Автор: Кондакова Елена Михайловна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Г. Агрыз (Республика Татарстан
Наименование материала: Лекция-концерт
Тема: Лекция-концерт "Жизнь и творчество М.П. Мусоргского"
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Детская школа искусств» Агрызского муниципального района
Республики Татарстан
Лекция-концерт
к юбилею (175 лет)
М.П. Мусоргского
Подготовила:
Преподаватель
по теоретическим дисциплинам
Кондакова Е.М.
Модест
Петрович
Мусоргский
21 марта исполнилось 175 лет со дня рождения одного из самых ярких и
самобытных композиторов 19 века М.П.Мусоргского.
М.П.Мусоргский родился в 1839 году в селе Карево Псковской губернии
в
имении
своего
отца
Петра
Алексеевича.
Среди
живописной
природы
,обширных полей, лугов, озёр, лесных чащ протекало его детство.
Большую часть времени Модест и его старший брат Филарет проводили
с нянькой-маленькой старушкой с тёмным и строгим лицом. На ночь нянька
сказывала барчукам сказки, которых
знала несметное множество - про
Иванушку-дурачка
,
про
Василису,
про
Бабу
–Ягу,
лешего,
водяного.
Рассказывает она выразительно выговаривая, словно выпевая слова. Под
этот
мерный
говор
старший
8-летний
брат
засыпает,
но
с
меньшим
Моденькой не так-то легко управиться. Кажется, этот баловник готов слушать
всяческие россказни всю ночь напролёт, лёжа с широко раскрытыми глазами.
Под конец нянька сердится - Спи! Нето бука съест!- Расскажи нянюшка про
буку! Нянька озадачена. Сказок про буку ей и не приходилось слышать. Букой
она стращает детей, чтобы слушались.
Уже в возрасте 30 лет напишет композитор вокальный цикл «Детская»,где
с большой любовью и нежностью раскрывает мир ребёнка, погружаясь в
свои собственные воспоминания о детстве.
«С няней»
Ещё забавнее была сценка из детской жизни «В углу». Начинается она
негодующим
возгласом
няни,
стремительно
налетающей
на
мальчика
Мишу-«Ах
ты
проказник!...Клубки
размотал!
Прутки
растерял!..Все
петли
спустил!..Чулок
весь
забрызгал
чернилами!
В
угол!
В
угол!-
Сердитые
восклицания
сопровождаются
в
аккомпанементе
звонкими
шлепками.-
Далее
–очередь
Мишеньки.
Дождавшись,
чтобы
няня
угомонилась,
проказник заводит плаксивое нытьё, придумав вину свалить на котёночка.
«В углу»
Вечером, накануне Иванова дня, вся деревня собирается на берегу
озера на празднество, называемое, «Купалом». Зажигают костры, заводят
хороводы, затягивают песни, прыгают через костры, бросают в воду венки из
цветов.
Рассказывает няня, что в эту ночь ведьмы на помелах летают на Лысую гору.
На
окна
и
двери
вешает
она
связки
жгучей
крапивы,
чтоб
от
ведьм
уберечься. Эти воспоминания детства отразились в оркестровой фантазии
«Ночь на Лысой горе», которую напишет он спустя много лет.
Мать Модеста, Юлия Ивановна, вечерами садилась за фортепиано,
играла
пьесы
Листа,
ноктюрны
Фильда,
а
5-летний
Модест
забирался
в
большое
кресло,
свернувшись
клубочком,
и,
затаив
дыхание,
слушал
знакомые
звуки.
Оставшись
один
в
зале,
он
подходил
к
инструменту,
и
,нащупывая клавиши, подбирал знакомые мелодии.
Мать, обнаружив, его музыкальные способности, начала заниматься с
5-летним
мальчуганом.
Разучивала
с
ним
упражнения,
гаммы,
кадрили,
галопы, вальсы-всё то, что сама учила в детстве. Не довольствуясь тем, что
ему задавали, мальчик играл по слуху более сложные вещи из репертуара
матери. Однажды он удивил родителей, сыграв пьесу Листа. Было ему тогда
7 лет. Случай этот заставил родителей призадуматься. Музыкальное развитие
ребёнка шло так быстро, что знания матери оказывались недостаточными. И
решили родители
подыскать для Модеста хорошую учительницу. Скоро в
усадьбе
появилась
гувернантка-немка,
которая
обучала
обоих
мальчиков
фортепианной игре, и немецкому языку, а также арифметике и географии.
