Напоминание

Музейная деятельность в ДОУ


Автор: Русинова Наталья Александровна
Должность: студентка университета им. с.ю.витте
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 95
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музейная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Введение

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки,

тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение,

искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных

странах и России она зародилась более 100 лет назад, сам термин,

«Музейная педагогика» начал употребляться в нашей стране только в

70-е годы.

В настоящее время для развития музейного дела характерно

существенное повышение значения его образовательной функции.

Активно ведется поиск новых форм работы с детьми.

Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться

предметным миром. Познание осуществляется путем накопления

чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость

познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и

одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями

от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он

никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему

действительности. Это необычайно расширяет кругозор,

представлениями о мире, поэтому современные родители стремятся к

более раннему приобщению детей к музею.

Существенной особенностью детского восприятия является то,

что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым

этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование

предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную

информацию.

Музейная информация может быть активно освоена в

процессе игровой деятельности.

Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно

в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают

способность мысленного манипулирования с предметами:

пробуждается творческое начало, развивается воображение. В

экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-

ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой

специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает

постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети

особенно расположены к общению.

Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как

правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление

усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрированных

предметов следует ограничивать, действуя по принципу «лучше

меньше, да лучше».

Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее

впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый

естественный для детей способ освоения информации.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при

условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны

посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское

любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать,

почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они

работают.

В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции,

соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие

выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в

данном случае отражает и возраст детей, для которых они

предназначены, и размеры экспозиции, и определенную

ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов

развивающей среды – участие в их создании детей и родителей.

Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении

тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать

руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и

нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять,

переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном

музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец

экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и

дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной

работы педагога, воспитанников и их семей.

Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из

первых источников приобщения детей к сокровищам истории,

культуры, искусства.

Личностное развитие ребенка

средствами музейной педагогики.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает

большую популярность в системе дошкольного образования и

воспитания — создаются музейные программы, выходят книги,

разрабатываются методические рекомендации. Создание музеев

помогает решению задач, связанных с воспитанием и образованием

детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности,

как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и

было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время

сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в

педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-

образовательные программы для воспитанников образовательных

учреждений.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к

музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают

как инновационную педагогическую технологию.

Основной дидактической единицей при реализации технологии

музейной педагогики обосновали мини-музей тематического

содержания.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать

экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и

называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини»

отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры

экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в

деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Психологические исследования позволили увидеть, что у детей,

занимающихся в музейно-образовательном пространстве,

определенным образом модифицируется мыслительная деятельность

детей, дети более свободно оперируют образами.

При использовании музейной педагогики как инновационной

технологии в системе формирования культуры дошкольников

необходимо учитывать следующие принципы:

- наглядность;

- доступность;

- динамичность;

- содержательность (материал должен иметь образовательно-

воспитательное значение для детей, вызывать в детях

любознательность);

- сочетание предметного мира музея с парциальной программой,

ориентированной на проявление активности детей;

- последовательность ознакомления детей с музейными

коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на

каждом возрастном этапе);

- гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к

природе вещей);

- поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;

- активность детей в усвоении музейного наследия, которая

проявляется на уровне практической деятельности как отражении

полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного

творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке,

сочинении историй);

- подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но

возможность импровизации).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую

цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление —

применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии

музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с

детьми предполагает не только качество и количество полученной

информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно

добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень

важно продумать обязательное включение практической части в ходе

знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания:

игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения,

интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных

произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

- заполнение музейных дневников, в которых могут быть

представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить,

придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Этапы создания мини-музеев.

Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на

четыре этапа.

Первый этап, подготовительный – планирование.

На этом этапе необходимо:

1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие

познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип,

предполагающий в качестве основного фактора воздействия на

ребенка – предмет, который и является в данном случае главным

действующим лицом.

2. Интерактивность и полифункциональность музейного

пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции

для организации разнообразной деятельности детей и решения

различных воспитательно-образовательных задач (в том числе

комплексно).

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.

Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея,

его расположение, оформление, расстановку экспонатов,

безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и

здоровья детей. Принцип, позволяющий ребенку почувствовать свою

внутреннюю связь с миром.

