Автор: Лобанова Надежда Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №16 "Ромашка" комбинированного вида Населённый пункт: г. Сясьстрой Ленинградской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Использование глаголов и глагольных форм детьми Раздел: дошкольное образование
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной
культуры
речи,
фонематического
слуха;
знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой,
понимание
на
слух
текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-
синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Актуальность темы.
Работая с детьми, педагоги нередко сталкиваются с тем, что у них
плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей
жизни, не могут пересказать литературные произведения. А ведь всему этому
невозможно научить ребенка без введения в его словарный запас глаголов для
обозначения действия. В данной работе речь пойдет именно о введении
глаголов в речь младших дошкольников.
Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в
речи,
делает
определенные
выводы,
обобщения,
а
затем
интуитивно
подчиняет свою речь этим правилам.
В
физиологии
установлена
условно-рефлекторная
основа
усвоения
грамматической
стороны
речи.
У
ребенка
вырабатывается
определенный
динамический стереотип при изменении глаголов, имен существительных,
прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для
выражения
тех
или
иных
мыслей
требуется
употребление
определенных
грамматических форм. Многое он, как губка, впитывает в общении с членами
семьи. Потом в неправильности употребления того или иного слова его очень
сложно переубедить.
2
Цель
работы
–
осуществить
анализ
теоретических
подходов
к
проблеме
изучения
словообразования
глаголов
у
дошкольников,
выявить
особенности словообразования глаголов, предложить направления работы по
формированию
глаголов
с
учетом
выявленных
особенностей
данного
процесса у детей.
Работая
воспитателем
и
имея
двоих
детей,
которые
являются
воспитанниками детского сада, я не только на работе, но и дома имею
возможность
практиковать
введение
глаголов,
глагольных
форм
в
речь
воспитанников и своих собственных детей и исправить детские ошибки при
применении глаголов в речи.
Закономерности
усвоения
грамматической
стороны
речи
раскрыты
известным
лингвистом
Александром
Николаевичем
Гвоздевым.
В
его
исследовании
содержится
огромный
фактический
материал
длительных
наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления
детской
речи,
позволяющий
проследить
процесс
формирования
грамматического строя от появления первых, еще неизменяемых аморфных
слов
до
начала
школьного
возраста,
когда
ребенок
овладевает
всеми
основными формами языка.
Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем
годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. По данным А. Н. Гвоздева,
морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около
1 г. 4 мес.).
Усвоение
ребенком
грамматического
строя
речи
происходит
в
виде
усвоения
грамматических
категорий,
которые
характеризуются
наличием
значения.
Время
и
последовательность
усвоения
отдельных
категорий
зависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение
тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли,
т.е. то, что не ясно по значению.
Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает
различные
желания,
имеющие
для
ребенка
большое
значение.
Сложнее
3
усваиваются
отношения,
которые
связаны
со
временем
(времена)
и
с
участниками речи (лица глаголов). Поздно (2 г. 10 мес.) усваивается условное
наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально
существующее.
Исключительно
сложным
и
длительным
оказывается
усвоение
категорий
рода.
Род
усваивается
не
путем
механического
запоминания,
а
связывает ся
с
морфологиче ской
с т р у к т у р о й
существительных.
Программа по развитию речи детей (Примерная общеобразовательная
программа
дошкольного
образования "От
рождения
до
школы"),
которая
работает в нашем детском саду.
При
рассмотрении
разделов
программы
по
развитию
речи
особое
внимание уделим использованию детьми глаголов и глагольных форм в речи.
В каждой группе развивающая речевая среда нацелена на развитие речи
как средства общения, вовлечение детей в разговор во время рассматривания
предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после
просмотра спектаклей, мультфильмов.
Связная речь нацелена на обучение умению вести диалог с педагогом:
слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в
нормальном
темпе,
не
перебивая
говорящего
взрослого;
формирование
потребности делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Нас интересует в первую очередь словарь детей.
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Обогащать словарь
детей:
глаголами,
обозначающими
трудовые
действия
(стирать,
лечить,
поливать),
действия,
противоположные
по
значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть),
действия,
характеризующие
взаимоотношения
людей
(помочь,
пожалеть,
подарить,
обнять),
их
эмоциональное
состояние
(плакать,
смеяться,
радоваться, обижаться);
Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и
местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем
4
времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за,
под).
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Формирование
словаря.
Учить
использовать
в
речи
наиболее
употребительные глаголы.
Вводить в словарь детей глаголы, характеризующие трудовые действия
Грамматический
строй
речи.
Напоминать
правильные
формы
повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги!
и т. п.).
