Автор: Лесова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Леонтьевский детский сад "Малинка" г. о.Ступино Московской области
Населённый пункт: д. Леонтьево
Наименование материала: Развитие художественно-творческих способностей детей через приобщение к народной культуре"
Тема: Непосредственно образовательная деятельность по рисованию "Гжелевская роспись посуды"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие художественно-творческих способностей детей через приобщение к народной культуре»
Тема Организованная образовательная деятельность по рисованию: «Роспись посуды» (Гжель)
Цель: Расширение представлений детей о гжельской росписи, формирование эстетических чувств
и развитие художественно- творческих способностей ребенка через приобщение к народному
декоративно- прикладному творчеству. Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских
узоров.
Задачи:
образовательные: формирование обобщенных знаний и умений различать стиль
декоративной гжельской живописи (понимание детьми характерных особенностей); создавать
выразительные узоры на посуде из глины, воспитание при этом чувство формы, ритма,
симметрии. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции. Показать
взаимосвязь народного декоративно- прикладного, устного и музыкального искусства.
развивающие: развивать интерес к предметам народного декоративно- прикладного
искусства (гжельской росписи); творчество, фантазию, ассоциативное мышление и
любознательность, наблюдательность и воображение.
воспитательные: формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к
народному декоративно- прикладному искусству; эстетического отношения к окружающей
действительности средствами народного декоративно- прикладного искусства; воспитание у детей
желания заниматься подобной деятельностью, уважительного отношения к труду народных
мастеров, национальной гордости за мастеров русского народа.
Интеграция образовательных областей:
«Познание» - закрепить представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.
«Художественное творчество» - побуждать детей к созданию декоративной композиции по
мотивам гжельской росписи.
«Социализация» - воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров
«Коммуникация» - активизировать словарь детей, обогащать речь определениями,
совершенствовать монологическую и диалоговую речь.
«Здоровье» - следить за осанкой во время работы.
«Труд» - побуждать убирать свое рабочее место после окончания деятельности.
«Музыка» - развивать эмоциональную отзывчивость на муз. произведения.
Предварительная работа.
Рассматривание предметов быта и посуды в технике «Гжель». Дидактические игры и упражнения
по ознакомлению детей с элементами гжельской росписи (где и когда возникла гжельская
роспись; что передают(изображают) мастера в гжельской росписи и какие предметы расписывают;
какие цвета используют; в какой последовательности выполняются элементы гжельской росписи и
расписываются изделия). Чтение пословиц, поговорок, стихов, загадок о народном творчестве.
Знакомство с народным декоративно- прикладным искусством. Заготовка детьми чашечек и
блюдец из глины на предыдущих занятиях, выбеливанию их красками.
Материал к занятию.
Синяя гуашь, кисти, ватные палочки, баночки с водой, салфетки для просушивания кисти,
заготовки блюдца и чашек. Гжельская посуда, плакат с элементами гжельской росписи.
Словарная работа: гжель, гжельская роспись, элемент гжельской росписи, цветок, волна, мастер.
Ход занятия:
Воспитатель вводит детей в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас сегодня гости! Нам с вами нужно поприветствовать гостей!
Дети: Здравствуйте!
Дети встают в круг (Релаксационный момент). Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами
совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев.
А для этого мы должны улыбнуться друг другу и поздороваться.
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вся моя земля-
Познакомьтесь это я!
Воспитатель: Дети, встаньте полукругом, чтобы вам всем было видно и слышно
Край фарфорового чуда,
а кругом него леса …
Синеглазая посуда -
Вазы, чайники и блюда
ярко светится оттуда, как родные небеса!
Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать экскурсию в музей. В музей, где
находятся иллюстрации посуды, да не простой посуды, а Гжельской керамики.
Где-то в Российском государстве, недалеко от Москвы, среди бескрайних полей и лесов, в тиши
живет городок Гжель. Когда-то давным-давно поселились здесь смелые да умелые, весёлые
да смекалистые мастера. Поначалу скучно жилось мастерам, не знали они, чтобы такое
придумать, чтобы и мастерство свое показать, да и людей порадовать и край свой прославить.
