Автор: Евдокимова Светлана Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Облепихинская ООШ"
Населённый пункт: станция Облепиха, Тайшетский район, Иркутская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа факультативного курса "Краеведение".
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Облепихинская основная общеобразовательная школа»
Программа факультативного курса
«Краеведение».
Евдокимова Светлана Владимировна
учитель истории и обществознания
МКОУ «Облепихинская ООШ»
sveta.evdokimova.61@mail.
ru
Программа факультативного курса «Краеведение» для учащихся 7 класса
Пояснительная записка.
Данный курс включает содержательный блок: история семьи – история поселка, района, который рассчитан на один год изучения в
объеме 35 часов.
Содержание курса «Краеведение» определяется следующей структурой: от биографии ребенка к истории его семьи, от истории
семьи к истории и культуре родного края. Объекты исследования: семья, улица, поселок, район, область и т. д.
Основная проблема в том, что с каждым годом уходят от нас люди и события, быт и нравы, культура и труд прошлых поколений.
Исчезает и забывается тот исторический, творческий опыт, которым владели наши предки. Вещественные источники декоративно-
прикладного искусства уходят из обихода современного поколения. Для молодого поколения
важно сохранить и по возможности
овладеть приёмами народного творчества. Хранить историческую память важнейших событий нашей страны, в которых принимали
участие и наши земляки. Любить и знать историю своего родного края. Именно поисково-исследовательская, туристско-краеведческая
деятельность помогает собрать необходимые документальные материалы, вещественные, письменные источники по истории родного
края. В процессе изучения факультативного курса «Краеведение» активно применяются индивидуальные, групповые формы работы, в
ходе которых у учащихся вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм,
дружба.
Цель:
патриотическое
и
гражданское
воспитание
подрастающего
поколения,
развитие
творческих
способностей,
бережное
отношение к проблеме сохранения исторической памяти, культурного и материального наследия жителей Малой Родины, родного края.
Задача: Привлечение детей к краеведческой поисково-исследовательской деятельности, к выполнению общественно-значимых и
практически важных проектных заданий
В результате изучения курса «Краеведение» учащиеся должны знать:
географию и экологию своего поселка, района;
историю своего рода, поселка, района;
культуру и экономику населенного пункта, района;
традиции, обычаи народов населяющих край;
биографии известных земляков и их вклад в процветание России;
сегодняшнее состояние края и тенденции его развития.
Учащиеся должны уметь:
работать с различными видами источников;
проводить исследовательские работы, находить решения различным поисковым проблемам;
грамотно вести поисковые, исследовательские записи;
составлять отчет о проделанной работе;
выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей;
Тематический план курса «Краеведение».
№ Наименование тем
Всего часов
Лекционных
часов
Практических часов
1
Введение. «Я Родину
люблю».
1
1
2
Раздел 1: «Откуда я
родом»
Экспедиция к имени
11
2
1
1
3
Экспедиция к истокам.
5
2
3
4
Экспедиция в прошлое.
4
1
3
5
6
Раздел 2: «Мой родной
край– мне дорог»
Экспедиция в науку.
22
1
1
7
Экспедиция в историю.
Историческое
краеведение.
Вехи истории.
4
2
2
8
Экспедиция в
традиции.
2
1
1
9
Экспедиция в память.
2
1
1
10
Экспедиция в культуру.
2
1
1
11
Экспедиция в
экономику.
3
1
2
12
Экспедиция в
биографии.
3
1
2
13
Экспедиция в
этнографию.
4
1
3
14
Экспедиция в будущее.
2
2
итого
35
16
19
Основное содержание
факультативного курса «Краеведение» 7 класс (35 ч )
Введение. «Я Родину люблю». (1час).
Введение в образовательную программу.
Что значит «Я», «Родина», «Люблю»? что значит «Я Родину люблю».
Раздел 1: «Откуда я родом» (11час).
Экспедиция к имени. (2час).
Основы антропонимики. Что такое имя? История имен. Значение имен. Производные от имен. Имена у различных народов. Что
значит мое имя? Почему меня так назвали? Великие тезки. Почему мне нравится (не нравится) мое имя.
Экспедиция к истокам. (5час).
Мой род - моя крепость. Понятие род, родственники, степень родства. Что такое родословная? Правила составления родословной.
Родословная великих земляков. Я- семья- фамилия. Составление своей родословной. Мои родственники на карте России. Гордость моего
рода.
Экспедиция в прошлое. (4час).
Дом, в котором я живу. История жилища. Функции жилища. Место строительства, материалы строительства. Эстетика жилища.
Душа
дома-люди.
Почему
и
когда
построен
мой
дом?
История
строительства
и
существования.
Характеристика
строения,
его
особенности, их причины. Замечательные люди нашего дома.
Улица родная. Понятие «улица». Принципы расположения улица населенных пунктах.
Улицы родного края: старые и новые. Есть ли у улиц свое лицо? История названия улиц. Достопримечательности улиц. История
моей улицы. Ее место в городе. История названия улицы. «Лицо» моей улицы.