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Формирование словаря. Помогать детям употреблять в речи слова в
точном соответствии со смыслом.
Грамматический
строй
речи.
Упражнять
в
образовании
глаголов
с
приставками (забежал — выбежал — перебежал).
Помогать
детям
правильно
употреблять
глаголы
в
повелительном
наклонении.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового,
природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном
соответствии с их значением и целью высказывания.
Грамматический
строй
речи.
Продолжать
упражнять
детей
в
согласовании слов в предложении.
Совершенствовать
умение
образовывать
(по
образцу)
глаголы
с
приставками.
Возрастные этапы появления глаголов в детской речи.
Подготовка к усвоению глагола у детей с нормальным развитием речи
начинается с периода первых слов. Уже в период однословных предложений
(1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев) имеются слова, обозначающие действия. В
5
период появления двухсловных предложений (1 год 8 месяцев - 1 год 10
месяцев) наблюдается обозначение действий, совершаемых субъектами (папа
сидит). Однако интенсивное усвоение глагольных категорий происходит с 1
года 10 месяцев-2 лет. Причем большая часть глагольных форм формируется
за
короткий
срок
почти
одновременно,
и
лишь
некоторые
усваиваются
значительно позже, вплоть до младшего школьного возраста.
Личные формы глагола появляются очень рано, среди первых слов.
Однако настоящие личные глагольные формы, имеющие соотносительные
пары, возникают около 1 года 11 месяцев.
Употребление
формы
отдельных
времен
в
речи
нормально
развивающихся детей наблюдается примерно в 1 год 10 месяцев. Следует
отметить, что одновременно появляется настоящее время (в форме 3 лица
единственного числа) и прошедшее время (в форме женского рода). Затем
усваивается первое и чуть позднее второе лицо настоящего времени (после
двух лет).
Последовательность
возникновения
в
речи
форм
гл а гол а
множественного числа такая же, что и в единственном числе. Завершается
этот процесс в возрасте 2 лет 9 месяцев.
Усвоение
изменений
глагола
по
родам
в
прошедшем
времени
происходит довольно медленно в следующей последовательности: женский
род - мужской род (около 2 лет), средний род с ударным окончанием -о (2 года
6 месяцев). В целом после 2 лет 4 месяцев при существительном род глагола
употребляется правильно. Следует отметить, что к 5 годам у нормально
развивающихся
детей
формируется
способность
к
самостоятельному
образованию
глаголов,
однако
могут
сохраняться
отдельные
нарушения
чередования фонем в основах глаголов при создании новых форм.
На
ранних
этапах
речевого
развития
глаголы
дети
употребляют
преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Но
уже к середине года во второй младшей группе, а особенно в средней в их
речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь
6
друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Давай играть!
Давай
вместе
построим
гараж!».
О
движениях
дети
говорят
в
форме
короткого приказа: «Беги!», «Сядь!».
Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов,
обозначающих состояния и переживания.
Появившиеся
названия
действий
первоначально
употребляются
в
какой-либо одной неизменяемой форме (чаще в инфинитиве) и относятся на
конец предложений. В течение какого-то времени глагол не согласуется с тем
словом, к которому он относится. С появлением в речи ребенка двух-трех
форм
одного
и
того
же
глагола
(спи
-
спит
-
спал)
устанавливается
согласование между субъектом и предикатом сначала в числе, несколько
позже в лице и роде. К началу формирования словоизменения глаголов их
запас в речи ребенка достигает 50.
У
части
воспитанников
старших
и
подготовительных
групп
в
самостоятельных высказываниях заметно возрастает по сравнению с пятым
годом
жизни
число
глаголов.
С
помощью
глаголов
дети
нередко
характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. Дети 5-7 лет,
которые
в
самостоятельных
высказываниях
употребляют
достаточное
количество
глаголов,
легче
домысливают
сюжет,
т.е.
выделяют
скрытые
связи, высказывают оценочные суждения.
В
целом
глаголы
играют
важную
роль
в
речевом
и
умственном
развитии
ребенка.
Сознательное
оперирование
этой
частью
речи
требует
относительно
высокого
уровня
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения.
Умение выделять действия и обозначать их соответствующим словом влечет
за собой более быстрое развитие всех мыслительных операций, способствует
появлению и развитию понятийного мышления.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
развитие
речи
и
этапы
появления в ней глаголов неотъемлемо связаны между собой. Наша задача
направить работу с детьми в нужное русло в каждом возрастном периоде.
7
Содержание работы по формированию грамматической стороны речи
у детей.
Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях:
1.
помочь
детям
практически
освоить
морфологическую
систему
родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
2.
