Напоминание

"РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР"


Автор: Псарева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№127
Населённый пункт: Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«От того, как заложены элементарные математические представления в

значительной мере зависит дальнейший путь математического развития,

успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер

Одна

из

важнейших

задач воспитания

ребенка

дошкольного

возраста

это

развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые

позволяют легко осваивать новое.

Для

современной

образовательной

системы проблема

умственного

воспитания (а

ведь

развитие

познавательной

активности

и

является

одной

из

задач

умственного

воспитания)чрезвычайно

важна

и

актуальна.

Так

важно

учить

мыслить

творчески,

нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике,

формирует память, внимание, воображение, речь.

Как и великому ученому, ребенку неинтересно подсчитывать. Для него математика это

тоже еще одно, особое «тридевятое царство, тридесятое государство». Ребенок легко

путешествует

по

разным

мирам,

созданным

воображением

человека.

Сказка

-это

его

стихия. Но ведь математика — это тоже особого рода «выдумка без обмана», это мир идей.

Этот

мир

существует

объективно.

Ведь

существуют

реально

и

объективно

наше

на-

строение, усталость или вдохновленность, наши мысли, наша любовь. Их нельзя потрогать

руками, как стол или вазу, но они существуют.

Именно поэтому мы предлагаем говорить с детьми о математике как об особом мире,

который существует прежде всего в сознании людей. В этом случае задача педагога

упрощается: ему нужно лишь стать для ребенка проводником в этот мир и рассказать ему о

законах существования чисел и фигур.

Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать -

значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на

стоящий перед нами вопрос.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной

практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам,

развлечениям.

В настоящее время чаще стали использовать нестандартный дидактический материал:

счетные палочки, геометрические конструкторы, Палочки Кюизенера, логические блоки

Дьенеша.

Палочки

Кюизенера.

Дидактический

материал

дает

возможность

упражнять

в

составлении числа из единиц и двух меньших чисел; научить измерять объекты; научить

арифметическим действиям (сложение, вычитание, деление умножение); научить делить

целое на части; подвести к осознанию соотношений «меньше – больше», «меньше на –

больше на».

На сегодняшний день наиболее эффективным пособием являются логические блоки,

разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической

подготовки мышления детей к усвоению математики.

Широко

известные

всем

счетные

палочки

оказываются

не

только

счетным

материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить

его

с

началами

геометрии,

с

понятием

«симметрия»;

развивать

пространственное

воображение. Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике,

желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так

же развивают логику мыслей, рассуждений и действий.

Игры – головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных

времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов

по образцу или замыслу. Долгое время эти игры служили для развлечения взрослых и

подростков. Но современными исследованиями установлено ,что они могут быть также

эффективным средством умственного, и в частности математического, развития детей

дошкольного возраста.

Геометрические конструкторы или игры-головоломки на выкладывание изображений

из

геометрических

деталей

- это

«Головоломка

Пифагора»,

«Вьетнамская

игра»,

«Танграм»

,

«Монгольская

игра»,

«Колумбово

яйцо»,

«Волшебный

круг».

Такое

разнообразие

конструкторов,

разная

степень

их

сложности

позволяет

учитывать

возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень

подготовки.

Предложенные

игры

осваивают

с

детьми

последовательно.

По

мере

накопления умений в процессе одной игры можно переходить к следующей, добиваясь

положительных результатов и в ней.

Занимательные

задачи

способствуют

развитию

у

ребенка

умения

быстро

воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают

понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться,

они

начинают

осознавать,

что

такая

занимательная

задачка

содержит

в

себе

некий

«подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла

арифметических

действий

и

значения

понятий

«прибавить»,

«вычесть»,

«получится»,

«останется».

Решая

задачи,

дети

овладевают

умением

находить

зависимости

между

величинами.

Правильное обучение решению арифметических задач дает очень много для

развития логического мышления ребенка. При решении задач ребенок должен

научиться рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия, должен понять,

какие числовые данные с какими должны вступать во взаимодействие, что нужно сложить,

а что нужно вычесть. Именно эта, часто скрытая в задаче сторона, должна стать явной для

ребенка. Важно, чтобы содержание задачи соответствовало реальной жизни, так как

это воспитывает у детей вдумчивое отношение к фактам, учит критически анализировать

их, предупреждает возникновение «всезнайства», поверхностного отношения к явлениям

жизни.

Разгадывание

загадок

математического

содержания

-

это

увлекательная

игра,

вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Каждая загадка

-

это

и

еще

логическая

задача,

решая

которую,

ребенок

должен

совершать

сложные

мыслительные операции. Важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и

доказывать правильность отгадки.

Пример 1: Три вершинки, Три угла, Три сторонки -Вот и я. (Треугольник)

Ребенку

можно

задать

вопросы:

«О

чем

эта

загадка?

Почему

ты

так

думаешь?

Посмотри

внимательно

на

эти

треугольники

(показать

три

треугольника:

красный

большой,

синий

средний

и

маленький).

Красный

треугольник

может

быть

отгадкой?

Почему? А синий? А маленький? Так про какой же треугольник эта загадка?»

Делается вывод: Отгадкой может быть любой треугольник любого цвета, размера,

формы. Все треугольники имеют три стороны, три вершины, три угла.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения

классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели,

развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность

имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного

обучения.

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР

Подготовил воспитатель МБДОУ№127

Псарева Т.А

2018г.



В раздел образования