"Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии учащихся"
Автор: Пиль Оксана Николаевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МОУ "Куриловская гимназия" Населённый пункт: Московская область, г. Серпухов - 15 Наименование материала: Проект Тема: "Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии учащихся" Раздел: среднее образование
МОУ «Куриловская гимназия»
"Основные формы социально - педагогической помощи семье"
Проект: "Сотрудничество семьи и школы - залог успешности в
воспитании и развитии обучающихся"
Пиль Оксана Николаевна
МОУ"Куриловская гимназия"
социальный педагог
Серпухов, 2014 г
Введение
Актуальность темы проекта:
В настоящее время усилилась социальная тенденция самоустранения многих
родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных
особенностей
развития
ребенка,
порой
осуществляют
воспитание
вслепую,
интуитивно.
В
таких
семьях
нет
прочных
межличностных
связей
между
родителями
и
детьми
и,
как
следствие,
«авторитетом»
становится
внешнее,
зачастую
негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
На
основании
нормативно
правовых
документов
педагогический
коллектив
стремится
к
своему
становлению
как
открытой
социально-педагогической
системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия с семьей.
Практическая значимость проекта:
В
современных
условиях
актуальным
становится
анализ,
обобщение,
выстраивание
на
должном
уровне
отношений
с
семьей.
Возникает
необходимость
совершенствования
форм
сотрудничества
с
родителями,
раскрытие
воспитательного
потенциала
семьи.
Это
совершенствование
поможет
в
создании
условий
для
эффективной
совместной
деятельности
обучающихся педагогов и родителей.
Цель
проекта: Совершенствование форм сотрудничества с родителями в
интересах развития личности обучающихся.
Описание
образовательной
среды: краткая
справка
о
количественном
и
качественном составе педагогического коллектива.
Всего педагогических работников – 50
Из
них
на
момент
написания
проекта
имеют
высшую
квалификационную
категорию – 19
Имеют первую квалификационную категорию – 14
Прошли аттестацию по новому Положению на высшую квалификационную
категорию - 3
На первую квалификационную категорию – 4
На соответствие занимаемой должности - 0
Ожидаемые
результаты
внедрения
проекта :
повышение
эффективности
сотрудничества гимназии
и семьи, увеличение количества семей активно
сотрудничающих
с
гимназией,
преодоление
противоречий
между
семьей
и
гимназией.
Совместная
деятельность
педагогов
и
родителей
позволит
лучше
узнать
ребенка, сформировать ценностные жизненные ориентиры.
Основная часть
Предварительная подготовка собрания родителей гимназии на тему:
« Сотрудничество семьи и школы –
залог успешности в воспитании и развитии учащихся»
Объявление
о
проведении
родительского
собрания,
диагностика
и
анализ
работы семьи и гимназии (анкетирование родителей, детей на родительских
собраниях в классах, на классных часах)
Анкета (1)
« Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения»
Цель:
Выявить
уровень
удовлетворенно сти
родителей
р а б о т о й
образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Класс, в котором учится ваш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
2.В среде своих одноклассников ваш ребенок чувствует себя комфортно
4 3 2 1 0
3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к вашему ребенку
4 3 2 1 0
4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и
учителями вашего ребенка.
4 3 2 1 0
5. В классе, где учится ваш ребенок, хороший классный руководитель
4 3 2 1 0
6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе вашего ребенка
4 3 2 1 0
7.Ваш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями
4 3 2 1 0
8.Учителя учитывают индивидуальные особенности вашего ребенка
4 3 2 1 0
9.В гимназии проводятся мероприятия, которые полезны и интересны вашему
ребенку
4 3 2 1 0
10.
В
гимназии
работают
различные
кружки,
клубы,
секции,
где
может
заниматься ваш ребенок
4 3 2 1 0
11.Педагоги дают вашему ребенку глубокие и прочные знания
4 3 2 1 0
12.В гимназии заботятся о физическом развитии и здоровье ребенка
4 3 2 1 0
13.Учебное
заведение
способствует
формированию
достойного
поведения
вашего ребенка
4 3 2 1 0
14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития
способностей вашего ребенка
4 3 2 1 0
15.Гимназия по настоящему готовит вашего ребенка к самостоятельной жизни
4 3 2 1 0
Анкета для родителей (2)
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, связанных с вашим отношением
к тем задачам, которые ставит перед собой наше образовательное учреждение.
