Автор: Колмакова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 "Снежинка"
Населённый пункт: г. Северодвинск Архангельская обл.
Наименование материала: Детское экспериментирование
Тема: "Что ты знаешь о воде"
Раздел: дошкольное образование
Детское экспериментирование
как средство развития познавательной активности дошкольников»
Воспитатель: Колмакова Марина Ивановна
Актуальность.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о
различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими
объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные
процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е.
экспериментирование является хорошим средством интеллектуального
развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная
активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой
является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в
первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является
непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью
осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Цель проекта:
Создание условий для формирования основ целостного мировидения
дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по
этим признакам.
3.Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
4.Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.
Принцип деятельности
– включение ребёнка в игровую, познавательную,
поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
Принцип интеграции –интегративность всех процессов, реализующихся в
образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и
саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая
субкультура);
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной
психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности,
способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих
раскрыть психофизические, личностные способности и возможности
воспитанников;
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в
игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им
собственного опыта творческой деятельности.
Тип проекта
: проект носит комплексный характер – включает в себя
исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность
Сроки реализации
: долгосрочный -1 год.
Участники проекта
: дети среднего- старшего дошкольного возраста (4-6 лет),
родители воспитанников, педагоги.
Модель организации экспериментирования
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация
следующих действий:
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка»
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства
в группе;
Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к
экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы
работы по поисково-экспериментальной деятельности:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальные занятия.
КВН, развлечения.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Целевая прогулка.
Экскурсия др.
- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги,
посмотреть информацию в энциклопедиях.
- Рассказать друг другу о том, что узнали.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному
направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и
создан центр экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка».
Основное оборудование и материалы:
Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные
часы, разнообразные магниты, бинокль.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема:
пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина,
разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок.птичьи перышки,
ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки,
пух, мох, семена фруктов и овощей.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки,
проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки
– вкладыши от наборов шоколадных конфет.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.
Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная
палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля,
мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки,
растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки,
поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного
размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Клоун, водяная
мельница, теневой театр, ванна для игр с песком и водой.
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Клеенчатые передники, полотенца
Табель учета детей
Рабочие листы.
Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности
должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо
также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных
экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким
уровнем развития.
Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений.
Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
Ожидаемые результаты:
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного
мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать,
выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений,
обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих
детей.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе
родного края.