Автор: Храмайкова Светлана Петровна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 3" Населённый пункт: г. Энгельс Саратовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: рабочая программа по 2 младшей группе Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Рабочая программа
инструктора по физической культуре
2 младшая группа
Разработала:
Храмайкова С. П.
инструктор по физической культуре
Согласовано:
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №3»
Данилова Н. П.
2015 – 2016 учебный год.
2 младшая группа
Содержание:
1.
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Цели и задачи реализации программы.
Особенности развития детей дошкольного возраста.
Планируемые результаты.
2.
Содержательный раздел
.
Обязательная часть.
Расчасовка
Развлечения и спортивные праздники.
Мониторинг.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Взаимодействие инструктора по физическому развитию с воспитателями.
Приложения.
3.
Организационный раздел.
Сетка двигательного режима.
Циклограмма непосредственно образовательной деятельности
инструктора по физической культуре МАДОУ «Детский сад № 3» на 2015-2016
учебный год
Циклограмма проведения утренней гимнастики
на 2015-2016 учебный год.
Паспорт физкультурного уголка в группах.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными до-
кументами:
«Закон об образовании РФ» (29.12.2012.№273-ФЗ)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013г.
№1155. «Об утверждении федерального государственного образовательного стан-
дарта дошкольного образования».
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организа-
ции
режима
работы
в
дошкольных
образовательных
учреждений»
(СанПиН
2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 года, № 26)
Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой (2014 год)
Рабочая программа МАДОУ «Детский сад № 3» на 2015 – 2016 учебный год.
2 младшая группа
Особенности развития детей четвертого года жизни (вторая младшая группа).
Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характе-
ризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время
происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, пред-
метным миром.
В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные
действия с предметами
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник,
еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого,
стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это
свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен
быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и
обогащения его деятельности новым содержанием. Если же новые отношения с ребенком
не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограни-
чивается, то возникают собственно кризисные явления в системе ребенок — взрослый,
что проявляется в капризах, упрямстве, строптивости, своеволии по отношению к взрос-
лым (в контактах со сверстниками этого не происходит).
Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает прежде
всего появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактиче-
ский уровень возможностей. Поэтому задача взрослого, в том числе и инструктора по фи-
зической культуре — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его кри-
тикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказы-
вая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.Необходимо помочь каж-
дому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в
деятельности (Я — молодец!).
Самостоятельность формируется у младшего дошкольника в совместной деятель-
ности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. В совместной деятельности
инструктор помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий. Он постепенно
расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможно-
стей и своей положительной оценкой усиливает стремление без помощи взрослого до-
биться лучшего результата.
Задачи инструктора по физической культуре по воспитанию и раз-
витию детей от 3 лет до 4 лет.
1.
Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
2.
Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: выполнению
основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх.
3.
Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: на-
чинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; само-
стоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии
с указаниями воспитателя.
4.
Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-сило-
вые качества, реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать раз-
витию общей выносливости, силы, гибкости.
5.
Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физиче-
ским упражнениям.
Планируемые результаты освоения Программы
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыка-
ми.
У ребенка сформирована соответствующая возрасту координация движений.
Проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям.
Стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по от-
ношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
Раздел ОВД направлен на освоение техники разных видов ходьбы, бега, прыжков,
ползания и лазания, катания, бросания, метания и ловли; упражнений в равновесии.
Раздел ОРУ направлен на развитие физических качеств и освоение техники для вы-
полнения разминки рук, укрепление мышц плечевого пояса, на развитие и укрепление
мышц спины и гибкости позвоночника, на укрепление мышц брюшного пресса, ног.
Раздел «Спортивные игры и упражнения» направлен на развитие умений кататься на
санках, скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослого, катание на велосипеде
для использования в досуговой деятельности.
Раздел «Подвижные игры» направлен на закрепление техники ОВД, ОРУ, элементов
игр и упражнений и развитие физических качеств посредством подвижных игр с бегом,
прыжками, с подлезанием, лазанием, с бросанием , ловлей, на ориентировку в про-
странстве.
Что осваивают дети
Построения и перестроения.
Порядковые упражнения.
Повороты на месте.
Общеразвивающие упражнения: с предметами и без предметов; в различных
положениях (стоя, сидя, лежа).
Основные движения:
1.
разные виды ходьбы с заданиями; строиться в круг, в колонну, парами, нахо-
дить свое место; начинать и заканчивать упражнения по сигналу;
сохранять
правильное
положение
тела,
соблюдая
заданное
направление;
ходить,
не
опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног;
2.
