Автор: Исупова Анастасия Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Большеталдинский детский сад"
Населённый пункт: село Большая Талда,Кемеровская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Организация и проведение прогулки в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Организация и проведение прогулки в детском саду.
Прогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности
детей в ДОУ.
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-
образовательные задачи:
-Оздоровление детей.
-Физическое развитие.
-Развитие самостоятельности.
-Расширение кругозора.
-Ознакомление с окружающим миром.
-Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо
тщательное перспективное планирование этого режимного
момента. При планировании прогулки воспитатель должен учитывать
множество разнообразных факторов:
-погодные условия;
-возраст и контингент детей;
-наличие инвентаря и соответствующего оборудования;
-предыдущие занятия в группе и многое другое.
Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности
проведения прогулок на улице.
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной
прогулки после образовательной деятельности и вечерней — после полдника.
Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая
продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа.
-Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня
предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с
перерывами для приема пищи и сна.
-В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую
половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей
домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки,
ноги) в холодную погоду, рекомендуется проводить зимние прогулки в
детском саду для детей до 4 лет при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет
при температуре до -20°С.
-Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется
режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра
более 15 м/с.
Требования к одежде детей:
- в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на
данный момент и не должны способствовать перегреванию или
переохлаждению детей;
Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и
шарф. Кофта, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок.
Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку
верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.
Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и
занятий на воздухе.
Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды,
предшествующей деятельности, интересов и возраста.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее
продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью
игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки
содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой
охотой.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять
задачи всестороннего развития детей.
Структура прогулки:
1.
Наблюдение.
2.
Труд детей на участке.
3.
Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и
средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
4.
Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических
качеств.
5.
Самостоятельная игровая деятельность.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым)
за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно
проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными
малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить
внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным
явлениям и т. д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для
организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно
обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными
детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых,
которые работают вблизи детского сада, например за строителями.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным.
В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение
от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть
проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением
детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного
занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее
окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры
воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей
подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и
увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В
сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать
малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с
прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить
также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок
могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с
предметами, такие, как кегли, а в старших группах - элементы спортивных
игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол,
хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой. Полезны игры, при
помощи которых расширяются знания и представления детей об
окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью,
космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры,
подобрать или создать необходимый для нее материал. Во время прогулки
необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и
формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети
собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег,
делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский
труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и
умениями.
Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем,
требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они
выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми:
для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение
в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через
деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка:
разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного
для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова
и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.Во время
прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали,
чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он
привлекает к участию в более спокойных играх.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует
спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом
в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума,
аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают сменную
обувь, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за
общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка.
Например, экскурсии на другие участки, вокруг детского сада. С этой целью
организуются целевые прогулки.
В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на
небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими
детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие
расстояния.
Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт,
пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом
культуры, театр и т. п.) . Со старшими детьми проводятся целевые прогулки
на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами
поведения в общественных местах и правилами уличного движения.На
целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об
окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и
представления, развивается наблюдательность и любознательность.
Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое
развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей
определенной выдержки, организованности и выносливости.