить литературу, в которой отражены вопросы происхождения и развития обряда
колядования.
Объект исследования: Народная традиция колядование.
Проделанная мною исследовательская работа была, на мой взгляд, сложной. Материалы для
исследования получала в основном в ходе интервью со старожилами Фадеевой С.К., Косовой
А.С., Валяйкиной В.А. Так же изучала литературу по русскому устному народному творчеству,
пользовалась материалами из интернета, искала определение «коляда» в различных словарях.
Хороший материал для исследования мне предоставил настоятель храма Николая Чудотворца
отец Дмитрий. Во время обработки материала столкнулась с рядом трудностей, так как такой
вид работы выполняла впервые. Очень мало информации о колядках представлено в литературе,
старожилы села уже многое стали забывать. Материалы для исследования приходилось
собирать по крупицам.
2
Интервью со старожилами села о рождественском колядование в нашей местности
Еще до начала XX века, основными зимними праздниками были Коляда и Рождество
Христово. Потом, уже после некоторых исторических событий, Новый год стал цениться
больше всего, возможно это о не плохо, однако забывать и отказываться от своих традиции
нельзя. Потому что человек, утративший доступ к духовной воде и духовному огню своего
народа, становится безродным изгоем. Для достижения своей цели я должна, как тот
сказочный Иванушка отправится в «тридевятое царство, тридесятое государство» в глубь
времен - к познанию народных традиций, к истории происхождения и развития обряда
колядования.
«Что имеем – не храним, а потерявши – плачем! Такими словами начала свой рассказ о
народной традиции – Колядки, старожил села Фадеева Серафима Константиновна. Она сказала,
что сердце сжимается от боли. Ведь люди стали забывать традиции своего народа. Их жизнь
была 70 лет назад интереснее и веселее. Человек всегда стремился разнообразить свою
повседневную жизнь чем- то необычным, торжественным, радостным, смешным. Вот так и
появились праздники. Самые любимые праздники детишек были Рождество, Рождественские
колядки. 6 января ( по новому стилю) заканчивается рождественский пост и начинались
празднества, гулянье и потехи. Одна из традиций всего славянского народа – колядки.
Колядовали в основном молодые люди и дети. Колядовали с 7 января по 18 января. Девчата и
парни ходили вечером по домам, поздравляли в шуточной форме с праздником, желали доброго
здоровья, хорошего рожая в новом году. Хозяева давали колядовщикам угощения, деньги.
Каждый хозяин был рад, если к нему придут колядовщики. Эти вечера еще назывались «
святыми вечерами». Поэтому пожелания колядовщиков должны были исполняться.
Пели колядки Сыресинская молодежь и по-мордовски, и по-русски под гармошку с плясками.
Коляда, коляда!
Бабам максь прякинеть
Лався ланго лацинзе.
Псака мольсь – поринзе.
Косо, косо сень псакине!
Парни и девушки наряжались, за собой водили Козу, Медведя - ряженых символизирующих
богатство и достаток. Медведь показывал, как бабы по воду ходят, как ребятишки воруют с
огорода горох да бобы, как девки в зеркала смотрятся. Коза – символ жизненной силы и эту
силу она должна принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше вырос хлеб. Козу
изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутым мехом наружу, лицо
мазали сажей, на голову одевали особую шапку, и прикрепляли рога из соломы. Парень садился
верхом на дугу- так его водили из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела песню.
Тяпу – ляпу,
Скорей дайте коляду!
Ножки зябнут,
Я домой побегу.
Кто даст –тот князь, кто не даст – того в грязь!
3
Но, конечно, угрозы никогда не выполнялись.
Интересно было услышать о вечернем времяпровождение молодёжи ( в ночь с 13 на 14 января)
от Косовой Анны Сергеевны. В этот день пекли круглые лепешки – коляду, вечером собирались
все в одной избе, устраивали посиделки. Распевали песни с пожеланиями богатого урожая. А
потом выходили на улицу и жгли большие праздничные костры. Горящий круглый обрубок
бревна нужно было прокатить вокруг села. Если это удавалось сделать – деревню ждало
благоприятное житье. Сейчас молодежь возобновляет некоторые старые традиции. Что очень
отрадно для пожилых людей. На этом закончили свой рассказ о празднование колядок местные
жительницы.
4
Беседа с настоятелем храма Николая Чудотворца отцом Дмитрием о колядование на
Руси
Но меня интересовал не только вопрос празднования Колядок в нашем селе в прошлом
столетие, но и происхождение Коляды. Разобраться с этим мне помог настоятель храма Николая
Чудотворца отец Дмитрий.Он мне рассказал, что это давным-давно.… В городе Вифлееме, в
древней Иудее, в пещере, где во время непогоды укрывались скот пастухи, родился сын Божий.
