Автор: Львова Жанна Борисовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Лицей "Солярис"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Проектная методика на уроках английского языка как способ воспитания гражданина своего Отечества.
Раздел: полное образование
Проектная методика на уроках английского языка как способ воспитания
гражданина своего Отечества.
Учитель английского языка Львова Жанна Борисовна
Аннотация
Данная статья посвящена проектной методике, широко используемой в нашем лицее,
которая лежит в основе обучения английского языка и дает большие возможности для
формирования у обучающихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и
толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры,
своей истории, своих корней. Методика проектов позволяет учащимся выражать свои
идеи в удобной для них форме.
Словарное определение гласит, что “Патриотизм – это качество личности,
характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания,
выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории, культуре и
готовности самопожертвованию во имя интересов Отечества”. Нет необходимости
говорить о важности формирования у учащихся любви к Родине, к “малой “ Родине,
интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре. И огромную
роль в патриотическом становлении человека играет школа.
Школа должна быть учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство
державности, закладывать ростки гордости за Отечество, за поступки предков, готовящим
гражданина и патриота. Само нынешнее время, сама ситуация требует цельной, глубоко
продуманной системы воспитательной работы с учащимися, т.к. в последнее время стала
все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического
сознания. Воспитание патриота и гражданина должно пронизывать всю систему
образования. Нельзя любить свою Родину, не зная и не уважая ее культурно-историческое
наследие.
Среди множества учебных дисциплин предмет “английский язык “ занимает особое
место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают
не знания основ науки, а умения и навыки пользоваться чужим языком как средством
общения, средством получения новой полезной информации. Преподавание английского
языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию
гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность
предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев традиций и, и прежде всего, языка
другого народа.
Воспитание патриотизма - одна из главных задач учителей английского языка при
работе над такими темами как: "Человек и место где он живет", "Искусство", "Праздники",
"Город и село", "Семейные праздники и традиции. Традиции в России", "Климат и
погода", "Англоязычные страны и родная страна: географическое положение,
исторические данные. Гербы регионов России".
Человек должен знать свою историю, свои корни.
Для достижения целей воспитания у учащихся патриотических чувств к стране, народу,
культуре и языку на уроках иностранного языка могут использоваться самые
разнообразные формы и приемы учебной работы.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и
постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями
и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит диалог культур.
Хорошо известно, что одним из видов деятельности, имеющих большое воспитательное и
образовательное значение для школьников, является проектная методика.
Перед началом каждой темы учитель заранее дает учащимся задание на дом –
приготовить одну пословицу по теме и найти ее эквивалент на родном языке, а затем на
уроке ученик должен будет пояснить эту пословицу и дать свою точку зрения, определить
в чем заключается мораль. К теме "My flat" или "My house" ("Мой дом") ученики
знакомятся с такими грамматическими темами как обороты "There is / there are", привести
к примеру пословицу "East or West home is best" ("В гостях хорошо, а дома лучше"). Так,
изучая тему "Holidays" ("Праздники"), учитель рассказывает о национальных праздниках.
Народный праздник является такой большой яркой и глубоко содержательной игрой.
Поэтому, изучая с детьми особенности любимых в народе праздников, мы воздействуем на
эмоциональную сферу детей.
В конце изучения темы "Не хотели бы отправиться в Великобританию" учащимся
предлагается составить приглашение иностранных гостей в наш город и организовать для
них путешествие. Этот проект называется "Добро пожаловать в мой город!"
Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объема знаний об
особенностях культуры родной страны. Воспитательный аспект такого урока – осознание
понятия "Родина", "Малая Родина", более глубокое осознание своей культуры. При
изучении темы "Моя семья" ("My family") можно предложить ребятам обратиться к
изучению прошлого своей семьи, своего рода, и тогда ученикам яснее представляется
прошлое своей страны.
По теме "Моя семья" учащимся шестых классов нашего лицея было предложено
изучить родословную своей семьи, а затем предоставить проекты генеалогических
деревьев.
Этапы выполнения проекта:
1.Знакомство класса с темой «Моя семья».
2. Подтема «Генеалогическое древо» (индивидуальная деятельность).
3. Сбор информации (семейные фотографии, исторические факты и др.)
4. Работа над проектами.
5. Презентация проектов (представление выполненной работы на конкурсе «Мое
семейное дерево»).
Семейное дерево (или древо), генеалогическое дерево, родословное дерево, фамильное
древо – всё это название одного и того же: рисунка (или схемы), на котором изображены
ветки дерева с фамилиями и именами предков и родственников определённого человека.
То есть, это дерево, которое показывает родственников, начиная с давних времён.