После
двух
лет
занятий
с
новой
учительницей
Модест
на
семейной
вечеринке в присутствии многочисленных гостей сыграл большой трудный
концерт
Фильда.
Эффект,
произведённый
игрою
9-летнего
мальчика
,превзошёл
все
ожидания.
Модеста
обнимали,
целовали,
предсказывали
мальчику
блестящую
карьеру.
Не
музыкальную,
конечно.
Такая
странная
мысль никому и в голову не могла придти. Моденька Мусоргский должен
был стать гвардейским офицером.
В августе 1849 года. отец везёт своих сыновей Модеста и Филарета в
Петербург
и
определяет
в
Петропавловское
училище.
Для
Модеста
он
подыскал модного тогда учителя музыки Антона Августовича Герке.
Не по летам серьёзный мальчик занимался с усердием по всем предметам.
Через два года отец определил Модеста в частный пансион, где готовили
дворянских детей для поступления в Гвардейскую школу.
В пансионе о серьёзных занятиях не было и речи. Здесь обучались
избалованные дворянские недоросли.
В 13 лет Модест был принят в Школу гвардейских подпрапорщиков. В
школе царил дух военной муштры ,и не особо приветствовалось стремление
к знаниям. Среди учеников Мусоргский выделялся серьёзным интересом к
наукам,
литературе,
истории.
По
ночам,
тайком
от
всех
он
изучал
самостоятельно философию. Директор школы Сутгов, узнав об этом, был в
недоумении:
дело
ли
будущему
гвардейцу
забивать
себе
голову
философией? Вызвав
к себе, он долго журил
его: -Какой же,
mon cher,
выйдет из тебя офицер? -говорил он ему с укоризной.
Модест продолжал заниматься музыкой. Под руководством строгого и
аккуратного Герке он делал заметные успехи. Однажды он сочинил такую
весёлую, задорную польку, что все товарищи пришли в восторг и заставляли
без
конца
повторять
полюбившуюся
им
польку.
Модест
назвал
своё
сочинение «Подпрапорщик-полька» и посвятил её своим товарищам.
Известие о смерти отца тяжело поразило Мусоргского. Порвалась нить,
связывающая его с родным домом и детством.
В 1856 году Мусоргский окончил гвардейскую школу и был направлен
на службу в знаменитый Преображенский Полк. Пьянство, танцы, кутежи,
игра
в
карты
были
любимым
времяпровождением
гвардейцев.
По
свидетельству
одного
из
своих
товарищей
Мусоргский
вполне
усвоил
изящные манеры офицера: одевался франтиком, говорил по
французски,
ещё лучше танцевал, великолепно играл на фортепиано. Товарищи по полку
полюбили подпрапорщика Мусоргского за его весёлый, открытый характер,
за остроумие и музыкальность. Участвуя в их кутежах, Модесту по целым
ночам приходилось бренчать кадрили, вальсы и польки. Этим он окупал своё
участие в пирушках, так как денег у него не было. Состояние, оставленное
отцом, оказалось расстроенным и не давало дохода.
Однажды с одним из своих друзей Мусоргский посетил дом
Александра Сергеевича Даргомыжского. Здесь собирались любители музыки
Исполняли отрывки из опер Глинки и Даргомыжского и их романсы. Для
Мусоргского
этот
вечер
был
настоящим
откровением.
Впервые
он
познакомился с русской музыкой. С тех пор юноша стал часто бывать у
Даргомыжского.
На одном из музыкальных вечеров Мусоргский познакомился с двумя
молодыми
музыкантами-
Цезарем
Антоновичем
Кюи
и
Милием
Алексеевичем Балакиревым. Замечательная личность Балакирева, его яркая
своеобразная игра и смелые мысли произвели огромное впечатление на
Мусоргского. Всё сильнее влекло его к творчеству. Он сочинил песню в духе
популярных
тогда
чувствительных
романсов «Где
ты,звёздочка»,а
также
пьесу, которую назвал «Воспоминания детства». Эти сочинения он показал
Балакиреву, но тот самым безжалостным образом раскритиковал их.
