Автор: Русинова Наталья Александровна
Должность: студентка университета им. с.ю.витте
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 95
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музейная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Введение
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки,
тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение,
искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных
странах и России она зародилась более 100 лет назад, сам термин,
«Музейная педагогика» начал употребляться в нашей стране только в
70-е годы.
В настоящее время для развития музейного дела характерно
существенное повышение значения его образовательной функции.
Активно ведется поиск новых форм работы с детьми.
Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться
предметным миром. Познание осуществляется путем накопления
чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость
познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и
одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями
от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он
никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему
действительности. Это необычайно расширяет кругозор,
представлениями о мире, поэтому современные родители стремятся к
более раннему приобщению детей к музею.
Существенной особенностью детского восприятия является то,
что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым
этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование
предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную
информацию.
Музейная информация может быть активно освоена в
процессе игровой деятельности.
Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно
в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают
способность мысленного манипулирования с предметами:
пробуждается творческое начало, развивается воображение. В
экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-
ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой
специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает
постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети
особенно расположены к общению.
Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как
правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление
усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрированных
предметов следует ограничивать, действуя по принципу «лучше
меньше, да лучше».
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее
впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый
естественный для детей способ освоения информации.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при
условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны
посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское
любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать,
почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они
работают.
В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие
выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в
данном случае отражает и возраст детей, для которых они
предназначены, и размеры экспозиции, и определенную
ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов
развивающей среды – участие в их создании детей и родителей.
Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении
тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать
руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и
нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять,
переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном
музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец
экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и
дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной
работы педагога, воспитанников и их семей.
Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из
первых источников приобщения детей к сокровищам истории,
культуры, искусства.
Личностное развитие ребенка
средствами музейной педагогики.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает
большую популярность в системе дошкольного образования и
воспитания — создаются музейные программы, выходят книги,
разрабатываются методические рекомендации. Создание музеев
помогает решению задач, связанных с воспитанием и образованием
детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности,
как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и
было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время
сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в
педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-
образовательные программы для воспитанников образовательных
учреждений.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к
музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают
как инновационную педагогическую технологию.
Основной дидактической единицей при реализации технологии
музейной педагогики обосновали мини-музей тематического
содержания.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать
экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и
называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини»
отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры
экспозиции и четко определенную тематику такого музея.
Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в
деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Психологические исследования позволили увидеть, что у детей,
занимающихся в музейно-образовательном пространстве,
определенным образом модифицируется мыслительная деятельность
детей, дети более свободно оперируют образами.
При использовании музейной педагогики как инновационной
технологии в системе формирования культуры дошкольников
необходимо учитывать следующие принципы:
- наглядность;
- доступность;
- динамичность;
- содержательность (материал должен иметь образовательно-
воспитательное значение для детей, вызывать в детях
любознательность);
- сочетание предметного мира музея с парциальной программой,
ориентированной на проявление активности детей;
- последовательность ознакомления детей с музейными
коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на
каждом возрастном этапе);
- гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к
природе вещей);
- поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;
- активность детей в усвоении музейного наследия, которая
проявляется на уровне практической деятельности как отражении
полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного
творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке,
сочинении историй);
- подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но
возможность импровизации).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую
цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление —
применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии
музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с
детьми предполагает не только качество и количество полученной
информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно
добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень
важно продумать обязательное включение практической части в ходе
знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания:
игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения,
интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных
произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
- заполнение музейных дневников, в которых могут быть
представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить,
придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Этапы создания мини-музеев.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на
четыре этапа.
Первый этап, подготовительный – планирование.
На этом этапе необходимо:
1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие
познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип,
предполагающий в качестве основного фактора воздействия на
ребенка – предмет, который и является в данном случае главным
действующим лицом.
2. Интерактивность и полифункциональность музейного
пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции
для организации разнообразной деятельности детей и решения
различных воспитательно-образовательных задач (в том числе
комплексно).
3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея,
его расположение, оформление, расстановку экспонатов,
безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и
здоровья детей. Принцип, позволяющий ребенку почувствовать свою
внутреннюю связь с миром.
