Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевской район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи у детей с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное
Развитие речи у детей с ОВЗ
Способность человека говорить является одной из его ярких особенностей.
Речь-процесс
общения
людей
посредством
языка.
Язык-система
средств
общения, возникшая в ходе исторического развития человеческого общества.
Язык
является
так
же
носителем
накопленных
людьми
знаний.
В
языке
закреплены научные и культурные достижения человечества. Язык и речь-
специфические формы отражения действительности.
Речь
каждого
человека
индивидуальна,
своеобразна.
В
ней
проявляются
особенности мыслительной деятельности, характера, темперамента и других
сторон психики.
Речевую
деятельность
следует
рассматривать
во
взаимосвязи
с
познавательными
процессами,
особенно
с
мышлением,
т.к.
речь-
это
основное
средство
формирования
мысли
и
форма
её
выражения.
В
психологии у у/о детей речь рассматривается как особый вид деятельности и
как познавательный процесс.
Наряду с игрой, учением, трудом речевое общение является важнейшим
видом деятельности. В общении происходит обмен мыслями, выражение
чувств,
воздействие
на
поведение
ребёнка
и
взрослого
человека.
Среди
различных проявлений аномального развития психики у/о детей особое место
занимают отклонения в речи.
Очень важно уяснить роль речи в развитии познавательной деятельности у/о
детей,
установить
причины
нарушения
речи
и
своеобразие
её
развития,
раскрыть пути её коррекции.
Нормально
развивающийся
ребёнок,
овладевая
речью,
приобретает
способность
к
высшим
формам
анализа
и
синтеза,
к
обобщённому
отражению действительности, к осознанию и регуляции своих намерений и
действий.
У у/о детей значительно чаще, чем у нормально развивающихся сверстников,
встречаются
различные
недостатки
речи.
Тяжёлые
речевые
дефекты
отрицательно
сказываются
на
развитии
познавательной
деятельности
и
поведении
у/о
детей.
Нарушения
речи
затрудняют
общение
ребёнка
с
окружающими
людьми,
вызывают
у
него
отрицательные
переживания,
осложняют
процесс
обучения
и
жизнь
в
обществе,
ведут
к
речевой
замкнутости.
Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает
взаимодействие её различных сторон: фонетической(звуковой), лексической и
грамматической.
В
структуре
речи
у/о
детей
прослеживается
нарушение
указанных компонентов.
Учащиеся начальных классов вспомогательной
школы имеют выраженные дефекты устной речи(от 40 до 60%). К наиболее
распространённым
из
них
относятся
нарушение
звукопроизношения,
заикание.
Эти
недостатки
обусловливают
недоразвитие
коммуникативной
функции речи, вследствие чего снижена потребность в общении, а мотивация
речевого общения ситуативна.
В коммуникативной функции речи у/о детей оказываются дефектными все её
стороны:
1)
информационная(ученики
затрудняются
выразить
в
речи
имеющиеся
знания,
ответить
на
вопросы,
самостоятельно
построить
рассказ,
т.е.
прослеживается недоразвитие информационной стороны).
2)эмоционально-выразительная (дети испытывают большие затруднения в
передаче
в
речи
чувств,
отношения
к
предмету,
т.е.
прослеживается
недоразвитие выразительной стороны).
3)регулятивная(дети
не
могут
с
помощью
речи
побудить
слушателей
к
желаемому
поведению,
т.е.прослеживается
недоразвитие
регулятивной
стороны).
Бедность словаря, примитивность письменной речи ограничивают развитие
сигнификативной
функции,
заключающейся
в
том,
что
каждое
слово
обозначает конкретный предмет, признак, действие, состояние. Известно, что
речь отражает действительность в сознании человека посредством речевых
символов-фонем
и
графем.
Символическое
отражение
мира
становится
содержательным
в
результате
осуществления
связи
слова
с
предметом,
представлением,
понятием.
Сохранение
речевых
символов
в
памяти
человека- основа формирования знаний об окружающем мире.
Обобщающая функция, заключающаяся в том, что слово обозначает не только
отдельный
предмет,
но
и
целую
группу
сходных
предметов
и
является
носителем
существенных
признаков,
у
у/о
детей
недоразвита
вследствие
нарушения и обобщения и отвлечения. Учащиеся вспомогательной школы
испытывают
значительные
затруднения
в
установлении
существенных
признаков предметов, в отражении общих свойств явлений, в формировании
понятий. У у/о учеников наблюдается несогласованность между речью и
деятельностью, речью и поведением. Поэтому им трудно поступать согласно
словесной инструкции(устной и письменной), планировать деятельность в
речи,
использовать
речь
в
целях
контроля,
дать
словесный
отчёт
о
проделанной работе.
