Автор: Ложковая Людмила Куприяновна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Гусельки"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск, Тюменской области
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа "Здоровячок"
Тема: Дополнительная образовательная программа "Здоровячок" физкультурно - спортивной направленности срок освоения 1 год
Раздел: дополнительное образование
МБДОУ «Детский сад №10 «Гусельки»
Дополнительная образовательная программа
«Здоровячок»
физкультурно - спортивной направленности
срок освоения 1 год
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Год обучения: 2015-2016 г.
Количество занятий в неделю: 2
Составитель: инструктор
по физ. культуре первой категории
Ложковая Л. К.
г. Нефтеюганск 16 г.
1
Содержание
1.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка____________________________________стр.2
1.2 Цели, задачи, ожидаемый результат _________________________стр.3
1.3 Программно-методическое обеспечение _____________________стр. 4
1.4 Методы и формы организации двигательной деятельности______стр.4
1.4 Принципы реализации ____________________________________стр.4
1.5 Программно - методическое обеспечение____________________стр.6
2. Содержательный раздел
2.1 Учебный план __________________________________________стр.6
2.2 Содержание программы __________________________________стр.6
2.3 Структура занятия кружка ________________________________стр.10
2.4 Учебно-тематический план ________________________________стр.11
3. Организационный
3.1 Оценка индивидуального развития воспитанников
3.2 Технические средства обучения ___________________________стр.80
2
Раздел 1. Целевой.
1.1.Пояснительная записка.
Программа кружка «Здоровячок» физкультурно-спортивной направленности.
Программа предполагает повышение физических возможностей ребенка,
увеличение его двигательной активности, развитие психомоторных способностей,
физических качеств - сила, гибкость, ловкость, быстрота, выносливость.
Реализуется программа через кружок.
Благодаря занятиям в кружке ребенок совершенствует двигательные навыки в
беге, прыжках, гибкости. Развивает ловкость, быстроту, силу и выносливость,
точность движений, реализует двигательный потенциал.
Программа представляет собой гибкую систему, которая позволит научить ребенка
чувствовать свое тело и владеть им, получая от этого удовольствие и радость.
В программе выделены оздоровительные, воспитательные, образовательные
задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепления
здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения,
воспитание положительных нравственно-волевых качеств.
Возраст детей, сроки реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной
программы «Здоровячок»: воспитанники подготовительных групп 6-7лет.
В кружке занимаются дети, допущенные врачом к занятиям в кружке. Сроки
реализации программы (продолжительность образовательного процесса) 1
учебный год. С 1 октября по 22 мая. Каникулярное время: с 21 декабря по 12
января.
Форма организации: групповая
1.2.Цель программы:
Цель программы: Совершенствовать двигательную деятельность детей на
основе формирования потребности в движениях, содействовать гармоничному
физическому развитию.
Задачи оздоровительного направления:
Формировать разностороннюю физическую подготовленность
дошкольников, жизненно важные двигательные навыки и умения,
способствующие укреплению здоровья.
Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Задачи образовательного направления:
Развивать физические качества ( скорость, силу, выносливость, гибкость и
координацию).
Совершенствовать двигательный опыт детей ( овладение основными
движениями) .
Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными
действиями.
Задачи воспитательного направления:
Воспитывать спортивную выносливость, ловкость, развивать быстроту,
гибкость и подвижность.
Обучать детей групповому взаимодействию, развивать его формы
посредством игр и соревнований.
3
Ожидаемые результаты:
Разносторонняя и повышенная физическая подготовленность
дошкольников, состоящих в кружке (спортивная выносливость, ловкость,
быстрота, гибкость, подвижность).
Умение взаимодействовать с партнерами в игровых и соревновательных
ситуациях, развитые волевые и моральные качества личности.
Снижение показателей заболеваемости дошкольников, увеличение
показателя индекса здоровья.
Формы организации двигательной деятельности кружка:
групповые учебно-тренировочные занятия - предполагают усвоение детьми
нового материала, отработку основных видов движений;
контрольно-проверочные занятия - позволяют определить эффективность
процесса подготовки;
соревнования – позволяют в игровой форме определить уровень спортивных
достижений детей, посещающих кружок «Здоровячок»;
индивидуальные занятия – предполагают отработку основных видов
движений индивидуально с каждым ребенком.
Методы обучения:
Метод - система действий инструктора в процессе обучения движениям в
зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий
обучения.
