Напоминание

"Развитие эстетического восприятия детей дошкольного возраста через практическую и творческую изобразительную деятельность в ДОУ"


Автор: Горбунова Наталья Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие эстетического восприятия детей дошкольного возраста через практическую и творческую изобразительную деятельность в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие эстетического восприятия через практическую и творческую

изобразительную деятельность детей дошкольного возраста в ДОУ

Горбунова Наталья Валентиновна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»,г.Новокузнецк

«Художник должен любить жизнь и доказывать нам,

что она прекрасна»

Анатоль Франс

Продуктивная деятельность, в том числе и рисование, совершается ребенком с

определенным материалом, и каждый раз воплощение замысла осуществляется с по-

мощью разных изобразительных средств, в разном материале («домик» из кубиков и

«домик» на рисунке). Продукты изобразительной деятельности – не просто символы,

обозначающие

предмет,

они

модели

действительности.

А

в

модели

каждый

раз

выступают какие-то новые характеристики действительности. В модели из реального

предмета отделяются, абстрагируются отдельные признаки, и категориальное восприятие

начинает свою самостоятельную жизнь.

Еще одна функция детского рисунка – функция экспрессивная. В рисунке ребенок

выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является

главным

для

ребенка,

а

что

второстепенным,

в

рисунке

всегда

присутствует

эмоциональный и смысловой центры. Ребёнок увлечён тем, что делает, при этом он

чувствует себя раскрепощённым, свободно, комфортно. Это возможно, если на занятиях

царит атмосфера веры в силы ребёнка, поддержка его в неудачах и совместная радость его

достижениям. Накопленный опыт ребёнок стремится выразить в рисунках. Если учесть,

что большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, то и становится ясно, что

именно здесь он получит основные, чёткие, систематизированные знания.

Обучение

рисованию

в

дошкольном

возрасте

предполагает

решению

двух

взаимосвязанных задач:

Во-первых,

необходимо

пробудить

у

детей

эмоциональную

отзывчивость

к

окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;

Во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое

восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти

2

все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит,

что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания

окружающего мира.

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование – заключает в себе

большие

возможности.

Оно

является

средством

умственного,

эмоционального,

эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все

психические

функции:

зрительное

восприятие,

воображение,

память,

мыслительные

операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Эффективное обучение не возможно без опоры на познавательные интересы детей.

В стимулировании и воспитании познавательных интересов особую роль играют:

Содержание

материала

с

учетом

возрастных,

психофизических,

индивидуальных особенностей детей.

Методы организации занятий.

Уровень эмоциональности занятий.

Критериями отбора материала служило:

Необычность взгляда на известные вопросы.

Привлекательность с эстетической точки зрения.

Значимость материала для формирования творческих способностей детей.

Основной

формой

обучения

детей

является

занятие.

Значение

занятий

многосторонне. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого

ребенка.

Развивая

интерес

к

занятию,

предоставляю

детям,

как

можно

больше

самостоятельности, нужно помогать в выполнении поставленных задач.

Работа строится на следующих принципах:

От

простого

к

сложному,

где

предусмотрен

переход

от

простых

занятий

к

сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно -

образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие

или представление.

Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

Связь

обучения

с

жизнью

-

изображение

должно

опираться

на

впечатление,

полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем

встречались

в

повседневной

жизни,

что

привлекает

их

внимание.

Чем

интереснее,

насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их

творчество.

3

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное

самой верить, что художественное творчество не знает ограничений не в материале, не в

инструментах,

не

в

технике.

Поэтому

развитие

детского

творчества

средствами

нетрадиционных

техник

рисования

предоставляет

большие

возможности

для

воспитанников ( рисунок 1)

Рисунок 1 « Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ»

С

помощью разнообразных техник учим детей рисовать с помощью плоской

бумаги, выдуваемой струей воздуха, жесткой кистью по мокрому фону, на ткани, методом

тычка,

и

т.д.

Для

ребенка

художественный

материал

обладает

завораживающей,

притягательной

силы.

Он

подсказывает

замысел,

воздействует

на

его

характер,

способствует созданию художественного образа.

Кроме

того,

познавая

свойства

и

качества

разнообразных

материалов,

дети

обогащают свой сенсорный опыт. (рисунок 2)

4

Рисунок 2 « Нетрадиционные способы изображения в рисовании»

К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию

свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

Когда работа будет закончена, можно попросить ребят рассказать, что они хотели

изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, что бы его работа всем понравилась.

Если не получилось не беда, получится в следующий раз. Способствуя созданию ребёнком

выразительности художественного образа, на занятиях по изодеятельности, используем

музыкальное сопровождение.

