Автор: Пак Ван Сун
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ "Этнос"
Населённый пункт: Сахалинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Корейский национальный инструмент "Дансо"
Раздел: среднее профессиональное
Национальный корейский инструмент Дансо
Историю корейской музыки можно разделить на три периода: древний,
средневековый и современный. Первый период датируется эпохой родовых
государств, существовавших до основания Корё. Отличительными
признаками этого периода являются развитие аккаму (музыка, песни, танцы),
каму (пение и танцы) или анму (музыка и танцы), представлявшие из себя
обряды поклонения небесам и земли в древнем обществе, а также появление
некоторых музыкальных инструментов из Средней Азии в эпоху
Троецарствия (57 год до н. э. — 668 год н. э.) и развитие хянакки (местные
инструменты) в каждом из трёх царств. Таким образом, музыка и танцы в
Южной Маньчжурии развились в обряды поклонения и ритуалы, такие как
ёнго государства Пуё, тонмэн государства Когурё и мучхон родового
государства Тонъе, в то время как в Самхане, кипхундже придерживается
примеров песен и танцев, связанных с сельскохозяйственными ритуалами.
Следовательно, религиозные традиции песен и танцев древнего общества
Южной Маньчжурии и Корейского полуострова стали основой местной
музыки — хянгак государств Когурё, Пэкче и Силла в эпоху троецарствия.
Концепция аккаму также обсуждалась в музыкальном разделе историчкой
хроники корейской Самгук саги. С усилением королевской власти, появление
трёх царств привело к созданию королевских музыкальных институтов,
чтобы поддерживать культурную жизнь королевских и аристократических
семей, а также придворных музыкантов и танцоров, специализирующиеся на
песнях, танцах и инструментальной музыке, которые поддерживаются этими
же институтами. Другим историческим событием и результатом этих
тенденций в древнем периоде стало введение музыки трёх царств (кударагаку
государства Пэкче, комагаку государства Когурё и сирагигаку государства
Силла) в японский императорский двор.
Традиционные корейские музыкальные инструменты можно разделить на 3
крупные группы: струнные, духовые и ударные. Тэгым (длинная поперечная
флейта), пхири (цилиндрический гобой и травянистая флейта являются
народными духовыми инструментами. Духовые тханы включают в себя
китайский гобой, вертикальную флейту и ходжок или тхэпхёнсо. Сэнхван
(губная гармоника), флейта Пана, хун (окарина), флейта с мундштуком, дансо
(малозубчатая вертикальная флейта) .
Дансо (кор.
단소
) – продольная корейская флейта с открытым свистком.
Прямой родственник японской сякухачи и китайской сяо. Так же как и
указанные флейты, традиционно изготавливается из бамбука, но возможны
варианты как и из дерева, так и современные из пластика. Имеет четыре
игровых отверстия сверху, и одно снизу. Используется и как солирующий
инструмент, и в составе ансамбля с другими традиционными корейскими
музыкальными инструментами .
Основные задачи при игре на национальном инструменте Дансо.
Постановка корпуса
Голову держать ровно, плечи не поднимать. Диапазон игры дансо — 2
октавы, идущего от низкой до высокой фа. Низкие звуки воспроизводятся
благодаря простому выдуванию, тогда как высокие появляются за счёт разной
силы выдувания.
Губы должны находиться в одном положении (на улыбке)
ансо ставить по центру, ровно.
Выдох направлять вперёд
Научиться правильно держать дансо. Сверху должна находиться левая рука,
большой, указательный и средний пальцы расположить над отверстиями.
Правая рука должна находиться снизу. Средний палец расположить над
отверстием. При такой расстановке пальцев, если вы закроете все отверстия и
подуете во флейту, вы получите ноту «ля бемоль».(звук называется
«чун»)Нотная грамота в основном пишется китайскими иероглифами. « Чун»
нота ля бемоль - все отверстия закрыты, «Им» нота си бемоль – закрыты три
пальца левой руки, «Му» нота ре бемоль- закрыты два пальца левой руки ,
«Хван» нота ми бемоль- закрыт большой палец правой руки, «Тэ» нота фа
второй октавы- открыты все отверстия. Все звуки на октаву выше
исполняются с такой же расстановкой пальцев за исключением одного звука
«Тэ» Необходимо закрыть большой и средний палец левой руки.
Игра на Дансо - это сложный процесс взаимодействия дыхания, языка,
губ, полости рта, пальцев.
Очень важно, чтобы исполнитель на духовом
инструменте обладал хорошим слухом и музыкальной памятью.
Чтобы в
совершенстве овладеть мастерством игры на духовом инструменте,
необходим кропотливый труд, очень настойчивые, упорные занятия. Духовик
должен прекрасно владеть всеми регистрами инструмента, динамикой,
вибрато, то есть различными способами извлечения звука, понимать
принципы звукообразования, развивать музыкальную и мышечную память.
Список литературы
1. Дансо. – Сеул, июль 2009.
2. Упражнения для дансо. – Волсон, 2009.
3. Школа игры на дансо. – Сеул, октябрь 2002.