Автор: Ткацкая Светлана Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СШ №52"
Населённый пункт: города Ульяновска
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 8 классов
Тема: "История России к. XVII-XVIII вв. в лицах"
Раздел: среднее образование
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 8 классов:
История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах
1.Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
1)ответственное отношение к учению;
2)готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3)умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4)начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5)умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) представления об исторической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении исторических задач.
Метапредметные:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
1
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её
решения;
Учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при выполнении заданий;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
Познавательные:
Учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения учебных исторических задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных исторических проблем;
6 )понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
7) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения исторических проблем, и представлять её в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
Учащиеся получат возможность научиться:
1 )устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ-компетентности);
3) видеть историческую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
2
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе
с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и
роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.
Предметные:
Учащиеся научатся:
1) указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов;
2) характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
3) группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
4) приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
5) проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
3
7) характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в конкретный исторический период;
8) называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
9) раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
10) определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку;
11)
самостоятельно
приобретать
и
применять
знания
в
различных
ситуациях
для
решения
несложных
учебных
задач,
в
том
числе
с
использованием при необходимости справочных материалов и компьютера;
12) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
Учащиеся получат возможность научиться:
1)
владеть
целостными
представлениями
об
историческом
пути
народов
своей
страны
и
человечества
как
необходимой
основой
для
миропонимания и познания общества;
2) систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность;
3) соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
4) расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества
в целом;
5) составлять описание исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и
т. п.;
2.Содержание учебного курса
Раздел 1. Методологические основы курса ( 3 часа)
Работа с персоналиями.(1 ч.)
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Характеристика причин
изучения персоналий. Недостатки в изучении жизни и деятельности исторических личностей: Метафорические и гиперболические прозвища
(Владимир Красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и т. д.).
Выдающиеся и известные деятели, носившие одинаковые фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты, Голицыны, Орловы, Панины, Шуваловы,
шесть титулованных Екатерин и т. д.).
Исторический документ как источник информации.(1 ч.)
4
Необходимость работы с историческим документом. Презентация исторических документов. Отработка алгоритма работы при работе с
историческим понятием: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа,
подведение родственного понятия под признаки изучаемого.
Последовательно-текстуальное изучение источников. (1 ч.)
Выделение основополагающих идей и положений (проблем) из текста. Постановка к ним уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка
и запись ответов на поставленные вопросы. Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и выработка ответов на них. Анализ
упоминаемых авторами фактов, событий, личностей. Соотнесение идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего
общества, т. е. использование исторического опыта России.
Выполнение обобщающих и практических заданий.
Раздел 2.Россия в эпоху преобразований Петра1 (8 ч)
Император Петр I и его современники. Симеон Полоцкий. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Царевна
Софья.(2 ч)
Внешняя политика России в первой четвертиXVIIIв.
Северная
война.Карл1.Б.П.Шереметев.А.Д.Меншиков.(1ч)
Экономическая политика Петра. Н.Д.Демидов. (1ч)
Церковная реформа. Ф.П.Прокопович.(1ч)
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в.К.А.Булавин. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.(1ч)
Культурное
пространство
империи
в
первой
четвертиXVIIIв.
Санкт-Петербург
—
новая
столица.
А.К.Нартов.
Л.Ф.Магницкий.
Е.П.Никонов. А.Ф.Зубов. И.Н.Никитин. Зарубежные мастера.(1ч)
Оценка деятельности Петра в исторической науке. А.И.Уткин. С.М.Соловьев. В.О.Ключевский. П.Н.Милюков. С.Ф.Платонов.(1ч)
Раздел 3. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов (5ч)
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II.(1ч)
«Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.(1ч)
Елизавета Петровна. Пётр III.(1ч)
Внутренняя
политика
в
1725—1762
гг.
Изменение
системы
центрального
управления.
Верховный
тайный
совет.
Кабинет
министров.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. П.И.Шувалов(1ч).
Внешняя
политика
в
1725—1762
гг.
Основные
направления
внешней
политики.