- Мелодия банальна, модуляция корява, доминантсептаккорд не к месту!
Мусоргский и не знал о таких понятиях. Он ведь не изучал теории музыки.
Тогда
он
обращается
к
Балакиреву
с
просьбой-
давать
ему
уроки
композиции.
20-летний
Балакирев,
уже
признанный
композитор
и
пианист
начинает
заниматься
с
18-летним
Мусоргским.
Их
занятия
часто
посещали
Кюи
и
Стасов. На уроки Мусоргский приходил усталый после парадов, караулов,
ночных дежурств.
Он начинает работать над трагедией «Царь Эдип», пишет романсы.
Тяга к творчеству и невозможность сочетать творчество с военной службой
приводят Мусоргского к решению об отставке. Дома его намерение вызвало
настоящий переполох. Юлия Ивановна была в отчаянии.- Как, пожертвовать
блестящей
карьерой
гвардейского
офицера,
чтобы
стать
каким-то
неудачником-
музыкантом?
Да
и
дворянское
ли
это
дело
заниматься
композицией? Даже Балакирев и музыкальный критик Стасов, его близкие
друзья,
уговаривали
Модеста
не
делать
такого
шага.-
Вдруг
карьера
композитора
не
состоится?
На
какие
средства
он
тогда
будет
жить?
Но
Мусоргский твёрдо верил в своё композиторское призвание. В июне 1858
года он вышел в отставку, а в
январе 1860 года в концерте РМО было
исполнено его симфоническое «Скерцо», которое по достоинству оценили
музыкальные критики.
Два года он живёт в своём родном имении. В 1861 году после отмены
крепостного права он уступил свою долю наследства брату с условием, что
бывшие его и брата крепостные получат землю без выкупа.
Вступая на тернистый путь начинающего композитора, его не пугала
собственная бедность- он думал только о творчестве.
По возвращении в Петербург своих музыкальных друзей Мусоргский
застал
погружёнными
в
кипучую
деятельность.
Балакирев
открыл
общедоступную «Бесплатную музыкальную школу»,где имели возможность
учиться люди разного звания-рабочие, мастеровые, чиновники, лавочники,
студенты.
При
школе
ежегодно
устраивались
концерты
симфонической
музыки.
Бедственное материальное положение вынудило Мусоргского
поступить
на
службу
чиновником
в
Главное
инженерное
управление
с
небольшим окладом.
В 1863 году он поселился вместе с несколькими товарищами на общей
квартире, которую они называли «коммуной».Каждый из них имел свою
комнату. Был здесь и общий зал, куда по вечерам все сходились, чтобы
беседовать, читать вслух, обмениваться мнениями, горячо спорить. Часто
слушали песни Мусоргского, которые очень нравились его товарищам.
Летом 1864 года Мусоргский пишет песню «Калистрат»-рассказ о
несчастной
доле
задавленного
нуждой
горемыки-
крестьянина,
с
иронической усмешкой глумящегося над своей судьбой. «Калистрат» был
первым
реалистическим
произведением
Мусоргского,
в
котором
он
без
поэтических прикрас изобразил тяжёлую жизнь русского крестьянина.
В имении брата, где Мусоргский иногда жил летом, появлялся
Юродивый. Босоногий, всклокоченный, с безумным взглядом он производил
жалкое и в тоже время жуткое впечатление. Однажды, взглянув в окно,
увидел он Юродивого рядом с молодой крестьянкой. Несчастный, видимо,
стыдился своего убожества, сознавая, что он жалок и смешон, и что никто
никогда его не полюбит. Трогательно- умоляющие интонации дрожащего от
слёз голоса Юродивого глубоко запали ему в душу. Сцену эту он воспроизвёл
осенью 1866 года в своей песне «Светик Савишна»
С течением времени занятия Балакирева с его учениками превратились
в настоящие творческие собрания. К кружку примкнули Римский-Корсаков и
Бородин.
Собрания
балакиревского
кружка,
который
уже
окрестили
«Могучей кучкой», посещали писатели и учёные, художники и скульпторы,
пианисты и певцы. Собирались у Балакирева, у Стасова и Даргомыжского, а
также в доме сестры М.И.Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой.