Раздел 2: «Мой родной край – мне дорог» (23час).
Экспедиция в науку. (1час)
Как правильно вести исследование.
Экспедиция в историю. Историческое краеведение. Вехи истории. (4часа)
История заселения местности. Первые письменные источники о населенных пунктах Тайшетского района. Количественный и
качественный состав населения в развитии.
История родного края и история страны: соотношение частного и общего.
Экспедиция в традиции. (2часа)
Традиции родного края. Понятие традиции.
Население, заселявшее территорию родного края. Традиции бытовые, религиозные, праздничные, культурные.
Описание традиций. Исследование трансформации традиций на современном этапе. Возвращенные традиции.
Экспедиция в память. (2часа)
Памятные места родного края.
Что такое память? Памятные места для каждого и для всех. Формы увековечения памяти
(памятники, монументы, мемориальные доски, подлинные объекты и т. д.).
Исторические памятные места. Виды памятников: археологические, культурные, трудовые, документальные. Фо тографирование,
описание памятников и памятных мест. Их классификация. Оценка состояния.
Экспедиция в культуру. (2часа)
Архитектура. Определение архитектуры. Архитектурные стили. Облик родного края в историческом пространстве. Архитектура
жилища, государственных, общественных учреждений. Культовая архитектура. Архитектурные ансамбли. Архитектура сегодняшнего
дня. Описание архитектурных памятников.
Экспедиция в экономику. (3часа)
Экономика и промышленность родного края. Определение экономики. Составляющие экономики. Промышленность, транспорт,
торговля в историческом развитии. Современное состояние экономики. Изучение истории торговли, промышленности, транспорта.
Развитие экономики края от народных ремёсел и промыслов к современной промышленности.
Экспедиция в биографии. (3часа)
Славные люди нашего посёлка, города Тайшета, Тайшетского района. Что такое биография? Правила составления биографии.
Биографии прославленных земляков. Почетные граждане. Изучение биографий знаменитых земляков. Знаменитые люди родного края в
истории России. Изучение источников по жизни и деятельности знаменитых земляков (книги, воспоминания, мемуа ры, газеты, дневники,
анкеты). Написание докладов и рефератов.
Экспедиция в этнографию. Этнография как наука. (4часа)
Исследования истории быта и повседневной жизни человека. Костюм, орудия труда, мебель, посуда, жилище народов, населявших
край. Занятия, обычаи и нравы, народное творчество.
Экспедиция в будущее. (2час)
Мой край в будущем. Современное положение родного края и перспектива его развития. Выявление причин замедления или
ускорения развития родного края. Демографическое положение родного края и прогнозы его развития.
Календарно-тематический план факультативного курса «Краеведение». 7 класс. (35 часов в год)
№ п/п
Наименование тем.
Часы.
Дата.
Формы контроля.
1 (1)
Введение. «Я Родину люблю». Введение в образовательную программу.
Что значит «Я», «Родина», «Люблю»? что значит «Я Родину люблю».
1
Раздел I: «Откуда я родом» 11 часов.
2 (1)
3 (2)
Экспедиция к имени.
Основы антропонимики. Что такое имя? История имен. Значение имен.
Производные от имен. Имена у различных народов.
Что значит мое имя? Почему меня так назвали? Великие тезки. Почему мне
нравится (не нравится) мое имя.
2
Оформление альбома
«Милая моя Родина»:
листы «Я», «Мое имя»,
«Великие тезки».
Тестирование.
4 (3)
5 (4)
6 (5)
7 (6)
8 (7)
Экспедиция к истокам.
Мой род - моя крепость. Понятие род, родственники, степень родства.
Что такое родословная?
Правила составления родословной.
Родословная великих земляков.
Я- семья- фамилия. Составление своей родословной.
Мои родственники на карте России. Гордость моего рода.
5
Поисково-
исследовательская работа
по составлению
родословной. Выставка и
защита своей
родословной. Оформление
альбома «Милая моя
Родина»: листы «Моя
семья», «Моя
родословная». Сочинение
«На кого я хочу быть
похожим из своих
родственников».
9 (8)
10 (9)
11 (10)
Экспедиция в прошлое.
Дом, в котором я живу. История жилища. Функции жилища. Место
строительства, материалы строительства. Эстетика жилища. Душа дома-люди.
Почему и когда построен мой дом? История строительства и существования.
Характеристика строения, его особенности, их причины.
Замечательные люди нашего дома.
Улица родная.
Понятие «улица». Принципы расположения улица населенных пунктах.
4
Письмо-сочинение
«Дорогой мой дом!».
Оформление альбома «Милая моя
родина» листы «Мой дом»,
«Моя улица».
Сочинение «Любимый уголок улицы».
12 (11)
Улицы родного края: старые и новые. Есть ли у улиц свое лицо?
История названия улиц.
Достопримечательности улиц. История моей улицы.
Ее место в городе. История названия улицы. «Лицо» моей улицы.
Раздел II: «Мой родной край– мне дорог» 23 часа.
