Автор: Корелина Марина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№29"
Населённый пункт: Город Северодвинск, Архангелькая область
Наименование материала: Литературный квест
Тема: "Пушкин и его время "
Раздел: среднее образование
Литературный квест «Пушкин и его время» (для 9-х классов)
Цель: приобщить современных школьников к творчеству А.С.Пушкина
через участие в литературном квесте.
Оборудование: маршрутные листы командам, конверты с заданиями
этапов, аудиозаписи танцев 18 -19 веков для сопровождения этапа
«Танцы».
Ведущий: Пушкин. Это имя знакомо каждому русскому человеку. С детства
входит в нашу жизнь звучное имя – Пушкин, делая нас умнее, добрее, и
сопровождает нас всю жизнь.
1.
Этап. «Поэтическое фехтование» «Пушкин – это …» (Строфа –
1балл; возможное количество баллов для команды – 7.
Капитаны команд – участниц и их помощники (4 человека)
Продолжи строки стихотворения Я. Полонского в сокращённом
варианте («А. Пушкин», 1880)
1.
Пушкин – это возрожденье
Русской Музы, воплощенье
Это - незапечатленный
Ключ поэзии, священный
В светлой области искусств.
2.
Это – вещего Баяна
Струнный говор…
свист Руслана…
И русалок голоса…
3. Это старой няни сказка,
Это молодости ласка, —
Огонек в степной глуши…
4. Это — слезы умиленья…
Это — смутное влеченье
Вечно жаждущей души…
5.Свой в столицах, на пирушке,
В сакле, в таборе, в лачужке,
Пушкин чуткою душой
Слышит друга голос дальний, —
Песню Грузии печальной…
Бред цыганки кочевой…
6. Слышит крик орла призывный,
Слышит ропот заунывный
Океана в бурной мгле, —
7. Видит небо без лазури
И, — что краше волн и бури, —
Видит деву на скале…
8. Знает горе нам родное…
И разгулье удалое, —
И сердечную тоску…
9. Ничего не презирая,
В дымных избах изучая
Дух и склад родной страны,
Чуя русской жизни трепет,
Пушкин — правды первый лепет,
Первый проблеск старины…
10. Пушкин — это эхо славы
От Кавказа до Варшавы,
От Невы до всех морей,
11. Это — сеятель пустынный,
Друг свободы, неповинный
В лжи и злобе наших дней.
12. Это — гений, всё любивший,
Всё в самом себе вместивший —
Север, Запад и Восток…
13. Поэтический Мессия
На Руси, он, как Россия,
14.Поэтический Мессия
На Руси, он, как Россия,
Всеобъемлющ и велик…
Ныне мы поэта славим —
И на пьедестале ставим
Прославляющий нас лик…
2.«Детство» (1балл за верный ответ)
6 июня (26 мая по старому стилю)1799года в Москве на Немецкой улице у
майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр.
Он не был единственным ребёнком в семье…
Вопрос: Кто ещё из детей был в семье Пушкиных? старшая сестра Ольга /
1797г./ и младший брат Лев/1805г./ Всего у Пушкиных было 8 детей. Пятеро
из них - Михаил, Николай, Павел, Платон, Софья - умерли во младенчестве.
Александр рос обычным мальчиком: шустрым, шаловливым, имел дурные
привычки.
Вопрос: Назовите дурные привычки Пушкина в детстве. (грыз ногти, терял
вещи, упрямился)
Мать будущего поэта, Надежда Осиповна, к сожалению, недолюбливала его.
Но особенно её раздражало, что Саша терял носовые платки, что совершенно
недопустимо для ребёнка из дворянской семьи.
Вопрос: Как с этим боролась Надежда Осиповна? (пришивала)
Мария Александровна Ганнибал, бабушка Пушкина, вспоминала: « … Саша
был большой увалень и …, кудрявый мальчик со смуглым лицом, не скажу,
чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и
сыпались.
Вопрос: Какое слово пропущено? (дикарь)
Уже в раннем детстве Александр легко подбирал рифмы, сочинял стихи.
Сестра Пушкина, Ольга Сергеевна, вспоминала о постановке комедии
«Похититель», сочинённой будущим поэтом на французском языке. Ольга
«освистала» комедию.
Вопрос: не понравилась поэма? Почему Ольге не понравилась поэма?
(Сюжет Пушкин позаимствовал у Мольера. И сам на себя написал
эпиграмму:
- Скажи ,за что «Похититель»
Освистан партером?
- Увы, за то, что бедняга сочинитель
Его похитил у Мольера.
