Автор: Русинова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 43
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музейная деятельность в школе
Раздел: начальное образование
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и
знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой,
повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».
Д.С.Лихачев.
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и этот
фундамент
-
патриотизм.
Патриотизм
–
это
уважение
к
своей
истории,
традициям,
духовным
ценностям
народа.
Особую
роль
в
решении
этой
проблемы
играют
школьные
музеи.
Музейная
педагогика
сегодня
может
помочь
учителю
обеспечить
особый
подход
в
воспитании
и
обучении
современного
школьника.
Важность
воспитательной
функция
школьного
музея в том, что здесь царит образовательная атмосфера в формировании у
обучающихся целостного отношения к культурно-историческому наследию.
Как
известно,
чувство
патриотизма,
система
ценностей,
нравственная
ориентация закладываются в человеке в детстве и юности. Огромная роль
отводится семье, школе и обществу.
Заложить нравственные основы, которые сделают школьников более
устойчивыми
к
нежелательным
влияниям,
научить
правилам
общения,
умению
жить
среди
людей
-
главные
идеи
воспитания
и
духовно
-
нравственных качеств личности.
Музе
И
способству
Ю
т воспитанию высококультурного человека, учат
понимать
значение
человеческого
наследия,
позволяют
через
предметы
прикоснуться к исторической эпохе. Таким образом, родная культура, как
отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ученика, началом,
порождающим личность. Школьные музеи стали результатом длительной
совместной
деятельности
педагогов,
детей
и
их
родителей,
совместным
диалогом поколений.
В связи с этим, становится актуальным одно из направлений в работе
по приобщению к истокам культуры - краеведение.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путем
включения её в многообразную деятельность музея. Поэтому на сегодняшний
день её рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
В
музейной педагогике важное значение приобретают вещи, которые несут
следы прошлой эпохи, эти экспонаты музея позволяют ощутить дыхание
времен. Музеи уникальны тем, что экспонаты не спрятаны за стеклянными
витринами, а размещены на полках и их легко можно взять, рассмотреть,
потрогать, таким образом прикоснуться к эпохе.
В результате анализа и изучения педагогического опыта и методической
литературы, при создании музеев мной была определена цель:
-внедрение приемов и методов для развития нравственных качеств личности
школьника в краеведческой работе.
Сформулированы следующие задачи:
1. Углубить знания школьников о своей стране, родном крае;
2. Расширить знания детей об истории, традициях, культуре.
3.Воспитывать гражданское самосознание и причастность к родным истокам,
уважение к своей нации.
Созданные музеи позволяет реализовать эти задачи. Основная цель мини-
музеев - пробудить в детях чувство единения со своей историей, культурой,
традициями.
В
период
подготовительного
этапа
была
выбрана
тема,
совместно
с
родителями и детьми, определены пути создания, подготовка к участию в
проекте детей и родителей, педагогов.
Практический
этап
(этап
реализации
проекта)
включал
в
себя
совместную
деятельность
педагогов,
родителей,
детей;
реализация
идей
подготовительного
этапа,
т.е.
создание
мини
–
музея.
Оформление
и
изготовление
оборудования,
сбор
экспонатов,
оформление
коллекций,
изготовление макетов и др. Многие экспонаты музея «Украинская писанка»
были
изготовлены
в
ходе
выполнения
исследовательских
и
творческих
проектов.
Музеи постоянно пополнялись экспонатами, макетами, коллекциями,
фото, иллюстрациями, рисунками детей, что позволяло на начальных этапах
приобщать детей к музейной культуре, сформировывать интерес к музею,
усваивать
правила
поведения
в
музее,
умение
понимать
образный
язык
предметов – экспонатов. На базе музеев проводились открытые внеклассные
мероприятия, уроки, экскурсии ,семинары, праздники, а также подготовлены
научно-исследовательские работы.
Музеи
спо собствуют
развитию
у
школьников
воображения,
мышления,
расширяют
кругозор,
развивают
любознательность, коммуникативные навыки, способствует нравственному
становлению
личности,
расширяют
область
социально
–
нравственных
ориентаций, пробуждает любовь к родному краю.
Наиболее эффективными формами работы в развитии нравственных качеств,
считаю – экскурсии в музей, т.к. посещение музея - это одно из средств
развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и
нравственного отношения к ним.
Обращение
к
праздникам
народного
календаря
является
также
одной
из
эффективных форм работы с детьми. Это передача знаний из поколения к
поколению.
Педагогами было отмечено, что использование средств краеведческой
работы
способствовало
повышению
интереса
к
истории,
приобщению
школьников к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности
и патриотических чувств, а эффективным средством духовно-нравственного
и патриотического воспитания была и остается музейная педагогика.
Таким образом, мы видим, что средства музейной педагогики дают хорошую
возможность для духовно – нравственного воспитания учащихся, но работа
эта сложная и кропотливая, результаты не увидищь и не проверишь сразу, они
не подвергаются статистике, оценкам, процентам..
Внедрение в образовательный процесс музейной педагогики в школе
позволяет воспитать патриота своей Родины, высоконравственного человека,
обладающего внутренней и внешней культурой, имеющего потребность в
самообразовании, постоянном самосовершенствовании.