Автор: Васильева Дарья Викторовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Псковский государственный университет
Населённый пункт: г.Псков
Наименование материала: Статья
Тема: "Социально-психологическая активность студенческой молодежи"
Раздел: высшее образование
Д.В. Васильева, Псков ГУ,
Факультет естественных наук, медицинского и психологического образования, II
курс, магистр
(научный руководитель – к.п.н., доцент Н.Б. Парфенова)
Социально-психологическая активность студенческой
молодежи
Студенческий возраст - стадия развития между юностью и
молодостью (от 17-20 до 23-30 лет), которая характеризуется прежде всего
временим
создания
семьи
и
устройства
семейной
жизни,
временим
выбранной профессии, определение отношения к общественной жизни и
своей роли в ней И. Ю. Кулагина [3].
Данная
работа
очень
актуальна,
тем,
что
студенческая
молодёжь,
обладая
образовательными,
культурными,
инновационными
ресурсами,
психологическими ресурсами,
не имеет возможности в полном объеме
реализовать себя, нуждается в социальной поддержке своего личностного и
профессионального становления.
По мнению
В.С. Мухиной
[4]:
«социальная
активность
личности
основана на трех ипостасях: мировоззрение - долженствование – воля».
В.З. Коган
[2]
рассматривает
социальную
активность
как
сознательную и целенаправленную деятельность личности и ее целостно
социально
-
психологических
качества,
которые,
будучи
диалектически
взаимообусловлены,
определяют
и
характеризуют
степень
или
меру
персонального
воздействия
субъекта
на
предмет,
процессы
и
явления
окружающей действительности.
Также он выделяет следующие виды социальной
:
- трудовая;
-
;
- познавательная.
Ануфриев. Е.А. [1]
отмечает, что
социальной можно следующим :
- участие в культурно-досуговых ;
- участие в своего ;
-быть ;
- участие в акций;
- мероприятий в университета.
Разрабатывая концептуальную модель исследования мы опираемся на
основные положения системного подхода, получившего свое обоснование в
отечественной психологии Б.Г.Ананьевым, В.М.Бехтеревым, Л.С.Выготским,
А.Р.Лурия,
В.С.Мерлиным,
С.Л.Рубинштейном,
Б.М.Тепловым,
А.Н.Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым и др. Именно с позиции системного подхода
на конкретном эмпирическом материале возможно показать, что человек и
его поведение, включаясь в разные системы отношений, развертывается в
различных планах и обнаруживает качества, которые отсутствуют в других
системах. [5]
Целью
нашего
исследования
является
изучение
особенностей
социально
—
психологической
активности
студенческой
молодежи
и
разработка программы сопровождения по включению в общественную жизнь
университета.
Объект исследования: студенты ПсковГУ (n = 45)
Предмет
исследования:
компоненты
социально
-психологической
активности .
Гипотеза:
В структуру
социально — психологической активности
студенческой молодежи входят компоненты: мотивационный (социально —
психологические
установки
и
мотиваторы
социально-психологической
активности ), индивидуально — личностный (активность в психомоторной,
коммуникативной,
интеллектуальной
сферах,
эмоционально сть,
ответственность), информационно — когнитивный (представление и оценка
социальной активности, информация об общественной жизни университета),
регуляторно — поведенческий ( участие общественной жизни и стратегии
поведения),
которые
взаимосвязаны
между
собой
и
в
разной
степени
проявляются у социально — активных и менее активных студентов.
Задачи исследования:
1.
Провести теоретический анализ литературы по проблемам
социально
—
психологической
активности
студентов
и
разработать
концептуальную модель исследования.
2.
Изучить
особенности компонентов
социально —
психологической активности студентов: мотивационного, индивидуально —
личностного, информационно — когнитивного и поведенческого.
3.
Изучить
взаимосвязь
компонентов
социально
—
психологической активности студентов и их составляющих.
4. Провести сравнительный анализ по измеренным критериям
(компонентам) между социально активными и менее активными студентами.
5.
Разработать программу сопровождения студентов по
включению в общественную жизнь университета.
Ме тод ы
ис с лед ова ния: теоретический
анализ
литературы;
тестирование;
метод
математико-статистической
обработки
(факторный,
частотный, сравнительный анализ).
Нами были использованы следующие методики:
1.Методика УСК «Уровень субъективного контроля».
2.Методика
ОФДСИ
«Опросник
формально-динамических
свойств
индивидуальности».
3.Методика
«Мотиваторов
социально-психологической
активности
личности».
4.Методика
«Социально
психологических
установок
личности
в
мотивационно - потребностной сфере».
5.Авторская анкета «Социальная активность студентов».
6.Шкалы «Ценностные ориентации студентов», «Стратегии поведения
студенческой молодежи».
База исследования: Псковский государственный университет.
В исследовании приняли участие 45 респондентов в возрасте от 18
до 20 лет, 25 человек с факультета образовательных технологий и дизайна 1
курса,
из
них
6
юношей
и
19
девушек;
20
человек
с
факультета
образовательных технологий и дизайна 3 курса, из них 5 юношей и 15
девушек.
Литература
1. Ануфриев, Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриев.
Москва: Знание, 1969. - 37 с.
2.
Коган,
В. З. Понятие
«активность
личности»
как
категория
социальной психологии / В. З. Коган // Некоторые проблемы личности. —
Москва: Мысль, 1971. — С. 69–82.
3. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология:. Полный жизненный цикл
развития
человека:.
Учебное
пособие
для
студентов
высш
учебных
заведений/ И. Ю. Кулагина, В. Н.
Колюцкий. -. Москва: ТЦ"Сфера", 2001. –
С. 315-331
4.
Мухин,
В.С.
Возрастная
психология:
феноменология
развития,
детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. / В.С.
Мухина.- Москва: Академия, 1999.
5.
Парфенова,
Н.Б.
Молодежь
в
пространстве
информационно-
нормативного
влияния:
методологическое
обоснование
концептуальной
модели
исследования.
//Вестник
Череповецкого
государственного
педагогического университета»/ Н.Б. Парфенова, Е.И.Середа.- Псков 2010 г.,
№ 4 (27) - 116 с., С. 20-23.