Автор: Саитова Разима Юнусовна
Должность: учитель
Учебное заведение: НОШ д.Исянбетово Филиал МОБУ СОШ с.1-е Туркменево Баймакского района
Населённый пункт: Башкортостан
Наименование материала: Разработка урока математики
Тема: "Умножение на 1"
Раздел: начальное образование
Учебный предмет: математика.
УМК «Школа России». Автор М.И.Моро, М.А. Бантова и др. «Математика», М.:
«Просвещение», 2014 г.
Класс: 3 класс.
Дата проведения: 14.12.2017 г.
Тема урока: Умножение на 1.
Цель: познакомить с правилом умножения на 1; закреплять знание таблицы умножения,
умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты: учащиеся научаться умножать один и на число; пользоваться
таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность
выполнения действий; устанавливать причинно-следственные связи.
Учебные универсальные действия:
Предметные УУД: научатся выполнять умножение на 1; пользоваться таблицей
умножения и деления.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: осуществлять контроль и результата деятельности.
Познавательные: уметь применять правила и пользоваться инструкцией.
Коммуникативные: задавать вопросы и формулировать свои затруднения.
Личностные результаты: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Оборудование: ноутбук, учебник «Математика», карточки с заданиями.
Структура урока:
Орг. момент.
Цель: создание положительных эмоций, актуализация опорных знаний.
(1 мин.)
Положительный эмоциональный настрой обучающихся на урок.
- Посмотрите на своих соседей по парте, улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте
интересной работы, положительных эмоций на уроке.
- Сегодня нас ждет путешествие в страну, которой нет на карте. В этой стране мы
повторим решение задач, выражений, проведем исследование одной очень важной темы.
Это страна - математика. Математика приглашает к себе тех, кто настойчив, кто часто
говорит «почему?», кто не боится вычислений и цифр. Нашим девизом будут слова: «В
математику тропинки одолеем без запинки». В пути мы будем помогать друг другу, если
появятся трудности.
- Откройте тетрадь, запишите дату. Несколько человек поработает с карточками
индивидуально. Остальные ребята выполнят математический диктант.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
Найди значения выражений, расшифруй слово:
47 + 49 : (15 - 8) 61 - 27 : (11 - 2)
36 + 9 • (14 - 7) 96 - (33 +30) : 9
45 + 56 : (15 - 7) 56 - 16 : (11 - 3)
23 + 7 • (13 - 6) 83 - (33 + 31) : 8
2. Математический диктант.
1. Увеличьте 5 в 8 раз. (40)
2. Найдите частное чисел 72 и 8. (9)
3. Уменьшите 63 в 9 раз. (7)
4. Какое число разделили на 8 и получили 6? (48)
5. На сколько нужно умножить 5, чтобы получить 45? (на 9)
6. Сколько раз по 6 содержится в числе 42? (7)
7. Какое-то число умножили на 1 и получили 24. Какое число умножили? (24)
8. Делимое 56 делитель 7. Чему равно частное? (8)
9. При умножении какого числа на само себя в произведении получается 81? (9)
10. Ноль умножили на какое-то число и получили 0. Какое число умножили? (Любое)
- Самопроверка (ответы записаны на доске).
- Нарисуйте веселый смайл, если вы справились без ошибок.
3. Работа с карточками самоконтроля.
- Возьмите карточку № 34. Прочтите задание, решите. Дайте ответ. Проверьте по таблице.
Вывод: - Что такое площадь фигуры? (Поверхность внутри фигуры.)
- Как найти площадь прямоугольника? (Нужно длину умножить на шири
Прочтите задание. (Найти выражение, значения которых равны.)
Вывод: - какое свойство произведения использовано? (Переместительное свойство
умножения.)
Работают по карточке,
выполняют задание, отвечают на вопросы, находят правильные ответы.
Самоопределение
к деятельности.
Цель: определить тему урока, поставить задачи урока.
На доске:
0 ∙ 7 1 ∙ 5 9 ∙ 1
0 ∙ 5 1 ∙ 3 7 ∙ 1
0 ∙ 9 1 ∙ 4 8 ∙ 1
- На какое правило даны примеры в 1-м столбике? (Умножение 0 на любое число.)
- Какой результат? (0)
- Какой вывод можно сделать? (При умножении 0 на любое число, получится 0.)
- Посмотрите на 2-й столбик. С каким правилом мы столкнёмся при решении данных
примеров? (При умножении 1 на любое число, получится такое же число.)
- Посмотрите на 3-й столбик. Определите тему нашего урока. (Умножение любого числа
на 1.)