Одним

из

важных

средств

поощрения

и

развития

детского

изобразительного

творчества являются разнообразные выставки детского рисунка.

Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В

эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. В течение

нескольких лет мы являлись участниками городских и областных выставок, оформляли

выставки в детском саду. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все

работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют

детей

и

их

родителей.

Большое

влияние

на

развитие

у

детей

чувства

цвета

играет

взаимодействие с родителями.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала

практика,

чем

теснее

взаимосвязь

педагога

и

родителей,

тем

успешнее

становится

ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения

родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что

для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».

Я

использовала

возможность

общения

с

родителями,

и

одна

из

задач

наша

-

установить доверительное отношение с ними. Результаты диагностического отслеживания

доводились до сведения родителей.

Взаимодействие

с

родителями

делала

индивидуальными

и

коллективными.

Коллективная работа требовала особой деликатности и осторожности, так как неточно

сказанное слово может глубоко ранить родителя. С родителями проводим следующую

работу:

учитывая

разную

исходную

базу

личностного

развития

ребенка,

не

сравнивать детей друг с другом;

находить в каждом ребенке что - то хорошее и хвалить от души детей;

уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения;

доступным языком доводить результаты диагностического отслеживания;

5

по

возможности

привлекать

родителей

к

творческо-образовательному

процессу

.

Творчество

обогащает

жизнь

ребёнка

новыми

переживаниями

и

чувствами:

преодолев

трудности,

ребёнок

испытывает

удовольствие,

его

радует

достигнутый

результат - своим рисунком он доставил удовольствие другим. Это порождает у детей

новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств,

мыслей и настроений, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской

индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

Литература

1.

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 2005. – 211 с.

2.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. -

М.: Просвещение, 2005. – 277 с.

3.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологически

очерк. – М, 2006. – 439 с.

4.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под

ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. – 424 с.

5.

Живопись. Уроки изобразительного искусства /Сост. Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов. -

М.: Просвещение, 2005. – 236 с.

6.

Изманов А.С. Юным любителям кисти и резца. - М.: Просвещение, 2005. – 218 с.

7.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Творческий центр

СФЕРА, 2004. – 389 с.

8.

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика

руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 2004. – 244 с.

9.

Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. -

М.: Просвещение, 2006. – 138 с.

10.

Сакулина

Н.Н.

Значение

рисования

в

сенсорном

воспитании

ребенка-

дошкольника. //Сенсорное воспитание дошкольников. – М, 2003. – 333 с.

11.

Эльконин Д. Б. Детская психология. – М, 2005. – 490 с.

6

ПРИЛОЖЕНИЕ

7

Приложение 1

Портретная галерея « Волшебницы зимы»

Цель: формирование

у

детей

универсальных

умений

средствами

проектной

деятельности

на

основе

ранее

выработанных

знаний,

умений

и

навыков

в

области

искусства дизайна.

Задачи:

1.

Уточнить представления детей о жанре живописи – портрет.

2.

Уточнить

представления

о

дизайне

как

процессе

художественного

проектирования.

3.

Продолжать учить детей выполнять тематическую композицию в технике

коллажа, где образ Волшебницы Зимы является доминирующим.

4.

Вырабатывать

умение

сочетать

разнофактурные

объекты

с

живописным

изображением для создания образов – ''Ледяная и студеная зима'' и ''Снежная и ласковая

зима''.

5.

Использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму композицию как

средства художественной выразительности в проектировании объекта – ''Волшебница

Зима''.

6.

Формировать

умение

при

выполнении

композиции

на

заданную

тему

отбирать необходимый материал для более точной передачи замысла.

7.

Вырабатывать у детей универсальные умения при поиске общей идеи, её

цельности и лаконичности.

8.

Подводить детей к умению воплощать замысел на уровне художественного

обобщения, используя в своих произведениях ассоциативность эмоционально-образного

решения темы.

9.

Развивать

творческую

индивидуальность

детей

их

интеллектуальные

возможности в процессе участия в коллективной поисковой работе.

Тип занятия: проблемное.

Форма занятия: индивидуально-коллективная.

Методы обучения: частично-поисковый (учитель создает проблемную ситуацию,

учащиеся

решают

ее

самостоятельно

или

под

руководством

учителя

на

уровне

размышления с практическим изложением).

8

Материалы и оборудование:

Зрительно-иллюстративные материалы с изображением зимнего пейзажа;

ряда

портретов

художников:

И.П.

Аргунова,

И.Н.

Крамского,

В.