Ваше мнение поможет нам сделать работу более эффективной.
1.
Какие ценности являются для Вас приоритетными?
(Пожалуйста, отметьте по степени значимости: самую важную обозначьте
цифрой 1, далее цифрой 2 и т.д. в порядке убывания). Допишите свой вариант,
если у нас вы его не нашли___________________________________________
Ценности
Место
Здоровье
Семья
Дружба
Творчество
Карьера (профессиональный рост)
2.Известно, что результат полноценного образования – это хорошо воспитанный
человек, обладающий обширными знаниями.
И все же, как вам кажется, на чем должна делать акцент современная школа?
на обучении;
на воспитании.
3.Как
вы
считаете,
что
должна
давать
ребенку
школа,
а
что
является
обязанностью семьи и родителей?
Школа должна___________________
Семья должна____________________
4.Как
вы
думаете,
в
какой
помощи
от
вас
нуждается
образовательное
учреждение больше всего? (Нужное обведите)
В материальной
В физической
В информационной
Ни в какой
Ваш вариант_________________________
5.Какую помощь, и в какой мере вы могли бы реально оказать школе?
Анкета для обучающихся (3)
«Учитель глазами учеников»
1.Какие личностные качества ты ценишь в учителе?
2.Какие профессиональные качества ты ценишь в учителе?
3.Учитель сегодня. Это престижно? Почему?
4.Что помогает в общении с учителем?
5.Что мешает в общении с учителем?
6. Если бы я был учителем…..
Ход собрания
Сообщение социального педагога по теме собрания.
«Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего, -
люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» - А.С. Макаренко
Когда малыш приходит в школу, он представляет мир своей семьи, условия
жизни,
спектр
социальных
отношений,
привычки
поведения,
уровень
интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в
семье
физическое
и
духовное
развитие
становится
залогом
его
первых
школьных успехов.
Семья передает эстафету воспитания школе и продолжает оказывать сильное
воспитательное
влияние.
А
процесс
личностного
формирования
ребенка
приобретает двух мощных субъектов воспитания: семья и школа.
Что же такое воспитание? – вопрос родителям, которые дают ответ на
заданный вопрос.
После ответов пришли к выводу:
Воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у
детей систему качеств личности
Воспитание – это навыки, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся
в общественной жизни.
Первейшее
условие
взаимодействия
семьи
и
школы
–
исчерпывающее
представление
о
функциях
и
содержании
деятельности
друг
друга.
Это
необходимо для понимания друг друга, для установления реальных взаимных
действий.
С гениальной простотой писал А.С.Макаренко в «Книге для родителей»: «Ваше
собственное
поведение
самая
решающая
вещь.
Не
думайте,
что
вы
воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете
его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей
жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете
с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами,
как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение.
Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей
мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома
вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете
мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет
иметь самые печальные последствия!»
В
семье
через
отношения
«любовь
к
близким»
-
ребенок
обретает
потенциальную способность выходить на «любовь к далеким». Через любовь к
папе, маме, бабушке, дедушке, братьям и сестрам он научается чувству любви,
готовясь полюбить человечество.
Школа через отношение к «любовь к далеким» - решает проблемы конкретных
отношений ребенка с близкими: друзьями, малышами, соседями, в том числе и
с родителями.
В
настоящее
время
большинство
семей
озабочено
решением
проблем
экономического,
а
порой
и
физического
выживания,
усилилась
социальная
тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания
и личностного развития ребенка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных
особенностей
развития
ребенка,
порой
осуществляют
воспитание
вслепую,
интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В
таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми
и,
как
следствие,
«авторитетом»
становится
внешнее,
зачастую
негативное
окружение, что приводит к «выходу» ребенка из под контроля семьи.
Образовательное учреждение,
было, есть и останется одним из важнейших
социальных институтов обеспечивающих воспитательный процесс и реальное
взаимодействие
ребенка,
родителей,
социума.
Деятельность
родителей
и
педагогов
может
быть
успешной
только
в
том
случае
если
они
станут
союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных
ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных
особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных
жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в
поведении.
Педагогам
важно
установить
партнерские
отношения
с
семьей
каждого
воспитанника,
создать
атмосферу
взаимоподдержки
и
общности
интересов.
