Автор: Червова Оксана Андреевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Рудовская СОШ Населённый пункт: с. Рудовка, Жигаловский район, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Урок исследования в системе ФГОС" Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Рудовская средняя общеобразовательная школа
«Урок исследования в
системе ФГОС»
Подготовила: учитель начальных классов
Червова Оксана Андреевна
Урок – это ограниченная во
времени и пространстве часть
учебного процесса, на которой
решаются частичные, но
завершенные задачи
образования, воспитания и
развития учащихся.
Современный человек должен уметь:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения,
прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способны к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за
судьбу страны, ее социально-
экономическое процветание.
«Дети не должны наполняться
знаниями механически мы
должны научить их добывать
знания, научить их учиться.»
В.В. Путин
Урок исследования – это…
Типы уроков
Классификация
уроков по
дидактическим
целям
Классификация
уроков по
этапам
формирования
навыка
Классификация
уроков по способу
организации
общения
участников
учебно-
воспитательного
процесса
Классификация
уроков по структуре
учебной
деятельности
.
Классификация
уроков по типу
межпредметны
х связей
Классификация уроков
по используемым
приемам активизации
познавательного
интереса и
познавательной
деятельности
Классификация уроков
по приоритетно
используемому методу
обучения
Типология уроков по ФГОС.
1. Урок открытия нового знания
2. Урок отработки умений и рефлексии.
3. Урок творчества.
4. Уроки построения системы знаний
(общеметодологической
направленности).
5. Уроки развивающего контроля
.
«Урок – исследование»
Учебная
задача
предложение
заняться
научной
деятельностью
Исследование – это один из основных путей
познания, наиболее полно
соответствующий природе ребѐнка и современным
задачам обучения и воспитания
.
Цели урока исследования
Обучение предмету
(дидактическая)
Обучение
исследовательской
деятельности
(педагогическая)
1. Мотивация.
2. Создание проблемной ситуации
3. Исследование (может быть в
малых группах).
4. Обмен информацией.
5. Организация информации.
6. Связывание информации,
оценка.
7. Подведение итогов: рефлексия.
8. Применение новых знаний.
Структура урока – исследования
(урок творчества)
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Актуализация
знаний и умений
учащихся,
Организует
воспроизведение
знаний и умений, необходимых
для
решения
п р о бл е м н о й
ситуации
Выполняют
задания
учителя,
отвечают
на
вопросы,
актуализируют
усвоенные
ранее
знания
Введение проблемной
ситуации
П о с т а н о в к а
н а в о д я щ и х
в о п р о с о в ,
п о м о г а ю щ и х
учащимся
осознать
существо
проблемы
О с о з н а ю т
п р о б л е м н у ю
с и т у а ц и ю ,
а н а л и з и р у ю т
и с х о д н ы е
д а н н ы е
и
формулируют
проблему
в
виде
вопроса,
в с к р ы в а ю щ е го
п р ед ме т
и зу ч е н и я
и
определяющего направление поиска.
Выдвижение
гипотезы –
проектируемого
cубъектом
результата.
П о с т а н о в к а
н а в о д я щ и х
в о п р о с о в ,
с о о б щ е н и е
необходимой информации
Выдвигают гипотезу, дают обоснование
Проверка
произведенного
решения
Дает
направляющие
указания,
задает
контрольные
вопросы,
в н о с и т
у т о ч н е н и я ,
исправления.
Сопоставляют
решение
с
исходными
данными,
с
основными
теоретическими
положениями науки и практики.
Рефлексия
А н а л и з и р у е т
д е й с т в и я
учащихся
в
ходе
решения
п р о б л е м ы ,
в к л ю ч а е т
р е з у л ь т а т ы
р е ш е н и я
в
п о с л е д у ю щ у ю
у ч е б н у ю
деятельность
А н а л и з и ру ют
ход
р е ш е н и я ,
д е л а ю т
обобщающие выводы, устанавливают связь с
новым учебным материалом
1.
Мотивация.
Цель: включение учащихся в деятельность
на личностно- значимом уровне. «Хочу,
потому что могу».
• У учащихся должна возникнуть
положительная эмоциональная
направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
ФГОС
II.
Создание проблемной ситуации
Цель: повторение изученного материала,
необходимого для «открытия нового знания», и
выявление затруднений в индивидуальной
деятельности каждого учащегося.
Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций
(внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и
почему возникло затруднение; темы и цели урока.
.
ФГОС
III. Этап исследования
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение
проекта её решения.
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог,
подводящий к открытию знания диалог, подводящий
без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской
деятельности;
• выведение алгоритма.
ФГОС
IV .
Этап обмена информацией
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде
опорного сигнала.
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми
символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой
речи
ФГОС
V. Этап - связывание и организация
информации
(проверка гипотезы)
•
Физические лица.
•
Реальная среда (природная, урбанистическая
и
предметно-вещественная
среда,
в
которой
обитает человек).
•
Виртуальная информационная среда.
•
Документы.
•
Печатные
издание,
имеющее
выходные
данные (книга, энциклопедия, учебник, статьи
в печатном журнале и т.д.)
•
Сайты в сети интернет (Интернет СМИ,
Интернет-портал, Интернет-страница и т.д.)
•
Учебные пособия и материалы.
VI. Рефлексия деятельности
(итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной
деятельности), самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
ФГОС
Урок - исследование - это
совместный (учитель и ученик)
процесс движения к истине!!
Учитель,
его
отношение
к
учебному
процессу,
его
творчество и профессионализм, его желание раскрыть
способности
каждого
ребенка
–
вот
это
всё
и
есть
главный ресурс, без которого невозможно воплощение
новых стандартов школьного образования.
ФГОС
Этапы урока исследования
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация.
Создание проблемной
ситуации
Исследование
Обмен информацией.
Организация
информации.
Связывание информации,
оценка.
Подведение итогов:
рефлексия.
ФГОС
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не
памятью.
Л. Н. Толстой