Напоминание

"С русским языком можно творить чудеса..."


Автор: Лачинова Ольга Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ школа № 7
Населённый пункт: г.о.г. Кулебаки, Нижегородской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "С русским языком можно творить чудеса..."
Раздел: среднее образование





Назад




Внеклассное мероприятие в 6 классе

Путешествие в страну «Грамматика»

« С русским языком можно творить чудеса!»

Лачинова Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Статья относится к разделу: Внеклассная работа по русскому языку

Цели и задачи:

- развитие интереса к предмету;

- повышение языковой культуры учащихся;

- вовлечение ребят в активную познавательную деятельность.

1 ведущий

Да будет честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без

всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и

вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в

душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении

человеческого голоса! Н.М. Карамзин.

2 ведущий

Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый разум, здравое рассуждение,

хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики… Н. Новиков.

3 ведущий

С русским языком можно творить чудеса!

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским

языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна,

громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и

мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного

выражения. К. Г. Паустовский.

1ведущий

С русским языком можно творить чудеса?! А где происходят эти чудеса?

2 ведущий

В одном необыкновенном королевстве, которое называется – ГРАММАТИКА!

Королева ждет вас!

3 ведущий

Ребята, а вы любите русский язык? Знаете правила? Грамотно пишете диктанты, без

ошибок? Вот это мы сейчас проверим!

Слайд 1

В одной очень любимой нами всеми книге живут герои : Пух, Пятачок, Кристофер

Робин, Кролик…Кажется, я кого – то не назвала? Подскажите, ребята?

- Правильно! Это Сова.

1 ведущий

Сова жила в великолепном замке « Каштаны «. Да, это был не дом, а настоящий замок.

Во всяком случае, так казалось Медвежонку, потому что на двери замка был и звонок с

кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком было прибито объявление:

Прашу нажать эсли не аткрывают

А под колокольчиком другое объявление:

Прашу падергать эсли не аткрывают Сава

Оба объявления паписал Кристофер Робин, который во всем Лесу умел писать. Даже

Сова, хотя она была очень – очень умная и умела читать и даже подписывать свое имя –

Сава – и то не сумела бы правильно написать такие трудные слова. Ребята, а вы сможете

правильно написать эти слова? Кто хочет исправить ошибки?

Слайд 2

Вот теперь мы можем смело отправляться в королевство Грамматики!

Звучит музыка. Дети танцуют вальс.

Королева Грамматика приветствует гостей:

- В моем королевстве живут дружно звуки, слова, части речи, знаки препинания.

Ребята, а кто мне скажет, что изучает ЛЕКСИКА?

СЛОВО! Сколько загадочных тайн и открытий таит оно в себе! Давайте убедимся в

этом. Я предлагаю вам, ребята, выполнить творческое задание : написать сочинение –

этюд!

Мы должны подобрать слова, чтобы ярко и образно описать произведение живописи.

Посмотрите на картину Кончаловского « Сирень». Не правда ли, на нас сразу пахнуло

весной? А вам нравится сирень? Художник передал свежесть и великолепие цветов

красками, мы постараемся передать свои чувства словами. Вот опорные слова:

таинственно, благоухающее, роскошно, необычно, чарующе, упоительно, медвяно,

дивно, загадочно. Посмотрим, как от одного маленького слова, но драгоценного слова

зазвучит мысль!

Вместе с королевой ребята составляют текст - сочинение – этюд:

О маленькое чудо!

Пышные кисти белой и лиловой сирени в букете дышат свежо и благоухающе. Просто

таинственно околдовывают ее кружевные ветви, роскошно склонив свои душистые

грозди. Необычайно красивы нежные цветы – звездочки. Аромат сирени медвяно тает в

комнате, наполняя ее дивным запахом.

Букет сирени, еще влажный от ночной росы, выглядит загадочно и дивно!

- Молодцы, ребята. Убедились, какие чудеса можно творить с русским языком!

1 ведущий

Прекрасные слова сказал Н. В. Гоголь:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок ; все зернисто,

крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи!»

Слайд 3

2 ведущий

Уважаемая Королева! А подскажите, пожалуйста, кто те две маски, что так мило

беседуют в компании с Лексикой и выглядят так контрастно?

(Маски – двое ребят- девочка в белом бальном платье; мальчик в черном костюме )

-Королева: А давайте спросим у наших гостей, ведь они – знатоки русского языка.

Дети: Это АНТОНИМЫ!

Антонимы приглашают ребят к участию в дидактической игре.

Слайд 4

Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по

вертикали, составят очень хорошее слово:

Широкий –

Твердый –

Старый –

Скучный –

Бесполезный –

Неряшливый –

( Ответ: узкий, мягкий, новый, интересный, ценный, аккуратный – УМНИЦА.)

Дети получают медальки – «умница»

Сценка « Веселые рифмы»

Звонок!

Учитель : Здравствуйте, дети! Отвечаем урок. К доске пойдет…

Сердце так и гложет страх.

Ах!

Эх, не помню как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто – нибудь помог.

Ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь – кА, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух!

Ух!

Ах!

Эх!

Ох!

Ух… не вызвали!

3 ведущий

Ребята, а кто эти маленькие словечки, которые спасли всех от «двойки?»

Надеемся, что в нашей школе дети дружат с МЕЖДОМЕТИЯМИ и с желанием отвечают

урок.

А теперь послушайте, какие интересные истории рассказывают междометия о себе.

БАЮ – БАЙ. Родное, знакомое всем с детства междометие укачивания малыша

употребляется обычно не в одиночку, а целой цепочкой – баю – баюшки – баю, баю –

баеньки.

Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки. Таким

образом, слово баю – бай оказывается того же корня, что и басня, краснобай и

обаятельный.

Здравствуй! Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое обычное

русское междометие приветствия при встрече! Сейчас оно для нас простой знак

вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко

благожелательным. Ведь ЗДРАВСТВУЙ буквально значит «будь здоров», а точнее –

аналогично современному ПРИВЕТСТВУЮ.

1 ведущий

Итак, ребята! Будьте вежливы, спешите приветствовать в первую очередь взрослых и

друг друга!

Наше путешествие продолжается, и я приглашаю желающих принять участие в конкурсе

настоящих эрудитов – Знатоков русского языка!

-Внимание! Вопрос! Что же находится в черном ящике?

-ЭТО цитрусовое дерево, а также сочный ароматный сладкий плод с его мягкой

оранжевой кожурой.

( МАНДАРИН )

-Королева Грамматика:

Очень похвально, дети! Я очень рада встрече с вами и убеждена, что вы любите русский

язык, развиваете речевую культуру, дружите со словарями. А в благодарность всем –

сладкие ароматные МАНДАРИНЫ!

До свидания! До новых встреч в необыкновенном королевстве – ГРАММАТИКА!

Ведущие благодарят всех участников мероприятия.

Презентация.



В раздел образования