- Правильно! Сегодня мы будем знакомиться с умножением чисел на 1. С какой целью мы
будем изучать данную тему? (Научиться умножать любое число на 1, использовать это
правило при решении примеров и задач.)
- Откройте учебники на стр. 82, определите задачи урока.
(Изучим особые правила умножения числа на 1; будем развивать умения вычислять
выражения; тренироваться решать задачи.)
Высказывают свои предположения.
Анализируют решение примеров и приходят к выводу..
Открытие нового знания.
Цель: учить заменять сумму одинаковых слагаемых умножением.
- Вычислите, заменив умножение сложением, примеры на доске: 11 ∙ 3 15 ∙
2 20 ∙ 4 12 ∙ 1
- Найдите лишний пример. Почему он лишний? (Последний пример нельзя заменить
сложением.)
- Какое свойство умножения нужно применить, чтобы его вычислить?(Переместительное
свойство умножения.)
- Вычислите 3-й столбик.
Сравнивают примеры, высказывают своё мнение, формулируют правило умножения.
Физминутка.( У жирафа пятна…)
Работа по теме урока.
Цель: формировать навыки счета, используя правило.
- Прочитайте правило на с. 82 в красной рамке. Какой вывод можете сделать? (При
умножении любого числа на 1 получается то число, которое умножали.)
- Объясните, что обозначает данная формула: а ∙ 1 = а (вывесить на доске).(Вместо
буквы а можно подставить любое значение.)
1. Работа с учебником.
Игра «Микрофон». (№ 1 с. 82, устно с объяснением).
2. Работа с электронным приложением.
Игра «Не ошибись» (соревнования по рядам).
Работают с новыми видами примеров, учатся умножать двузначные числа на 0.
Физминутка для глаз.
(1 мин.)
- Нарисуйте глазами трижды цифру 0, а теперь в обратную сторону трижды. Покажите
головой трижды, а теперь в обратную сторону трижды. Нарисуйте глазами цифру
1трижды, а теперь в зеркальном отражении столько же. Покажите головой столько же раз,
а теперь в зеркальном отражении.
Выполняют упражнения под музыку
Закрепление изученного материала
Цель: использовать навыки счёта при выполнении разных заданий, решать текстовые
задачи.
12. ин)
1.
Решение задачи № 3 с. 82 (индивидуально).
- Прочтите задачу.
- Как удобнее записать задачу кратко? (Таблицей).
- Что примем за единицу? (Массу 1 банки).
- Что такое 24 кг? (Общая масса варенья).
- Что в задаче будет одинаковым? ( Масса каждой банки).
- Заполните таблицу.
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Массу 1 банки).
- Как найти массу 1 банки? ( Общую массу разделить на количество банок).
- Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.
(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение на доске.Проверка.)
(1)18 : 6 = 3 (кг) – в 1 банке.
2)24: 3 = 8 (б.)
М.в.: 24 : (18 : 6) = 8
Ответ: 8 банок понадобится.)
2. Решение геометрической задачи (работа в группах по рядам).
- Внимательно рассмотрите чертеж сада. Зеленым цветом, обозначен малинник. Остальная
площадь, занята фруктовыми деревьями. Вычислите площадь под деревьями. Определите
порядок действий и запишите решение. (Командиры групп получают задание.)
- Проверка. (Командир группы первой выполнившей задание объясняет решение.)
(1.Найти площадь всего участка. (9 • 8 = 72 м
2
)
2. Найти площадь малинника. (7 • 4 = 28 м
2
)
3. Найти площадь сада под деревьями. (72 – 28 = 44 м
2
))
Резерв. № 2 с. 82 (Самостоятельно).
- Что нужно знать, чтобы решить выражения 2, 3и 4 столбиков? (порядок действий.)
Работают с учебником, выполняя различные виды задания.
Рефлексия
(3 мин.)
- «Проверь себя» (учебник, с. 82, самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы
записаны на доске: 89, 14, 0, 32).
- Итак, назовите тему урока.
- Что мы узнали об умножении числа на 1?
- Какие задачи ставили на урок?
- Продолжите фразу:
Сегодня я узнал…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Определяют своё эмоциональное состояние..
Итог урока. Домашнее задание.
(2 мин.)
Домашнее задание: с. 82 № 7, а № 5 или № 6 - по выбору.
- Очень жаль, что путь не долог,
Возвращаться нам пора.
Но на следующем уроке –
Вновь продолжится игра.
У вас на партах заготовки смайликов. Изобразите смайлик, как вы оцениваете свою работу
на уроке.