бег со сменой темпа и направления, бегать, не опуская головы;
прыжок в длину с места двумя ногами и в глубину (спрыгивание); одно
временно отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться в прыжках в
длину с места и спрыгивания;
3.
катание, бросание, метание: прокатывание предмета, упражнения с мячом
(отбивание и ловля); бросание предметов одной и двумя руками гори-
зонтально и вертикально в цель, вдаль, ловить мяч, кистями рук, не прижи-
мая его к груди; отбрасывать
мяч, поражать вертикальную и горизонтальную
цели;
4.
лазание приставным шагом, перелезание и пролезание через предметы и под
ними, подлезать под дугу (40 см), не касаясь руками пола;
уверенно лазать и
перелезать по лесенке-стремянке (высота 1,5 м);
лазать по гимнастической
стенке приставным шагом.
6. Ритмические упражнения.
7. Спортивные упражнения: катание на трехколесном велосипеде; скольжение по
ледяным дорожкам с помощью взрослых.
8. Подвижные игры. Основные правила игр.
Методы физического развития и воспитания .
Наглядные методы
- имитация (подражание);
- демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, которому сле-
дует привлекать самих воспитанников;
- использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, видеофильмы и т.д.);
- использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов: первые побуждают детей к
деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть
наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более эффективному раз-
витию воссоздающего воображения; вторые применяются для освоения ритма и регули-
рования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, чувства
ритма и музыкальных способностей.
Словесные методы
Название инструктором по физической культуре упражнений, описания, объяснения,
комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, ко-
манды, беседы, рассказы, выразительное чтение стихотворений и многое другое.
Практические методы
Выполнение движений (совместно – распределенное, совместно – последовательное вы-
полнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение), повторение
упражнений с изменениями и без, а также проведение их в игровой форме, в виде по-
движных игр и игровых упражнений, и соревновательной форме.
Форма организации физкультурно – оздоровительной работы
разные виды занятий по физической культуре;
физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня;
активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные праздники, Дни здоровья и
др.);
самостоятельная двигательная деятельность детей;
занятия в семье.
Таким образом, рациональное сочетание разных видов занятий по физической культу-
ре, утренней гимнастики, подвижных игр и физических упражнений во время прогулок,
физкультминуток на занятиях с умственной нагрузкой, времени для самостоятельной
двигательной активности воспитанников и активного двигательного отдыха создает опре-
деленный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и
укрепления здоровья детей.
Очень важной, составной частью гармоничной личности является физическое совер-
шенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость.
Содержательный раздел
Обязательная часть
Расчасовка непосредственно образовательной
деятельности
инструктора по физической культуре МАДОУ «Детский сад № 3» на 2015-2016
учебный год
№ занятия
Тема
Кол-во
часов
Дата проведения
Отметка о выполнении
1-3
Равновесие
3 часа
1 неделя сентября
4-6
Метание, бег
3 часа
2 неделя сентября
7-9
Метание
3 часа
3 неделя сентября
10-12
Прыжки, ходьба
3 часа
4 неделя сентября
13-15
Метание
3часа
1 неделя октября
16-18
Лазание
3 часа
2 неделя октября
19-21
Равновесие, ходьба
3 часа
3 неделя октября
22-24
Прыжки, бег
3 часа
4 неделя октября
25-27
Метание, ходьба
3 часа
1 неделя ноября
28-30
Лазание
3 часа
2 неделя ноября
31-33
Равновесие
3 часа
3 неделя ноября
34-36
Лазание, бег
3 часа
4 неделя ноября
37-39
Равновесие
3 часа
1 неделя декабря
40-42
Ходьба, прыжки
3 часа
2 неделя декабря
43-45
Метание, бег
3 часа
3 неделя декабря
46-48
Лазание, ходьба
3 часа
4 неделя декабря
49-51
Равновесие
3 часа
1 неделя января
52-54
Прыжки, бег
3 часа
2 неделя января
55-57
Метание, ходьба
3 часа
3 неделя января
58-60
Лазание, ходьба
3 часа
4 неделя января
61-63
Метание, бег
3 часа
1 неделя февраля
64-66
Лазание, ходьба
3 часа
2 неделя февраля
67-69
Равновесие
3 часа
3 неделя февраля
70-72
Прыжки, бег
3 часа
4 неделя февраля
73-75
Метание
3 часа
1 неделя марта
76-78
Прыжки, ходьба
3 часа
2 неделя марта
79-81
Равновесие
3 часа
3 неделя марта
82-84
Лазание, бег
3 часа
4 неделя марта
85-87
Равновесие
3 часа
1 неделя апреля
88-90
Прыжки, бег
3 часа
2 неделя апреля
91-93
Ходьба, метание
3 часа
3 неделя апреля
94-96
Лазание, бег
3 часа
4 неделя апреля
97-99
Равновесие
3 часа
1 неделя мая
100-102
Прыжки, бег
3 часа
2 неделя мая
103-105
Метание, ходьба
3 часа
3 неделя мая
106-108
Лазание, бег
3 часа
4 неделя мая
Итого
108 ча-
сов
(смотреть в Приложение № 1).