Словесные методы – методы, направленные на обращение к сознанию
детей, помогают осмысленно поставить перед ребенком двигательную
задачу, раскрывает содержание и структуру движения (объяснения,
пояснения, указания, подача команд, сигналов, вопросы, словесные
инструкции и др.).
Наглядные методы – методы, направленные на создание зрительных
представлений о движении - (наглядно-зрительные приемы, показ
физических упражнений, использование наглядных пособий и др.).
Практические методы – методы, закрепляющие на практике знания, умения
и навыки основных движений (повторение упражнений без изменения и с
изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение
упражнений в соревновательной форме и др.).
Игровые методы – методы, активизирующие внимание, улучшающие
эмоциональное состояние воспитанников. Дети забывают об усталости,
продолжают заниматься с желанием и интересом. Овладевая техникой
изучаемого вида, воспитанники совершенствуют свою координацию.
1.4. Принципы реализации программы кружка
В основе составления программы лежат принципы и ведущие положения
дошкольной педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания
и развития построения воспитательно - образовательного процесса.
Принцип систематичности – суть принципа раскрывается в чередовании
нагрузки и отдыха.
4
Принцип индивидуальности – предполагает учет индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
Принцип развивающей направленности – при обучении движениям
учитывается «зона ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения
направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень умений и
навыков, а опережает его.
Принцип воспитывающей направленности – в процессе которого решаются
воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки,
нравственно-волевых качеств).
Принцип оздоровительной направленности – специфический принцип
физического воспитания – предполагает укрепление здоровья средствами
физических упражнений, физические нагрузки должны быть адекватны
возрасту и уровню физического развития и здоровья детей, сочетать
двигательную активность с общедоступными закаливающими
процедурами, включая в комплексы физических упражнений элементы
дыхательной гимнастики.
Принцип сознательности – основополагающий принцип обучения
движениям. Он направлен на понимание детьми сути производимого ими
того или иного движения.
Принцип наглядности - заключается в создании у ребенка при помощи
различных органов чувств представления о движении.
Принцип доступности – предусматривает обучение с учетом возрастных,
половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической
подготовленности. Одним из основных различий, уровня их является
преемственность и постепенность усложнения физических упражнений.
Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного
усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в
несколько замедленном действии.
1.3. Программно – методическое обеспечение на 2015 - 2016 учебный год
Основная
программа
Технологии и методики
Подготовительная группа
«Старт» Л.В.Яковлева Р.А.
Юдина. Л.К. Михайлова
1.Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать». Пособие для
воспитателя дет. сада.
2.Гришин В.Г «Игры с мячом и ракеткой».
3. Николаева Н.И. « Школа мяча».
4.Ручной
мяч.
Н.И.Соловьёва
«Конспекты
занятий,
физические
упражнения, подвижные игры».
5.Фомина А.И. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском
саду».
6.Яковлева Л.В, Р.А. Юдина «Физическое развитие и здоровье детей 3–7
лет» Часть 1. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Раздел 2. Содержательный.
2.1. Содержание программы
5
Дети, занимающиеся в кружке отличаются достаточно высокими показателями
физической подготовленности. У них отмечаются наиболее высокие темпы роста
показателей, характеризующих быстроту движений, время двигательной реакции,
скорость однократных движений. Они, достаточно хорошо приспособлены к
скоростно-силовым динамическим действиям, без особых трудностей овладевают
новыми, все более сложным по координации, движениями, добиваются
определенной точности воспроизведения пространственных, временных и
силовых параметров движений. Поэтому на занятиях кружка детям предлагаются
наиболее сложные варианты двигательных заданий, направленных на
совершенствование двигательных навыков и развития физических качеств.
Развитие физических качеств у дошкольника происходит под влиянием двух
факторов: возрастных изменений организма (морфологическая и функциональная
перестройка) и режимов двигательной активности, к которым относится весь
комплекс организованных форм физического воспитания и его самостоятельная
двигательная деятельность.
Быстрота - это свойства человека, обеспечивающие ему возможность совершать
движения (двигательные действия) за минимальное короткое время.
Средства развития быстроты движений выделяют две основные задачи:
• развивать способность быстро реагировать на сигнал (быстрое начало движения)
• способствовать поддержанию высокого темпа (частоты) движений.
Средства развития быстроты:
• бег с максимальной скоростью;
• подвижные игры;
• различные упражнения в размахивании, ударах, бросании и толкании легких
предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.
