Автор: Горбушина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 153
Населённый пункт: город Барнаул Алтайский край
Наименование материала: проект
Тема: "Здравствуй, малыш!" (адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Дошкольное
Муниципальное Дошкольное
Образовательное Учреждение
Образовательное Учреждение
Детский сад №153
Детский сад №153
Тема
Тема
:
:
«Здравствуй, малыш!»
«Здравствуй, малыш!»
(адаптация детей раннего возраста к детскому саду)
(адаптация детей раннего возраста к детскому саду)
Разработчик:
Разработчик:
Горбушина Н. А.
Горбушина Н. А.
Актуальность:
Актуальность:
При поступлении детей раннего
При поступлении детей раннего
возраста в детский сад, остро
возраста в детский сад, остро
стоит вопрос адаптации,
стоит вопрос адаптации,
актуальность данной темы в том,
актуальность данной темы в том,
чтобы помочь ребенку в раннем
чтобы помочь ребенку в раннем
возрасте войти в микросоциум, не
возрасте войти в микросоциум, не
допустить перехода адаптации в
допустить перехода адаптации в
дезадаптицию, так как изменение
дезадаптицию, так как изменение
социальной среды сказывается на
социальной среды сказывается на
психическом и физическом
психическом и физическом
здоровье детей.
здоровье детей.
Цель проекта:
Цель проекта:
1.
1.
Овладеть методами и приемами
Овладеть методами и приемами
педагогического воздействия
педагогического воздействия
для успешной адаптации
для успешной адаптации
детей.
детей.
2.
2.
Создать условия для
Создать условия для
комфортного пребывания
комфортного пребывания
детей в ДОУ.
детей в ДОУ.
Срок реализации проекта 4 месяца
Срок реализации проекта 4 месяца
Задачи:
Задачи:
1.
1.
Разработать и апробировать содержание и
Разработать и апробировать содержание и
технологию деятельности проекте
технологию деятельности проекте
«Здравствуй, малыш!».
«Здравствуй, малыш!».
2.
2.
Познакомить родителей с особенностями
Познакомить родителей с особенностями
развития детей раннего возраста, помочь
развития детей раннего возраста, помочь
осознать ценность родительского участия в
осознать ценность родительского участия в
воспитании детей.
воспитании детей.
3.
3.
Создать необходимую предметно-
Создать необходимую предметно-
развивающую среду.
развивающую среду.
Гипотеза:
Гипотеза:
Определив наиболее эффективные
Определив наиболее эффективные
методы и приемы работы в
методы и приемы работы в
организации адаптации детей
организации адаптации детей
раннего возраста, будет создана
раннего возраста, будет создана
благоприятная среда для
благоприятная среда для
социально- эмоционального
социально- эмоционального
развития детей в ДОУ.
развития детей в ДОУ.
Этапы реализации проека
Этапы реализации проека
Первый этап- подготовительный
Первый этап- подготовительный
1) Встреча с родителями «Первые шаги в детском саду»
1) Встреча с родителями «Первые шаги в детском саду»
а) Презентация ДОУ
а) Презентация ДОУ
б) Экспресс вопрос- ответ: «Зачем мне нужен детский сад, и что я
б) Экспресс вопрос- ответ: «Зачем мне нужен детский сад, и что я
жду от детского сада»
жду от детского сада»
в) Информационные материал «Как подготовить ребенка к
в) Информационные материал «Как подготовить ребенка к
детскому саду»
детскому саду»
г) Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к детскому саду?»
г) Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к детскому саду?»
2) Праздник- знакомство «В детский сад с радостью»
2) Праздник- знакомство «В детский сад с радостью»
3) Беседы, индивидуальные консультации с родителями
3) Беседы, индивидуальные консультации с родителями
перед поступлением ребенка в ДОУ.
перед поступлением ребенка в ДОУ.