Ведущий: Пушкин ещё до поступления в Лицей знал произведения Мольера
едва ли ре наизусть. Да и не только Мольера, литературу Пушкин знал
неплохо, что ему помогло без труда поступить в Лицей. Начался следующий
этап в жизни будущего поэта –
3.Этап «Лицей»
Ведущий: 9 октября 1811года Пушкина привезли в Царскосельский Лицей.
Хотя воспитанники съехались, занятия не начинались, все готовились к
торжественному открытию Лицея.
Вопрос: Назовите день открытия Лицея, день, воспетый поэтом, во многих
стихах. (19 октября)
Как и большинство мальчишек, все лицеисты имели прозвища.
Задание: Перед вами фамилии лицеистов и их прозвища.
Пущин – «Суворочка»
Кюхельбекер – «Жанно»
Миша Яковлев – «Паяц двести номеров»
Вольховский Владимир – «Виля»
Илличевский Алексей – «Кирпичный брус»
Комовский – «Олосенька»
Тырков – «Лиса – проповедница»
Ответы: Пущин – «Жанно»
Кюхельбекер – «Виля»
Вольховский Владимир –«Суворочка»
Илличевский Алексей – «Лиса – проповедница»
Тырков – «Кирпичный брус»
Пушкин не был исключением. У него было тоже прозвище.
Вопрос: Назовите самое известное прозвище поэта.(Сверчок)
У Пушкина были и другие прозвища - «егоза», «обезьяна с тигром», данные
за ловкость ,уменье прыгать, бросать мяч.
Задание: В стихотворении пропущено слово – прозвище Пушкина, найдите
его.
В те дни, как я поэме редкой
Не предпочёл бы мячик меткий,
Считал схоластику за вздор
И прыгал в сад через забор…
Когда … называли
Меня задорные друзья,
Когда педанты предрекали,
Что век повесой буду я.(французом)
Лицеисты быстро сдружились и надолго остались верны друг другу.
Расставаясь, они решили каждый год собираться и торжественно
праздновать день открытия Лицея. К 19 октября Пушкин писал стихи ,
воспоминаниями о своих друзьях.
Вопрос: Кому из лицейских друзей посвящены строки стихов Пушкина?
Поэта дом опальный,
… ты первым посетил.
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день Лицея превратил. (Пущину)
Он не пришёл кудрявый наш певец,
С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:
Под митрами Италии прекрасной
Он тихо спит… (Корсакову)
… Твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыплённый,
И бодро я судьбу благословил. ( Дельвигу)
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся – но поздно! И уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи,…,не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам? (Вильгельму Кюхельбекеру)
… С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И стой поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя! (Матюшкину)
Любовью, дружеством и ленью
Укрытый от забот и бед,
Живи под их надёжной сенью;
В уединении ты счастлив: ты поэт.
… счастливец с первых дней. (Дельвигу)
Хвала тебе – фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной.
Всё тот же ты для чести и друзей. (Горчакову)
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Твой колокольчик огласил. (Пущину)
Многие лицеисты увлекались поэзией, в том числе и Пушкин.
Вопрос: Первое напечатанное стихотворение «К другу стихотворцу» поэт
подписал так «Александр «Н.к. ш.п.» Что обозначают эти буквы? (Пушкин)
Задание: под каким стихотворением появилась полная подпись поэта
«Пушкин» («Воспоминания о Царском Селе»)
Прошли лицейские годы. В Петербурге, где Пушкин был зачислен в коллегию
иностранных дел, поэт окунулся в светскую жизнь. Одним из главных занятий
светских людей были танцы. Пушкин не был блестящим танцором, но любил
выезжать на балы. На балу Александр Сергеевич познакомился со своей
будущей женой, Гончаровой Натальей Николаевной.
4 этап. «Танцы пушкинской эпохи » (1 балл за название танца)
Задание: Перед вами названия танцев 18 – 19 в. (Мазурка, менуэт, котильон,
полонез, гросфатер, вальс)
1. Какой из предложенных танцев мог хорошо танцевать Евгений Онегин?
(«Легко мазурку танцевал»)
2.Назовите старинный немецкий танец, название которого произошло от
слова «дедушка» (гросфатер)
3. Назовите старинный польский танец, возникший в эпоху Средневековья,
носит характер торжественного, блестящего шествия. (полонез)
4.На какие танцы приглашал Евгений Онегин Ольгу Ларину в «весёлый
праздник именин»? (Мазурку, полонез, вальс).
Творчество А. С. Пушкина (1балл за верный ответ ответ)
1. «Что за прелесть эти сказки!»