Боровиковского,

М.

Врубеля, В. М. Васнецова, В.И. Сурикова, К. Коровина и др.

Использование

музыкальных

фрагментов

из

альбома

П.И.

Чайковского

''Времена года'', Римского-Корсакова ''Снегурочка'' и современных композиторов.

Использование художественного слова и фотоматериалов;

Подготовленные рамы с натянутым на неё тканевым полотном;

Природный и ''бросовый'' материал (пенопласт, цветочная сетка, фольга,

упаковочная бумага, полиэтилен, соломка, бумажные салфетки и др.).

Клей ''Момент'', булавки с головкой, кнопки, тонкая проволока.

Ход занятия

1. Организационная часть.

2. Постановка учебной цели.

Сегодня на этом занятии вы, дети, будете играть необычную для вас роль. Вы

станете не только художниками, но и немного исследователями, немного волшебниками,

немного экскурсоводами. Я же буду выступать в роли советчика и эксперта. На этом

занятии вы самостоятельно попробуете спроектировать образный портрет Волшебницы

Зимы.

3. Активная беседа.

Как вы думаете, почему я подготовила такое количество рам для вашей

работы?

Может ли зима быть разной по-своему характеру?

Опишите

характер

студеной,

суровой,

ветреной,

ледяной,

снежной,

морозной, солнечной, вьюжной зимы.

У нас в России зимы могут быть разными, но в основном они морозные,

снежные и студеные.

Как вы думаете, почему мы даём такому природному явлению как зима

характеристики, которые присуще человеку?

Как

по-разному

называют

поэты

и

писатели

зиму?

(Матушка-зима,

Кудесница-зима, Чаровница, Волшебница-зима, Седая зима).

Что такое портрет?

Портрет

это

жанр

изобразительного

искусства,

где

воспроизводится

индивидуальный облик человека, в котором художник раскрывает его внутренний мир,

9

сущность характера.

Я хочу показать вам портреты женщин, которые нарисовали русские художники.

Всмотритесь и попробуйте отнести их к следующим категориям характеристик:

1.

Таинственность

2.

Загадочность

3.

Надменность

4.

Нежность

5. Гордость

6.

Холодность

7.

Задорность

В. Боровиковский ''Портрет Е.Н. Арсеньевой''

''Портрет М.И. Лопухиной''

И. Крамской ''Неизвестная''

В. Васнецов ''Снегурочка'',

'' Три царевны подземного царства''

М. Врубель ''Царевна- Лебедь''

И. Аргунов ''Портрет неизвестной крестьянки в русском

Костюме''.

Вы, наверное, обратили внимание, что художники написали некоторые портреты

женщин в русском наряде. Расскажите о том, что вы знаете о зимней нарядной одежде,

которую носили женщины в старину. Какая на ваш взгляд деталь одежды была самая

красивая, привлекательная? Почему?

Действительно, в русском костюме особое внимание уделялось головному убору.

Он являлся важным элементом народного костюма. На украшение головных уборов шли

самые

ценные

и

редкие

материалы:

драгоценные

камни,

жемчуг,

цветные

стекла.

С

головным убором сочетались фигурные серьги, височные подвески. Форма головного

убора сочеталась с прической.

Что такое кокошник? (Праздничный головной убор).

Еще

раз

обращаю

внимание

на

портреты

''Царевна-лебедь''

М.

Врубеля

и

И.

Аргунова ''Портрет неизвестной крестьянки…''

В

процессе

повторного

рассматривания

портретов

включается

музыка

П.И.

Чайковского и Римского-Корсакова.

10

4. Практическая часть.

Посмотрите внимательно на материалы, из которых вам предстоит создать образ

Волшебницы зимы. Проектировать этот образ вы будете по группам. Но каждый из вас в

своей подгруппе может проявить свой индивидуальный творческий талант, свои знания,

умения

и

навыки,

полученные

на

уроках

изобразительного

искусства.

Вы

станете

дизайнерами.

Кто знает, что означает слово дизайн?

Дизайн – это художественное проектирование новых предметов, которые красивы и

полезны.

То, что у нас получится – портреты Волшебницы Зимы – будут красивыми, и мы

сможем украсить холл школы, чтобы гости и другие дети могли полюбоваться ими.

Какой образ зимы можно создать из предложенного природного, ''бросового''

и др. видов материалов? (дети обосновывают свой выбор).

Чтобы

правильно

выполнить

тематическую

композицию

в

технике

коллажа,

необходимо соблюдать правила работы:

1.

