Напоминание

"Развитие речи у детей с ОВЗ"


Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевской район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи у детей с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие речи у детей с ОВЗ

Способность человека говорить является одной из его ярких особенностей.

Речь-процесс

общения

людей

посредством

языка.

Язык-система

средств

общения, возникшая в ходе исторического развития человеческого общества.

Язык

является

так

же

носителем

накопленных

людьми

знаний.

В

языке

закреплены научные и культурные достижения человечества. Язык и речь-

специфические формы отражения действительности.

Речь

каждого

человека

индивидуальна,

своеобразна.

В

ней

проявляются

особенности мыслительной деятельности, характера, темперамента и других

сторон психики.

Речевую

деятельность

следует

рассматривать

во

взаимосвязи

с

познавательными

процессами,

особенно

с

мышлением,

т.к.

речь-

это

основное

средство

формирования

мысли

и

форма

её

выражения.

В

психологии у у/о детей речь рассматривается как особый вид деятельности и

как познавательный процесс.

Наряду с игрой, учением, трудом речевое общение является важнейшим

видом деятельности. В общении происходит обмен мыслями, выражение

чувств,

воздействие

на

поведение

ребёнка

и

взрослого

человека.

Среди

различных проявлений аномального развития психики у/о детей особое место

занимают отклонения в речи.

Очень важно уяснить роль речи в развитии познавательной деятельности у/о

детей,

установить

причины

нарушения

речи

и

своеобразие

её

развития,

раскрыть пути её коррекции.

Нормально

развивающийся

ребёнок,

овладевая

речью,

приобретает

способность

к

высшим

формам

анализа

и

синтеза,

к

обобщённому

отражению действительности, к осознанию и регуляции своих намерений и

действий.

У у/о детей значительно чаще, чем у нормально развивающихся сверстников,

встречаются

различные

недостатки

речи.

Тяжёлые

речевые

дефекты

отрицательно

сказываются

на

развитии

познавательной

деятельности

и

поведении

у/о

детей.

Нарушения

речи

затрудняют

общение

ребёнка

с

окружающими

людьми,

вызывают

у

него

отрицательные

переживания,

осложняют

процесс

обучения

и

жизнь

в

обществе,

ведут

к

речевой

замкнутости.

Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает

взаимодействие её различных сторон: фонетической(звуковой), лексической и

грамматической.

В

структуре

речи

у/о

детей

прослеживается

нарушение

указанных компонентов.

Учащиеся начальных классов вспомогательной

школы имеют выраженные дефекты устной речи(от 40 до 60%). К наиболее

распространённым

из

них

относятся

нарушение

звукопроизношения,

заикание.

Эти

недостатки

обусловливают

недоразвитие

коммуникативной

функции речи, вследствие чего снижена потребность в общении, а мотивация

речевого общения ситуативна.

В коммуникативной функции речи у/о детей оказываются дефектными все её

стороны:

1)

информационная(ученики

затрудняются

выразить

в

речи

имеющиеся

знания,

ответить

на

вопросы,

самостоятельно

построить

рассказ,

т.е.

прослеживается недоразвитие информационной стороны).

2)эмоционально-выразительная (дети испытывают большие затруднения в

передаче

в

речи

чувств,

отношения

к

предмету,

т.е.

прослеживается

недоразвитие выразительной стороны).

3)регулятивная(дети

не

могут

с

помощью

речи

побудить

слушателей

к

желаемому

поведению,

т.е.прослеживается

недоразвитие

регулятивной

стороны).

Бедность словаря, примитивность письменной речи ограничивают развитие

сигнификативной

функции,

заключающейся

в

том,

что

каждое

слово

обозначает конкретный предмет, признак, действие, состояние. Известно, что

речь отражает действительность в сознании человека посредством речевых

символов-фонем

и

графем.

Символическое

отражение

мира

становится

содержательным

в

результате

осуществления

связи

слова

с

предметом,

представлением,

понятием.

Сохранение

речевых

символов

в

памяти

человека- основа формирования знаний об окружающем мире.

Обобщающая функция, заключающаяся в том, что слово обозначает не только

отдельный

предмет,

но

и

целую

группу

сходных

предметов

и

является

носителем

существенных

признаков,

у

у/о

детей

недоразвита

вследствие

нарушения и обобщения и отвлечения. Учащиеся вспомогательной школы

испытывают

значительные

затруднения

в

установлении

существенных

признаков предметов, в отражении общих свойств явлений, в формировании

понятий. У у/о учеников наблюдается несогласованность между речью и

деятельностью, речью и поведением. Поэтому им трудно поступать согласно

словесной инструкции(устной и письменной), планировать деятельность в

речи,

использовать

речь

в

целях

контроля,

дать

словесный

отчёт

о

проделанной работе.