Задание: Расположите сказки по времени их написания:
1830 –«Сказка о попе и работнике Балде»
1830 – «Сказка о медведихе»
1831 – «Сказка о царе Салтане ,о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче» и о прекрасной царевне Лебеди»
1833 – «Сказка о рыбаке и рыбке»
1833 – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
1834 – «Сказка о золотом петушке»
2.«Евгений Онегин» (1балл за верный ответ)
Задание: Сколько времени работал Пушкин над произведением? (1823 – 26
сентября 1831года), на следующий день был составлен план – оглавление
всего романа в стихах, который сохранился только в черновиках поэта, в
самом произведении главы идут без названия.
Расположите по порядку названия глав: «Поэт», «Москва», «Поединок»,
«Большой свет», «Хандра», «Именины», «Странствие», «Барышня»,
«Деревня».
Ответ:
1глава – «Поэт»
2глава – «Барышня»
3глава – «Деревня»
4глава – «Деревья»
5глава – «Именины»
6 глава – «Поединок»
7глава – «Москва»
8глава – «Странствия»
9глава – «Большой свет»
Всего глав в произведении 8. Какая глава не вошла в произведение?
(«Странствия»)
3.«Эпиграф!»
У каждой из 8 глав, вошедших в произведение, есть эпиграф(ы), распредели
их.
А. /Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай. Байрон (англ.)
Б. / Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не
больно. / Петрарка (итал.)
В. “И жить торопится и чувствовать спешит”/К. Вяземский/
Г. /Она была девушка, она была влюблена. / Мальфилатр (франц.)
Д. Глава 2. O rus ! ... Hor /О, деревня! / Гораций ( латин.) О Русь!
Ж. О, не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана! (Жуковский.)
З. /Нравственность в природе вещей. / Неккер (франц.)
Е. Москва, России дочь любима, Где равную тебе сыскать? Дмитриев Как не
любить родной Москвы? Баратынский Гоненье на Москву! что значит видеть
свет! Где ж лучше? Где нас нет. Грибоедов.
Ответы: 1 –В; 2 – Д; 3 – Г;4 – З; 5 – Ж; 6 – Б; 7 – Е; 8 – А.
5 этап.«Современники Пушкина. Галерея портретов» Задание: «Чей
портрет?»
1. Павел Иванович Пестель
2. Антон Антонович Дельвиг
3.Одоевский Владимир Фёдорович
4. Вяземский Пётр Андреевич
Ответы: 1. - Антон Антонович Дельвиг;2. - Павел Иванович Пестель; 3. -
Вяземский Пётр Андреевич; 4. - Одоевский Владимир Фёдорович.
6 этап «Безмолвные свидетели»
Ведущий:
1.Какому предмету Пушкин посвятил стихотворение?
Заветный твой кристалл
Хранит огонь небесный;
И под вечер, когда
Перо по книжке бродит,
Без вялого труда
Оно в тебе находит
Концы моих стихов
И верность выраженья;
(Этот предмет сейчас находится в музее – последней квартире А.С.
Пушкина на Набережной Мойки, дом12, в Санкт – Петербурге.) Ответ: «К
моей чернильнице», подарку П.В. Нащокина, с бронзовой фигуркой арапа.
2. Ведущий: У Пушкина было кольцо с крохотным светильником раподобие
древнегреческих.Такие кольца носили Дельвиг, Гнедич, Фёдор Глинка и ещё
человек 20 в Петербурге.
Вопрос: О чём говорило это кольцо?Кто носил такие кольца? ( члены
общества «Зелёная лампа»)
3.Пушкин любил трости. Они были у него разные. Прогуливался Александр
Сергеевич всегда с тростью, фигурно размахивая. Особенно поэт дорожил
тростью с деревянной ручкой, в которую была вделана бронзовая золочёная
пуговица мундира.
Вопрос: Кому принадлежал мундир? (Петру Великому. Эта пуговица была
подарена Петром 1 своему крестнику Ибрагиму Ганнибаллу. Как трость
попала к Пушкину, неизвестно. Может быть, он получил её в подарок от
деда.
3.
Ведущий: С этим портретом Пушкин не расставался. Поэт, который
изображён на портрете, сам подарил картину Пушкину в 1820 году,
когда Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила»
4.
Вопрос: Кто изображён на портрете? (Это портрет Жуковского.
Надпись «Победителю – ученику от побеждённого учителя в тот
высокоторжественный день, в который он закончил свою поэму
«Руслан и Людмила»
Подведение итогов по маршрутным листам команд, награждение
команд сборниками произведений А.С. Пушкина, поощрительными
призами.