Собрались они однажды и стали думу думать, думали – думали и придумали. Край наш оказался
богат своими недрами, нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили
лепить из неё посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Каждый мастер старался свое
умение показать, вылепить такую красоту, какую не видал еще свет. Один чайник слепил, другой
мастер посмотрел и слепил кувшинчик, а третий блюдо. Гжельские мастера большие выдумщики.
Как-то раз мастер услышал сказку про кита, да и сделал масленку. На спине кита вылеплен
сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка
бежит. Над головой кита- фонтан с завитушками, а глаза рыбы –точно роза. Каждый мастер
старался лепить свою посуду с выдумкой, и не было ни одного изделия похожего на другое. А как
полюбили гжельские мастера лепить животных и птиц. Красиво распустил свой хвост павлин,
величаво переступает гордый конь и выглядывает задира кошка, а где-то рядом притаилась
мышка-норушка. Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они
снизу до верху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Вот сейчас дождется стрелочки на
часах и запоет: «Вставайте, лежебоки!». Каждый художник придумал свой любимый узор, и в
каждом отражается сторонушка родная. Где-то трава шелковая, где-то цветы весенние и везде
мастерство достойное восхищения. Неповторимая и нарядная получалась роспись. А как
полюбилась людям эта красивая посуда, из заморских стран приезжали полюбоваться на нее и с
восхищением называли её «нежно –голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой
любимый край, и все проведали какие умелые мастера живут на Руси-матушке.
Понравилась вам сине-голубая сказка?
Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера? А какие
элементы росписи они использовали, украшая свои изделия? Гжельская роза, сеточки, полоски,
цветы, закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, росчерк, линейные отводки, капелька,
веточка с листиками и бутонами, елочка.
Самые любимые узоры у гжельцев это чайная роза и её бутоны, а ещё синяя птица - птица счастья.
Давайте послушаем стихотворение про Гжель:
Сине-голубые розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые, каждый удивится.
Чудо на фарфоре синяя капель.
Это называется просто роспись Гжель.
Воспитатель: Дети, в нашей группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее
посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо. На выставке
есть необычный чайный сервиз. Поглядите на него, на нем нет рисунка. Пришло время нам с вами
стать народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским рисунком. Но, прежде чем начать
свою работу, давайте вспомним с вами несколько пословиц о труде, ведь труд мастеров-
ремесленников важен и почетен, как и любой труд. Какие пословицы о труде вы помните:
Землю красит солнце, а человека –труд.
Дерево ценят по плодам, а человека –по делам.
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Суди о человеке по его труду.
Ну, а теперь мы все сядем за свои столы. Мы с вами на предыдущих занятиях уже попытались
быть мастерами и слепили чашечки и блюдца, а я слепила чайник. Сегодня на занятии нам с вами
надо будет украсить свои поделки рисунком Гжели. Посмотрите, как я это буду делать. Какие
элементы использованы в росписи чайника? А теперь я вам покажу в какой последовательности
рисовать эти элементы. Начнём рисовать с цветка розы. А теперь пусть цветок подсыхает, а мы
нарисуем концом кисти ветку, завитки, по верхнему и нижнему краю. Для этого нужно взять
концом кисти синей краски и провести по краю чашечки или блюдца тонкой линией.
А сейчас скажите пожалуйста, с чего мы начнём рисовать наши чашечки и блюдца.
Прежде чем мы начнем нашу работу нам с вами надо немного отдохнуть.
Физкультминутка «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают
Самостоятельная работа детей выполняется под звучание русских инструментов.
Молодцы дети! Очень вы постарались украсили чашечки и блюдца, даже душа радуется при виде
такой красоты.
Организовываем выставку работ.
Дети, о каком промысле у нас сегодня шла речь? Что вам больше всего запомнилось и
понравилось рисовать? На прощание я хочу прочитать еще одно стихотворение о Гжели:
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки-
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка-
Глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье-
Русская звонкая Гжель!