Методические особенности используемых средств и дозирование нагрузки при
развитии быстроты:
1. Движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в медленном
темпе.
2. Продолжительность упражнения на быстроту должна быть небольшой, чтобы к
концу его выполнения скорость не снижалась и не наступало утомление. Длина
дистанции для бега в быстром темпе должна быть в пределах: у детей 7 лет - 35-
40м. Число повторений прыжков 10-12 раз, продолжительность непрерывного
интенсивного бега в играх у детей 6-7 лет - до 30-35с. Кроме того, должны быть
интервалы отдыха (в пределах 1, 5-2 мин) .
3. Упражнения для развития быстроты не должны носить однообразный характер.
Повторять их нужно в различных условиях, с разной интенсивностью, усложняя
или, наоборот, снижая требования, облегчая задание, чтобы не происходила
стабилизация скорости и не возникал "скоростной барьер", который в дальнейшем
тяжело преодолеть.
4. Игры и упражнения для развития быстроты целесообразно проводить в начале
основной части занятия или в начале прогулки, когда дети не утомлены
предшествующей деятельностью и у них оптимальное состояние центральной
нервной системы.
6
Ловкость - форма комплексного проявления двигательных навыков и других
функций организма при внезапно возникающих сложных ситуациях,
обусловленная достаточно совершенным мышечным чувством, подвижностью и
гибкостью нервных процессов.
Задачи развития ловкости:
• способствовать овладению двигательными умениями в различных видах
упражнений;
• развивать способность выполнять упражнения в различных условиях
(усложненных или изменяющихся)
Средства развития ловкости:
• ОРУ;
• основные движения (прыжки, метания, упражнения в равновесии и др.) ;
подвижные игры;
• упражнения спортивного характера (велосипед, лыжи, коньки и др.) ;
• элементы спортивных игр для старших дошкольников.
При выборе средств необходимо учитывать определенные требования и
методические особенности их использования:
1. При выполнении основных хорошо известных детям движений можно
применять необычные исходные положения (бег из положения стоя на коленях,
сидя; прыжок боком или из положения стоя спиной к направлению движения,
быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать) .
2. Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических
сочетаний, различной последовательности элементов.
3. Смена способов выполнения упражнений (метания сверху, снизу, сбоку;
прыжки на одной или на двух ногах, с поворотом) .
4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема,
фактуры; это развивает способность воспроизводить параметры движений (метать
мяч, мешочки с песком, шишки, снежки, картонные диски, катать и бросать
обычный резиновый мяч и более тяжелый набивной) .
5. Выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем,
держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки
втроем или вчетвером, держась за один большой обруч или длинный шест,
поднимать его вверх, вниз, приседать, наклоняться, класть на пол и брать его) .
6. Более сложные сочетания основных движений (можно использовать бег
змейкой, обегая кубики, деревья, перепрыгивая на ходу неширокую канавку,
доставая в прыжке до мяча или ветки; ходьбу по гимнастической скамейке с
пролезанием в обруч или под веревку и т. д.) .
7. Усложнение условий игры. Например, в игре "Ловишки с ленточкой" у
играющих ленточки двух цветов и "ловишки" выдергивают ленточки
определенного цвета: один синие, другой – желтые.
Гибкость - способность человека выполнять с наибольшей амплитудой движения
в суставах, обусловленная функциональными свойствами опорно-двигательного
аппарата.
Методика развития гибкости
7
При развитии гибкости ставится задача улучшить подвижность суставов и
эластичность мышечно-связочного аппарата ребенка для создания необходимых
предпосылок в овладении различными двигательными действиями.
Методические особенности использования средств развития гибкости:
1. Следует использовать упражнения, которые выполняются с широкой
амплитудой. Наибольший эффект достигается при систематическом их
применении в комплексах утренней и гигиенической гимнастики после дневного
сна, на занятиях физической культурой. К наиболее рациональным упражнениям
относятся: пружинистые (наклоны и выпрямления туловища, полуприседания и
др.) и маховые движения (верхними и нижними конечностями из разных
исходных положений) .
2. Помимо ОРУ упражнений развитию гибкости в определенной степени
способствуют прыжки, метания, лазанье, а также разнообразные танцевальные
движения с музыкальным сопровождением. Выполнению упражнений для
развития гибкости должны предшествовать движения, способствующие
разогреванию основных мышечных групп туловища и конечностей.
