Автор: Зауервальд Наталья Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ д/с №443
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Образовательные услуги " основные и…."
Раздел: дошкольное образование
Статья
Образовательные услуги « основные и….»
Каждая дошкольная образовательная организация старается предоставить своим
воспитанникам весь спектр образовательных услуг, в соответствие с Программой развития ДОО
качественно
в
соответствие
ФГОС.
Одним
из
аспектов
этих
услуг
обозначена
кружковая
и
студийная работа. Предлагаю рассмотреть ее более подробно. Каждое ДОО организует эту работу
с
учетом
специфики
своей
организации,
потенциала
кадрового
состава,
потребности
у
воспитанников той или иной образовательной услуги, учета регионального компонента, интереса
в обеспечении таких услуг родителей воспитанников и т.д. Кружковая и студийная работа ведется
обычно в
вечернее время силами специалистов детского сада один или два раза в неделю.
Спросите, зачем им это надо? Педагоги нашего детского сада ответили бы вам следующее:
- есть желание обучить детей тому, что у меня больше всего получается;
-то, чему я обучаю детей, является моим хобби, и я его, таким образом, пропагандирую среди
воспитанников и их родителей;
-совершенствую тему по самообразованию;
- кружковая работа как дополнение проектной работы, реализуемой в группе;
- способствую выполнению приоритетных направлений образовательной программы ДОО;
- зарабатываю дополнительные баллы к окладу.
Если говорить конкретно о нашем детском саде, то кружковую и студийную работу мы условно
можем поделить на 3 направления:
- физкультурно- оздоровительное;
- художественно- эстетическое;
- интеллектуальное.
Если рассмотреть список студий и кружков в рамках обозначенных направлений с точки зрения
содержания
и
продуктивности
работы,
то
этот
список
вписывается
в
структуру
основных
приоритетных
направлений,
реализуемой
Программой
развития
детского
сада.
Это
оздоровительная работа и патриотическое воспитание дошкольников.
Так физкультурно- оздоровительное направление реализуют кружок лечебной гимнастики (ЛФК)
которую ведет медицинская сестра ДОО для воспитанников, нуждающихся в коррекции опорно-
двигательного аппарата; кружок восточных единоборств (карате) ведет инструктор по физкультуре
(мастер спорта по карате) для детей особо возбудимых и неуравновешенных; рисунки на воде
(элементы синхронного плавания) ведет инструктор по плаванию
для детей с ослабленным
мышечным
тонусом;
психогимнастика
с
элементами
йоги
ведет
педагог-
психолог
для
гиперактивных
детей.
Все
это,
в
дополнение
к
основным
образовательным
услугам:
физкультурным занятиям в зале и на воздухе, обучению плаванию в бассейне, закаливающих
процедур
после
сна
и
водных
(обливание
лица
и
рук
контрастной
водой),
подвижных
игр,
организации правильного питьевого режима, точечного профилактического массажа, солнечных
процедур летом и кварцевания в зимний период, фитотерапии (луково-чесночная, ароморастения
в природном уголке групп), физкультурные праздники, соревнования, развлечения, пропаганда
здорового образа жизни среди семей воспитанников, в сумме дают укрепление здоровья детей,
хорошее
снижение
заболеваемости
среди
воспитанников
детского
сада,
сплочение
всех
участников образовательного процесса в деле оздоровления детей.
Художественно-
эстетическое
направление
определяют
студия
«
Ладушки»
в
которую
входят
кружок
«
Умелые
ручки»,
ведет
творческий
воспитатель,
обучающий
детей
бисероплетению,
шитью
мягкой
игрушки,
макромэ,
нитеплетению,
художественному
выжиганию
по
бересте
и
дереву;
хореографический
кружок,
ведет
в
рамках
социального
партнерства
родитель
одной
воспитанницы (хореограф по профессии), кукольный театр, ведет воспитатель группы раннего
возраста
в
рамках
группового
проекта
«Развитие
речи
детей
через
театрализацию
русской
народной сказки», музыкально - театральная студия «Соловушка», которую ведет музыкальный
руководитель, где воспитанники создают мини спектакли детской оперетты; кружок « бабушкины
посиделки»,
где
активные
бабушки
воспитанников
делятся
опытом
приготовления
пирожков,
вареников,
блинов
и
творожников,
попутно
рассказывая
о
своей
жизни,
напевая
старинные
песенки, рассказывая прибаутки, загадки. Разве такое взаимодействие не помогает в раскрытии
второго приоритетного направления детского сада в рамках патриотического воспитания? Еще как
помогает! Взаимодействие и сотрудничество разных поколений, ненавязчивое привитие уклада,
жизненных
устоев,
нравственных
норм,
способствует
формированию
русского
менталитета
у
воспитанников детского сада.
