Автор: Катютина Инна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 26
Населённый пункт: г.Павлово Нижегородская обл.
Наименование материала: ОД по ФЦКМ
Тема: "Путешествие по России"
Раздел: среднее образование
Конспект ОД по ФКЦМ «Путешествие по России» в
подготовительной группе
Задачи:
Образовательные:
- дать понятие детям об обширности территорий России и ее природных
особенностях;
-закрепить название столицы, изображение флага и герба России,
значение символов в нем;
-формировать представление о России как общей родине всех народов,
обобщить понятие: «Мы разные, но мы вместе».
Развивающие:
-поддерживать познавательный интерес к народностям, проживающим на
территории России;
-развивать внимание, память, воображение, связную речь, логическое
мышление, мелкую моторику.
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости за Родину;
-чувство принадлежности к сообществу людей;
-уважение к культурам других народов, к людям других национальностей.
Оборудование:
-карта России; картинки с изображением флагов, гербов, президентов,
достопримечательностей разных стран мира; разрезные картинки с
изображением климатических зон России; картинки с изображением народов
России; картинки к игре: «Найди лишнее»; бумажный змей; письмо;
разноцветные кружочки; цветок мира; светофорчики.
Ход ОД:
Вос-ль: Ребята, к нам сегодня на занятие прилетел бумажный змей. У него
конверт для ребят из группы «Лучики», почитаем?
Дети ( сидя на ковре): Да.
Вос-ль: ( читает письмо) - Я, бумажный змей, большой друг детей и
взрослых. Я недавно узнал, что вы совершили путешествие по странам мира.
Я тоже люблю путешествовать по свету, но одному это делать неинтересно,
давайте путешествовать вместе.
Вос-ль: Как раз сегодня мы отправляемся в путешествие по России. Ребята,
пригласим бумажного змея путешествовать с нами?
Дети: Да, с удовольствием.
Вос-ль: Дети, а тех, кто любит путешествовать как называют?
Дети: Путешественники.
Вос-ль: Правильно. А что мы можем рассказать бумажному змею о своей
стране?
Дети: Россия – самая большая страна в мире. Когда на одном конце нашей
страны люди ложатся спать, на другом - начинается утро. На одном конце
нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы
добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а
на самолете лететь почти сутки.
Вос-ль: Да, дети, правильно. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной
территории, как Россия. Она расположена на материке Евразия. Граница
России проходит по суше и по воде.
И вы, ребята, должны гордиться, что живете в такой большой стране.
Дети, для путешествия нам нужен волшебный предмет, угадайте какой?
ЗАГАДКА:
Города есть, но нет людей,
Реки, моря есть, но нет воды,
Пустыни есть, но нет песка,
Угадайте, что это?
Дети: Карта.
Вос-ль: Конечно же, карта. Отправляясь в путешествие, скажем все вместе
волшебные слова: «Карта волшебная, нас закружи,
Открой нам красоты Российской земли»
(проговаривая слова, дети кружатся и берут по разноцветному кружочку; по
четырем цветам делятся на 4 команды и занимают места за столами).
Вос-ль: Разделившись на 4 команды, я попрошу вас выбрать капитанов дети
с помощью голосования и считалок выбирают капитанов своих команд).
ЗАДАНИЕ 1:
Команде желтых – узнать Российский флаг из 5 разных стран мира;
Команде зеленых – узнать и назвать президента России из 5 президентов
разных стран мира;
Команде красных – узнать герб России из 5 гербов разных стран мира;
Команде оранжевых - узнать достопримечательности нашей страны из 5
разных достопримечательностей стран мира.
Вос-ль: Молодцы, ребята. Бумажному змею нравится с вами путешествовать,
потому что ему с вами очень интересно. Продолжим путешествие?
Дети: Да.
Вос-ль: Чтобы продолжить путешествие произнесем волшебные слова:
«Карта волшебная, нас закружи,
Открой нам красоты Российской земли»
( произносим слова стоя и кружимся).
ЗАДАНИЕ 2:
Команде зеленых – назвать города России;
Команде желтых – назвать реки России ( Ока, Волга, Енисей, Лена, Обь,
Амур…);
Команде красных – назвать народы России ( русские, чукчи, калмыки,
татары, тунгусы, чуваши, якуты, мордва...);
Команде оранжевых – назвать какими океанами омывается Россия
( Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический).
Вос-ль: Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились. Посмотрите,
бумажный змей улыбается, он узнал много интересного. А сейчас я
предлагаю всем отдохнуть ( дети выходят из-за столов на ковер).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Столица нашей Родины - Москва,
Ехать очень долго - два дня.
С высокой главной башней,
Курантами на ней,
И с площадью огромной,
С названием скромным.
Зовется она Красной
И смотрится прекрасно.
Музеев там не перечесть,
Театры, памятники есть.
Поедем в гости мы к друзьям,
Чтоб рассказать об этом вам.
Вос-ль: Продолжим наше путешествие?
Дети: Да.
Вос – ль: Чтобы продолжить путешествие произнесем волшебные слова:
« Карта волшебная, нас закружи,
Открой нам красоты Российской земли»
дети произносят слова, кружатся и занимают места за столами).