3. Необходимо соблюдать особую осторожность при выполнении упражнений,
направленных на увеличение подвижности позвоночного столба и плечевых
суставов. Эти звенья опорно-двигательного аппарата детей при чрезмерной
нагрузке, связанной с интенсивными и резкими движениями с максимальной
амплитудой в суставах, могут быть легко травмированы.
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление преимущественно за
счет мышечной деятельности или же противодействовать внешним силам.
Основные задачи развития силы:
• гармоничное укрепление всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата
детей;
• развитие способности рационально проявлять мышечные усилия, учитывая
разнообразные условия двигательной деятельности.
Средства развития силовых способностей детей подразделяются на две группы:
• упражнения с внешним сопротивлением, вызываемым весом бросаемых или
толкаемых предметов;
• упражнения, отягощенные весом собственного тела (ползание, лазание, прыжки)
Методические особенности использования средств развития силы и нормирования
нагрузки:
1. Упражнения, требующие заметных усилий (толкание или бросание набивных
мячей, подтягивание лежа на скамейке, прыжки на двух ногах с продвижением
вперед, повторяют 4-6 раз и с большими интервалами для отдыха, чем
упражнения, требующие меньших усилий (метание теннисного мяча, ползание на
четвереньках, подскоки на месте) .
2. Чем выше темп выполнения упражнений, тем продолжительнее пауза для
отдыха и меньше количество повторений.
3. Преимущественное воздействие следует оказывать на те мышечные группы,
развитие которых меньше всего стимулируется в повседневной жизни. К ним
относятся косые мышцы туловища, живота, верхних конечностей, задней
поверхности бедра.
8
4. Рекомендуется заполнять паузы между упражнениями другими видами
движений, более легкими. Так, бросив набивной мяч, дети могут легко, не спеша
догнать его. После ползания и лазания можно вернуться в исходное положение в
спокойном темпе.
5. При выполнении силовых упражнений предпочтительны горизонтальные и
наклонные положения туловища. Эти положения тела разгружают сердечно-
сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент
выполнения упражнений.
6. Комплексы упражнений, направленные на развитие силы, целесообразнее
использовать во второй половине занятий, так как к этому времени наиболее
полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровообращения и
других систем.
Выносливость - способность противостоять утомлению, поддерживать
необходимый уровень интенсивности работы в заданное время, выполнять
нужный объем работы за меньшее время.
Основные задачи развития выносливости у дошкольников:
• содействовать согласованной функциональной деятельности сердечно-
сосудистой и дыхательной систем, постепенно совершенствуя их и
приспосабливая к длительному выполнению упражнений умеренной
интенсивности;
• способствовать воспитанию волевых качеств;
• вырабатывать умение распределять свои силы во времени и пространстве.
Методические особенности использования средств развития выносливости:
1. При использовании циклических упражнений основным методом является
непрерывный. Продолжительность непрерывных движений должна составлять
приблизительно 2 мин, интенсивность - 50-60 % максимальной. Начинать
развитие выносливости рекомендуется с 4-5 лет с ходьбы и бега по 50м на
дистанции 300м, рассчитывая темп пробегания так, чтобы 50м дети пробегали со
скоростью 2-2, 5 м/с. Используется также челночный бег 2x20м в темпе 50-60 %
максимального с игровыми заданиями и постепенным увеличением количества
пробегаемых отрезков.
2. При выполнении прыжковых упражнений используют интервальный метод. В
возрасте 6 лет - до 2 мин. Эта длительность возможна при условии свободного
выполнения движений, освоения техники прыжков.
3. При развитии выносливости в процессе подвижных игр основные требования -
повторение многократных действий, выполняемых продолжительное время,
изменение игровой деятельности как по интенсивности, так и по форме,
минимальные перерывы при смене водящего или введении дополнительных
препятствий.
При выполнении бега до полного утомления дети в 6-7 летнего возраста
затрачивают в среднем около 3 минут.
2.2 Структура занятия кружка
9
Ведущей формой развития двигательных способностей детей являются групповые
учебно-тренировочные занятия.
Занятия имеет три части: вводную, основную, заключительную.
Вводная часть состоит из различных видов ходьбы и упражнений, комплекса
ритмической гимнастки подготавливающих организм к предстоящей нагрузке.
Главная ее задача: ввести детей в работу, которая запланирована, четко
организовать их.
