Напоминание

"Что ты знаешь о воде"


Автор: Колмакова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Снежинка"
Населённый пункт: г. Северодвинск Архангельская обл.
Наименование материала: Детское экспериментирование
Тема: "Что ты знаешь о воде"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детское экспериментирование

как средство развития познавательной активности дошкольников»

Воспитатель: Колмакова Марина Ивановна

Актуальность.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о

различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими

объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные

процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е.

экспериментирование является хорошим средством интеллектуального

развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная

активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой

является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в

первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является

непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью

осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Цель проекта:

Создание условий для формирования основ целостного мировидения

дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с

элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять

характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по

этим признакам.

3.Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.

4.Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.

Принцип деятельности

– включение ребёнка в игровую, познавательную,

поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

Принцип интеграции –интегративность всех процессов, реализующихся в

образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и

саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая

субкультура);

Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной

психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности,

способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих

раскрыть психофизические, личностные способности и возможности

воспитанников;

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в

игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им

собственного опыта творческой деятельности.

Тип проекта

: проект носит комплексный характер – включает в себя

исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность

Сроки реализации

: долгосрочный -1 год.

Участники проекта

: дети среднего- старшего дошкольного возраста (4-6 лет),

родители воспитанников, педагоги.

Модель организации экспериментирования

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация

следующих действий:

Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка»

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства

в группе;

Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к

экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы

работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

КВН, развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Экскурсия др.

- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги,

посмотреть информацию в энциклопедиях.

- Рассказать друг другу о том, что узнали.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному

направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и

создан центр экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка».

Основное оборудование и материалы:

Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные

часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема:

пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина,

разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок.птичьи перышки,

ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки,

пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки,

проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки

– вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.

Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная

палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля,

мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки,

растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки,

поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного

размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Клоун, водяная

мельница, теневой театр, ванна для игр с песком и водой.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Клеенчатые передники, полотенца

Табель учета детей

Рабочие листы.

Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности

должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо

также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных

экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким

уровнем развития.

Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений.

Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.

Ожидаемые результаты:

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного

мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать,

выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений,

обобщать их по этим признакам.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих

детей.

Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе

родного края.



В раздел образования