В ту же ночь явилась миру звезда. Переливаясь огнями, она шла с севера на юг и остановилась
над Вифлеемом, опустив золотой луч над колыбелью Богомладенца. Вслед за нею пришли и
поклонились ему ангелы. Затем
поклонились божественному младенцу мудрые волхвы и пастушки, первые узнавшие о
чудесном рождении.
Удивительной теплотой и благодарностью к Богу за надежду о духовном спасении согреты те
рождественские колядки, в которых подробно пересказывают события великой и таинственной
ночи.
Вслед за рождественской ночью наступало – долгожданное для детей и молодежи – время суток,
проходивших с 7 по 19 января, до Крещения. Первые три дня называли святыми вечерами. В
эти дни в домах славили Христа дети, молодежь, старые люди. Их так и называли
«христославцы», «славеньщики». Самый ранний обход , до первой утренней звезды по
традиции совершали дети, так как по убеждению чистая детская молитва быстрее доходила до
престола Господня. Эти представления по-своему отразились в текстах старинных
рождественских песен: Маленькие детки,
Щипали ветки,
В саду стояли,
Христа прославляли.
Христос родился,
Рай отворился.
Обычаю обхода дворов с поздравлениями предшествовала длительная подготовка. Накануне
праздника дети и молодежь сбивались артелью с семи до двадцати человек, и, собираясь у кого-
нибудь в избе, первым делом, мастерили вифлейскую звезду. Нередко к этому важному делу
привлекали взрослых парней. Чаще всего звезду делали из старого, ненужного сита,
прикрепляя к немку рога-лучи, украшенные махрушками из цветной бумаги, бумажные
цепочками, колокольчиками. Звезду поднимали на палку. Нести, доверяли лишь тем подросткам,
семьи которых пользовались на селе уважением и хорошей репутацией.
И вот наступало Рождество и начиналось самое интересное! Вход «славельщиков» в чужой
дом, просьба пропеть Тропарь, традиционные величия хозяевам, прием подарков, благоданий и
уход, - все шло по неписаным правилам народной этики, исполненной деликатности уважения к
вере предков и человеческому достоинству. Христославить ходили в лучших вышитых
нарядах, пели красиво и стройно. Входя в избу, первым делом крестились на иконы, мальчики
снимали при этом шапки. Уходили также с поклонами, у порога пели «Многая лета», обещаясь
5
прийти в следующий год.
Дом, в который входили «славельщики», считался освященным на весь предстоящий год.
Понятно поэтому, что хозяева ждали дорогих гостей с нетерпением, заранее пекли для их
одаривания обрядовое печенье, которое называли по-разному6 «овсеньки», «коровки»,
«бобышки», «колядашки», «керики». За щедрые дары «христиславы» величали хозяев, скупым
же пели корильные песни. Обычай колядования своими корнями уходит в язычество древних
славян.
Само слово коляда происходит от слова «календа», так в древности назывались первые дни
новорожденного года. Наши предки верили: от того, как встретят хозяева первые дни года,
зависит их будущая жизнь. Вот почему, приходя в дом, колядовщики пели величальные песни
хозяевам и детям.
6
Изучение литературы о происхождение обряда колядования.
Отец Дмитрий рассказал очень много познавательного, но мне хотелось еще глубже изучить
историю происхождения этого праздник. Начала со словарей, хотела узнать как трактуется
понятие «коляда» в словарях.
Определение “коляда” в словаре Ожегова, звучит так:
КОЛЯДА́
, -ы, ж. Старинный рождественский и святочный крестьянский обряд хождение по
домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения; песня, исполняемая во время
такого обряда.
А в словаре Ефремовой:
“коляда” - старинный рождественский и святочный обряд, сопровождавшийся обходом домов с
песнями и поздравлениями; сама обрядовая песня.
Тоже самое почти и в словаре Ушакова:
1. Рождественский обряд, преим. на Украине, сопровождающийся песнями и обходом соседей
(теперь исчезнувший).
2. Припев к обрядовым песням, относящимся к празднованию Рождества.
3. Вознаграждение, сбор, получаемые лицами, совершающими этот обряд, от тех, кого они
обходят.
4. Канун праздника Рождества.
А в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»
“коляда”- славянско-русский мифологический персонаж, связанный с весенним циклом
плодородия. В образе ряженого (козел и др.) участник народных рождественских обрядов с
играми и песнями (колядование, колядки).
Бог Коляда пришёл в этот Мир более восьми с половиной тысяч лет тому назад(то есть в 7
тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших
жрецов разных арийских народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это
было очередное божественное откровение людям нашими богами.
Первый кон жизни дал Бог Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и везде суща,
это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего
(Рамха) на планету, сначала в виде его сына Бога Рода, затем в виде Бога Сварога. Тогда же мир
был
разделен
на
три
части:
Правь,
Явь
и
Навь.
