Напоминание

"Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности."


Авторы: Баюшева Оксана Вячеславовна, Середюк Ксения Анатольевна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАОУ детский сад №210 "Ладушки"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие

речи

старших

дошкольников

посредством

театрализованной

деятельности.

Современные концепции дошкольного образования в соответствии с требованиями

ФГОС предполагают изменение подхода к развитию личности ребенка. Сейчас России

нужны

люди,

способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески

мыслить.

Однако если человек выражает свои мысли непоследовательно, неграмотно,

недоступно для окружающих, то становятся неинтересными, непонятными его мысли

и решения. Следовательно, современный высокообразованный человек должен обладать

хорошо развитой речью.

Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство,

можно

либо

приумножить,

либо

незаметно

растерять.

Чем богаче и правильней речь

ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности его общения.

Сегодня

вопрос

развития

связной

речи

детей

дошкольного

возраста

особенно

актуален. Все большее количество детей нуждаются в коррекции развития речи. Причин, к

сожалению, немало… Это и ухудшение состояния здоровья детей, и снижение уровня

культуры общения детей и взрослых, уровня речевой культуры в обществе в целом,

дисбаланс семейного воспитания по вопросу развития речи (стремление быстрее обучить

ребенка письменной речи в ущерб устной).

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в

общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сенситивно

к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном

дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей [6, c. 2].

В

педагогической

практике

высокий

уровень

речевой

культуры

обязательно

включает в себя богатство (большой объем словаря), точность (различение смысловых

оттенков слов), выразительность (выбор языковых средств, соответствующих условиям и

задачам

общения).

Выразительность

речи

предполагает

освоение

не

только

содержательной,

но

и

образной,

эмоциональной

стороны

языка.

Привычку

к

выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения

его с детства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать

театрализованная деятельность [4, c. 9].

Именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже

самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и «раскрываются».

По мнению О.С. Ушаковой театрализованные игры позволяют успешно решать

многие воспитательно-образовательные задачи дошкольной образовательной организации:

развить художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память.

Ребенок

усваивает

идейное

содержание

произведения,

логику

и

последовательность

событий. При этом дошкольник знакомится с ярким выразительным народным языком,

обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Театр в детском саду учит

ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление самому нести в жизнь

прекрасное и доброе [7, с.168].

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения

детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для

развития творческого потенциала детей и, чаще всего, как инсценировку к празднику, а в

повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению,

зачастую

для

того,

чтобы

сделать

жизнь

детей

в

группе

более

увлекательной,

разнообразной. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с

многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация

и вовсе отдаётся на откуп детям.

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально

носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и

действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и

пр.).

Детский

театр

позволяет

педагогу

решать

задачи

не

только

исполнительного

характера, но речевые, познавательные, социальные, и эстетические [1, с. 18].

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы

общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем

научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом

Гроссом, до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но

само детство нам дано для того, чтобы мы играли»

[2, с. 23].

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста - одна из приоритетных

задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно: в быту, в игре, в

общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как

сделать

так,

чтобы

обучение

проходило

легко

и

свободно,

без

строгих

правил

и

навязчивости? Эти вопросы может помочь решить театрализованная деятельность.

Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие

ребенка,

стимулирует

активную

речь

за

счет

расширения

словарного

запаса,

совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка,

его выразительные средства.

Старший дошкольный возраст - период интенсивного развития личности, который

характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной

сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в

разных видах деятельности [3, с.7].

В

театрализованной

игре

формируется

эмоционально

насыщенная

речь.

Дети

лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их

развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению

элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), дети

овладевают родной речью и навыками общения через художественные образы.

Театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и

игры-драматизации.

К режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр,

театр на фланелеграфе. Ребенок не является действующим лицом, он создает сцену, ведет

роль

игрушечного

персонажа

объемного

или

плоскостного.

Он

действует

за

него,

изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ребенка ограничена. Ведь

он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. На первый план здесь

выступает речь, ее темы, интонация выразительность, дикция [1, с.2]. В режиссерской

игре

«артистами»

являются

игрушки

или

их

заместители,

а

ребенок,

организуя

деятельность

как

«сценарист

и

режиссер»,

управляет

«артистами»,

не

является

действующим лицом, создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или

плоскостного, «озвучивает» героев, комментирует сюжет.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнения роли. Ребенок

в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности –

интонацию,

пантомимику.

Участвуя

в

этих

играх,

ребенок

как

бы

входит

в

образ,

перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игра-драматизация

способствует

воспитанию

и

развитию

интересной

самостоятельной,

творческой

личности

и

обеспечивает

проявление

индивидуальных

склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более

активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои

желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи,

уважение к товарищу, взаимовыручки [1, с.3].

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких

переживаний

ребенка,

приобщает

его

к

духовным

ценностям.

Не

менее

важно,

что

театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его

сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков

поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей

дошкольного

возраста

всегда

имеют

нравственную

направленность.

Любимые

герои

становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к

такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное

влияние на детей [5, с. 12].

Использование театральной деятельности в целях развития речи детей становится

возможным при выполнении следующих условий:

-

совместного

участия

в

данном

процессе

детей

и

взрослых

(педагогов

и

родителей);

- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

-

при

создании

соответствующей

развивающей

предметно-пространственной

среды;

-

последовательном

ознакомлении

с

разнообразными

вербальными

и

невербальными средствами выразительности, учитывая возрастные и индивидуальные

особенности детей;

- насыщении интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием.

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль

о

том,

что

каждому

ребенку

свойственно

стремление

к

актерству.

А

мы

знаем,

что

знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого

настроения… Заинтересовать детей театром совсем не сложно! Именно поэтому в своей

психолого-педагогической

деятельности

для

повышения

уровня

развития

речи

детей

просто необходимо использовать театрализованную деятельность.

Литература:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.

2. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие

для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993.

3. Жукова Р.А. Театрализованная деятельность. - Волгоград, 2006.

4. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников

дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.

5. Петрова Т.И, Сергеева Е.Л, Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду -

Школьная Пресса, 2000.

6. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание ,

2006. - N4

7. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред М.: 2008



В раздел образования