Автор: Кадиева Алиса Валерьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДЮТ"
Населённый пункт: г.Альметьевск, РТ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Информационно-коммуникативные технологии в образовательной деятельности учреждения дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детско-юношеского творчества»
Методическая разработка на тему:
Информационно-коммуникативные технологии в
образовательной деятельности «Центра детско-
юношеского творчества»
Подготовила:
Кадиева Алиса Валерьевна
Альметьевск, 2018г.
В наши дни тема информационных технологий в образовании, в
том числе и в дополнительном, является одной из самых актуальных, вторая
половина ХХ века стала периодом перехода к информационному обществу.
Развитие любой страны зависит не только от природных и физических, но,
прежде всего от информационных ресурсов.
Из-за
огромного
количества
информации
появилось
множество
проблем,
важнейшей
из
которых
является
проблема
обучения.
Особый
интерес
для
нас
представляют
вопросы,
связанные
с
применением
информационных технологий в дополнительном образовании, так как в наше
время
обычными
методами
обучения
удовлетворить
индивидуальные
запросы обучающихся становится все труднее.
Одним
из
самых
доступных
средств
в
данном
случае
является
использование
компьютерной
техники.
Средства
информационных
и
компьютерных
технологий
позволяют
автоматизировать,
а
тем
самым
упростить
ту
сложную
процедуру,
которую
используют
педагоги
дополнительного образования и методисты
при создании методических
пособий.
Сегодняшние воспитанники учреждений дополнительного образования
детей
достаточно
активно
интересуются
информационными
и Internet
технологиями,
сеть Internet в данном случае может выступать отличным
средством для развития их творческих способностей.
С е т ь Internet
позволяет
обучающимся
не
только
получать
нужную
информацию,
но
и
самим
опубликовывать
свои
работы,
что
является
отличным стимулом в обучении.
Предлагаю Вам, рассмотреть применение ИКТ в работе
образовательных
учреждений
дополнительного
образования
детей
и
различные
сферы
использования
ИКТ
в
учреждениях
дополнительного
образования детей, а так же выявим трудности на пути внедрения ИКТ в
учреждениях дополнительного образования детей.
Теоретические основы
В
отечественной
педагогике
учение
рассматривается
как
процесс,
главными
компонентами
которого
являются
знания
и
действия.
Такое
понимание процесса учения восходит еще к Я. А. Каменскому, который
определил
знания
частично
как
чувственные
представления,
а
главным
образом - как понятия и их системы, описывающие объекты и явления в их
общих
внешних
свойствах,
связях,
и
объясняющие
их
сущность.
И.
Ф.
Гербарт учение считал первой ступенью, следом за которым шло развитие,
совершенствование общих познавательных процессов. Под учением, как и
многие
основатели
психологии
и
педагогики,
Л.
С.
Выготский
понимал
приобретение знаний, умений и навыков, а под развитием - приобретение
общих качеств и способностей. Определение деятельности наиболее четко
дал И. И. Ильясов: "Деятельность - обозначение процессов взаимодействия
человека
и
общества
с
объектами
действительности".
Процесс
учения
рассматривался
как
процесс
управления
деятельностью,
компонентами
которого являются объекты воздействия, акты его преобразования, а также
продукт, условия и средства преобразования. П. Я. Гальперин ввел теорию
поэтапного
формирования
умственных
действий.
Предметом
усвоения
в
процессе обучения при этом считается действие. Знания включаются во все
компоненты
действия.
В.
В.
Давыдов
трактует
учение
как
овладение
способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно,
от модели к объекту и обратно. Детализация структуры и состава знания и
действия
позволяет
учесть
все
приведенные
компоненты
в
содержании
дополнительной
образовательной
программы,
повышая
тем
самым
эффективность компьютерного обучения.
Основным в процессе обучения перечисленные теоретики считают
усвоение знаний. Процесс усвоения знаний, согласно положениям Н. Ф.
Талызиной и П. Я. Гальперина, осуществляется в шесть этапов:
1) мотивация;
2) уяснение схемы ориентировочной основы действия;
3) выполнение действия в материализованной форме (т.е. действия с
объектами, представленными в виде знаков, схем, моделей);
4) выполнение действия в громкой речи;
5) выполнение действия в речи про себя;
6) выполнение действия в умственной форме (оперируя образами и
понятиями, без участия внешних знаков и форм).
Суммируя наиболее известные, кратко описанные выше теории, можно
выделить следующие виды деятельности, связанные с усвоением учебной
информации при компьютерном обучении.
1. Эмпирическая деятельность как этап восприятия:
- отражение фона, заполняющего поле экрана дисплея;
- концентрация внимания и отражение отдельных единичных объектов на
фоне;
- отражение выделенных единичных объектов и конкретной ситуации;
- отражение конкретной ситуации в комплексе.
