Напоминание

Музейная деятельность в школе


Автор: Русинова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 43
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музейная деятельность в школе
Раздел: начальное образование





Назад




МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и

знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой,

повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».

Д.С.Лихачев.

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и этот

фундамент

-

патриотизм.

Патриотизм

это

уважение

к

своей

истории,

традициям,

духовным

ценностям

народа.

Особую

роль

в

решении

этой

проблемы

играют

школьные

музеи.

Музейная

педагогика

сегодня

может

помочь

учителю

обеспечить

особый

подход

в

воспитании

и

обучении

современного

школьника.

Важность

воспитательной

функция

школьного

музея в том, что здесь царит образовательная атмосфера в формировании у

обучающихся целостного отношения к культурно-историческому наследию.

Как

известно,

чувство

патриотизма,

система

ценностей,

нравственная

ориентация закладываются в человеке в детстве и юности. Огромная роль

отводится семье, школе и обществу.

Заложить нравственные основы, которые сделают школьников более

устойчивыми

к

нежелательным

влияниям,

научить

правилам

общения,

умению

жить

среди

людей

-

главные

идеи

воспитания

и

духовно

-

нравственных качеств личности.

Музе

И

способству

Ю

т воспитанию высококультурного человека, учат

понимать

значение

человеческого

наследия,

позволяют

через

предметы

прикоснуться к исторической эпохе. Таким образом, родная культура, как

отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ученика, началом,

порождающим личность. Школьные музеи стали результатом длительной

совместной

деятельности

педагогов,

детей

и

их

родителей,

совместным

диалогом поколений.

В связи с этим, становится актуальным одно из направлений в работе

по приобщению к истокам культуры - краеведение.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путем

включения её в многообразную деятельность музея. Поэтому на сегодняшний

день её рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

В

музейной педагогике важное значение приобретают вещи, которые несут

следы прошлой эпохи, эти экспонаты музея позволяют ощутить дыхание

времен. Музеи уникальны тем, что экспонаты не спрятаны за стеклянными

витринами, а размещены на полках и их легко можно взять, рассмотреть,

потрогать, таким образом прикоснуться к эпохе.

В результате анализа и изучения педагогического опыта и методической

литературы, при создании музеев мной была определена цель:

-внедрение приемов и методов для развития нравственных качеств личности

школьника в краеведческой работе.

Сформулированы следующие задачи:

1. Углубить знания школьников о своей стране, родном крае;

2. Расширить знания детей об истории, традициях, культуре.

3.Воспитывать гражданское самосознание и причастность к родным истокам,

уважение к своей нации.

Созданные музеи позволяет реализовать эти задачи. Основная цель мини-

музеев - пробудить в детях чувство единения со своей историей, культурой,

традициями.

В

период

подготовительного

этапа

была

выбрана

тема,

совместно

с

родителями и детьми, определены пути создания, подготовка к участию в

проекте детей и родителей, педагогов.

Практический

этап

(этап

реализации

проекта)

включал

в

себя

совместную

деятельность

педагогов,

родителей,

детей;

реализация

идей

подготовительного

этапа,

т.е.

создание

мини

музея.

Оформление

и

изготовление

оборудования,

сбор

экспонатов,

оформление

коллекций,

изготовление макетов и др. Многие экспонаты музея «Украинская писанка»

были

изготовлены

в

ходе

выполнения

исследовательских

и

творческих

проектов.

Музеи постоянно пополнялись экспонатами, макетами, коллекциями,

фото, иллюстрациями, рисунками детей, что позволяло на начальных этапах

приобщать детей к музейной культуре, сформировывать интерес к музею,

усваивать

правила

поведения

в

музее,

умение

понимать

образный

язык

предметов – экспонатов. На базе музеев проводились открытые внеклассные

мероприятия, уроки, экскурсии ,семинары, праздники, а также подготовлены

научно-исследовательские работы.

Музеи

спо собствуют

развитию

у

школьников

воображения,

мышления,

расширяют

кругозор,

развивают

любознательность, коммуникативные навыки, способствует нравственному

становлению

личности,

расширяют

область

социально

нравственных

ориентаций, пробуждает любовь к родному краю.

Наиболее эффективными формами работы в развитии нравственных качеств,

считаю – экскурсии в музей, т.к. посещение музея - это одно из средств

развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и

нравственного отношения к ним.

Обращение

к

праздникам

народного

календаря

является

также

одной

из

эффективных форм работы с детьми. Это передача знаний из поколения к

поколению.

Педагогами было отмечено, что использование средств краеведческой

работы

способствовало

повышению

интереса

к

истории,

приобщению

школьников к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности

и патриотических чувств, а эффективным средством духовно-нравственного

и патриотического воспитания была и остается музейная педагогика.

Таким образом, мы видим, что средства музейной педагогики дают хорошую

возможность для духовно – нравственного воспитания учащихся, но работа

эта сложная и кропотливая, результаты не увидищь и не проверишь сразу, они

не подвергаются статистике, оценкам, процентам..

Внедрение в образовательный процесс музейной педагогики в школе

позволяет воспитать патриота своей Родины, высоконравственного человека,

обладающего внутренней и внешней культурой, имеющего потребность в

самообразовании, постоянном самосовершенствовании.



В раздел образования