Россия
и
Речь
Посполитая.
С.Лещинский.
Россия
в
Семилетней войне 1756— 1763 гг. Фридрих II .П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики(1ч)
5
Раздел 4. Российская империя в период правления Екатерины II (8ч)
Россия
в
системе
европейских
и
международных
связей.
Основные
внешние
вызовы.
Научная
революция
второй
половины XVIII в.
Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Фридрих II ЛюдовикXVI.Георг III.
Внутренняя
политика
Екатерины
II.
Просвещённый
абсолютизм.
Секуляризация
церковных
земель.
Проекты
реформирования
России.
Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество.. Жалованные грамоты дворянству и городам .Братья Орловы.(1ч)
Экономическая
и
финансовая
политика
правительства.
Рост
городов.
Развитие
мануфактурного
производства.
Барщинное
и
оброчное
крепостное
хозяйство.
Крупные
предпринимательские
династии.
Хозяйственное
освоение
Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Русские купцы.(1ч)
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. С.Юлаев. А.Овчинников.(1ч)
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. При соединение Крыма
П.А.Румянцев. А.В.Суворов. А.Г.Орлов. Г.А.Спиридов .Г.А.Потемкин. Ф.Ф.Ушаков. М.И.Кутузов.(2ч)
«Греческий
проект».
Участие
России
в
разделах
Речи
Посполитой.
Т.Костюшко.
Французская
революция
конца XVIII
в.
Людовик
VI.Расширение территории России и укрепление её международного положения. (1ч)
Оценка деятельности Екатерины II в исторической науке. С.М.Соловьев. В.О.Ключевский. Н.М.Карамзин..(1ч)
Раздел 5. Россия при Павле I (3ч)
Изменение
порядка
престолонаследия.
Ограничение
дворянских
привилегий.
Ставка
на
мелкопоместное
дворянство.
Политика
в
отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи.(1ч)
Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Наполеон. Итальянский и Шв
ейцарский походы А. В. Суворо-
ва. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.(1ч)
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I. П.А.Пален. Оценка деятельности Павла I в исторической науке. Н.М.Карамзин.
Н.Н.Клочков. А.М.Песков. С.Ф.Платонов (1ч)
Раздел 6. Культурное Российской пространство империи в XVIII в. (5ч)
Общественная мысль, литература, пресса. Е.Р.Воронцова-Дашкова. А.Д.Кантемир. Д.И.Фонвизин. Н.М.Карамзин.(1ч)
Образование. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. В.Н.Татищев.
Достижения в технике. И.П.Кулибин.(1ч)
Архитектура .В.В.Растрелли. В.И.Баженов. М.Ф.Казаков. И.Е.Старов. Зарубежные мастера.(1ч)
Живопись и скульптура. А.П.Антропов. Аргуновы. Ф.С.Рокотов. Д.Г.Левицкий. В.Л.Боровиковский. Ф.И.Шубин. Зарубежные мастера.(1ч)
6
Музыкальное и театральное искусство. В.Г.Волков. Русские композиторы. Зарубежные мастера.(1ч)
Итоговое занятие (4 часа). Защита проектов. Экскурсии в музеи города.
7
3.Тематическое планирование курса «История России к.XVII-XVIII вв. в лицах»
№
п/п
Тема занятия
Кол – во
часов
Из них
Аудитор-
ные
Внеауди-
торные
Тема 1. Методологические основы курса
3
3
0
1
Личность в истории. Алгоритмы изучения.
1
1
0
2
Исторический документ как источник информации
1
1
0
3
Последовательно-текстуальное изучение источников.
1
1
0
Тема2.Россия в эпоху преобразований Петра I.
8
8
0
4
Император Петр I и его современники . Симеон Полоцкий. А. Л. Ордин-Нащокин.
1
1
0
5
Император Петр I и его современники .В. В. Голицын. Царевна Софья.
1
1
0
6
Внешняя политика России в первой четверти XVIIIв. Северная
война.Карл1.Б.П.Шереметев.А.Д.Меншиков.
1
1
0
7
Экономическая политика Петра. Н.Д.Демидов.