4. Обеспечение необходимыми условиями для развития
познавательной, исследовательской деятельности дошкольников.
Данный принцип предполагает учет следующих компонентов:
информационного, действенно-мыслительного, потребностно-
мотивационного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной
отзывчивости к представленным объектам).
- Разработать тематическое планирование мини-музеев и
музейных экспозиций в соответствии с тематикой занятий
образовательной программы.
- С целью выявления степени заинтересованности родителей в
данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по
созданию мини-музеев провести анкетирование родителей
воспитанников ДОУ. Анкетирование проводится анонимно, по желанию
родителей. В процессе анкетирования выясняется, посещают ли сами
родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а
также анализируется степень готовности родителей к взаимодействию
с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.
- Определить перспективы создания мини-музеев и разработать
алгоритм по созданию мини-музеев в группах:
1) выбор темы мини-музея,
2) определение места размещения мини-музея,
3) планирование экспозиций,
4) выбор дизайна оформления мини-музея,
5) подбор экспонатов,
6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,
8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,
9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций
мини-музея,
10) планирование организации поисково-познавательной
деятельности в мини-музеях.
- Создать творческую группу педагогов, которые будут курировать
работу по созданию мини-музеев.
Второй этап, практический - создание мини-музеев.
Работа на этом этапе строится в соответствии с разработанным
алгоритмом по созданию мини-музеев в группах. Необходимо
учитывать, что положительного результата можно достичь только в том
случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников
воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического
коллектива. На данном этапе происходит выбор темы мини-музея и
определение места размещения мини-музея. Месторасположение
мини-музеев определять с учетом принципов интерактивности и
полифункциональности музейного пространства и психологической
комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает
возможность максимально использовать музейные экспозиции для
организации разнообразной детской деятельности, позволяет
обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея.
К подбору экспонатов привлекаются родители .
Здесь необходимо руководствоваться следующими принципами:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач
музейной педагогики;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
Необходимо также выбрать разнообразные формы работы с
экспозициями мини-музеев. Это могут быть: занятия-экскурсии,
занятия с элементами игры и творческими заданиями,
исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также
возможность смены экспозиций.
Необходимо разработать конспекты занятий с использованием
экспозиций мини-музея, сделать подборку стихов, сказок, загадок по
темам мини-музеев.
Работа по созданию мини-музеев увлекает воспитателей,
обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в
повседневную жизнь и доставляет взаимное удовлетворение.
Третий этап, презентационный –
представление мини-музеев.
На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Сначала
педагоги вместе с детьми представляют визитную карточку своего
мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и
приглашение посетить мини-музей. Визитки распространяются по
группам и раздаются родителям.
Четвертый этап, деятельностный – функционирование
мини-музеев.
Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями,
педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную
предварительную работу, направленную на эмоциональную
подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях,
формирование навыков музейного поведения. Родителям можно
порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов
нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь
уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога
Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть
задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое
значение такой педагогической возможности мини-музея как
максимальное и системное использование принципа наглядности, о
котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов,
возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь
пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции,
участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял
экспозиции своими творческими работами, изготовленными на
занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и
его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат
общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Заключение
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на
духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в
гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со
свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Но, в
отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать
сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим
образом объединять свои духовные интересы с интересами детей.
Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится
музей. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов
появились новые элементы: комнаты, залы, музеи, изостудии и так
далее, то есть обогащается развивающая среда.
По определению С.Л. Новоселовой, термин «развивающая
среда» – это система материальных объектов, окружающих ребёнка, и
воздействующих на его духовное и физическое развитие.
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с
детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных
проявлений — музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в
старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми
посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут
познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории,
появляется интерес к музеям и выставкам, развивается
эмоциональный отклик.
Творчески мыслящий воспитатель всегда сможет найти такие
формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить
хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить
его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение
кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом.
Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и
активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а
также развивает творческое отношение к миру.
Музейная педагогика служит комплексному развитию,
воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На
сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается
национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к
традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными
качествами человека, они складываются и развиваются в процессе
воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а
также целенаправленной работы педагогов и родителей. И эти задачи
можно успешно решать в рамках музейной педагогики.