Каждая подгруппа обдумывает, как наилучшим образом в эскизе раскрыть

содержание темы (быстрая зарисовка с опорой на имеющиеся материалы).

2.

Необходимо

в

центре

портретной

плоскости

разместить

модуль

(нарисованное или фотографическое изображение лица).

3.

Определить, что будет главным в портрете, а что второстепенным (главное –

лицо, головной убор, украшения головного убора; второстепенным – оформление нижней

части портрета в стилизованной форме и фон).

4.

Пространство

вокруг

лица

можно

членить

произвольно

или

в

четком

ритмическом порядке (зависит от замысла детей).

5.

Распределить

обязанности

и

виды

деятельности

между

собой

(кто-то

вырезает,

кто-то

склеивает,

кто-то

украшает

и

т.п.).

В

процессе

совместной

работы

согласовывать свои действия друг с другом.

6.

Осуществить

сборку

для

предварительного

просматривания

идеи,

скорректировать, находя наиболее удачный вариант.

7.

Использовать клей и проволоку для окончательной сборки коллажа.

Возникновение проблемной ситуации

11

Эмоционально-художественные

затруднения

могут

возникнуть

при

неполноте

определенных знаний, наблюдений, фактов об объектах действительности, при нехватке

опыта

эстетической

оценки

явлений,

эмоционально-эстетических

впечатлений.

Для

решения их необходим поиск новой информации.

Педагог

предлагает

детям

отобрать

фотографии,

иллюстрации,

в

которых

запечатлен образ той зимы, который пытаются создать дети в подгруппах. Обращается

внимание

на

ключевые

особенности

изображений.

Обобщение

может

быть

в

виде

стихотворной формы. Например,

Чародейкою

Зимою

Околдован,

лес

стоит

И под снежной бахромою,

Неподвижною,

немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не

мертвец

и

не

живой

-

С н ом

в ол ш е б н ы м

о ч а р о в а н ,

В е с ь

о п у т а н ,

в е с ь

о к о в а н

Легкой цепью пуховой. (Ф. Тютчев)

Чтобы

создать

образ

снежной

бахромы,

какие

материалы

необходимо

использовать, как можно их дополнительно обработать?

Возникновение затруднений и поиск способов.

В

реализации

замысла

могут

возникнуть

затруднения

мыслительного

и

эмоционального характера. Для этого необходимо вычленение противоречий. Например,

при закреплении на панно материалов таких как, пенопласт, фольга, ветки, недостаточно

клея ''Момент''. Но красивое и точное сочетание этих материалов идейно оправдано. Как

поступить?

Необходимо

воспользоваться

булавками.

Необходимо

подсказать

детям

наиболее правильный прием фиксирования.

5. Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка.

Результат

решения

выполненного

задания

отмечается

с

точки

зрения

оригинальности,

самостоятельности,

выразительности,

соответствия

замысла

и

грамотности. Дети по подгруппам защищают свой проект, рассказывая о своем подходе в

создании композиции панно по теме ''Волшебница Зима''. В качестве усиления эффекта

можно прочитать стихотворения:

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима.

(А.

Пушкин)

Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и

степям. (И. Никитин)

12

Памятка для защиты проекта.

1.

Какой по характеру образ Волшебницы зимы создавала ваша группа?

2.

Какие материалы вы выбрали для реализации своего замысла? Почему?

3.

Расскажите об основных этапах выполнения тематической композиции?

4.

Какие приемы работы вы использовали? Чем это было оправдано?

Итог. Завершение.

На этом занятии мы совместно сделали попытку превратить придуманный образ в

реальное изображение. Наша фантазия сначала была неустойчива, но в процессе работы с

разнообразными материалами, как по волшебству, появился новый художественный образ

зимы, который вы не видели, а только представляли. Мы поставили эти портреты в ряд, и

у нас получилась небольшая портретная галерея.

Именно так человек придумывает новые вещи, которыми другие люди пользуются

с

большим

удовольствием.

То,

чем

вы

сегодня

занимались,

называется

творческим

проектированием. Попробуйте дома самостоятельно спроектировать что-то красивое и

полезное,

то,

чем

вы

сможете

порадовать

своих

близких.

Вы

можете

привлечь

для

совместной деятельности своих братьев и сестер, пап, мам, бабушек и дедушек. Чем

больше людей применяют свои знания, тем интереснее получается результат.

Это может быть красивая новогодняя композиция из цветов; или поздравительная

открытка, выполненная разными способами; а может быть, это будет необычный образ

новогодней собаки. Используйте для этого любой материал, который попадется вам в

доме. И тогда вы сможете почувствовать себя настоящими волшебниками!

13



В раздел образования