1
1
0
8
Церковная реформа. Ф.П.Прокопович.
1
1
0
9
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIIIв. К.А.Булавин. Оппозиция реформам
Петра I. Дело царевича Алексея.
1
1
0
10
Культурное пространство империи в первой четвертиXVIIIв. Санкт-Петербург — новая столица.
А.К.Нартов. Л.Ф.Магницкий. Е.П.Никонов. А.Ф.Зубов. И.Н.Никитин. Зарубежные мастера.
1
1
0
11
Оценка деятельности Петра в исторической науке. А.И.Уткин. С.М.Соловьев. В.О.Ключевский.
П.Н.Милюков.
С.Ф.Платонов.
1
1
0
8
Тема3.Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов
5
5
0
12
Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II.
1
1
0
13
«Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн
Антонович.
1
1
0
14
Елизавета Петровна. Пётр III.
1
1
0
15
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Верховный тайный совет. Кабинет министров. П.И.Шувалов.
1
1
0
16
Внешняя политика в 1725—1762 гг. С.Лещинский. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. Фридрих
II .П. А. Румянцев. П. С. Салтыков.
1
1
0
Тема4.Российская империя в период правления Екатерины II
8
8
0
17
Россия в системе европейских и международных связей. Европейское Просвещение. Фридрих II
Людовик VI.Георг III.АвгустIII.
1
1
0
18
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и
городам. Братья Орловы.
1
1
0
19
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
С.Юлаев.
А.Овчинников.
1
1
0
20
Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. Русские
полководцы.
1
1
0
21
Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. Русские
флотоводцы.
1
1
0
22
Участие России в разделах Речи Посполитой. Т.Костюшко. Французская революция конца XVIII в.
ЛюдовикX VI.
1
1
0
23
Оценка деятельности Екатерины II в исторической науке. С.М.Соловьев. В.О.Ключевский.
Н.М.Карамзин.
1
1
0
9
Тема 5. Россия при Павле I.
3
3
0
24
Павел I-российский
император.
1
1
0
25
Внешняя политика Павла I. Наполеон. Итальянский и Шв
ейцарский походы А. В. Суворова. Военные
экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
1
1
0
26
Оценка деятельности Павла I в исторической науке. Н.М.Карамзин. Н.Н.Клочков. А.М.Песков.
С.Ф.Платонов.
1
1
0
Тема 6. Культурное Российской пространство империи в XVIII в.
7
3
4
28
Общественная мысль, литература, пресса. Е.Р.Воронцова- Дашкова. А.Д.Кантемир. Д.И.Фонвизин.
Н.М.Карамзин.
1
0
1
28
Образование. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных
и гуманитарных наук. В.Н.Татищев. Достижения в технике. И.П.Кулибин.
1
1
0
30
Архитектура .В.В.Растрелли. В.И.Баженов. М.Ф.Казаков. И.Е.Старов. Зарубежные мастера
1
0
1
31
Живопись
и
скульптура.
А.П.Антропов.
Аргуновы.
Ф.С.Рокотов.
Д.Г.Левицкий.
В.Л.Боровиковский.
Ф.И.Шубин. Зарубежные мастера.
1
0
1
32
Музыкальное и театральное искусство. В.Г.Волков. Русские композиторы. Зарубежные мастера.
1
1
0
33
Итоговый урок .Защита проектов.
1
0
1
34-
35
Итоговый урок .Защита проектов.
2
2
0
Итого:
35
31
4
4.Календарно-тематическое планирование курса «История России к.XVII-XVIII вв. в лицах»
10
№
п/п
Дата/
План
Факт
Тема занятия
Кол – во
часов
Из них
Аудитор-
ные
Внеауди-
торные
11
Тема 1. Методологические основы курса
3
3
0
1
Личность в истории. Алгоритмы изучения.
1
1
0
2
Исторический документ как источник информации
1
1
0
3
Последовательно-текстуальное изучение источников.
1
1
0
Тема2.Россия в эпоху преобразований Петра I.
8
8
0
4
Император Петр I и его современники . Симеон Полоцкий. А. Л. Ордин-Нащокин.