В 1865 году Мусоргский перенёс тяжёлое нервное заболевание,
вызванное смертью горячо любимой матери. Он нуждался в уходе. Его брат
Филарет, живший временно в Петербурге, забирает его к себе. Но вскоре
переезжает в своё имение, и
Модеста Петровича
приглашает Александр
Петрович Опочинин , старинный друг его матери, пожить в свой дом вместе с
ним и его сестрой. В их доме по субботам собирались писатели, учёные,
постоянно присутствовали и композиторы «Могучей кучки».
В этот период Мусоргский посвящает Опочининым целый ряд своих
произведений:«Песня
старца»,«Стрекотунья-белобока»,а
также
музыкальный
памфлет «Классик». Это музыкальная сатира написана после
критических статей
господина Фаминицына о симфонической
картине
«Садко» Р.- Корсакова, музыку которой он сравнивал с «песнями пьяного
мужика».
Сестру Опочинина Надежду Петровну композитор знал давно и
испытывал к
ней нежные чувства. Ей он посвятил фортепианную пьесу
«Страстный
экспромт»,лирические
романсы
«В
разлуке»,
«Ночь»,
«Желание».
В 1868 году Мусоргский начал работать над оперой «Борис Годунов»
по трагедии Пушкина. Либретто для оперы Мусоргский писал сам. Несмотря
на скучную канцелярскую службу, отнимавшую много времени, сочинение
оперы шло с огромным творческим подъёмом. Очень скоро на музыкальных
собраниях кружка стали исполняться
сначала небольшие отрывки, затем
целые
законченные
сцены
из
«Бориса
Годунова».
Друзья
заслушивались
новым творением Мусоргского, сознавая, что на глазах у них создаётся одно
из величайших в мире произведений. –«Как надо любить и знать свой народ,
чтобы
с
такой
правдивостью
и
силой
воспроизводить
картины
его
быта,
типические образы простых людей. Как надо скорбеть о его тяжёлой доле,
ненавидеть его угнетателей, чтобы с такой художественной убедительностью
воссоздать трагедию векового гнёта. Фрагмент.
Осенью 1870 года композитор представил в дирекцию театра
законченную партитуру «Бориса Годунова»,но получил отказ. Причиной была
антицарская
направленность
произведения.
Но
официальной
причиной
объявили отсутствие в опере выигрышного женского образа. Мусоргский
принялся за вторую редакцию. Но и этот вариант ,в который были введены
польские сцены, образ Марины Мнишек был забракован дирекцией. Только
благодаря помощи друзей-артистов опера была исполнена в 1874 году на
сцене Мариинского театра под управлением Направника. Ни одно русское
оперное произведение
за всю историю существования театра не имело
такого бурного успеха. В течении представления автора вызывали 30 раз.
Мнения
по
поводу
оперы
были
самыми
разнообразными.
Одна
дама
сердито
выразилась-«Какая
же
это
опера,
здесь
музыки
нет
никакой,
,плачешь,
смеёшься,
а
слушать
решительно
нечего».
Великий
князь,
яростный противник балакиревского кружка, явился в антракте за кулисы к
певице Платоновой, которая приложила много усилий для постановки оперы
и с негодованием заявил-«И вам так нравится эта музыка, что вы её взяли в
свой бенефис?» - «Нравится, ваше высочество»-ответила Платонова.- «Так я
вам скажу, что это позор на всю Россию, а не опера»- крикнул великий князь
и поспешил удалиться. Зато молодое поколение ликовало и торжествовало.
Группы
молодёжи,
возвращаясь
из
театра,
с
воодушевлением
распевали
хоры из оперы. Хор «Расходилась, разгулялась»
За годы работы над «Борисом Годуновым» композитор по настоящему
сблизился
и
подружился
со
Стасовым.
Стасов
стал
вдохновителем
и
ближайшим
помощником
Мусоргского
в
создании
следующей
народной
оперы-драмы «Хованщина»
В 1874 году всего за три недели Мусоргский сочиняет фортепианную
сюиту «Картинки с выставки». Он посвящает её Стасову, который организовал
выставку
работ
недавно
ушедшего
из
жизни
художника
и
архитектора
Гартмана, их общего друга. Выставка произвела на Мусоргского большое
впечатление и у него возникла мысль о создании музыкальных картинок на
сюжеты рисунков Гартмана. Цикл открывается пьесой «Прогулка»,которая
появляется
и
далее
между
отдельными
картинками
и
объединяет
разнохарактерные образы в единую целостную композицию.
