Напоминание

"Социально-психологическая активность студенческой молодежи"


Автор: Васильева Дарья Викторовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Псковский государственный университет
Населённый пункт: г.Псков
Наименование материала: Статья
Тема: "Социально-психологическая активность студенческой молодежи"
Раздел: высшее образование





Назад




Д.В. Васильева, Псков ГУ,

Факультет естественных наук, медицинского и психологического образования, II

курс, магистр

(научный руководитель – к.п.н., доцент Н.Б. Парфенова)

Социально-психологическая активность студенческой

молодежи

Студенческий возраст - стадия развития между юностью и

молодостью (от 17-20 до 23-30 лет), которая характеризуется прежде всего

временим

создания

семьи

и

устройства

семейной

жизни,

временим

выбранной профессии, определение отношения к общественной жизни и

своей роли в ней И. Ю. Кулагина [3].

Данная

работа

очень

актуальна,

тем,

что

студенческая

молодёжь,

обладая

образовательными,

культурными,

инновационными

ресурсами,

психологическими ресурсами,

не имеет возможности в полном объеме

реализовать себя, нуждается в социальной поддержке своего личностного и

профессионального становления.

По мнению

В.С. Мухиной

[4]:

«социальная

активность

личности

основана на трех ипостасях: мировоззрение - долженствование – воля».

В.З. Коган

[2]

рассматривает

социальную

активность

как

сознательную и целенаправленную деятельность личности и ее целостно

социально

-

психологических

качества,

которые,

будучи

диалектически

взаимообусловлены,

определяют

и

характеризуют

степень

или

меру

персонального

воздействия

субъекта

на

предмет,

процессы

и

явления

окружающей действительности.

Также он выделяет следующие виды социальной

:

- трудовая;

-

;

- познавательная.

Ануфриев. Е.А. [1]

отмечает, что

социальной можно следующим :

- участие в культурно-досуговых ;

- участие в своего ;

-быть ;

- участие в акций;

- мероприятий в университета.

Разрабатывая концептуальную модель исследования мы опираемся на

основные положения системного подхода, получившего свое обоснование в

отечественной психологии Б.Г.Ананьевым, В.М.Бехтеревым, Л.С.Выготским,

А.Р.Лурия,

В.С.Мерлиным,

С.Л.Рубинштейном,

Б.М.Тепловым,

А.Н.Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым и др. Именно с позиции системного подхода

на конкретном эмпирическом материале возможно показать, что человек и

его поведение, включаясь в разные системы отношений, развертывается в

различных планах и обнаруживает качества, которые отсутствуют в других

системах. [5]

Целью

нашего

исследования

является

изучение

особенностей

социально

психологической

активности

студенческой

молодежи

и

разработка программы сопровождения по включению в общественную жизнь

университета.

Объект исследования: студенты ПсковГУ (n = 45)

Предмет

исследования:

компоненты

социально

-психологической

активности .

Гипотеза:

В структуру

социально — психологической активности

студенческой молодежи входят компоненты: мотивационный (социально —

психологические

установки

и

мотиваторы

социально-психологической

активности ), индивидуально — личностный (активность в психомоторной,

коммуникативной,

интеллектуальной

сферах,

эмоционально сть,

ответственность), информационно — когнитивный (представление и оценка

социальной активности, информация об общественной жизни университета),

регуляторно — поведенческий ( участие общественной жизни и стратегии

поведения),

которые

взаимосвязаны

между

собой

и

в

разной

степени

проявляются у социально — активных и менее активных студентов.

Задачи исследования:

1.

Провести теоретический анализ литературы по проблемам

социально

психологической

активности

студентов

и

разработать

концептуальную модель исследования.

2.

Изучить

особенности компонентов

социально —

психологической активности студентов: мотивационного, индивидуально —

личностного, информационно — когнитивного и поведенческого.

3.

Изучить

взаимосвязь

компонентов

социально

психологической активности студентов и их составляющих.

4. Провести сравнительный анализ по измеренным критериям

(компонентам) между социально активными и менее активными студентами.

5.

Разработать программу сопровождения студентов по

включению в общественную жизнь университета.

Ме тод ы

ис с лед ова ния: теоретический

анализ

литературы;

тестирование;

метод

математико-статистической

обработки

(факторный,

частотный, сравнительный анализ).

Нами были использованы следующие методики:

1.Методика УСК «Уровень субъективного контроля».

2.Методика

ОФДСИ

«Опросник

формально-динамических

свойств

индивидуальности».

3.Методика

«Мотиваторов

социально-психологической

активности

личности».

4.Методика

«Социально

психологических

установок

личности

в

мотивационно - потребностной сфере».

5.Авторская анкета «Социальная активность студентов».

6.Шкалы «Ценностные ориентации студентов», «Стратегии поведения

студенческой молодежи».

База исследования: Псковский государственный университет.

В исследовании приняли участие 45 респондентов в возрасте от 18

до 20 лет, 25 человек с факультета образовательных технологий и дизайна 1

курса,

из

них

6

юношей

и

19

девушек;

20

человек

с

факультета

образовательных технологий и дизайна 3 курса, из них 5 юношей и 15

девушек.

Литература

1. Ануфриев, Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриев.

Москва: Знание, 1969. - 37 с.

2.

Коган,

В. З. Понятие

«активность

личности»

как

категория

социальной психологии / В. З. Коган // Некоторые проблемы личности. —

Москва: Мысль, 1971. — С. 69–82.

3. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология:. Полный жизненный цикл

развития

человека:.

Учебное

пособие

для

студентов

высш

учебных

заведений/ И. Ю. Кулагина, В. Н.

Колюцкий. -. Москва: ТЦ"Сфера", 2001. –

С. 315-331

4.

Мухин,

В.С.

Возрастная

психология:

феноменология

развития,

детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. / В.С.

Мухина.- Москва: Академия, 1999.

5.

Парфенова,

Н.Б.

Молодежь

в

пространстве

информационно-

нормативного

влияния:

методологическое

обоснование

концептуальной

модели

исследования.

//Вестник

Череповецкого

государственного

педагогического университета»/ Н.Б. Парфенова, Е.И.Середа.- Псков 2010 г.,

№ 4 (27) - 116 с., С. 20-23.



В раздел образования