По сравнению с нормально развивающимися детьми у у/о детей наблюдается

запаздывание развития речи. Этапы овладения речью сдвинуты во времени и

характеризуются качественным своеобразием. Так, первые слова появляются

лишь к 3-5ти годам, а фразы ещё позднее. Более 40% у/о детей начинают

говорить позднее 3-х лет. Темп развития речи замедлен. Интеллектуальное

недоразвитие ведёт к более позднему формированию фонематического слуха,

звуко-буквенного

анализа

и

синтеза,

восприятия

и

понимания

речи.

Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии

фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Общее

моторное недоразвитие у/о ребёнка играет так же определённую роль в

замедленном развитии речи. Нарушения моторики ограничивают контакты с

окружающим

миром,

затрудняют

накопление

представлений,

замедляют

расширение опыта и отрицательно влияют на произносительную сторону

речи.

Фонетические

недостатки

речи

у/о

детей

затрудняют

овладение

грамотой,

усугубляют

нарушения

интеллектуального

и

эмоционального

развития,

отрицательно

влияют

на

все

стороны

личности

ребёнка,

способствуют

возникновению

речевой

замкнутости,

нерешительности,

излишней

застенчивости,

неуверенности

в

своих

силах.

В

результате

коррекционного

обучения

и

логопедической

работы

процент

учащихся

с

фонетическими дефектами речи за первые три года уменьшается вдвое.

Характерной

особенностью

устной

речи

у/о

школьников

является

недоразвитие

её

мотивационной

стороны.

Они

затрудняются

вступать

в

речевое

общение

по

собственной

инициативе.

Отдельные

школьники

не

испытывают внутреннего побуждения рассказать о событиях личной жизни

учителю

или

ученикам.

Поэтому

учитель

постоянно

стремится

активизировать

их

общение,

побудить

к

рассказу.

По

мере

развития

у/о

ребёнка

его

устная

речь(фонетика,

словарь,

грамматический

строй)

значительно совершенствуются. Из основных видов речи для у/о ребёнка

наиболее

доступна

речь

диалогическая,

разговорно-бытовая,

ситуативная.

Переход

от

диалогической

к

монологической

речи

даётся

у/о

детям

с

большим трудом.

Овладение письменной речью у/о детьми очень своеобразно. Написать слово

труднее, чем его прочесть. Это связано с необходимостью соотнести звук с

буквой, знать графическое изображение букв и писать их в определённой

последовательности. У/о школьники долгое время не понимают соотношение

между буквой и словом, списывают слова как простой набор букв. Сложен

для них переход к письму по правилам. Трудны такие формы работы, как

изложение,

сочинение,

составление

деловых

бумаг.

Наиболее

лёгким

оказывается списывание.

Исходя из всего вышеизложенного, следует выделить следующие моменты

особенностей развития речевой деятельности у/о детей:

1) среди детей с у/о в степени дебильности несмотря на одинаковый диагноз

встречаются

дети

как

с

очень

низким

уровнем

речевого

развития,

с

разнообразными нарушениями, так и со значительно более высоким уровнем

владения речью. Уровень развития большинства гораздо ниже, чем позволяет

их умственное развитие (в детстве с ними не занимались).

2) расстройства речи у/о детей проявляются на фоне грубого нарушения

познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

3)речевые нарушения у таких детей носят системный характер(т.е. страдает

речь как целостная функциональная система). Нарушаются все компоненты

речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

Отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной

речи

(

т.е.

внутренней

и

внешней).

В

большинстве

случаев

у

учащихся

начальных классов наблюдаются нарушения как устной, так и письменной

речи.

4)у

у/о

детей

оказываются

несформированными

все

этапы

речевой

деятельности(в

большей

или

меньшей

степени,

но

они

нарушены).

Отмечаются:

слабость

мотивации,

снижение

потребности

в

речевом

общении;

нарушено

смысловое

программирование

речевой

деятельности,

создание внутренних программ речевых действий.

5)при

у/о

в

различной

степени

нарушены

многие

уровни

порождения

речевого

высказывания:

смысловой,

языковый

сенсомоторный(т.е.

звукопроизносительный)

,

т.к.

они

требуют

сформированности

операций

анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения.

К старшим классам у большинства у/о школьников происходит коррекция

нарушений звукопроизношения, но в то же время языковой и смысловой

уровни развития речи у этих детей не достигают нормы. Эти расстройства

речи

характеризуются

стойкостью.

Они

с

большим

трудом

устраняются,

сохраняясь вплоть до выпускного класса.



В раздел образования