Напоминание

Повышение уровня грамотности в условиях внедрения ФГОС


Автор: Иваненко Владимир Евгеньевич
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа № 17 имени Веры Белик"
Населённый пункт: город Керчь
Наименование материала: Статья
Тема: Повышение уровня грамотности в условиях внедрения ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Повышение уровня грамотности в условиях внедрения ФГОС

Иногда можно услышать такие слова: «дать знания» и «получить образование». В

чем же разница?

«Дать знания» - значит передать ученикам определенное количество информации,

которую ребенок может потом воспроизвести на репродуктивном элементарном уровне.

«Получить образование» - понятие более глубокое. Образование человек получает

только тогда, когда реализует свой личный потенциал. А это уже является признаком

человека мыслящего, человека, который может понятно выразить свои мысли, правильно и

логично оформляя их в предложения. То есть грамотно. Ведь грамотность - это не только

мера владения человеком навыками письма и чтения. Это основа, на которой базируется

развитие человека, которая даёт возможность приобщиться к сокровищнице знания,

созданной человечеством.

Такого человека с развитым интеллектом должна формировать современная школа

в рамках внедрения ФГОС.

В условиях реализации ФГОС нового поколения особое значение приобретает

развитие универсальных учебных действий у обучающихся. Поэтому одной из задач,

стоящих перед учителем, является поиск таких методов, приёмов, технологий, которые

обеспечивали бы активизацию познавательной деятельности школьников, развитие

мышление, памяти, внимания. Результатом формирования УУД и является способность

учащегося самостоятельно приобретать знания, применять их на практике.

Одной из целей обучения русскому языку является формирование и

совершенствование орфографических умений и навыков. Поэтому задача учителя – найти

такие формы и методы работы, которые позволяли бы, формируя универсальные учебные

действия, повысить уровень грамотности.

Орфография - один из важнейших разделов курса языка, хотя он отдельно не

выделен в школе, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике,

словообразованию и опирается на них. И именно способность писать согласно

установленным нормам грамматики и правописания является одним из признаков

грамотного человека.

Основные понятия орфографии в школе: орфографические правила, орфограмма,

орфографическая внимательность (зоркость), орфографические ошибки, орфографический

навык и т. д.

Орфографическое правило - это особая краткая инструкция, в которой перечислены

условия выбора той или иной орфограммы. Умения и навыки - это интеллектуально-

моторные действия учащихся, проявляющиеся в выборе детьми орфограмм и в фиксации

их в слове.

Среди упражнений, направленных на развитие орфографической

внимательности, можно выделить две группы: упражнения по восприятию материала на

слух и упражнения на зрительное восприятие текстов.

Усвоения орфографических умений вызывает у учащихся значительные

трудности, а процесс становления орфографических навыков требует времени,

обязательного соблюдения принципа последовательности. Однако у многих учеников

возникают трудности при усвоении правил. Это приводит к появлению пробелов, затем

мешает школьнику учиться дальше, а впоследствии может совсем исключить его из

участия в нормальном учебном процессе и стать причиной потери интереса к предмету.

Задача учителя - предупредить такие негативные последствия.

Школьники одинакового возраста отличаются своими задатками, типом памяти,

восприятием окружающего мира. Поэтому рациональная организация учебной

деятельности предполагает дифференцированный подход к учащимся. Его помогают

реализовать такие интерактивные методы: - мозговой штурм - выработка любых идей

для решения проблемы, отбор и анализ результатов;

- коллективное (лучше - самостоятельное) составление опорно-логических схем, в

которых с помощью определенных отметок «зашифровано» правило. Некоторым из

учеников это помогает лучше его запомнить.

Дело в том, что иногда в учебнике предлагается очень громоздкое правило,

сформулированное в виде сложноподчинённого предложения или предложения с

причастным оборотом. Такие формулировки сложно понять и невозможно запомнить.

Ребёнку с развитым образным мышлением легче выучить «языковую формулу»,

«языковой» рисунок, в которые он это «многоэтажное» правило и превратит. Например,

«ПЧ + зав. сл. = НЕ раздельно» - НЕ с причастиями, у которых есть зависимое слово,

следует писать раздельно. К тому же при использовании этого приёма работает и

зрительная память (у визуалов). А аудиалам же легче запомнить правило на слух.

- поисковая группа - каждая группа ищет ответ на «свой» проблемный вопрос. В процессе

его решения дети находят правильный ответ. Если класс достаточно подготовлен, то

ученикам можно предложить только пару слов (например, «туман - туманный», «осень -

осенний»). Анализируя их, дети самостоятельно (или под руководством учителя) находят

закономерность в выборе правильного написания. А то, что ученики находят и открывают

сами, и становится их настоящим образованием.

