Автор: Бардакова Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2073
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности логопедической работы при дизартрии
Раздел: дошкольное образование
Особенности логопедической работы при дизартрии.
Дизартрия
–
это
нарушение
звукопроизношения
и
просодики,
обусловленные
недостаточностью
иннервации
мышц
речевого
аппарата.
Из-за
недостаточной
иннервации
мышц
артикуляционного,
голосового,
дыхательного аппарата нарушается не только звукопроизношение, но и голос
и речевое дыхание. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи
за счёт органического поражения центральной нервной системы. Структуру
речевого
дефекта
составляет
нарушение
всей
произносительной
стороны
речи.
Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три
блока.
Первый блок – медицинский, который определяет врач – невролог. Кроме
медикаментозных
средств,
назначается
ЛФК,
массаж,
рефлексотерапия,
физиотерапия и другие.
Второй блок - психолого-педагогический. Основными направлениями
этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое
восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база
для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие,
дифференцировки и
зрительный
гнозис, тем самым предупреждаем
графические ошибки на письме. Реализуя это
направление
развивают и
стереогноз. Кроме развития сенсорных функций психолого – педагогический
блок включает упражнения
по развитию и коррекции
пространственных
представлений,
конструктивного
праксиса,
графических
навыков,
памяти,
мышления.
Третий
блок
- логопедическая
работа,
которая
проводится
преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при
дизартрии,
логопедическую
работу
рекомендуется
планировать
по
следующим этапам:
Первый этап работы
–
подготовительный,
содержит
следующие
направления:
1)
Нормализация
мышечного
тонуса
мимической
и
артикуляционной
мускулатуры. Проводится логопедический массаж.
2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью
проводим
дифференцированные
приёмы
артикуляционной
гимнастики.
Пассивные
упражнения, выполняемые самим
логопедом, направлены на
вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно
усложняется,
и
добавляются
функциональные
нагрузки.
Такого
плана
артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на
улучшение качеств артикуляционных движений.
3) Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения,
которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции
голоса по высоте и силе.
4) Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит
кратковременные упражнения по выработке более длительного,
плавного,
экономного выдоха.
5) Нормализация просодики. Это направление на первом этапе является
менее
всего
разработанным.
В
специальной
литературе
встречаются
описания
просодической
стороны
речи
у
детей
с
дизартрией:
это
такие
нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и
тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие
пауз и логических ударений и др. симптомы просодики.
6)
Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится
пальцевая
гимнастика,
направленная
на
выработку
тон к и х,
дифференцированных движений в пальцах обеих рук.
Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.
Вторым этапом логопедической работы
при дизартрии
является
выработка новых произносительных умений и навыков. Направления второго
этапа
логопедической
работы
проводятся
на
фоне
продолжающихся
упражнений,
перечисленных
в
первом
этапе,
но
более
сложных.
Направлениями второго этапа являются:
1)Выработка
основных
артикуляционных
укладов,
(дорсального,
какуминального,
альвеолярного,
нёбного).
Каждая
из
этих
позиций
определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и
нёбных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений,
на
втором
этапе
переходим
к
серии
последовательных
движений,
выполняемых
чётко,
утрированно,
с
опорой
на
зрительный,
слуховой,
кинестетический контроль.
2)Определение
последовательности
работы
по
коррекции
звукопроизношения.
При
дизартрии
у
детей,
в
зависимости
от
наличия
патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени её
выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над
звуками.
В
ряде
случаев
придерживаются
традиционного
порядка,
рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков.
Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии,
уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых
«созрел»
прежде
всего.
И
это
могут
быть
даже
более
трудные
звуки,
например: альвеолярной позиции –
р , р, а свистящие корригировать будут
позже,
после
«созревания»
дорсальной
позиции
(являющейся
для
детей
одной из сложных).
3) Развитие фонематического слуха. Работа проводится по классической
схеме. Под фонематическим слухом подразумевается способность ребёнка
выделять и различать фонемы родного языка.
4) Вызывание конкретного звука. Эта работа при дизартрии проводится
так - же, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии.
Это значит, что логопед использует классические приёмы постановки звуков
(по подражанию, механическим, смешанным способами).
5) Автоматизация звука, является самым сложным направлением работы
на
втором
этапе.
Часто
в
практике
логопеды
сталкиваются
с
тем,
что
изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки
теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искажённо.
6)
Дифференциация
поставленного
звука
в
произношении
с
оппозиционными
фонемами.
Последовательность
предъявляемого
лексического материала аналогична последовательности при автоматизации
данного звука. Только предлагается, например: 2 слога (са – ша, ас – аш, ста –
шта, тса – тша, и т.п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т.д.
Третий
этап
логопедической
работы посвящается
выработке
коммуникативных умений и навыков.
1)Одним
из
наиболее
сложных
направлений
работы,
является
формирование
у
ребёнка
навыков
самоконтроля.
Нередко
логопеды
сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок в условиях кабинета, в контакте с
логопедом
демонстрирует
в
речи
приобретённые
навыки.
Но
при
смене
обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает,
ребёнок
возвращается
к
прежнему
стереотипному
произношению.
Для
выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребёнка,
его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической
работы логопед должен выступить в роли психолога и в индивидуальном
порядке, определить пути выработки у ребёнка навыка самоконтроля.
2)Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука
в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений,
рассказы, пересказы и т. п.).
3)Специфическим направлением этапа является включение в лексический
материал просодических средств: различных интонаций , модуляций голоса
по
высоте
и
силе,
изменения
темпа
речи
и
тембра
голоса,
определения
логического ударения, соблюдения пауз, и др.
Четвёртый
этап
логопедической
работы носит
название
-
предупреждение
или
преодоление
вторичных
нарушений
при
дизартрии.
Имея
в
виду
профилактику
вторичных
нарушений,
следует
обеспечить
раннюю
диагностику
дизартрии,
а
также
организовать
раннюю
коррекционную работу. Выработаны технологии коррекционной работы с
детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды. Однако
реализация
профилактической
работы
проводится
с
детьми,
имеющими
тяжёлую органическую патологию в условиях стационара. Большинство же
детей группы риска по дизартрии (лёгкой степени), имеющих в анамнезе в
первый
год
жизни
диагноз
невропатолога
ПЭП
(перинатальная
энцефалопатия), лишены возможности получать адекватную коррекционную
пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К
концу первого года жизни диагноз ПЭП невропатолог снимает. И только при
диспансерном
обследовании
логопед
поликлиники,
при
тщательном
обследовании
видит
симптомы
МДР
(минимальных
дизартрических
расстройств).
Эти
симптомы
влекут
за
собой
вторичные
нарушения
в
формировании
языковых
средств
(лексики,
грамматики).
Следствием
недостаточной профилактики вторичных нарушений, является большое число
детей с дизартрией, осложнённой либо ОНР, либо ФФН.
Пятый этап логопедической работы – подготовка ребёнка с дизартрией к
обучению
в
школе.
Основными
направлениями
логопедической
работы
являются:
формирование
графомоторных
навыков,
психологической
готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.