«Старый замок»- тонко воспроизводит ночной пейзаж, на фоне которого
средневековый трубадур поёт свою печальную песню.
В том же году в Петербурге открылась ещё выставка художника
Верещагина. В своих картинах художник отразил события, связанные
с
покорением
русскими
войсками
древнего
города
Самарканда.
До
Верещагина
живописцы-баталисты
изображали
войну
как
ряд
блестящих
парадов
и
побед.
На
верещагинских
картинах
захватническая
война
предстала варварски жестокой и кровавой. Больше всех поражала картина
«Забытый», где изображён солдат, убитый в бою и оставленный в поле. Уже
летят с неба орлы и вороны, чтобы начать богатый пир. Многие военные
начальники пришли в негодование от картины, говоря, что они оскорбляют
национальное «русское чувство». Впечатлительный и нервный Верещагин,
не выдержав упрёков и оскорблений, изрезал и сжёг три свои замечательные
картины.
Под
впечатлением
от
картины
Мусоргский
создал
балладу
«Забытый».
Слова
баллады
по
его
просьбе
написал
друг
композитора
Голенищев-Кутузов. Одна и та же скорбная суровая мелодия звучит в партии
голоса
и
сопровождения,
характеризуя
«край
чужой»-
мрачный
и
дикий
пейзаж.
Жёсткие
аккорды
воспроизводят
зловещие
крики
крылатых
хищников. Трагическому образу смерти Мусоргский противопоставил тихую
колыбельную, которую далеко в краю родном поёт ребёнку
несчастная
женщина, ожидая возвращения кормильца .
В эти же годы композитор пишет ещё одну, совсем иную по характеру,
оперу «Сорочинская ярмарка». Светлая, жизнерадостная, комическая опера
пронизана
народными
украинскими
напевами.
Один
из
самых
ярких
номеров оперы «Гопак парубков».
Летом 1874 года Мусоргского постиг тяжёлый удар- умерла Надежда
Петровна Опочинина- единственная женщина, которую он любил в течение
многих
лет.
Тяжёлые,
мучительные
переживания
нашли
отражение
в
трагической
композиции
«Надгробное
письмо».
Это
сочинение
осталось
незавершённым- оно ведь не предназначалось для публичного исполнения.
Осенью того же года было создано ещё одно скорбное и мрачное
произведение- песенный цикл «Без солнца».
В последние годы своей жизни композитор испытывал тяжёлую нужду. У
него
не
было
своего
жилья,
его
уволили
со
службы,
ухудшилось
его
здоровье. Последним приятным событием в
его жизни стала концертная
поездка
по
югу
России,
которую
он
совершил
в
1879
году
в
качестве
аккомпаниатора
с
известной
певицей
Леоновой.
Гастроли
принесли
ему
свежие впечатления и артистический успех- в концертах он исполнял и свои
произведения.
Но по возвращении в Петербург на композитора вновь нахлынули
жизненные тяготы. Здоровье продолжало ухудшаться, и в феврале 1881 года
с ним случился удар. Стараниями друзей его поместили в военный госпиталь.
Друзья каждый день навещали больного. Мусоргский держался бодро, и как
будто, начал поправляться. В то время в Петербург приехал художник Репин.
По просьбе Стасова художник взялся писать портрет больного. Репин был
потрясён,
увидев
Мусоргского.
В
42
года
он
выглядел
стариком.
Только
выразительный
взгляд
остался
прежним,
одухотворённый
серьёзной
и
глубокой мыслью. В обстановке больничной комнаты писал Репин портрет
Мусоргского, отразивший на полотне глубокие душевные муки композитора.
16 марта он скончался в возрасте 42 лет.
В историю русской музыки Мусоргский вошёл как гениальный, подлинно
народный
художник,
смелый
обличитель
тёмной
стороны
жизни,
непреклонный
борец
за
справедливость
и
соде ржа тел ь н о сть
художественного творчества.