4) Комплектование групп и составление графика поступления
4) Комплектование групп и составление графика поступления
детей, индивидуальный режим для каждого ребенка
детей, индивидуальный режим для каждого ребенка
5) Создание предметно- развивающей среды в группе
5) Создание предметно- развивающей среды в группе
6) Сбор информационного материала, изучение соответствующей
6) Сбор информационного материала, изучение соответствующей
литературы
литературы
Второй этап- основной
Второй этап- основной
1)Отслеживание процесса адаптации, заполнение адаптационных листов
1)Отслеживание процесса адаптации, заполнение адаптационных листов
2) Гибкий режим пребывания ребенка в ДОУ в период адаптации
2) Гибкий режим пребывания ребенка в ДОУ в период адаптации
3) Психологическое просвещение педагогов и родителей (стендовая
3) Психологическое просвещение педагогов и родителей (стендовая
информация)
информация)
а) «Роль воспитателя в индивидуальном сопровождении ребенка в период
а) «Роль воспитателя в индивидуальном сопровождении ребенка в период
адаптации»
адаптации»
б) «Взаимодействие с родителями в период адаптации»
б) «Взаимодействие с родителями в период адаптации»
в) «Эмоциональные проблемы в период адаптации»
в) «Эмоциональные проблемы в период адаптации»
4) Помощь в организации благоприятной развивающей сферы. Создание
4) Помощь в организации благоприятной развивающей сферы. Создание
положительного психологического климата в группе, используя
положительного психологического климата в группе, используя
предметно- развивающую среду
предметно- развивающую среду
5) Организация и проведение игровых занятий с использованием
5) Организация и проведение игровых занятий с использованием
песочной и арт-терапии
песочной и арт-терапии
а)
а)
Психогимнастика
Психогимнастика
: «Колобки», «Прогулка в осеннем лесу»,
: «Колобки», «Прогулка в осеннем лесу»,
«Солнечный зайчик», «Зоопарк», «Птичий двор», «Дождевые
«Солнечный зайчик», «Зоопарк», «Птичий двор», «Дождевые
червячки».
червячки».
б)
б)
Игры-занятия
Игры-занятия
: «Божья коровка», «Зайка», «Листопад», «Мячик»,
: «Божья коровка», «Зайка», «Листопад», «Мячик»,
«Веселый Петрушка».
«Веселый Петрушка».
в)
в)
Игры- драматизации
Игры- драматизации
: «Хоровод», «Теремок», «Лошадки»,
: «Хоровод», «Теремок», «Лошадки»,
«Прогулка по лесу», «Кто как кричит», «Лиса», «Еж»
«Прогулка по лесу», «Кто как кричит», «Лиса», «Еж»
г)
г)
Подвижные игры
Подвижные игры
: «Угадай кто пришел», «Маленькие ножки, бегут
: «Угадай кто пришел», «Маленькие ножки, бегут
по дорожке», «Веселые котята» и т.д.
по дорожке», «Веселые котята» и т.д.
д)
д)
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика
: «Кулачок», «Крыша», «Стульчик»,
: «Кулачок», «Крыша», «Стульчик»,
«Семья», «Дом» и т.д.
«Семья», «Дом» и т.д.
6) Игровая деятельность с музыкальным
6) Игровая деятельность с музыкальным
сопровождением:
сопровождением:
а) Музыкальные игры: «Угадай по звуку»,
а) Музыкальные игры: «Угадай по звуку»,
«Тихо-громко», «Где звенит»
«Тихо-громко», «Где звенит»
б) Хороводы: «Каравай», «Березка»,
б) Хороводы: «Каравай», «Березка»,
«Ладушки- ладошки»
«Ладушки- ладошки»
в) Песни: «Петушок», «Солнышко», «Лошадка»
в) Песни: «Петушок», «Солнышко», «Лошадка»
г) Элементы танцевальных движений
г) Элементы танцевальных движений
7) Изготовление родителями фото- альбомов
7) Изготовление родителями фото- альбомов
«Моя семья»
«Моя семья»
8) Диагностика нервно-психического развития
8) Диагностика нервно-психического развития
детей (развитие речи, внимания,
детей (развитие речи, внимания,
самостоятельная игровая деятельность и т.д.)
самостоятельная игровая деятельность и т.д.)
9) Контроль за состоянием здоровья детей в
9) Контроль за состоянием здоровья детей в
период адаптации и коррекция возникающих
период адаптации и коррекция возникающих
нарушений .
нарушений .
Третий этап- заключительный
Третий этап- заключительный
1) Обсуждение полученных результатов в ходе реализации
1) Обсуждение полученных результатов в ходе реализации
проекта (мониторинг)
проекта (мониторинг)
2) Оформление фото-выставки по результатам адаптации
2) Оформление фото-выставки по результатам адаптации
«В детский сад с радостью!»
«В детский сад с радостью!»
3) Диагностика нервно-психического развития детей
3) Диагностика нервно-психического развития детей
раннего возраста
раннего возраста
4) Праздник «Наш любимый детский сад» (совместно с
4) Праздник «Наш любимый детский сад» (совместно с
родителями, детьми и педагогами ДОУ)
родителями, детьми и педагогами ДОУ)
1. Полное понимание сущности адаптации, как
1. Полное понимание сущности адаптации, как
психолого-педагогического процесса.
психолого-педагогического процесса.
2. Знание механизма адаптации.
2. Знание механизма адаптации.
3. Умение планировать работу по проведению
3. Умение планировать работу по проведению
адаптации, уметь разрабатывать и применять
адаптации, уметь разрабатывать и применять
на практике эффективные пути и средства
на практике эффективные пути и средства
адаптации ребенка в ДОУ.
адаптации ребенка в ДОУ.
Предполагаемые результаты
Предполагаемые результаты
проекта:
проекта: