Напоминание

Программа факультативного курса "Краеведение".


Автор: Евдокимова Светлана Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Облепихинская ООШ"
Населённый пункт: станция Облепиха, Тайшетский район, Иркутская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа факультативного курса "Краеведение".
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Облепихинская основная общеобразовательная школа»

Программа факультативного курса

«Краеведение».

Евдокимова Светлана Владимировна

учитель истории и обществознания

МКОУ «Облепихинская ООШ»

sveta.evdokimova.61@mail.

ru

Программа факультативного курса «Краеведение» для учащихся 7 класса

Пояснительная записка.

Данный курс включает содержательный блок: история семьи – история поселка, района, который рассчитан на один год изучения в

объеме 35 часов.

Содержание курса «Краеведение» определяется следующей структурой: от биографии ребенка к истории его семьи, от истории

семьи к истории и культуре родного края. Объекты исследования: семья, улица, поселок, район, область и т. д.

Основная проблема в том, что с каждым годом уходят от нас люди и события, быт и нравы, культура и труд прошлых поколений.

Исчезает и забывается тот исторический, творческий опыт, которым владели наши предки. Вещественные источники декоративно-

прикладного искусства уходят из обихода современного поколения. Для молодого поколения

важно сохранить и по возможности

овладеть приёмами народного творчества. Хранить историческую память важнейших событий нашей страны, в которых принимали

участие и наши земляки. Любить и знать историю своего родного края. Именно поисково-исследовательская, туристско-краеведческая

деятельность помогает собрать необходимые документальные материалы, вещественные, письменные источники по истории родного

края. В процессе изучения факультативного курса «Краеведение» активно применяются индивидуальные, групповые формы работы, в

ходе которых у учащихся вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм,

дружба.

Цель:

патриотическое

и

гражданское

воспитание

подрастающего

поколения,

развитие

творческих

способностей,

бережное

отношение к проблеме сохранения исторической памяти, культурного и материального наследия жителей Малой Родины, родного края.

Задача: Привлечение детей к краеведческой поисково-исследовательской деятельности, к выполнению общественно-значимых и

практически важных проектных заданий

В результате изучения курса «Краеведение» учащиеся должны знать:

географию и экологию своего поселка, района;

историю своего рода, поселка, района;

культуру и экономику населенного пункта, района;

традиции, обычаи народов населяющих край;

биографии известных земляков и их вклад в процветание России;

сегодняшнее состояние края и тенденции его развития.

Учащиеся должны уметь:

работать с различными видами источников;

проводить исследовательские работы, находить решения различным поисковым проблемам;

грамотно вести поисковые, исследовательские записи;

составлять отчет о проделанной работе;

выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей;

Тематический план курса «Краеведение».

№ Наименование тем

Всего часов

Лекционных

часов

Практических часов

1

Введение. «Я Родину

люблю».

1

1

2

Раздел 1: «Откуда я

родом»

Экспедиция к имени

11

2

1

1

3

Экспедиция к истокам.

5

2

3

4

Экспедиция в прошлое.

4

1

3

5

6

Раздел 2: «Мой родной

край– мне дорог»

Экспедиция в науку.

22

1

1

7

Экспедиция в историю.

Историческое

краеведение.

Вехи истории.

4

2

2

8

Экспедиция в

традиции.

2

1

1

9

Экспедиция в память.

2

1

1

10

Экспедиция в культуру.

2

1

1

11

Экспедиция в

экономику.

3

1

2

12

Экспедиция в

биографии.

3

1

2

13

Экспедиция в

этнографию.

4

1

3

14

Экспедиция в будущее.

2

2

итого

35

16

19

Основное содержание

факультативного курса «Краеведение» 7 класс (35 ч )

Введение. «Я Родину люблю». (1час).

Введение в образовательную программу.

Что значит «Я», «Родина», «Люблю»? что значит «Я Родину люблю».

Раздел 1: «Откуда я родом» (11час).

Экспедиция к имени. (2час).

Основы антропонимики. Что такое имя? История имен. Значение имен. Производные от имен. Имена у различных народов. Что

значит мое имя? Почему меня так назвали? Великие тезки. Почему мне нравится (не нравится) мое имя.

Экспедиция к истокам. (5час).

Мой род - моя крепость. Понятие род, родственники, степень родства. Что такое родословная? Правила составления родословной.

Родословная великих земляков. Я- семья- фамилия. Составление своей родословной. Мои родственники на карте России. Гордость моего

рода.

Экспедиция в прошлое. (4час).

Дом, в котором я живу. История жилища. Функции жилища. Место строительства, материалы строительства. Эстетика жилища.

Душа

дома-люди.

Почему

и

когда

построен

мой

дом?

История

строительства

и

существования.

Характеристика

строения,

его

особенности, их причины. Замечательные люди нашего дома.

Улица родная. Понятие «улица». Принципы расположения улица населенных пунктах.

Улицы родного края: старые и новые. Есть ли у улиц свое лицо? История названия улиц. Достопримечательности улиц. История

моей улицы. Ее место в городе. История названия улицы. «Лицо» моей улицы.