Развлечения и спортивные праздники
Месяц
Тема
Сентябрь
«Школа Мишки - Топтышки»
Октябрь
«Путешествие в лес на автобусе»
Ноябрь
«В гости к зайчику»
Декабрь
«Мыши и кот Васька»
Январь
«Зимние забавы»
Февраль
«Поиграем со снежками»
Март
«Нас ждут в Лимпопо»
Апрель
«День здоровья», «Колобок»
Май
«На рыбалку»
Июнь
«Мой весёлый звонкий мяч»
Июль
«На солнечной полянке»
Август
«У солнышка в гостях»
(смотреть в Приложение № 2).
Мониторинг
Таблица оценок физподготовки детей 3 - 4 лет.
(Смотреть в Приложение № 3).
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
Взаимодействия инструктора по физическому
воспитанию с другими специалистами детского сада
С заведующим, зам. заведующего – создает условия для физкультурно-оздорови-
тельной работы, координируют работу педагогов.
С медицинской сестрой – участвует в проведении лечебно-профилактических и
оздоровительных мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу сре-
ди педагогов и родителей.
С воспитателем – способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима,
формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культу-
ры, профилактики заболеваний.
(Смотреть приложение № 4)
С музыкальным руководителем – участвует в двигательном развитии детей, способ-
ствует развитию чувства ритма, темпа, речевого дыхания, координации движений.
С педагогом-психологом - способствует развитию эмоционально – волевой сферы
дошкольников, познавательных процессов
С младшим воспитателем – способствует соблюдению санитарно – гигиенических
требований.
Организационный раздел
1.
Сетка двигательного режима в старшей группе
Формы работы
Содержание
Организация
Учебная работа
Физкультурные занятия:
- в физкультурном зале;
3 раза в неделю, 15 м.
Физкультурно-
оздоровитель-
ные мероприя-
тия в режиме
дня
1. Гимнастика:
- утренняя;
- гигиеническая в сочетании с закалива-
ющими процедурами (побудка);
- дыхательная.
2. Подвижные игры и физические
упражнения на прогулке.
3. Физкультминутка и физкультпаузы.
4. Индивидуальная работа.
Ежедневно, утром 5-6 м.
Ежедневно, после дневного
сна.
Ежедневно.
Ежедневно.
Ежедневно.
Ежедневно.
Активный отдых
1. Физкультурный досуг;
2. Физкультурный праздник;
3. День здоровья;
1 раз в месяц.
2 раза в год.
1 раз в квартал
Самостоятельная
деятельность
Подвижные игры
Ежедневно.
Задания на дом
Утренняя зарядка.
Физические упражнения под контролем
родителей
Ежедневно.
Ежедневно.
2.
Циклограмма непосредственно образовательной деятельности
инструктора по физической культуре МАДОУ «Детский сад № 3» на 2015-2016
учебный год
Дни недели
Время проведения
1 группа
2 группа
3 группа
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Паспорт физкультурного уголка
2 младших групп.
Оборудование:
Для ходьбы, бега, равновесия
Скамейки
Дорожка-змейка (канаты)
Дорожка со следами
Дорожка с кругами
Для прыжков
Мячи для фитбола
Обручи пластмассовые
Кубы большие
Шнуры короткие плетёные
Для катания, бросания, ловли
Кегли
Мешочки с песком
«Кочки»
Мячи разного диаметра
Мячи надувные
Бросалки
Для ползания и лазания
«Домики»
«Тоннель»
Для ОРУ
Кольца
Платочки
Косички
Мешочки
Флажки
Ленты разноцветные
Погремушки
Шишки еловые (сосновые)
Тренажёры простейшего типа
Массажный мяч
Массажёр для стоп
Дорожка с камушками и пуговицами
Дорожки массажные резиновые
Для сюжетно-ролевой ритмической гимнастики
Строительный материал
Корзины
Мячи
Скакалки
Мешочки с песком