По сравнению с нормально развивающимися детьми у у/о детей наблюдается
запаздывание развития речи. Этапы овладения речью сдвинуты во времени и
характеризуются качественным своеобразием. Так, первые слова появляются
лишь к 3-5ти годам, а фразы ещё позднее. Более 40% у/о детей начинают
говорить позднее 3-х лет. Темп развития речи замедлен. Интеллектуальное
недоразвитие ведёт к более позднему формированию фонематического слуха,
звуко-буквенного
анализа
и
синтеза,
восприятия
и
понимания
речи.
Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии
фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Общее
моторное недоразвитие у/о ребёнка играет так же определённую роль в
замедленном развитии речи. Нарушения моторики ограничивают контакты с
окружающим
миром,
затрудняют
накопление
представлений,
замедляют
расширение опыта и отрицательно влияют на произносительную сторону
речи.
Фонетические
недостатки
речи
у/о
детей
затрудняют
овладение
грамотой,
усугубляют
нарушения
интеллектуального
и
эмоционального
развития,
отрицательно
влияют
на
все
стороны
личности
ребёнка,
способствуют
возникновению
речевой
замкнутости,
нерешительности,
излишней
застенчивости,
неуверенности
в
своих
силах.
В
результате
коррекционного
обучения
и
логопедической
работы
процент
учащихся
с
фонетическими дефектами речи за первые три года уменьшается вдвое.
Характерной
особенностью
устной
речи
у/о
школьников
является
недоразвитие
её
мотивационной
стороны.
Они
затрудняются
вступать
в
речевое
общение
по
собственной
инициативе.
Отдельные
школьники
не
испытывают внутреннего побуждения рассказать о событиях личной жизни
учителю
или
ученикам.
Поэтому
учитель
постоянно
стремится
активизировать
их
общение,
побудить
к
рассказу.
По
мере
развития
у/о
ребёнка
его
устная
речь(фонетика,
словарь,
грамматический
строй)
значительно совершенствуются. Из основных видов речи для у/о ребёнка
наиболее
доступна
речь
диалогическая,
разговорно-бытовая,
ситуативная.
Переход
от
диалогической
к
монологической
речи
даётся
у/о
детям
с
большим трудом.
Овладение письменной речью у/о детьми очень своеобразно. Написать слово
труднее, чем его прочесть. Это связано с необходимостью соотнести звук с
буквой, знать графическое изображение букв и писать их в определённой
последовательности. У/о школьники долгое время не понимают соотношение
между буквой и словом, списывают слова как простой набор букв. Сложен
для них переход к письму по правилам. Трудны такие формы работы, как
изложение,
сочинение,
составление
деловых
бумаг.
Наиболее
лёгким
оказывается списывание.
Исходя из всего вышеизложенного, следует выделить следующие моменты
особенностей развития речевой деятельности у/о детей:
1) среди детей с у/о в степени дебильности несмотря на одинаковый диагноз
встречаются
дети
как
с
очень
низким
уровнем
речевого
развития,
с
разнообразными нарушениями, так и со значительно более высоким уровнем
владения речью. Уровень развития большинства гораздо ниже, чем позволяет
их умственное развитие (в детстве с ними не занимались).
2) расстройства речи у/о детей проявляются на фоне грубого нарушения
познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
3)речевые нарушения у таких детей носят системный характер(т.е. страдает
речь как целостная функциональная система). Нарушаются все компоненты
речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.
Отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной
речи
(
т.е.
внутренней
и
внешней).
В
большинстве
случаев
у
учащихся
начальных классов наблюдаются нарушения как устной, так и письменной
речи.
4)у
у/о
детей
оказываются
несформированными
все
этапы
речевой
деятельности(в
большей
или
меньшей
степени,
но
они
нарушены).
Отмечаются:
слабость
мотивации,
снижение
потребности
в
речевом
общении;
нарушено
смысловое
программирование
речевой
деятельности,
создание внутренних программ речевых действий.
5)при
у/о
в
различной
степени
нарушены
многие
уровни
порождения
речевого
высказывания:
смысловой,
языковый
сенсомоторный(т.е.
звукопроизносительный)
,
т.к.
они
требуют
сформированности
операций
анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения.
К старшим классам у большинства у/о школьников происходит коррекция
нарушений звукопроизношения, но в то же время языковой и смысловой
уровни развития речи у этих детей не достигают нормы. Эти расстройства
речи
характеризуются
стойкостью.
Они
с
большим
трудом
устраняются,
сохраняясь вплоть до выпускного класса.