помочь
детям
в
овладении
синтаксической
стороной:
учить
правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов
предложений и сочетанию их в связном тексте.
3. сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов –
словообразования.
Объем
грамматических
навыков
обобщения
можно
представить
следующим образом. Нас интересуют опять же глаголы и глагольные формы.
В морфологии. Самое большое место занимают существительные и
глаголы.
Глагол
обозначает
действие
или
состояние
предмета.
Глаголы
различаются
по
виду
(совершенный
и
несовершенный),
изменяются
по
лицам, числам, временам, родам и наклонениям.
Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го
лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите,
мы хотим, они хотят).
Дошкольники
должны
правильно
употреблять
категорию
рода,
соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с
глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце
сияло).
Изъявительное наклонение глагола выражается в форме настоящего,
прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей
подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к
которому
кто-либо
кого-либо
побуждает:
иди,
беги,
идем,
бежим,
пусть
бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (возможное или
предполагаемое действие: играл бы, читал бы).
8
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям
для построения разного типа предложений.
В словообразовании. Детей подводят к образованию одного слова на
базе
другого
однокоренного
слова,
которым
оно
мотивировано,
т.е.
из
которого
оно
выводится
по
смыслу
и
по
форме.
Образование
слов
осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).
Способы
словообразования
в
русском
языке
многообразны:
суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать),
смешанный (застольный, разбежаться).
В
синтаксисе.
Необходимо
обучать
детей
умению
обдумывать
словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.
Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи
у
детей
дошкольного
возраста
закладывается
умение
оперировать
синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых
средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного
монологического высказывания.
Применение глаголов и глагольных форм на практике.
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста –
процесс
сложный
и
многоплановый
и
для
успешной
его
реализации
необходима
совокупность
всех
компонентов,
которые
влияют
на
качество
и
содержательную сторону речи.
Главная задача воспитателя - создание каждому ребенку условий для
наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей.
В
образовательной
деятельности
по
развитию
связной
речи
дошкольников педагоги используют следующие формы, методы и приемы:
1. Рассматривание картин.
В
процессе рассматривания картины
обращаем внимание детей на детальное, более внимательное рассматривание
картины.
Сначала
рассматриваем
главное
в
картине,
затем
детали.
(приложение 1)
2. Составление рассказа по предметной картине. (приложение 2)
9
3.Составить рассказ по малоэпизодной сюжетной картине. (приложение
3)
4. Составление описательного рассказа по образной игрушке.
5.
Чтение
художественной
литературы,
последующий
пересказ
произведения.
Этот
метод
способствует
развитию
монологической
речи.
Например, русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и
выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми
и образными выражениями. (приложение 4)
6. Проведение дидактических игр, которые требовали от детей ответов
и развивали их монологическую речь («Добавлялки», «Придумай слово»).
7. Загадывание загадок детям с последующим их отгадыванием и рассказом
ребенка об отгадке. (приложение 6)
8. Рассказывание стихотворений. (приложение 5)
9. Речевые упражнения и творческие задания:
- активизация глаголов («Кто что делает?»; «Кто, как передвигается?»;
«Кто как голос подает?»). ( приложение 7)
10.
Речевые
игры:
«Кто
больше
вспомнит»
(обогащает
глаголами,
обозначающими
действия,
процессы);
«Помоги
выбрать
слово»
(дети
выбирают наиболее точное слово из 2—3 синонимов); «Как сказать по-
другому?» (называние одного из синонимов) и т.д.
11. Периодическая смена в книжном уголке книг, папок с картинками
или рисунками детей; вывешивание крупных картин, так как рассматривание
их активизирует разговорную речь и желание рассказывать. В подобных
случаях
рассказ
ребенка
бывает
обращен
к
одному
-
двум
слушателям,
поэтому он проще для рассказчика, и к тому же легко переходит в диалог.
12. Прием - поручение: показать товарищу, который был болен, книгу,
прочитанную
во
время
его
отсутствия,
и
рассказать
о
ней;
показать
высаженные
растения
или
поделки
и
рассказать
по
порядку,
как
их
выполняли.
10
13.
Ситуации
общения
воспитателя
с
детьми
и
накопления
положительного социально-эмоционального опыта.
14. Индивидуальные и совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые,
режиссерские,
игры-драматизации,
конструктивно-строительные,
театрализованные).
Рекомендуется
широко
использовать
для
настольного
театра, а также для игр с песком обыкновенные игрушки, приучая детей
разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей.
Рассказывание имеет место и в играх «Детский сада», «Школа», «День
рождения», а также в играх, отражающих увиденное и жизни. Воспитатель
при этом должен следить, чтобы активные роли чаще поручались плохо
рассказывающим детям. (приложение 8)
15. Беседы и разговоры с детьми по интересам.
