Автор: Образцова Алевтина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2073
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КОНЦЕПЦУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование
КОНЦЕПЦУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО –
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
Методические рекомендации для воспитателей
Подготовила:
старший воспитатель
ГБОУ Школа № 2073
ОП «Колокольчик»
Образцова
Алевтина Николаевна
Введение
Развивающая
предметно-
пространственная
среда
–
это
комплекс
эстетических,
психолого
–
педагогических
условий,
необходимых
для
осуществления педагогического процесса, рационально организованный в
пространстве
и
времени,
насыщенный
разнообразными
предметами
и
игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную
познавательную
творч е скую
д ея тельно сть,
развивают ся
е г о
любознательность,
воображение,
умственные
и
художественные
способности,
коммуникативные
навыки,
а
самое
главное
–
происходит
гармоничное развитие личности.
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка –
дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
При
этом
доминантным
видом
деятельности
в
дошкольном
учреждении
является игровая деятельность. Игры готовят детей у школе; закладывают
фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно
– развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей
при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений.
Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.
Предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении:
Дошкольное
образование
–
первое
звено
в
системе
непрерывного
образования человека.
Качество
дошкольного
образования,
образовательных
услуг
обеспечивается многими условиями.
В том числе и рациональным, целесообразным по возрасту дошкольников
насыщением предметно – развивающей среды детского сада.
Зачем нужна предметно - развивающая среда дошкольнику?
Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего
развития.
Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить
любознательность,
познавать
окружающий
мир
без
принуждения,
стремиться к творческому отображении. Познанного.
Размеры
и
организация
этого
пространства
связаны
с
возрастными
особенностями детей.
2
Зачем нужна предметно – развивающая среда воспитателю?
Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя
при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до
школы.
Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших
возможностей
для
активной
целенаправленной
и
разнообразной
деятельности.
Служит
для
воспитателя
специальным
пространством
организации
деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно -
развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и
развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском
саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и
саморазвитие
творческой
активности
дошкольника.
Воспитатель
должен
использовать
разнообразнее
приемы,
методы
и
формы
организации
образовательного процесса в специально сконструированной предметно -
развивающей среде.
Ц е л ь
в о с п и т а т е л я:
с ко н с т р у и р о в ат ь
м н о г о у р о в н е в у ю
многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления
процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов
его развития в дошкольном учреждении.
Задачи:
Сконструировать
и
наполнить
предметно
–
развивающую
среду
соответствующим содержанием;
Обеспечить
эффективность
использования
предметно
-
развивающей
среды
при
развитии
личности
ребенка,
его
способностей,
самостоятельности и инициативности творчества.
Ожидаемый
результат:
гармонично
развитая,
творчески
активная
личность
ребенка дошкольного возраста.
3
Концептуальные основы построения предметно – развивающей среды в
детском саду
Дошкольное
образование
–
первое
звено
в
системе
непрерывного
образования
дошкольника.
Качество
дошкольного
образования
и
образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и
рациональным,
соответствующим
возрасту
дошкольников
наполнением
предметно – развивающей среды детского сада.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно
влиять на ребенка. Для этого необходимо создать
определенные условия.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
Иметь привлекательный вид;
Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
Снимать утомляемость;
Положительно влиять на эмоциональное состояние;
Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Нормативно – правовой базой к отбору оборудования, учебно –
методических и игровых материалов являются:
Концепция дошкольного воспитания (1989 г.).
Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении
(1993 г.).
Методическое письмо Министерства образования РФ от 17.05.1995 №
61/19-12 «о психолого –педагогических требованиях к играм и игрушкам
в современных условиях».
Требования СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01.10.2012 г..
Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
от 17.06.2003 г..
4
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
Показатели оценки развивающей среды:
Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
Отсутствие конфликтов среди детей;
Наличие продуктов детской деятельности;
Динамика развития ребенка;
Невысокий уровень шума.
При составлении предметно - развивающей среды в детском саду
должны соблюдаться следующие требования:
Гигиенические – безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе
и
на
участке
ДОУ
для
положительного
эмоционального
тонуса
и
личностного развития ребенка.
Психолого
–
педагогические
–
гендерный
подход;
приоритетное
направление
образовательной
деятельности
педагогов
группы;
интересы
склонности,
способности
детей;
уровень
развития
детей
и
возрастные
особенности;
особенности
реализуемой
программы
и
педагогических
технологий.
Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера
в группах.
5
Ведущие
характеристики
предметно
–
развивающей
среды
в
дошкольном образовательном учреждении:
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через
сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это создает
чувство уверенности и безопасности.
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки
групповых помещений необходимо подбирать
таким образом, чтобы они
отражали
многообразие
цвета,
форм,
материал,
разнообразные
бытовые
предметы.
Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности
достигается
через
постоянное
насыщение
пространства
разнообразными
материалами для приобретения опыта социальной жизни.
6
Обеспечение
возможности
для
исследования
и
научения.
Детское
экспериментирование
строится
самим
дошкольником
по
мере
получения
новых сведений о предмете (объекте).
Функциональность предметной среды, что в обстановке помещения
находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполнять
развивающую функцию.
Для
конструирования
предметно
–
развивающей
среды
в
ДОУ
использованы следующие принципы:
информативности,
предусматривающей
разнообразие
тематики
материалов
и
оборудования
и
активности
воспитанников
во
взаимодействии с предметным окружением;
вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного
учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными
традициями,
полифункциональности,
предусматривающей
обеспечение
всех
со ставляющих
образовательного
проце сса
и
во зм ож н о с т ь
разнообразного использования различных составляющих предметно –
развивающей среды;
педагогической
целесообразности,
позволяющей
предусмотреть
необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей
среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников,
индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого
ребенка;
трансформируемости, обеспечивающей важность изменений предметно
– развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый
план ту или иную функцию организованного пространства.
7
Определяющим моментом в создании
развивающей среды является
образовательная
программа,
которой
руководствуется
дошкольное
учреждение.
Создавая
предметно
–
пространственную
среду,
важно
учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу:
Возраст дошкольников;
Уровень их развития;
Склонности, способности, интересы;
Гендерный состав;
Личностные особенности.
Особенности
среды
также
во
многом
определяются
личностными
особенностями и педагогическими установками воспитателя. С учетом всех
требований
развивающая
предметная
среда
предполагает
вариативность,
возникающую
на
содержательно
–
педагогическом
и
проектно
–
дизайнерском уровнях.
8
9