ЗАДАНИЕ 3:
Каждой команде по сигналу нужно не только собрать разрезные картинки с
природными зонами и народами России, но и всей командой составить
небольшой рассказ о них. Капитаны команд назначат ответственного, кто
будет отвечать за команду. Приступаем к выполнению задания
(дети выполняют задание).
Ответы детей:
Команда зеленых – Мы собрали картинки с тундрой. Там проживают чукчи.
В тундре бывают долгие и снежные зимы, а лето короткое и холодное.
Олень – главное домашнее животное у чукчей. Он дает им для жизни все:
теплый мех, мясо, жир. Живут чукчи в ярангах, они легко разбираются и
собираются. Они хорошо защищают чукчей от ветра и холода. Когда мох,
который едят олени, заканчивается – чукчи переезжают на новое место. В
тундре есть животные: белый медведь, заяц, морж, тюлень, полярная сова. И
еще в тундре есть красивое Северное сияние.
Команда желтых – Мы с командой собрали картинки с тайгой. Там живут
тунгусы. Тайга – это хвойные леса: ель, сосна, лиственница, пихта, кедр. В
тайге легко заблудиться. В тайге есть животные: белки, медведи, лисы, рысь,
куница, соболь. Для человека тайга – это деревья (строительный материал),
грибы, ягоды, лекарственные растения. Занимаются тунгусы рыболовством,
охотой.
Команда красных – Наша команда собрала картинки со смешанным лесом.
Здесь живем мы – русские. В смешанный лесу растут береза, дуб, липа, клен,
рябина, ива и хвойные породы: ель, сосна, лиственница. Смешанный лес –
это дом для животных: бурого медведя, зайца, волка, лисы, белки, кабана.
Людям лес дает грибы и ягоды. Русские люди любят заниматься
рыболовством и охотой.
Команда оранжевых – У нас на картинке - степь. В степи живут калмыки,
они разводят лошадей, добывают кумыс – лошадиное молоко. В начале лета
степи напоминают яркие ковры. Там много трав и цветов: шалфей, душица,
ковыль и другие. В степи живут животные: суслики, бурундуки, мыши, змеи.
Вос-ль: Молодцы! Дети, посмотрите, как радостно блестят глаза у бумажного
змея, ему с вами очень интересно путешествовать. Мы продолжаем наше
путешествие и говорим волшебные слова (дети произносят волшебные
слова стоя и кружатся, занимают места за столами).
Вос-ль: В нашей стране живут более 170 народов. Все мы разные, но
испытываем одинаковые чувства.
ЗАДАНИЕ 4:
А сейчас нас ждет игра: «Найди лишнее». Каждой команде надо найти
лишнее на карточке, посоветоваться с командой и выбрать того, кто будет
отвечать ( команды по общему сигналу приступают к выполнению задания).
Ответы детей:
Команда красных – У нас на картинке нарисованы 4 девочки и 1 мальчик.
Мальчик лишний.
Команда желтых – У нас в команде на картинке нарисованы 4 взрослых
человека и 1 ребенок.
Ребенок – лишний.
Команда оранжевых – На нашей картинке нарисованы 4 ребенка с
праздничными колпаками на голове, а 1 – без колпака. Он лишний.
Команда зеленых – Мы нашли лишнее. Это грустный ребенок. Он один, а
остальные дети – улыбаются.
Вос-ль: Ребята, бумажный змей вам очень благодарен. Вы научили его
находить лишнее по признакам пола, по возрасту, по настроению и по
одежде. Он понял, что мы все можем грустить и веселиться, но все мы
едины в одном – мы люди. Посмотрите, ребята, у меня есть волшебный
цветок. Разноцветные ладошки – лепестки обозначают разные цвета нашей
кожи, а собраны они в один цветок потому, что живем мы все рядом, дружим
и помогаем друг другу.
ЗАДАНИЕ 5:
А сейчас задание для капитанов команд. Вам нужно на разноцветные
лепестки – ладошки наклеить символы дружбы и объяснить свой ответ.
Ответ капитанов: Мы наклеили 5 символов – смайликов дружбы на 5
лепестков. Это доброта, мир, помощь, согласие и уважение.
Вос-ль: Ай, да молодцы капитаны! Быстро справились со сложным заданием.
А бумажный змей видит цветок дружбы впервые. Дети, может быть, мы
подарим цветок дружбы бумажному змею?
Дети: Да!
Вос-ль: Ребята, бумажный змей счастлив, что побывал с вами в интересном
путешествии по России и говорит вам большое спасибо за подарок. Ему пора
лететь дальше. На прощанье давайте все вместе скажем бумажному змею:
«Мы в России все разные, но мы равные!».
( дети прощаются с бумажным змеем).
Вос-ль: И наше путешествие заканчивается. Дети, понравилось ли вам
путешествовать?
Дети: Да!
Вос-ль: А сейчас я попрошу тех из вас поднять светофорчики зелёного цвета,
кто считает, что он действительно помог бумажному змею ( дети
показывают светофорчики). Вы большие умницы!