16. В зоне для самостоятельной художественно-речевой деятельности
располагается оборудование, предназначенное для свободного использования
детьми.
Обучение должно дополняться разнообразными формами работы в
повседневной жизни.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников – это
одна
из
важнейших
задач
педагогов,
поскольку
от
степени
их
сформированности
зависит
дальнейшее
развитие
личности
ребенка
и
приобретение им учебных знаний.
Словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных.
Это
подтверждает,
что
правила
деятельности,
общения
усваиваются
в
младшем дошкольном возрасте, а в 4-5 лет становятся регулятором поведения
детей.
Таким
образом,
А.Н.
Гвоздев
отмечает,
что
появившиеся
названия
действий используются в той форме, в какой они чаще всего воспринимаются
от окружающих, т. е. в форме инфинитива или императива, побуждающего
ребенка к тем или иным действиям или запрещающего их. Появившиеся
названия
действий
первоначально
употребляются
в
какой-либо
одной
11
неизменяемой
форме
(чаще
в
инфинитиве)
и
относятся
на
конец
предложений.
В
течение
какого-то
времени
глагол
не
согласуется
с
тем
словом,
к
которому
он
относится.
У
части
воспитанников
старших
и
подготовительных
групп
в
самостоятельных
высказываниях
заметно
возрастает
по
сравнению
с
пятым
годом
жизни
число
глаголов.
При
определенных условиях, например, если дети любят совместно с взрослыми
или
сверстниками
рассматривать
иллюстрации,
картинки,
это
может
совершенствовать пользование речью. И дело не только в том, что вокруг
глагола, как активной части речи, легко группируются другие части речи, что
естественно усложняет грамматический строй. С помощью глаголов дети
нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. Как
показали наблюдения А.Н. Гвоздева, дети 5-7 лет, которые в самостоятельных
высказываниях
употребляют
достаточное
количество
глаголов,
легче
домысливают сюжет, т.е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные
суждения.
В
целом,
анализ
литературы
позволяет
сделать
вывод
о
том,
что
глаголы играют важную роль в речевом и умственном развитии ребенка.
Сознательное оперирование этой частью речи требует относительно высокого
уровня анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Умение выделять действия и
обозначать
их
соответствующим
словом
влечет
за
собой
более
быстрое
развитие всех мыслительных операций, способствует появлению и развитию
понятийного мышления.
12
Список литературы:
1.Буланин
Л.Л.
Структура
русского
глагола
как
части
речи
и
его
грамматические категории. // Спорные вопросы русского языкознания. Теория
и практика. - Л.: Просвещение, 1983. - С.56-70.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык: Учебник. - 6-е
изд., перераб. и доп. - М: Логос, 2002. - 528с.
3.Веракс а
Н.
Е.,
Комарова
Т.С.,.
Васильева
М.А.
Примерная
о б щ е о б р а з о в ат е л ь н а я
п р о г р а м м а
д о ш ко л ь н о го
о б р а з о в а н и я
"От рождения до школы" по ФГОС - М: Мозаика-Синтез, 2014 - 367 с.
4. Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). - М.:
Просвещение, 1972. - 324с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР,
1961. - 471 с.
6. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского
языка. / Под ред. С.И. Абакумова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. -Ч.1. - 268 с.
- Ч.2. - 192 с.
7. Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в
повседневной жизни и деятельности. // Ученые записки: МГЗПИ, 1970. - С.44-
4
7
.
8. Дьяконова Т. Г
.
Словарь письменной речи учащихся 1 и 2 классов / Под ред.
Н. С. Рождественского. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 68 с.
9.
Зикеев
А.Г.
Работа
над
лексикой
в
начальных
классах
специальных
(коррекционных) школ. - М.: Просвещение, 2002. - 176с.
10. Уфимцева А.А. Семантика слова. // Аспекты семантических исследований.
- М.: Просвещение, 1980. - С.43-49.
13
Приложение 1.
Картина "Дети играют в кубики" (авторы серии В. Езикеева и Е. Радина)
Сначала просим детей внимательно рассмотреть картину и рассказать,
что на ней изображено. Затем целесообразно дать детям имена и попросить
рассказать, что делает каждый из изображенных детей.
14
Приложение 2.
Расскажи, что изображено на картинке. Обрати внимание на то, кто и что
делает
!
15
Приложение 3.
16
Приложение 4.
17
Приложение 5
18
Приложение 6
19
Приложение 7.
Кто что делает?
20
21
22
Упражнение в употреблении числа
23