Именно семья призвана заложить в ребенка с раннего детства нравственные
ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Педагогический коллектив гимназии стремится к расширению взаимодействия
со всеми социальными институтами, и прежде всего с семьей.
Актуальными
оказываются
анализ,
обобщение
и
проектирование
взаимодействия семьи и гимназии в интересах развития ребенка.
Анализ анкетирования
Анкета (3) «Учитель глазами учеников»
1.
Доброта, понимание, справедливость, общительность, любовь к детям,
терпение и строгость
2.
Профессиональные качества: образованность, знание своего предмета,
умение доступно и понятно объяснять материал.
3.
Престижность - Да, интересная профессия, учитель может помочь ребенку
любого
возраста,
дают
знания
для
жизни,
учитель
может
помочь
формированию личности ученика.
Нет – маленькая зарплата, работа без выходных, огромная ответственность за
детей.
4.
Что помогает в общении с учителем?
Названы фамилии учителей , с которыми интересно общаться.
5.
Если бы мы были учителями, то во всем помогали бы своим ученикам,
сделали бы так, чтобы их уважали, были бы строги и требовательны на
уроках.
Анкета (2).
1. Какие ценности являются для Вас приоритетными?
Семья, Здоровье
2. Известно, что результат полноценного образования – это хорошо
воспитанный человек, обладающий обширными знаниями. И все же, как вам
кажется, на чем должна делать акцент современная школа?
85% - ответ на обучение
3. Как вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что является
обязанностью семьи и родителей?
Школа должна - дать знания, образование, развивать
Семья должна - заботиться, понимать, воспитывать, дать любовь
4. Как вы думаете, в какой помощи от вас нуждается образовательное
учреждение больше всего?
В материальной
5. Какую помощь, и в какой мере вы могли бы оказать гимназии?
Среди ответов: Какую попросят (таких ответов немного), любую, кроме
материальной помощи, физическую (таких ответов больше). Многие не дали
ответ на вопрос.
Анкета
(1).
Удовлетворенность
родителей
работой
гимназии
в
основном
высокий. Но следует обратить внимание на расширение сети кружков и секций,
где могут заниматься дети (особенно 1 ступень обучения), на формирование
дружных классных коллективов, на подготовку детей к самостоятельной жизни.
Работа
в
группах
(группы
сформированы
при
входе
на
родительское
собрание )
Задания:
1. Чему могли бы быть сопричастны родители по отношению к школе?
2. В чем может проявиться сопричастность школы по отношению к семье?
(заполнить на листах бумаги)
После обсуждения по вопросу: Чему могли быть сопричастны родители по
отношению к школе – записи на листах:
-
помощь
в
обеспечении
материально-технической
базы
образовательного
процесса
- модернизация учебного оборудования
- успехам и достижениям школьного коллектива
- горестям и бедам всех жителей школьного дома
- праздникам, разрешению педагогических проблем, возникающих в процессе
воспитания.
В
чем
может
проявиться
сопричастность
школы
по
отношению
к
семье?
Предложено:
-
учет
материального
и
социального
положения
родителей
в
обществе
и
облечению положения ребенка в школе при малых семейных средствах
- учет семейных событий, отражающихся на состоянии ребенка
-постоянное поддерживание авторитета родителей перед детьми
- психологическая консультация относительно поведения ребенка, когда никого
нет дома
- рекомендации детям выполнять вполне определенные виды хозяйственной
работы по дому, облегчая труд родителей
- обучение
детей элементарным умениям этического поведения в семье и
рекомендациям к их выполнению
- обучение детей элементарным трудовым и хозяйственным навыкам
- психологическое оснащение детей умением защищать честь семьи, помогать
разрешать трудные вопросы, оказывать знаки внимания всем родственникам.
3.
Аргументировать важность, той или иной формы сотрудничества с
родителями, обозначить сильные стороны.
В группы входят классные руководители.
В
ходе
работы
были
предложены
следующие
формы
сотрудничества:
родительские
собрания
(одна
из
основных
форм
работы
с
родителями),
родительский лекторий, презентации о совместной работе детей, родителей,
учителей,
дискуссии,
дни
открытых
дверей,
индивидуальная
работа,
организация
совместной
деятельности
родителей
и
детей
(формы
познавательной деятельности, формы трудовой деятельности, формы досуга).