Основная часть занятия состоит из следующих элементов: упражнения на
растягивание мышечного аппарата и развитие гибкости, упражнения на развитие
силовых способностей, основные движения. Заканчивать эту часть занятия
целесообразно подвижными играми, главным образом спортивно-
соревновательного характера.
Заключительная часть. Ее продолжительность – 5-10 минут. Задачи этой занятия –
завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей
в более спокойное состояние. Основные средства – медленная ходьба,
дыхательные упражнения, телесно-тактильные упражнения.
Принципы проведения занятий в кружке.
1.Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
2.Возрастное соответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.
3.Преемственность.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою
очередь, формируют «зону ближайшего развития».
4.Деятельный принцип.
Задачи развития психических функций достигаются через: использование видов
деятельности, свойственных данному возрасту: игровая (сюжетно – ролевые игры,
музыкальные игры, игры с правилами), продуктивная (оздоровительно–
спортивная, творческая), общение.
6.Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.
2.3 Учебный план
Учебно-тематический план определяет последовательность тем и количество
часов для их изучения в неделю. С октября по май с воспитанниками
подготовительной группы проводится по два занятия. Общее количество часов в
год– 30 часов, продолжительность занятия в подготовительной группе – 30 минут.
Учебный план
10
Возрастная группа
Дни недели
Количество в
неделю /время
Количество в
год / время
Подготовительная
группа 1и 2 (6 - 7 лет)
Вторник -15.30
Четверг - 15.30
2 / 60 минут
60 / 1 800
минут
Месяц
Тема занятий
Количество
занятий
Октябрь
Упражнения по развитию быстроты
движений
4
Ноябрь
Упражнения с элементами соревнований
4
Декабрь
Упражнения по развитию прыгучести
4
Январь
Упражнения по развитию гибкости
3
Февраль
Упражнения по развитию силы
4
Март
Упражнения по развитию ловкости
4
Апрель
Школа мяча
4
Май
Школа мяча
4
итого
31
Тема занятий
Цель
Упражнения по развитию быстроты
(Е.Н. Вавилова, Н.И.Соловьёва)
Вырабатывать
устойчивые навыки
11
Октябр
ь
1 неделя: Упражнения и игры
«Бег сороконожек», «Невод», «Не замочи ноги», «На
прогулку», «Поймай палку» (стр.42), «Линейная
эстафета с бегом» (стр.43).
2 неделя: Комплекс упражнений «круговая
тренировка» для развития быстроты
Игры: «Команда быстроногих»(с.43),«Соревнования
тачек»(с.44), Эстафета « поезд»(с.45)
3 неделя: Упражнения и игры с мячом
«Чемпионы большого мяча», «Соревнования в
зоопарке», «Коньки - горбунки», «Мяч в кольцо».
4 неделя: Упражнения и игры с мячом (стр.23)
«Кто дольше», «Брось мяч», «Ударь и догони»,
«Толкни – поймай», «Сбей колпак», «Прокати мяч
между предметами».
владения своим телом;
совершенствовать
двигательную
деятельность детей на
основе формирования
потребности в
движениях.
Заинтересовать детей
организованной
целенаправленной
деятельностью и
вызывать желание
выполнять упражнения с
напряжением мышечного
тонуса и концентрацией
внимания. Тренировать
быстроту выполнения
упражнений.
Ноябрь
Упражнения с элементами соревнований
(Литература: Е.Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать,
лазать, метать» стр. 77)
1 неделя: Игровые упражнения с прыжками
- прыжок вверх на двух ногах с поворотом кругом;
- прыжок вверх из глубокого приседа;
- прыжки с продвижением вперед (рас. 5-6м);
- прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед и толкая
перед собой камешек;
- прыжки на предмет;
- прыжок в длину с места.
2 неделя: Игры – эстафеты
- передвижение прыжками, как лягушки (зайцы);
- прыжки с зажатым между коленями мячом;
- прыжки «классики»;
- прыжки на одной ноге через предметы с
продвижением вперед.
3 неделя: Прыжки с короткой скакалкой
- на двух ногах ; с ноги на ногу; спиной вперёд.
- прыжки через короткую скакалку в беге;
- прыгать, вращая её назад;
- прыгать через скакалку парами;
4 неделя: Упражнения и игры (стр 78)
«Прыгни – повернись», «Не наступи», «Пингвины с
мячом», «Будь ловким», «Загони льдинку».