2. Эвристическая деятельность по распознаванию ситуации:
- абстрагирование от конкретности, в которой представлена ситуация,
создание знаковой модели;
- поиск алгоритма преобразования модели для решения поставленной задачи,
привлечение имеющихся знаний.
3. Репродуктивная деятельность по преобразованию модели и
получению нового знания.
- преобразование модели по избранному алгоритму;
- интерпретация результатов преобразования, оценка адекватности
полученной модели имеющимся у обучаемого знаниям;
- оценка адекватности решения поставленной задаче.
Практическая деятельность, связанная с отработкой навыка:
- закрепление умения в подобных ситуациях;
- формирование умения в необычных ситуациях;
- формирование ассоциативных умений в необычных ситуациях.
Последний вид практической деятельности относится к воспитанию
стратега, который для решения данной конкретной задачи будет использовать
весь арсенал имеющихся знаний и умений, искать похожие ситуации, т.е.
ассоциации.
Все
виды
деятельности,
независимо
от
конкретного
содержания,
включают следующие компоненты :
потребности и мотивы,
задачи,
действия,
операции.
Особенности компьютера как инструмента человеческой деятельности,
заключаются в обеспечении доступа к большим объемам информации и ее
переработке,
усилении
познавательно-исследовательских
возможностей
человека, организации обмена информацией по содержанию выполняемой
деятельности
и
создании
новой
человеко-машинной
коммуникативной
с
и
с
т
е
м
ы
.
Компонентами учебной деятельности при компьютерном обучении являются:
учебная задача,
система учебных действий,
моделирование содержания объектов усвоения,
преобразование модели,
действия самооценки и контроля.
Учебную задачу ставит педагог. Поскольку компьютер неспособен на
эмоции, при постановке задачи, разъяснении методов ее решения и контроля
путей
решения
обучающегося,
необходимо
особое
внимание
уделять
мотивации, имея, наряду с традиционным учебным планом (или сценарием
программы)
мотивационный
план.
Тактика
мотивации,
состоящая
в
подбадривании,
похвале,
вызове
на
соревнование
и
т.п.,
увязывается
с
решениями, создающими условия для стимуляции учебы. При компьютерном
обучении
необходимо
определять
мотивационное
состояние
обучаемого,
реагировать с целью мотивации на действия рассеянных, менее уверенных
или
недовольных
обучающихся,
а
также
поддерживать
тонус
уже
мотивированных обучаемых. Структура мотивационной основы деятельности
обучаемого
отражает
перечисленные
компоненты
учебной
деятельности,
представляя их как этапы обучения.
На
первом
-
сосредоточении
внимания
на
учебной
ситуации
-
необходимо дать обучаемому информацию об актуальности и практической
значимости темы, заинтересовать, развить стремление к получению нового
знания.
На
втором
-
конкретизировать
вопросы,
помогающие
овладению
способами рациональной учебной деятельности, развивающие теоретическое
мышление.
На
третьем
этапе
-
выборе
решения
-
необходимо
создать
индивидуальную установку на данную деятельность.
На четвертом
последнем этапе, когда обучаемый нуждается в оценке и
корректировке действий, ему необходимо предоставить возможность выбора
вида помощи, выдавать эту помощь в доброжелательной форме, выдавать, в
случае затруднений, дополнительные задачи, алгоритмические предписания
по их решению и мотивационные указания.
Исследование
показало,
что
наиболее
эффективной
формой
к о м п ь ю т е р н о г о
о б у ч е н и я
я в л я е т с я "педагог-компьютер-группа
обучающихся".
Эффективна
совместная
деятельность,
осуществляемая
в
педагогике сотрудничества.
ИКТ в учреждениях дополнительном образовании детей
В
XXI
веке
уже
недостаточно
иметь
академические
знания
и
критичность
мышления,
для
достижения
успеха
нужно
ещё
иметь
технические
навыки.
Поэтому
уже
в
раннем
возрасте
дети
стремятся
получить
знания
в
области
информационных
технологий,
как
наиболее
перспективной области деятельности человека. Как следствие, в последнее
время
стали
очень
популярными
различные
компьютерные
курсы
и
образовательные
информационные
системы.
На
сегодняшний
день
большинство
учреждений
дополнительного
образования
имеют
современную компьютерную технику, использование которой необходимо не
только на занятиях компьютерных творческих объединений, но и возможно
их применение во всех творческих объединениях различной направленности.
Любой
обучающийся
индивидуален,
и
осваивает
новый
учебный
материал
по-разному.
Педагогам
приходиться
находить
индивидуальный
подход
к
каждому
обучающемуся.
С
использованием
передовых
информационных
технологий,
сети Internet,
средств
мультимедиа
удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся стало намного проще.