Раздел 2: «Мой родной край – мне дорог» (23час).

Экспедиция в науку. (1час)

Как правильно вести исследование.

Экспедиция в историю. Историческое краеведение. Вехи истории. (4часа)

История заселения местности. Первые письменные источники о населенных пунктах Тайшетского района. Количественный и

качественный состав населения в развитии.

История родного края и история страны: соотношение частного и общего.

Экспедиция в традиции. (2часа)

Традиции родного края. Понятие традиции.

Население, заселявшее территорию родного края. Традиции бытовые, религиозные, праздничные, культурные.

Описание традиций. Исследование трансформации традиций на современном этапе. Возвращенные традиции.

Экспедиция в память. (2часа)

Памятные места родного края.

Что такое память? Памятные места для каждого и для всех. Формы увековечения памяти

(памятники, монументы, мемориальные доски, подлинные объекты и т. д.).

Исторические памятные места. Виды памятников: археологические, культурные, трудовые, документальные. Фо тографирование,

описание памятников и памятных мест. Их классификация. Оценка состояния.

Экспедиция в культуру. (2часа)

Архитектура. Определение архитектуры. Архитектурные стили. Облик родного края в историческом пространстве. Архитектура

жилища, государственных, общественных учреждений. Культовая архитектура. Архитектурные ансамбли. Архитектура сегодняшнего

дня. Описание архитектурных памятников.

Экспедиция в экономику. (3часа)

Экономика и промышленность родного края. Определение экономики. Составляющие экономики. Промышленность, транспорт,

торговля в историческом развитии. Современное состояние экономики. Изучение истории торговли, промышленности, транспорта.

Развитие экономики края от народных ремёсел и промыслов к современной промышленности.

Экспедиция в биографии. (3часа)

Славные люди нашего посёлка, города Тайшета, Тайшетского района. Что такое биография? Правила составления биографии.

Биографии прославленных земляков. Почетные граждане. Изучение биографий знаменитых земляков. Знаменитые люди родного края в

истории России. Изучение источников по жизни и деятельности знаменитых земляков (книги, воспоминания, мемуа ры, газеты, дневники,

анкеты). Написание докладов и рефератов.

Экспедиция в этнографию. Этнография как наука. (4часа)

Исследования истории быта и повседневной жизни человека. Костюм, орудия труда, мебель, посуда, жилище народов, населявших

край. Занятия, обычаи и нравы, народное творчество.

Экспедиция в будущее. (2час)

Мой край в будущем. Современное положение родного края и перспектива его развития. Выявление причин замедления или

ускорения развития родного края. Демографическое положение родного края и прогнозы его развития.

Календарно-тематический план факультативного курса «Краеведение». 7 класс. (35 часов в год)

№ п/п

Наименование тем.

Часы.

Дата.

Формы контроля.

1 (1)

Введение. «Я Родину люблю». Введение в образовательную программу.

Что значит «Я», «Родина», «Люблю»? что значит «Я Родину люблю».

1

Раздел I: «Откуда я родом» 11 часов.

2 (1)

3 (2)

Экспедиция к имени.

Основы антропонимики. Что такое имя? История имен. Значение имен.

Производные от имен. Имена у различных народов.

Что значит мое имя? Почему меня так назвали? Великие тезки. Почему мне

нравится (не нравится) мое имя.

2

Оформление альбома

«Милая моя Родина»:

листы «Я», «Мое имя»,

«Великие тезки».

Тестирование.

4 (3)

5 (4)

6 (5)

7 (6)

8 (7)

Экспедиция к истокам.

Мой род - моя крепость. Понятие род, родственники, степень родства.

Что такое родословная?

Правила составления родословной.

Родословная великих земляков.

Я- семья- фамилия. Составление своей родословной.

Мои родственники на карте России. Гордость моего рода.

5

Поисково-

исследовательская работа

по составлению

родословной. Выставка и

защита своей

родословной. Оформление

альбома «Милая моя

Родина»: листы «Моя

семья», «Моя

родословная». Сочинение

«На кого я хочу быть

похожим из своих

родственников».

9 (8)

10 (9)

11 (10)

Экспедиция в прошлое.

Дом, в котором я живу. История жилища. Функции жилища. Место

строительства, материалы строительства. Эстетика жилища. Душа дома-люди.

Почему и когда построен мой дом? История строительства и существования.

Характеристика строения, его особенности, их причины.

Замечательные люди нашего дома.

Улица родная.

Понятие «улица». Принципы расположения улица населенных пунктах.

4

Письмо-сочинение

«Дорогой мой дом!».

Оформление альбома «Милая моя

родина» листы «Мой дом»,

«Моя улица».

Сочинение «Любимый уголок улицы».

12 (11)

Улицы родного края: старые и новые. Есть ли у улиц свое лицо?

История названия улиц.

Достопримечательности улиц. История моей улицы.

Ее место в городе. История названия улицы. «Лицо» моей улицы.

Раздел II: «Мой родной край– мне дорог» 23 часа.