13 (1)
Экспедиция в науку. Как правильно вести исследование.
1
14 (2)
15 (3)
16 (4)
17 (5)
Экспедиция в историю. Историческое краеведение. Вехи истории.
История заселения местности. Первые письменные источники о населенных
пунктах Тайшетского района. Количественный и качественный состав
населения в развитии района.
Топонимика Тайшетского района «Загадки знакомых названий»
История родного края и история страны: соотношение частного и общего.
Точка на карте района. «История Облепихи в нас и мы в её истории»
4
Составление летописи,
краеведческого вестника,
путеводителя «Малый
уголок великой России».
Оформление альбома
«Милая моя Родина».
18 (6)
19 (7)
Экспедиция в традиции.
Традиции родного края. Понятие традиции.
Население, заселявшее территорию родного края.
Традиции бытовые, религиозные, праздничные, культурные..
Описание традиций. Исследование трансформации традиций на
современном этапе. Возвращенные традиции.
2
Участие в праздниках.
Описание традиций
родного края.
20 (8)
21 (9)
Экспедиция в память.
Памятные места родного края. Что такое память?
Памятные места для каждого и для всех. Формы увековечения памяти
(памятники, монументы, мемориальные доски, подлинные объекты и т. д.).
Исторические памятные места.
Виды памятников: археологические, культурные, трудовые, документальные.
Фотографирование, описание памятников и памятных мест. Их классификация.
Оценка состояния.
2
Оформление буклета.
«Памятные места родного
края».
22 (10)
23 (11)
Экспедиция в культуру.
Архитектура. Определение архитектуры.
Архитектурные стили. Архитектура жилища, государственных, общественных
учреждений. Культовая архитектура. Архитектурные ансамбли.
Архитектура сегодняшнего дня.
Описание архитектурных памятников. Облик родного края в историческом
пространстве.
2
Оформление буклета,
альбома «Архитектура
родного края: вчера и
сегодня».
24 (12)
25 (13)
26 (14)
Экспедиция в экономику.
Экономика и промышленность родного края.
Определение экономики. Составляющие экономики.
Промышленность, транспорт, торговля в историческом развитии.
Современное состояние экономики. Изучение истории торговли,
промышленности, транспорта.
Развитие экономики края от народных ремёсел и промыслов к современной
промышленности.
3
Тестирование. Оформление и
проведение заочных экскурсий по
предприятиям родного края.
27 (15)
28 (16)
29 (17)
Экспедиция в биографии.
Славные люди нашего посёлка, города Тайшета, Тайшетского района.
Что такое биография?
Правила составления биографии. Биографии прославленных земляков.
Почетные граждане.
Изучение биографий знаменитых земляков.
Знаменитые люди родного края в истории России. Изучение источников
по жизни и деятельности знаменитых земляков (книги, воспоминания,
мемуары, газеты, дневники, анкеты).
3
Составление малой энциклопедии:
«Дорогие мои земляки». Конференция
«Наши земляки на службе Отечества».
30 (18)
31 (19)
32 (20)
33 (21)
Экспедиция в этнографию. Этнография как наука.
Исследования истории быта и повседневной жизни человека.
Костюм, орудия труда, мебель, посуда, жилище народов, населявших край.
Занятия, обычаи и нравы.
Народное творчество.
4
Исследовательская работа:
«Этнография родного
края»
«Фольклор родного края»
34 (22)
35 (23)
Экспедиция в будущее.
Мой край в будущем. Современное положение родного края и перспектива
его развития.
Выявление причин замедления или ускорения развития родного края.
Демографическое положение родного края и прогнозы его развития.
2
Фестиваль творческих работ и их
защита «Мой родной край в будущем».
Список литературы.
1.
«Краеведение и искусствознание в школе» учебное пособие. Иркутск 1996 г.
2.
Наумов И.В. «История Сибири» Иркутск 2003 г.
3.
«Методика историко–краеведческой работы в школе» Москва 1982 г.
4.
«История земли Иркутской» учебное пособие для старших классов. Иркутск 2002 г.
5.
Селезнёв Е.С., Селезнёва Т.А. серия: «Тайшет – город, рожденный Транссибом» Тайшет 2004 г., 2007 г.
6.
Горяева Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Москва 2005 г.
7.
«Календарные праздники 5-7 классы» Волгоград 2009 г.
8.
Праздник в школе «Любовью к Родине дыша» Минск 2009 г.
9.
Овчаренко Л.А. «Сценарии народных календарных праздников» Волгоград 2009 г.
10. Озеров А.Г. «Историко - этнографические исследования учащихся» Москва 2007.
11. Афанасьева-Медведева Г.В. Соловьёва М.Р. «Фольклорная практика» Иркутск 2004.
12. Леонтьева Г.А. «Ключи к тайнам Клио» Москва 1994.
13. Уланова Л.С. Введение в историю. Вспомогательные исторические дисциплины. Москва 2005
14. Дукаревич П. «Моя родословная» Ленинград 2008 г.