Работа в малой группе - действенный метод разрушения препятствий между

детьми. Это одна из тех форм, которая не просто позволяет, но даже требует активной

работы каждого из участников и побуждает их к взаимодействию. А также способствует

развитию тех социальных качеств, которые необходимы для успешной работы в команде.

Учитель же выступает в роли проводника в сложных частях темы, а в целом - это

коллективный поиск.

Чтобы избежать однообразия упражнений, можно использовать кодовые

(фигурные) диктанты «Морской бой»: правильно заштриховывая ячейки, обозначающие

слова с определенной орфограммой, дети в результате получают закодированную букву,

цифру и тому подобное.

В младших классах эффективным является использование сигнальных карточек:

«е», «а», «и», «о», «з», «с», «ъ», «ь», зачеркнутый «ь», «2» (удвоение, количество запятых

и т. д.),«1»(отсутствие удвоения), «слитно», «раздельно», «тире » и другие. Такой вид

работы позволяет, экономя время на уроке, в игровой форме проверить первоначальное

усвоение орфограммы сразу у всего класса.

У ребят вызывает интерес упражнение, когда предлагается текст, уже

содержащий орфографические ошибки. Ученики должны найти их и исправить. Кстати,

детей можно и не предупреждать о наличии ошибок. Тогда можно проверить, насколько

сознательно они усвоили правило. Другой вариант этого упражнения - предложить

«правильный» текст, но сказать, что в нем ошибки есть. Возникает проблемная ситуация.

Это позволяет проверить, уверенны ли ученики в своих знаниях.

Эффективны и различные виды диктантов: зрительно - слуховой, «Проверяю себя»

и другие. Для словарных диктантов учащиеся могут сами подбирать слова.

Результативным является списывание (и в младшей школе, и для детей с низким уровнем

грамотности) по схеме «смотрю - говорю - пишу». Оно может сопровождаться задачей

(например, подчеркнуть орфограмму).

Некоторую сложность у детей вызывают диктанты – «перевёртыши»: учитель

диктует, например, «коснусь», а ребёнок должен понять, что повторяется правило

чередования О – А в корнях - кос - , - кас -, и записать «касаюсь».

Работа над текстом также дает возможность совершенствовать орфографические

навыки. Одним из этапов такой работы является поиск (или объяснения) заданной

орфограммы.

Особенно важную роль играет работа над ошибками. В идеале ее должны

проводить не только после письменной работы, но и после каждой классной и домашней.

Ученики могут завести персональные «орфографические карточки» или тетради «Пишу

без ошибок», куда выписывают слова, в которых ошиблись. Это поможет учителю

дифференцированно подходить к работе по совершенствованию орфографических

навыков учащихся. Эта работа является чрезвычайно эффективной, хотя и отнимает много

времени.

Чтобы проверить реальную грамотность учащихся, следует периодически

проверять и тетради по литературе, истории, биологии и т. д. Ведь, работая на уроке

русского языка, дети более внимательно следят за грамотностью. Поэтому проверка

тетрадей по другим предметам показывает реальный уровень сформированных

орфографических навыков.

ЕГЭ тоже расставил свои приоритеты, побуждая учителя выступать в роли

«тьютора» - наставника, который обеспечивает формирование всех необходимых навыков

в решении разноуровневых тестовых заданий. Поэтому регулярное тестирование стало

неотъемлемой частью урока.

Ещё один приём, позволяющий эффективно работать над повышением уровня

грамотности, - это работа со списком определённых орфограмм в течение месяца.

Учащимся предлагается в начале месяца, например, 10 правил, изученных ранее (может,

даже в предыдущих классах). Список их вывешивается в кабинете. Используя разные

формы и методы работы, учитель с детьми прорабатывают каждое правило на

«орфографических пятиминутках». В конце месяца – словарный диктант с последующей

работой над ошибками. Здесь важен принцип «системной периодичности повторения»: в

феврале, например, предложить 8 «новых» правил и добавить одно «сентябрьское» и одно

«декабрьское» (в которых дети ошибались чаще всего).

Эффективны и рифмованные «запоминалки» - классическое «кое, то, либо, нибудь –

чёрточку ты не забудь».

Предложенные формы работы над повышением уровня грамотности позволяют

формировать все четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные,

коммуникативные. А значит, помогают достичь основную цель школьного образования –

развитие у школьника умения учиться.



В раздел образования