Использование
сети Internet даёт доступ к различным библиотекам,
позволяет участвовать, как обучающимся, так и педагогам дополнительного
образования и методистам в видеоконференциях и дискуссиях. Сеть Internet
позволяет всем участникам воспитательно-образовательного процесса легко
и быстро обмениваться информацией. Большую популярность в последнее
время получили сетевые сообщества педагогов. Уже сейчас в сети Internet
существует
большое
количество
ресурсов,
созданных
и
поддерживаемых
обучающимися
учреждений
дополнительного
образования
детей,
а
также
педагогами. Такие проекты развивают самостоятельность, коллективизм (так
как
поддерживаются
данные
проекты
обычно
группой
учащихся),
целеустремлённость.
Используя информационные технологии, учреждения дополнительного
образования поощряют педагогов
на проведение экспериментов, внедряя
групповое преподавание, увеличивая продолжительность занятий, реализуя
эмпирическое
обучение
и
другие
педагогические
модели.
Подобные
организационные
изменения
помогают
раскрыть
творческий
потенциал
обучающихся.
Использование
информационных
технологий
в
учреждениях
дополнительного
образования
детей
предусматривает
применение
информационных технологий во всех сторонах деятельности учреждения. А
именно:
обучение;
управление;
методическая работа педагогов и методистов;
внеклассная работа.
Это означает, что компьютер должен использоваться не только как
средство
обучения,
но
также
для
решения
учебных
и
производственных
задач, как обучающимися, так и педагогами, методистами и администрацией
учреждений дополнительного образования детей.
Средства
информационных
технологий
позволяют
более
наглядно
представлять дидактический материал, для более эффективного применения
на
занятиях
в
творческих
объединениях.
Компьютер
предоставляет
дополнительные средства (использование гипертекста, качественной графики
и
анимации)
использование
которых
в
будущем
может
вывести
процесс
обучения на совершенно новый уровень. Электронные учебники являются
одним
из
таких
средств.
Всё
чаще
в
сети Internet
можно
встретить
электронные варианты учебников и статей.
Для использования ИКТ в воспитательно - образовательном процессе
педагог должен уметь:
обрабатывать текстовую, цифровую и графическую информацию
при помощи соответствующих
редакторов для подготовки дидактических
материалов (варианты заданий, таблицы, схемы), чтобы работать с ними на
занятии;
создавать
компьютерные
презентации
на
нужные
темы
и
демонстрировать презентации на занятии;
применять
учебные
программные
средства
(обучающие,
контролирующие и др.);
осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в
процессе подготовки к занятиям и мероприятиям;
организовать работу с обучающимися по поиску необходимой
информации в Интернете непосредственно на занятии.
Компьютер
с
центре
детско-юношеского
творчества
выступает
в
разных функциях:
как предмет изучения;
как
средство
в
организации
воспитательно-образовательного
процесса;
как компонент системы педагогического управления;
как компонент управления образовательным учреждением;
как
средство
исследовательской
деятельности
обучающихся
и
педагогов.
Наряду
с
открывающимися
широчайшими
перспективами
использования в воспитательно-образовательном
процессе компьютерной
техники,
существуют
следующие проблемы, строго очерчивающие круг
применимости подобных технологий:
- негативное влияние на здоровье обучающихся (при неправильном их
применении);
-
достаточно
высокая
стоимость
лицензионного
программного
обеспечения;
- быстрое устаревание программного обеспечения и компьютеров;
- необходимость в переобучении педагогов для работы с компьютерной
техникой;
-
беспорядочное
применение
ИКТ
и
Интернет
технологий
в
воспитательно - образовательном процессе.
Выходов из подобной ситуации может быть несколько:
некоторые учреждения дополнительного образования, берущие
плату
за
дополнительные
образовательные
услуги,
могут
позволить
себе
приобретение нескольких программ;
крупные
компании,
например
Microsoft,
проводят
акции
поддержки образования и предоставляют свою продукцию бесплатно или за
меньшую цену, но такой ход оказывается неприемлем для небольших фирм,
занимающихся
разработкой
программного
обеспечения
специально
для
образования;
логично было бы выделять средства из бюджета, но в нынешней
экономической ситуации ближайшие годы это не представляется возможным;
возможно использование принципиально бесплатного ПО.
Еще одна трудность - революционный рост компьютерных
технологий, при котором в последние годы оборудование и ПО безнадежно
морально устаревают буквально за год-два. За подобными темпами система
финансирования
образования
успеть
не
может.
За
рубежом
практикуется
бесплатное или почти бесплатное обновление лицензионного ПО и даже
компьютерного парка для образовательных учреждений.
Такое
быстрое
развитие
информационных
технологий
делает
специалиста,
не
повышающего
свой
профессиональный
уровень,
практически
дилетантом
в
среднем
за
3-4
года.
Этот
факт
диктует
необходимость
организации
процесса
непрерывного
повышения
квалификации
педагогов
дополнительного
образования,
использующих
компьютерные
технологии
в
своей
работе.
Это
может
решаться
путем
организации
ежегодных
курсов
без
отрыва
от
работы,
самообразования.
Большую перспективу предоставляют дистанционные курсы.