1
1
0
5
Император Петр I и его современники .В. В. Голицын. Царевна Софья.
1
1
0
6
Внешняя политика России в первой четверти XVIIIв. Северная
война.Карл1.Б.П.Шереметев.А.Д.Меншиков.
1
1
0
7
Экономическая политика Петра. Н.Д.Демидов.
1
1
0
8
Церковная реформа. Ф.П.Прокопович.
1
1
0
9
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIIIв. К.А.Булавин.
Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
1
1
0
10
Культурное пространство империи в первой четвертиXVIIIв. Санкт-Петербург —
новая столица. А.К.Нартов. Л.Ф.Магницкий. Е.П.Никонов. А.Ф.Зубов. И.Н.Никитин.
Зарубежные мастера.
1
1
0
11
Оценка деятельности Петра в исторической науке. А.И.Уткин. С.М.Соловьев.
В.О.Ключевский.
П.Н.Милюков.
С.Ф.Платонов.
1
1
0
Тема3.Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов
5
5
0
12
Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II.
1
1
0
12
13
«Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной
власти. Иоанн Антонович.
1
1
0
14
Елизавета Петровна. Пётр III.
1
1
0
15
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Верховный тайный совет. Кабинет министров.
П.И.Шувалов.
1
1
0
16
Внешняя политика в 1725—1762 гг. С.Лещинский. Россия в Семилетней войне 1756—
1763 гг. Фридрих II .П. А. Румянцев. П. С. Салтыков.
1
1
0
Тема4.Российская империя в период правления Екатерины II
8
8
0
17
Россия в системе европейских и международных связей. Европейское Просвещение.
Фридрих II Людовик VI.Георг III.АвгустIII.
1
1
0
18
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм.
Жалованные
грамоты дворянству и городам. Братья Орловы.
1
1
0
19
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна
Пугачёва. С.Юлаев. А.Овчинников.
1
1
0
20
Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Присоединение
Крыма. Русские полководцы.
1
1
0
21
Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Присоединение
Крыма. Русские флотоводцы.
1
1
0
22
Участие России в разделах Речи Посполитой. Т.Костюшко. Французская революция
конца XVIII в. ЛюдовикX VI.
1
1
0
23
Оценка деятельности Екатерины II в исторической науке. С.М.Соловьев.
В.О.Ключевский.
Н.М.Карамзин.
1
1
0
Тема 5. Россия при Павле I.
3
3
0
24
Павел I-российский
император.
1
1
0
13
25
Внешняя
политика
Павла I.
Наполеон.
Итальянский
и Шв
ейцарский
походы
А.
В.
Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
1
1
0
26
Оценка деятельности Павла I в исторической науке. Н.М.Карамзин. Н.Н.Клочков.
А.М.Песков.
С.Ф.Платонов.
1
1
0
Тема 6. Культурное Российской пространство империи в XVIII в.
7
3
4
28
Общественная мысль, литература, пресса. Е.Р.Воронцова- Дашкова. А.Д.Кантемир.
Д.И.Фонвизин.
Н.М.Карамзин.
1
0
1
28
Образование.
Деятельность
Академии
наук.
И.
И.
Шувалов.
М.
В.
Ломоносов.
Развитие
естественных
и
гуманитарных
наук.
В.Н.Татищев.
Достижения
в
технике.
И.П.Кулибин.
1
1
0
30
Архитектура .В.В.Растрелли. В.И.Баженов. М.Ф.Казаков. И.Е.Старов. Зарубежные
мастера
1
0
1
31
Живопись
и
скульптура.
А.П.Антропов.
Аргуновы.
Ф.С.Рокотов.
Д.Г.Левицкий.
В.Л.Боровиковский. Ф.И.Шубин. Зарубежные мастера.
1
0
1
32
Музыкальное
и
театральное
искусство.
В.Г.Волков.
Русские
композиторы.
Зарубежные мастера.
1
1
0
33
Итоговый урок .Защита проектов.
1
0
1
34-35
Итоговый урок .Защита проектов.
2
2
0
Итого:
35
31
4
14