Третье
направление,
интеллектуальное.
Представлено
кружками
«школа
английского
языка»,
который ведет воспитатель, имеющий дополнительный диплом преподавателя английского языка
в
рамках
проекта
образовательной
Программы
по
обучению
воспитанников
второму
языку;
«Эрудит» ( на компьютере) обучение воспитанников первичным навыкам пользователя ИТС, ведет
специалист по компьютерам (программист)- занятия 1 раз в неделю по 7-15 минут; «Юный
шахматист» обучение воспитанников игре в шахматы, ведет специалист шахматной школы в
рамках
договора
о
социальном
партнерстве.
Эти
кружки
направлены
на
интеллектуальное
развитие
детей
и,
здесь
особое
внимание
мы
уделяем
возрастным
особенностям
детей,
не
допускаем перегрузок.
Все
варианты
студийно
-
секционно-кружковой
работы
предлагаются
воспитанникам
как
рекомендации после консультаций со специалистами (педагогом- психологом, врачом педиатром,
учителем- логопедом, дефектологом, ортопедом и др.) Ребенок самостоятельно делает выбор.
Причем интервал времени, в течение которого он осуществляет этот выбор, четко не фиксируется:
неделю, месяц он может посещать занятия одного или двух кружков или секций, потом перейти в
другие или остановиться только на одной. Существует следующий нюанс, который подталкивает
ребенка к осознанному определению своего предпочтения того или иного кружка. Дело в том, что
результаты деятельности каждой студии, секции или кружка в конечном итоге объединяются в
единый целостный продукт. Это может быть спектакль, или какой - то праздник, конкурс и т.д., к
которым готовятся все студии, кружки и секции ДОО. Таким образом, каждый ребенок становится
членом большого коллектива, объединенного общей целью. Родители наших воспитанников с
удовольствием принимают участие в работе некоторых секций, кружков. Совместная творческая
работа
(сшить
костюм
для
выступления
сына/дочки,
помочь
оформить
декорации,
привести
оборудование, изготовить пособие, подготовить материал, провести исследовательскую работу по
историческому поиску материала и многое другое) позволяет преодолеть традиционный подход к
взаимодействию с ДОО (привел, увел, собрание, утренники). Праздники и спектакли, которые
сообща подготавливаются на совместной обучающей занимательной деятельности в группах,
студиях, секциях, кружках, в повседневной жизни, не только становятся радостным результатом,
но и приобщают участников к здоровому образу жизни (спортивные праздники), к национальным
традициям
(обрядовые
праздники),
воспитывают
любовь
к
искусству,
к
театру
(музыкально-
театральные композиции). К ним ни как не подходит сухой термин «мероприятия». Это уже
интегрированный продукт, своеобразный итог всего педагогического процесса, где вклад каждого
участника чего-то своего личного. А участники - это практически все: дети, родители, воспитатели,
специалисты.
Так
организованная
кружковая
секционная
студийная
работа
способствует
самореализации каждого и взаимообогащению всех участников образовательного процесса. Ведь
взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия, где исключена
назидательная учебно - дисциплинарная позиция как педагогов, так и родителей воспитанников, а
возможно только общение только «на равных». Именно участие в общем деле дети усваивают
богатейший опыт социума непосредственно и естественно. Так же естественно и непосредственно
взрослые задают собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме
того,
в
такой
совместной
деятельности
воспитатели
лучше
узнают
детей,
особенности
их
характера, темперамента, их мечты и желания. В итоге, создается микроклимат, в основе которого
лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между
взрослыми и детьми в детском саду.