Заинтересовать детей и
вызывать у них желание
заниматься конкретными
упражнениями,
фиксировать внимание
детей на технике
выполнения упражнений.
Во время прыжка обучать
детей отталкиваться от
опоры достаточно
сильно, энергично,
своевременно и быстро;
правильно приземляться,
сохраняя при этом
равновесие. Обеспечение
общего подъёма
функциональных
возможностей организма.
Воспитывать
самостоятельность,
инициативу.
Тема занятий
Цель
Декабрь
Упражнения по развития
прыгучести
12
1 неделя: Прыжки
- в обручи с двух на две ноги (Е.Н.Вавилова)
- по прямой через предметы;
- в длину с места;
- с высоты с поворотом на 180%;
- прыжок на предмет.
Игры: «Прыгни–присядь», «Пингвины с мячом», «Не
наступи», «Загони льдинку», «Будь ловким» (стр.79)
2 неделя: - Эстафеты с преодолением препятствий
(стр.57 Н.И.Соловьёва)
- эстафета «Шуточная Олимпиада»
- эстафета «Зоологические забеги»
3 неделя: Запрыгивание на возвышение.
Прыжки через скамейку справа и слева.
Прыжки «лягушка», прыжки с колен, прыжки
«зайцы», «Кто сделает меньше прыжков», «Удочка».
(стр.81) Прыжки через скакалки.
4 неделя: Выпрыгивание вверх с подтягиванием
коленей к груди. Игровые упражнения: «С кочки на
кочку», «Волк во рву» (стр.82), «Поскакать на метле»,
«Бег прыжками через скакалку», «Прыжковая
эстафета».
Развивать координацию
движений и ловкость.
Совершенствовать навык
прыжка и упражнять в
прыжках. Развивать
глазомер, мышление,
быстроту реакции,
внимание. Зафиксировать
внимание детей на
технике выполнения
прыжка. Воспитывать
самостоятельность,
упорство, любовь к
движениям.
Январь
Упражнения по развитию гибкости
1 неделя:
- пружинящие наклоны вперёд и назад;
- наклоны вперёд из положения сидя;
- наклоны вперёд из и.п. стоя: коснуться ладонями
пола, затем лбом колен, грудью ног.
2 неделя: Упражнения на растяжку у гимнастической
стенки.
3 неделя: Акробатические упражнения (Яковлева
часть 1 стр.139)
4 неделя: Акробатические упражнения
(Л.В. Яковлева часть 1 стр.161)
Заинтересовать,
активизировать и
поощрять детей.
Сохранять и развивать
гибкость позвоночника,
подвижность суставов;
укреплять способность
мышц растягиваться и
расслабляться; развивать
чувство равновесия,
способность легко
владеть своим телом.
Развивать способность к
самостраховке при любой
двигательной
деятельности и чувство
удовлетворения от
движений.
Тема занятий
Цель
Упражнения по развитию силы
13
Феврал
ь
1 неделя: Упражнения без предметов (Е.Н.Вавилова
стр. 67). Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперёд.
Лазание по гимнастической стенке приставным
шагом.
Игры: «Петушиная атака», «Бросай дальше» (стр. 62
Е.Н.Соловьёва), «Мяч за стеной» (стр.61), «Бросай
дальше» (стр.62), «Перехват мяча»(62)
2 неделя: Упражнения с мячами для мышц
плечевого пояса. (стр. 70 Е.Н.Соловьёва)
3 неделя: Знакомство с техникой лазания по канату.
( стр.216 Л.В.Яковлева)
4 неделя: Лазание по канату. Упражнения на
гимнастической скамье; лазание по гимнастической
стенке; прыжки на двух ногах на возвышение.
(Вавилова стр.78)
Развивать способность к
проявлению мышечных
усилий. Вызвать у
каждого воспитанника
желание преодолеть,
научиться и достичь
поставленной цели.
Развивать внимание,
умение реагировать на
звуковые сигналы,
творческое воображение.
Март
Упражнения по развитию ловкости
1 неделя: Упражнения с палкой (Вавилова стр.41).
Упражнения с кольцом: «Попади в мишень»,
«Подбрось и поймай», «Набрось кольцо», «Рыбаки и
рыбки»(Н.И.Соловьева 67), «Эстафета» (стр.67).