В ходе собрания были отмечены конкретные дела, которые нужно продолжать:
ландшафтный
дизайн
территории
гимназии,
первое
собрание
начинать
с
презентации «Такими мы были. Наша классная жизнь в … году», поддержать
традицию
проведение
мастер
классов,
как
реализацию
воспитательного
потенциала дополнительного образования.
Решение психолого-педагогических ситуаций, предложенных педагогом –
психологом.
Комментарии. Педагога-психолога.
Педагог - психолог зачитала Памятку для педагогов и родителей
1. Следует твердо сказать «нет» крику, обидам, оскорблениям и четко понимать,
что строгость, принципиальность и грубость, неуважение к ученику – вещи не
только разные, но и несовместимые.
Самая мудрая заповедь педагога – помнить о том, что любое его общение с
учеником или воспитывает, а значит,
поднимает ученика как личность, или
напротив, разрушает эту возможность.
2.Чаще показывайте детям, что вы их любите, не скрывайте это.
3. Как можно больше времени проводите с семьей, обсуждая прожитый день,
делясь проблемами, советуясь друг с другом.
4.Не бойтесь попросить совета у ребенка – это только сблизит вас.
5. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка обязательно бывали у вас дома, вы
должны их хорошо знать.
6. Доверять вам будут, если вы будете не только родителями, но и друзьями,
способными понять и сопереживать.
7.
Будьте
примером
для
ребенка:
ведь
как
сейчас
вы
относитесь
к
своим
родителям, так и к вам будут относиться в старости.
8. Чаще бывайте в гимназии.
В конце собрания была проведена рефлексия.
Заключение
Вывод по теме проекта
С
принятием
Закона
Российской
Федерации
«Об
образовании»
возникли
предпосылки
для
равноправного,
творческого
заинтере сованного
взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
Потенциальные возможности участия родителей в образовательном процессе
большие, но полностью еще не реализованы.
Данный
сценарий
предполагает
совместную
работу
родителей
и
гимназии,
направленную на ценностные ориентации гражданина России как целостной
личности, ориентированной на творчество и конструктивный диалог.
В данном сценарии представлен пример проведения родительского собрания с
учетом выявленных педагогических затруднений в проведении родительских
собраний.
При проведении родительского собрания (как и любой формы взаимодействия с
родителями) нужно помнить:
Там, где проявляется забота о воспитании личности подрастающего ребенка:
- непременно обеспечивается договор в любом акте взаимодействия
- выслушиваются и обсуждаются новые предложения обеих сторон (семьи и
школы)
- производится отклик на событие разного уровня и масштаба и выражается
отношение к происшедшему в школе, семье
- рассматриваются возможности оказания взаимной помощи «школа - семье»,
«семья - школе»
- продумывается организация дела, если в нем могут принять участие оба
субъекта воспитания, и проводится общее дело «школа – семья - дети».
Список литературы
1.Декларация прав ребенка (1959г.)
2.Конвенция
о
правах
ребенка
(утверждена
Генеральной
Ассамблеей
ООН
20.11.1989г.)
3.Конституция
Российской
Федерации.
Основной
закон
Российского
государства (12.12.1993)
4.Семейный кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой
08.12.1995г.
в
ред.
Федеральных
законов
от
15.11.1997г.
№140-Фз,
от
27.06.1998г. №94-ФЗ, от 02.01.2000г. №32 –ФЗ, от 22.08.2004г. №122-Фз, от
28.12.2004г. №185 -ФЗ )
5.Федеральный закон «Об образовании» (в ред. от 16.03.2006г.№ 42-ФЗ)
6.Доклад
Государственного
Совета
Российской
Федерации
«О
развитии
образования в Российской Федерации» от 24.03. 2006
7.Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения
с семьей (Приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. №
90/30 -16)
8. Г.П. Буданова, Л.Н.Буйлова
Работаем по новым стандартам Справочник
классного
руководителя.
Пособие
для
учителей
общеобразовательных
учреждений. М. «Просвещение» 2011г.
9.Н.Е.Щуркова Прикладная педагогика воспитания Учебное пособие Москва.
Санкт-Петербург. Нижний Новгород. Воронеж. Ростов-на-Дону. Екатеринбург.
Самара. Киев. Харьков. Минск 2005г.
1.5-я Российская межрегиональная конференция Аксиологический подход в
теории и практике воспитания современной школы ж. «Этическое воспитание»
№6, 2006г.