13 (1)

Экспедиция в науку. Как правильно вести исследование.

1

14 (2)

15 (3)

16 (4)

17 (5)

Экспедиция в историю. Историческое краеведение. Вехи истории.

История заселения местности. Первые письменные источники о населенных

пунктах Тайшетского района. Количественный и качественный состав

населения в развитии района.

Топонимика Тайшетского района «Загадки знакомых названий»

История родного края и история страны: соотношение частного и общего.

Точка на карте района. «История Облепихи в нас и мы в её истории»

4

Составление летописи,

краеведческого вестника,

путеводителя «Малый

уголок великой России».

Оформление альбома

«Милая моя Родина».

18 (6)

19 (7)

Экспедиция в традиции.

Традиции родного края. Понятие традиции.

Население, заселявшее территорию родного края.

Традиции бытовые, религиозные, праздничные, культурные..

Описание традиций. Исследование трансформации традиций на

современном этапе. Возвращенные традиции.

2

Участие в праздниках.

Описание традиций

родного края.

20 (8)

21 (9)

Экспедиция в память.

Памятные места родного края. Что такое память?

Памятные места для каждого и для всех. Формы увековечения памяти

(памятники, монументы, мемориальные доски, подлинные объекты и т. д.).

Исторические памятные места.

Виды памятников: археологические, культурные, трудовые, документальные.

Фотографирование, описание памятников и памятных мест. Их классификация.

Оценка состояния.

2

Оформление буклета.

«Памятные места родного

края».

22 (10)

23 (11)

Экспедиция в культуру.

Архитектура. Определение архитектуры.

Архитектурные стили. Архитектура жилища, государственных, общественных

учреждений. Культовая архитектура. Архитектурные ансамбли.

Архитектура сегодняшнего дня.

Описание архитектурных памятников. Облик родного края в историческом

пространстве.

2

Оформление буклета,

альбома «Архитектура

родного края: вчера и

сегодня».

24 (12)

25 (13)

26 (14)

Экспедиция в экономику.

Экономика и промышленность родного края.

Определение экономики. Составляющие экономики.

Промышленность, транспорт, торговля в историческом развитии.

Современное состояние экономики. Изучение истории торговли,

промышленности, транспорта.

Развитие экономики края от народных ремёсел и промыслов к современной

промышленности.

3

Тестирование. Оформление и

проведение заочных экскурсий по

предприятиям родного края.

27 (15)

28 (16)

29 (17)

Экспедиция в биографии.

Славные люди нашего посёлка, города Тайшета, Тайшетского района.

Что такое биография?

Правила составления биографии. Биографии прославленных земляков.

Почетные граждане.

Изучение биографий знаменитых земляков.

Знаменитые люди родного края в истории России. Изучение источников

по жизни и деятельности знаменитых земляков (книги, воспоминания,

мемуары, газеты, дневники, анкеты).

3

Составление малой энциклопедии:

«Дорогие мои земляки». Конференция

«Наши земляки на службе Отечества».

30 (18)

31 (19)

32 (20)

33 (21)

Экспедиция в этнографию. Этнография как наука.

Исследования истории быта и повседневной жизни человека.

Костюм, орудия труда, мебель, посуда, жилище народов, населявших край.

Занятия, обычаи и нравы.

Народное творчество.

4

Исследовательская работа:

«Этнография родного

края»

«Фольклор родного края»

34 (22)

35 (23)

Экспедиция в будущее.

Мой край в будущем. Современное положение родного края и перспектива

его развития.

Выявление причин замедления или ускорения развития родного края.

Демографическое положение родного края и прогнозы его развития.

2

Фестиваль творческих работ и их

защита «Мой родной край в будущем».

Список литературы.

1.

«Краеведение и искусствознание в школе» учебное пособие. Иркутск 1996 г.

2.

Наумов И.В. «История Сибири» Иркутск 2003 г.

3.

«Методика историко–краеведческой работы в школе» Москва 1982 г.

4.

«История земли Иркутской» учебное пособие для старших классов. Иркутск 2002 г.

5.

Селезнёв Е.С., Селезнёва Т.А. серия: «Тайшет – город, рожденный Транссибом» Тайшет 2004 г., 2007 г.

6.

Горяева Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Москва 2005 г.

7.

«Календарные праздники 5-7 классы» Волгоград 2009 г.

8.

Праздник в школе «Любовью к Родине дыша» Минск 2009 г.

9.

Овчаренко Л.А. «Сценарии народных календарных праздников» Волгоград 2009 г.

10. Озеров А.Г. «Историко - этнографические исследования учащихся» Москва 2007.

11. Афанасьева-Медведева Г.В. Соловьёва М.Р. «Фольклорная практика» Иркутск 2004.

12. Леонтьева Г.А. «Ключи к тайнам Клио» Москва 1994.

13. Уланова Л.С. Введение в историю. Вспомогательные исторические дисциплины. Москва 2005

14. Дукаревич П. «Моя родословная» Ленинград 2008 г.



В раздел образования