2 неделя: Упражнения и игры с большим и малым
мячом: «Мяч сквозь обруч», «Брось – догони»,
«Быстрый мячик», «Перекатывание туловища с мячом
в руках». Забрасывание мяча в баскетбольную корзину
с места (стр.106)
3 неделя: ШКОЛА МЯЧА (с тенистым мячом)
(А.И.Фомина «Физкультурные занятия и спортивные
игры в д. саду» стр. 55)
4 неделя: Упражнения с мячом:
«Пройди с мячом», «Попади в цель», «Точный удар»,
«Не упусти мяч», «Сбей обруч» (Е.Н.Вавилова
стр.108)
Закрепить правильные
способы выполнения
детьми катания, бросания
и ловли мяча, метания в
цель и вдаль.
Бросать и ловить в
разных положениях: стоя
лицом, спиной, на
коленях, сидя скрестив
ноги, лёжа. Обучать
выполнению
специальных упражнений
с мячом. Формировать
игровое мышление в
процессе участия детей в
практических
упражнениях игрового
характера, подвижных и
спортивных играх.
Тема занятий
Цель
Апрель
ШКОЛА МЯЧА
1 неделя :
Перебрасывание мяча через сетку в паре разными
Закрепить правильные
14
способами: от груди, снизу, из-за головы.
Перебрасывание мяча через сетку в обозначенное
место и вдаль: от груди, из – за головы.
- Эстафета с мячом «Мой забавный мяч»
2 неделя:
Перебрасывание мяча в парах, а третий старается
поймать его в полёте. Игры: «Передай – садись»,
«Гусеница» , «Выбрось мяч», «Мяч вдогонку» ,
«Охотники и утки», «Мяч под ногами», «
3 неделя: Игровые упражнения
- эстафета с мячом «Мой забавный мяч» ,
«Меткий стрелок», «Гонки мячей», «Очисти свой
огород», «Точный бросок», «Соревнования в
зоопарке», «Мяч вокруг обруча».
4 неделя: (В.Г.Гришин «Игры с мячом и ракеткой»
стр. 20)
- упражнения с мячом;
(Н.И.Николаева « Школа мяча» стр. 71)
- игровые упражнения
способы выполнения
детьми катания, бросания
и ловли, метания в цель и
вдаль. Добиваться от
детей хорошего
управления движением
мяча, умения мягко
отталкивать его пальцами
рук. Способствовать
формированию
правильной осанки,
развивать скоростно –
силовые качества.
Воспитывать желание
самостоятельно
действовать с мячом
.
Май
ШКОЛА МЯЧА
(Ручной мяч. Н.И.Соловьёва «Конспекты занятий, физ.
упражнения, подвижные игры» стр.33)
1 неделя: Броски мяча по воротам.
- Эстафета «Мяч в обруч» (стр.31)
- броски мяча в ворота
- эстафеты (стр. 30)
2 неделя: Игры:
- «Катбол» ( стр.33)
- «Выбей мяч из котла» (стр.33)
- Броски мяча в ворота (стр.33)
- Эстафета с преодолением препятствий (стр.35)
3 неделя:
- Эстафета «Мяч по дорожке» (стр. 37)
- игровые упражнения (стр.37)
4 неделя: Игры, связанные с передачей и ловлей
мяча(стр.81)
«У кого меньше мячей», «Защищай ворота», «Меткие
стрелки», «Играй, играй, мяч не теряй»(80), «Обгони
мяч»(81), «Постарайся поймать»(82), «Наперегонки с
мячом» (85)
Обучать детей выполнять
специальные упражнения
с мячом, познакомить
детей с упражнениями на
отработку бросков по
воротам; развивать навык
взаимодействия детей в
подвижных играх;
развивать ловкость,
быстроту,
координацию движений.
Способствовать развитию
двигательных навыков и
физических качеств.
Совершенствовать
навыки ведения мяча в
движении – «чувство
мяча».
Занятия в кружке позволяют, не снижая общего эмоционального состояния,
стимулировать
активность
каждого
ребенка
с
учетом
его
индивидуальных
возможностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий;
не
разочаровывать
замечаниями
и
критикой,
а
дать
возможность
испытать
15
приятное ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам
других и стремиться добиваться лучших результатов.
Вся
работа
кружка
строилась
на
основе
комфортности
–
ребёнку
нужны
приятные эмоции от общения со сверстниками, физических упражнений, победы
над
своим
неумением,
ощущение
результата.
Поэтому
при
работе
с
детьми
учитывала индивидуальные особенности каждого ребёнка. Полученные знания и
умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и
спортивных праздниках.
16