Раньше каждый человек отлично знал историю своего рода, составление
генеалогического древа было ценной семейной традицией. Семейное древо повышало
авторитет семьи, формировало патриотическое чувство рода. Ещё с давних времён знание
своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось.
К сожалению, сейчас всё изменилось. Люди стали как будто оторваны от прошлого. Они
начали больше обращать внимание на мелочи жизни, чем на действительно важные вещи.
Посидеть за компьютером, посмотреть телевизор, поесть различные вкусности. Разве за
такими делами можно вспомнить об истории своей семьи? А ведь традиции нужно чтить и
уважать.
Ребятам нужно было попросить своих родителей, родных, бабушек и дедушек или
других представителей старшего поколения рассказать о своих родственниках, поискать
информацию в интернете на специальных генеалогических сайтах.
Можно с уверенностью сказать, что в нас заложены гены прошлых поколений. Поэтому,
зная как можно больше о своих предках, об их характере, занятиях и талантах, будет легче
определить и таланты ребёнка, его положительные и отрицательные черты характера, его
сильные и слабые стороны, будет легче помочь ему в будущем с выбором профессии.
В рамках этого проекта учащиеся 6р класса побывали в гончарной мастерской в
Октябрьском ущелье, т.к. в процессе исследования обнаружилось, что у многих девочек
класса предки принадлежали к представителям творческих профессий.
Они узнали о процессе производства керамических изделий, о различных направлениях
русской керамической игрушки и прикоснулись к тайне генетического кода предков,
заложенного в элементах росписи изделий мастеров.
Девочки попробовали собственные силы в лепке игрушки из глины под руководством
наставника. Все получили медали «Умелец» за творчество в ремесле!
Создать простое семейное дерево своими руками было не сложно.
Ребята
проявили на английском языке весь свой талант и вдохновение в оформлении красочных
плакатов и написании сочинений о своей семье. Старания ребят не пропали даром!
Каждый
класс,
познакомившись
с
проектами,
проголосовал
и
выбрал
лучший!
В
параллели 6-х классов состоялся конкурс на лучший проект о своей семье «Семейное
дерево».
На самом деле составление семейного дерева очень важно, и не только для того,
чтобы разнообразить жизнь и удовлетворить свой интерес или интерес ребёнка, но для
того, чтоб укрепить семейные связи, помочь ребёнку осмыслить ценность семьи.
Испокон
веков на Руси основой общества, его опорой является семья. Почти вся наша жизнь
строится на основе семьи. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник
наших самых сокровенных ценностей. Семья является хранителем традиционной русской
культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений. Поэтому семья –
это первооснова родины.
Таким образом, изучение прошлого своей семьи имеет большое значение в
формировании личности. Проведение уроков по теме "Моя семья" помогает учащимся
выработать гражданскую позицию, по-настоящему утвердиться в жизни. Истинный
гражданин должен быть патриотом, то есть сыном своей земли. Он должен любить свой
народ, традиции, свою Родину, и гордиться ими.
Проектная методика, которая лежит в основе обучения английского языка дает большие
возможности для формирования у обучающихся таких общечеловеческих ценностей, как
уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание
своей культуры. Методика проектов позволяет учащимся выражать свои идеи в удобной
для них форме.
Список использованной литературы:
1.
Арапова Е. М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка /
фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – Москва, 2016.
2.
Годунова
Н.А.
Использование
краеведческого
материала
для
повышения
мотивации при обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе.
-2015. - №7.
3.
Сафонова
В.В.
Культуроведение
в
современном
языковом
образовании.//
Иностранные языки в школе.- 2011.-№3.
4.
Иванова Н.Н. Чудилова А. И. Вилкова Н.Д. Использование краеведческого
материала в обучении иностранному языку. Метод проектов. // Иностранные языки
в школе. -2016.-№4.
5.
Коновалова
Л.В.
Средства
повышения
эффективности
у р о ка . /
Л.В.Коновалова // Иностранные языки в школе: научно - методический журнал. -
2005.-№4.-С.61-66.
6.
Корниенко
П.А.
//Краеведческие
материалы
как
средство
обучения
иностранному языку в средней школе. //Иностранные языки в школе.- 2004.- №6.
7.
Шевцова
М.В.,
Яценко
И.А.
Интеграция
национально-регионального
компонента
в
обучение
иностранному
языку
как
средство
повышения
образовательного уровня и совершенствования навыков владения иностранным
языкам. Английский язык в школе 3(23)/2008
8.
Топленкина
И.П.
Региональный
компонент
на
уроках
иностранного
языка. //Иностранные языки в школе.- 2007.-№3.
9.
Царенкова
Ю.
В.
Патриотическое
воспитание
на
уроках
иностранного
языка/Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ Самара,2009 г.