4. Обеспечение необходимыми условиями для развития

познавательной, исследовательской деятельности дошкольников.

Данный принцип предполагает учет следующих компонентов:

информационного, действенно-мыслительного, потребностно-

мотивационного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной

отзывчивости к представленным объектам).

- Разработать тематическое планирование мини-музеев и

музейных экспозиций в соответствии с тематикой занятий

образовательной программы.

- С целью выявления степени заинтересованности родителей в

данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по

созданию мини-музеев провести анкетирование родителей

воспитанников ДОУ. Анкетирование проводится анонимно, по желанию

родителей. В процессе анкетирования выясняется, посещают ли сами

родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а

также анализируется степень готовности родителей к взаимодействию

с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.

- Определить перспективы создания мини-музеев и разработать

алгоритм по созданию мини-музеев в группах:

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор экспонатов,

6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,

7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,

8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,

9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций

мини-музея,

10) планирование организации поисково-познавательной

деятельности в мини-музеях.

- Создать творческую группу педагогов, которые будут курировать

работу по созданию мини-музеев.

Второй этап, практический - создание мини-музеев.

Работа на этом этапе строится в соответствии с разработанным

алгоритмом по созданию мини-музеев в группах. Необходимо

учитывать, что положительного результата можно достичь только в том

случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников

воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического

коллектива. На данном этапе происходит выбор темы мини-музея и

определение места размещения мини-музея. Месторасположение

мини-музеев определять с учетом принципов интерактивности и

полифункциональности музейного пространства и психологической

комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает

возможность максимально использовать музейные экспозиции для

организации разнообразной детской деятельности, позволяет

обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея.

К подбору экспонатов привлекаются родители .

Здесь необходимо руководствоваться следующими принципами:

- партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач

музейной педагогики;

- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

Необходимо также выбрать разнообразные формы работы с

экспозициями мини-музеев. Это могут быть: занятия-экскурсии,

занятия с элементами игры и творческими заданиями,

исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также

возможность смены экспозиций.

Необходимо разработать конспекты занятий с использованием

экспозиций мини-музея, сделать подборку стихов, сказок, загадок по

темам мини-музеев.

Работа по созданию мини-музеев увлекает воспитателей,

обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в

повседневную жизнь и доставляет взаимное удовлетворение.

Третий этап, презентационный –

представление мини-музеев.

На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Сначала

педагоги вместе с детьми представляют визитную карточку своего

мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и

приглашение посетить мини-музей. Визитки распространяются по

группам и раздаются родителям.

Четвертый этап, деятельностный – функционирование

мини-музеев.

Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями,

педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную

предварительную работу, направленную на эмоциональную

подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях,

формирование навыков музейного поведения. Родителям можно

порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов

нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь

уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога

Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть

задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое

значение такой педагогической возможности мини-музея как

максимальное и системное использование принципа наглядности, о

котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов,

возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь

пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции,

участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял

экспозиции своими творческими работами, изготовленными на

занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и

его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат

общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Заключение

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на

духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в

гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со

свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Но, в

отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать

сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим

образом объединять свои духовные интересы с интересами детей.

Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится

музей. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов

появились новые элементы: комнаты, залы, музеи, изостудии и так

далее, то есть обогащается развивающая среда.

По определению С.Л. Новоселовой, термин «развивающая

среда» – это система материальных объектов, окружающих ребёнка, и

воздействующих на его духовное и физическое развитие.

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с

детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных

проявлений — музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в

старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми

посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут

познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории,

появляется интерес к музеям и выставкам, развивается

эмоциональный отклик.

Творчески мыслящий воспитатель всегда сможет найти такие

формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить

хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить

его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение

кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом.

Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и

активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а

также развивает творческое отношение к миру.

Музейная педагогика служит комплексному развитию,

воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На

сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается

национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к

традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными

качествами человека, они складываются и развиваются в процессе

воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а

также целенаправленной работы педагогов и родителей. И эти задачи

можно успешно решать в рамках музейной педагогики.



В раздел образования