Напоминание

"Педагогическое сгорание"- причины, следствия, профилактика, лечение


Автор: Зауервальд Наталья Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ д/с №443
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогическое сгорание"- причины, следствия, профилактика, лечение
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Педагогическое сгорание»- причины, следствия, профилактика, лечение.

Уважаемые

коллеги,

большинство

из

нас

стыдливо

умалчивают

о

назревшей

проблеме

«

педагогического сгорания». Впервые эту проблему обозначил еще в 1974 году американский

психиатр

Х.Фреденбергер,

когда

ввел

понятие

«

выгорание».

Как

никогда

эта

проблема

обнажилась

сейчас,

после

введения

ФГОС

и

профессионального

стандарта

педагога,

утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 октября 2013 года

( № 544Н). Почему это произошло? Просто возникла проблема профессиональной деформации

личностных противоречий между требуемой от педагога профессиональной мобилизацией для

эффективного

выполнения

профессиональной

деятельности.

Каждый

педагог

самокритично

оценил

свои

возможности,

желания,

намерения

владения

тех

трудовых

функций,

трудовых

действий

и

свою

личную

компетенцию.

Многие

с

энтузиазмом

начали

поиск,

разработку

и

апробацию

моделей,

технологий,

педагогических

проектов,

коллективную

разработку

образовательных Программ развития по актуальным проблемам организации образовательной

деятельности,

самостоятельный

выбор

содержательных

направлений.

Изучением

резервов

неформального образования (обмен образовательными технологиями и практиками с коллегами),

углубленно изучать правовые нравственные и этические нормы современного социума. У других,

все нововведения вызвали откровенное или скрытое отторжение образовательным инновациям.

Это привело к устойчивым отрицательным состояниям, проявляющимся в перенапряжении и

переутомлении,

влекущие

невротические

поведенческие

расстройства

и

психосоматические

заболевания (обострение хронических заболеваний, возникновение новых). Если воспитатель не

может решить эти свои проблемы идет полное разочарование своей профессией или обвинение

всех и вся « я хотела как лучше… получила… проблему»

И той и другой группе педагогов нужна помощь в адаптации к изменениям и дополнениям

постоянно трансформирующимся педагогическим опциям. Одни могут «надорваться» в пути к

реализации

всех

компетенций,

другие

«опустить

руки»,

разочароваться,

утратить

веру

в

собственные силы. И те и другие могут демонстрировать признаки «педагогического сгорания».

Труд

педагога

наиболее

напряжен

в

эмоциональном

плане.

При

«сгорании»

снижается

устойчивость психических функций и понижается работоспособность, а это влечет болезни стресса

- многочисленные соматические и психические болезни (бессонница, стрессовые тики и т.д.). Что

же делать? От руководителя зависит предложить педагогам систему специально организованных

управленческих действий, создать условия для формирования в ДОО психологически безопасной

образовательной среды для всех участников образовательных отношений. Как это сделать? Рынок

педагогического труда требует от педагога:

-образованность

(высшее

образование,

практические

навыки

и

умения,

знание

своей

профессиональной

деятельности,

опыт

работы,

достижения

в

конкретной

сфере,

знания

в

смежных профессиональных областях, стремление к постоянному пополнению своих знаний).

- социализированность (коммуникативные свойства, культуру труда и общения, инициативность,

готовность

к

активной

профессиональной

и

содержательной

деятельности,

умение

ориентироваться в быстроизменяющемся информационном педагогическом поле)

- индивидуальные качества (готовность к созидательному труду, творческие способности, умение

аналитически мыслить, саморазвитие, стремление к самосовершенствованию)

Чтобы каждый педагог в ДОО ощущал, что он соответствует рыночным запросам общества, каждая

дошкольная

организация

должна

создать

для

своих

педагогов

условия

для

реализации

всех

компетенций педагога. А для этого руководитель честно должен задать себе вопрос: готово ли

ДОО создать для педагогов условия? Есть ли они по факту? Ведь что ведет к

педагогическому

сгоранию:

- высокие требования со стороны Государства (ФГОС, профессиональный стандарт педагога)

- интенсивность, напряженность труда (насыщенность профессиональной жизни)

- конфликты в профессиональном окружении

- нехватка условий для самовыражения

- не понятные для педагога экспериментирование и инновации

- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствие

положительной оценки, работа без перспективы

- невозможность выстроить профессиональную карьеру

наиболее часто встречающиеся причины профессионального выгорания.

