Напоминание

Особенности логопедической работы при дизартрии


Автор: Бардакова Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2073
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности логопедической работы при дизартрии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности логопедической работы при дизартрии.

Дизартрия

это

нарушение

звукопроизношения

и

просодики,

обусловленные

недостаточностью

иннервации

мышц

речевого

аппарата.

Из-за

недостаточной

иннервации

мышц

артикуляционного,

голосового,

дыхательного аппарата нарушается не только звукопроизношение, но и голос

и речевое дыхание. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи

за счёт органического поражения центральной нервной системы. Структуру

речевого

дефекта

составляет

нарушение

всей

произносительной

стороны

речи.

Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три

блока.

Первый блок – медицинский, который определяет врач – невролог. Кроме

медикаментозных

средств,

назначается

ЛФК,

массаж,

рефлексотерапия,

физиотерапия и другие.

Второй блок - психолого-педагогический. Основными направлениями

этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое

восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база

для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие,

дифференцировки и

зрительный

гнозис, тем самым предупреждаем

графические ошибки на письме. Реализуя это

направление

развивают и

стереогноз. Кроме развития сенсорных функций психолого – педагогический

блок включает упражнения

по развитию и коррекции

пространственных

представлений,

конструктивного

праксиса,

графических

навыков,

памяти,

мышления.

Третий

блок

- логопедическая

работа,

которая

проводится

преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при

дизартрии,

логопедическую

работу

рекомендуется

планировать

по

следующим этапам:

Первый этап работы

подготовительный,

содержит

следующие

направления:

1)

Нормализация

мышечного

тонуса

мимической

и

артикуляционной

мускулатуры. Проводится логопедический массаж.

2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью

проводим

дифференцированные

приёмы

артикуляционной

гимнастики.

Пассивные

упражнения, выполняемые самим

логопедом, направлены на

вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно

усложняется,

и

добавляются

функциональные

нагрузки.

Такого

плана

артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на

улучшение качеств артикуляционных движений.

3) Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения,

которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции

голоса по высоте и силе.

4) Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит

кратковременные упражнения по выработке более длительного,

плавного,

экономного выдоха.

5) Нормализация просодики. Это направление на первом этапе является

менее

всего

разработанным.

В

специальной

литературе

встречаются

описания

просодической

стороны

речи

у

детей

с

дизартрией:

это

такие

нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и

тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие

пауз и логических ударений и др. симптомы просодики.

6)

Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится

пальцевая

гимнастика,

направленная

на

выработку

тон к и х,

дифференцированных движений в пальцах обеих рук.

Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.

Вторым этапом логопедической работы

при дизартрии

является

выработка новых произносительных умений и навыков. Направления второго

этапа

логопедической

работы

проводятся

на

фоне

продолжающихся

упражнений,

перечисленных

в

первом

этапе,

но

более

сложных.

Направлениями второго этапа являются:

1)Выработка

основных

артикуляционных

укладов,

(дорсального,

какуминального,

альвеолярного,

нёбного).

Каждая

из

этих

позиций

определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и

нёбных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений,

на

втором

этапе

переходим

к

серии

последовательных

движений,

выполняемых

чётко,

утрированно,

с

опорой

на

зрительный,

слуховой,

кинестетический контроль.

2)Определение

последовательности

работы

по

коррекции

звукопроизношения.

При

дизартрии

у

детей,

в

зависимости

от

наличия

патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени её

выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над

звуками.

В

ряде

случаев

придерживаются

традиционного

порядка,

рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков.

Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии,

уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых

«созрел»

прежде

всего.

И

это

могут

быть

даже

более

трудные

звуки,

например: альвеолярной позиции –

р , р, а свистящие корригировать будут

позже,

после

«созревания»

дорсальной

позиции

(являющейся

для

детей

одной из сложных).

3) Развитие фонематического слуха. Работа проводится по классической

схеме. Под фонематическим слухом подразумевается способность ребёнка

выделять и различать фонемы родного языка.

4) Вызывание конкретного звука. Эта работа при дизартрии проводится

так - же, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии.

Это значит, что логопед использует классические приёмы постановки звуков

(по подражанию, механическим, смешанным способами).

5) Автоматизация звука, является самым сложным направлением работы

на

втором

этапе.

Часто

в

практике

логопеды

сталкиваются

с

тем,

что

изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки

теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искажённо.

6)

Дифференциация

поставленного

звука

в

произношении

с

оппозиционными

фонемами.

Последовательность

предъявляемого

лексического материала аналогична последовательности при автоматизации

данного звука. Только предлагается, например: 2 слога (са – ша, ас – аш, ста –

шта, тса – тша, и т.п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т.д.

Третий

этап

логопедической

работы посвящается

выработке

коммуникативных умений и навыков.

1)Одним

из

наиболее

сложных

направлений

работы,

является

формирование

у

ребёнка

навыков

самоконтроля.

Нередко

логопеды

сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок в условиях кабинета, в контакте с

логопедом

демонстрирует

в

речи

приобретённые

навыки.

Но

при

смене

обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает,

ребёнок

возвращается

к

прежнему

стереотипному

произношению.

Для

выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребёнка,

его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической

работы логопед должен выступить в роли психолога и в индивидуальном

порядке, определить пути выработки у ребёнка навыка самоконтроля.

2)Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука

в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений,

рассказы, пересказы и т. п.).

3)Специфическим направлением этапа является включение в лексический

материал просодических средств: различных интонаций , модуляций голоса

по

высоте

и

силе,

изменения

темпа

речи

и

тембра

голоса,

определения

логического ударения, соблюдения пауз, и др.

Четвёртый

этап

логопедической

работы носит

название

-

предупреждение

или

преодоление

вторичных

нарушений

при

дизартрии.

Имея

в

виду

профилактику

вторичных

нарушений,

следует

обеспечить

раннюю

диагностику

дизартрии,

а

также

организовать

раннюю

коррекционную работу. Выработаны технологии коррекционной работы с

детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды. Однако

реализация

профилактической

работы

проводится

с

детьми,

имеющими

тяжёлую органическую патологию в условиях стационара. Большинство же

детей группы риска по дизартрии (лёгкой степени), имеющих в анамнезе в

первый

год

жизни

диагноз

невропатолога

ПЭП

(перинатальная

энцефалопатия), лишены возможности получать адекватную коррекционную

пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К

концу первого года жизни диагноз ПЭП невропатолог снимает. И только при

диспансерном

обследовании

логопед

поликлиники,

при

тщательном

обследовании

видит

симптомы

МДР

(минимальных

дизартрических

расстройств).

Эти

симптомы

влекут

за

собой

вторичные

нарушения

в

формировании

языковых

средств

(лексики,

грамматики).

Следствием

недостаточной профилактики вторичных нарушений, является большое число

детей с дизартрией, осложнённой либо ОНР, либо ФФН.

Пятый этап логопедической работы – подготовка ребёнка с дизартрией к

обучению

в

школе.

Основными

направлениями

логопедической

работы

являются:

формирование

графомоторных

навыков,

психологической

готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.



В раздел образования