Человек,
существующий
в
Яви,
должен
стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.
Второй кон жизни дал миру Бог Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением
Солнца.
Следующий кон жизни принёс нам Бог Перун.
Последний раз – кон поведал людям Бог Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него
мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый кОлендарь
(название его означает «Коляды
Дар»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы
сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него
следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых три
главах.
7
Это Праздник Новолетия – конца и начала летоисчисления ("года") у некоторых славянских
Родов.
Все славянские (словянские) праздники были приурочены к астрологическим
/астрономическим/ датам:
С21 на 22 декабря самая длинная ночь в лете ("году") – колдовская, мистическая ночь Корочуна,
а на утро – появляется новое, "рождённое какбы заново" Яр-Солнышко – зимнее Новолетие,
день начинает потихоньку прибавляться, начинается праздник Коляда (или некоторые Рода
празднуют как Корочун) – это Белые святки и приурочены они к Зимнему солнцестоянию – с 22
декабря.
Празднование зимнего Новолетия – Коляды (или некоторые Рода празднуют как Корочун)
начинали в день зимнего Солнцестояния. По кОлендарю это 13 Бейлетъ, по нынешнему
календарю это 22 декабря. Этот день, также День Рождения бога Коляды.
Слово Коляда происходит от греч. kalandai и лат. calendae и встречается у всех народов,
находившихся под прямым или косвенным влиянием Рима: французское chalendes, румынское
colinda, у гурийцев каландоба значит Новый год. Праздник был проникнут символизацией
плодородия, надеждами на жатву и весельем, достигавшим своего апогея в конце - в январских
календах, празднике общей радости, братавшей сословия, возрасты и положения. Языческий
праздник январских календ продолжали справлять и христиане, что вызвало протест церкви.
Коляда - в дохристианские времена являлся влиятельным божеством. В его честь устраивались
игрища, считалось, что он дарит людям веселье, потому его призывали-кликали в зимние
праздники ватаги молодежи на улицах.
Примерно в 1684 году вышел патриарший запрет на поклонение Коляде, а так как праздник
приходился на время, когда день начинал прибавляться, постепенно изменилось и толкование
самого слова.
Латинское слово <коло> означало первый день месяца, у славян оно трактовалось как - колесо,
напоминающее форму Солнца. Видимо отсюда и возникло новое значение этого слова.
«Коляда» - «Солнце-младенец», празднование зимнего солнцеворота у славян. Именно с этого
дня хоть на воробьиный шаг, но зато каждый следующий день был длиннее предыдущего,
наступали святые дни – «Святки».
В борьбе с этим остатком язычества церковь противопоставила языческому чествованию
новолетия свой собственный праздничный цикл, рождественский (с 24 декабря по 4 января),
языческим воспоминаниям - христианские, древним маскам и играм - хождение со звездой и
царями-волхвами. В результате получилась сложная обрядность, в составе которой, наряду с
христианскими, сохранились и языческие элементы. Под влиянием христианства, празднование
январских календ при Юстиниане распространено было на 12-дневный святочный цикл от
Рождения Христово до Крещенья, а, согласно с этим, и песни календ стали означать не только
песни на Новый год, но чаще все вообще рождественские или святочные песни.
8
Заключение
Проанализировав полученные исследования, я пришла к выводу, что мы, подрастающее
поколение, должны понять, что без возврата к духовным истокам, традициям нашего народа не
будет духовного возрождения страны. Не нужно забывать традиции своего народа, а только
нужно сохранять и преумножать их. Именно в праздники дети постигают свою национальную
культуру.
А собственно, что мешает нам поздравить величальными колядками в день святого Рождества
своих соседей? В нашем мире, где правит Интернет, где люди так разобщены, порой не хватает
простого человеческого общения. В этом году мне захотелось возродить традицию
колядования. Своими мыслями я поделилась со своими подругами и друзьями, они меня
поддержали. Мы создали мини-ансамбль «Коляда», нашли и разучили колядки. Мы ходили по
домам, желали хозяевам удачи, здоровья, любви.
Моя исследовательская работа имеет практическую направленность. Она может быть
использована на уроках литературы, культуры родного края, а так же при создании народных
творческих коллективов.
9
Библиографический список.
1.
Н. Сумцов, "Научное изучение колядок " ("Москва. Старина", 1886 г., № 2.)
2.
А. Хаханов, "Празднование коляды " ("Этнографическое Обозрение", 1890 г., кн. III).
3.
Ю.Г. Круглов, «Русское народное поэтическое творчество»( 1981г. Ленинград)
4.
Л.А. Ладик, «Возрождение традиций»( Москва 1999 г.)
5.
Н.П. Колпакова, «Ходили, гуляли колядовщики» («Детская литература»Москва, 1984г.)
6.
Словари Ожегова, Ушакова
10