Руководитель обязательно должен заняться поиском и разработкой эффективных управленческих

технологий

устраняющих

эти

негативные

компоненты,

активизирующих

потенциал

педагогов,

содействующих реализации педагогами современных целевых ориентиров в области дошкольного

образования.

Для

снятия

психологической

напряженности

такие

документы

как

ФЗ-273

«Об

образовании»,

ФГОС

по

дошкольному

образованию,

профессиональный

стандарт

педагога

должны быть детально изучены в каждом педагогическом коллективе, каждому педагогу должна

быть разработана индивидуальная карта профессионального роста, в которой педагогу доступно и

понятно выстроены целевые ориентиры в

-повышении квалификации (курсы переподготовки, где, когда и кем какая помощь оказана)

- организация всеобуча по изучению отечественных гуманистических педагогических ценностей

-предложен выбор индивидуальной образовательной траектории (т.е. этапы, система)

-знакомство педагога с модульными образовательными программами по актуальным проблемам

образовательной деятельности

- консультативная помощь узкими специалистами ДОО

по взаимодействию с воспитанниками

( психолог, методист, логопед, дефектолог и др.)

- обучающие мастер- классы по различным педагогическим практикам

- не уверенным в своих силах предложить педагога- наставника

- предложить помощь методических объединений по изучению образовательных технологий и

педагогических практик, которые пополнят «копилку» эмпирического опыта педагога

-задействовать

ресурсы

творческих

объединений

ДОО

(участие

в

творческих

объединениях,

совместные с родителями воспитанников акции и проектные работы по проблемам воспитания,

активация личностного культурного потенциала (совместные выходы в театры, музеи), привлечь

педагога к выполнению кружковой работы (по реализации и пропаганде среди воспитанников

своего любимого хобби или, творческую работу в редколлегии по выпуску электронной версии

газеты детского сада и т.д.)

- показать схему (конструкцию) личностного профессионального роста ( начнем с …. достигнем….)

- организовать, поощрять, пропагандировать дополнительное профессиональное образование

(например,

дополнительное

образование

по

специализации

дефектолог,

психолог,

логопед,

тьюторское сопровождение и т.д.).

Очень важна работа педагога- психолога детского сада с педагогическим составом. Обучение

педагогов

навыкам

саморегуляции

и

конструктивного

поведения

в

экстремальных

условиях,

формирование

позитивного

отношения

к

действительности

через

рефлексию

и

когнетивную

переоценку основных жизненных ценностей, а так же работа старшего воспитателя по развитию у

педагогов

профессионально

важных

качеств

в

различных

ситуациях,

в

формировании

профессиональной

компетентности,

личной

психологической

подготовки

воспитателей,

под

которой

подразумевается

овладение

теоретическими

знаниями

и

практическими

навыками

развития стрессоустойчивости.

Такая понятная педагогу схема профессионального самосовершенствования « рьяным» педагогам

позволит рационально «без надрыва» расходовать и распределять во временном пространстве

свои

силы.

Не

переоценивать

свои

возможности

по

реализации

собственных

амбиционных

планов. Группе « не решительных - отвергающих» привнести чувство упорядочивания дальнейших

действий для достижения педагогического «соответствия» в свете новых образовательных реалий.

Как

правило,

в

этой

группе

педагогов,

реализуя

предложенные

управленческие

решения,

происходит рост и развитие способностей педагогов, самосовершенствование и саморегуляция,

повышается

уровень

компетентности,

качество

педагогического

труда,

собственных

знаний,

максимилизация собственной конкурентноспособности. И, как правило, такие педагоги занимают

достойное место в системе трудовых отношений.



В раздел образования