Напоминание

"КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ"


Автор: Образцова Алевтина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2073
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНЦЕПЦУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

СРЕДЫ

Методические рекомендации для воспитателей

Подготовила:

старший воспитатель

ГБОУ Школа № 2073

ОП «Колокольчик»

Образцова

Алевтина Николаевна

Введение

Развивающая

среда

способствует

установлению,

утверждению

чувства

уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать

свои

способности,

стимулировать

проявление

им

самостоятельности,

инициативности, творчества.

Предметная

среда

обеспечивает

разные

виды

деятельности

ребенка

дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При

этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является

игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент

личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно – развивающая

среда

способствует

развитию

творческого

воображения

детей

при

создании

игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание

влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую

деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и

художественные

способности,

коммуникативные

навыки,

а

самое

главное

происходит гармоничное развитие личности.

Ко н ц е п т у а л ь н а я

м од е л ь

п р е д м е т н о

р а з в и в а ю щ е й

с р е д ы

Модель предметно – развивающей среды отражает структуру и содержание

в

процессе образовательной деятельности, в которой происходит развитие

ребенка.

Предметно – развивающая среда

Предметное

содержание

для

самостоятельной

и л и

с о в м е с т н о й

с о

в з р о с л ы м и

и

сверстниками

деятельности

-

И г р ы ,

п р е д м е т ы

и

игровые

материалы

для

осуществления

с а м о с тоя т е л ь н о й

и л и

совместной

со

взрослыми

и сверстниками,

-

Учебно – методические

пособия,

используемые

воспитателями в процессе

обучения,

-

О б о р уд о в а н и е

д л я

осуществления

детьми

р а зн о о б р а зн ы х

т и п о в

деятельности

Временные

изменения

предметного

содержания

-

Для

стимулирования

детской

активно сти,

учета

происходящих

изменений, связанных с

ростом

и

развитием

ребенка

Организация

пространства

-

О б е с п е ч е н и е

и

активное использование

его

детьми

(разделение

на

зоны

и г р о ва я ,

спортивная,

экспериментальная,

внешнее

оформление

интерьера)

Моделирование развивающей среды в дошкольном образовательном

учреждении

Деятельность ребенка осуществляется в определенной предметной среде.

Для

развития

личности

ребенка

дошкольного

возраста

это

источник

его

индивидуальных знаний и социального опыта. При моделировании необходимо

использовать:

Научные положения исследователей в этой области;

Базовые компоненты предметно – развивающей среды;

Параметры организации образовательного процесса;

Имеющееся пространство;

Время года;

Предметное и социальное окружение дошкольников.

Предметное окружение

Соответствие ООП ДО

Соответствие

предметов,

игрушек

и

п о с о б и й

у р о в н ю

совместного развития и

технологий

Свойство

предметов

нести

информацию

и

стимулировать

т в о р ч е с к и й

п о и с к

ребенка

Модель предметно – развивающей среды учитывает:

Основные

направления

деятельности

(физической,

художественно

эстетической, познавательно – речевой и социально –личностной).

Принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование

для

одной

образовательной

области

могут

использоваться

и

в

других

областях.

Принцип

вариативности,

при

котором

определяющими

факторами

являются:

тип

ДОУ,

культурные

и

художественные

традиции,

климатогеографические

особенности,

организацию

пространства

для

активного

использования

его

детьми

(дизайн-

студия,

культурные

ландшафты).

Реализацию

образовательных

областей

в

двух

основных

моделях

организации образовательного процесса (игровую – до 6 лет, и учебную – 6-

7 лет), включающих:

1)

совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2)

свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях

созданной

педагогами

предметно

развивающей

образовательной

среды,

обеспечивающей выбор ребенком деятельности по интересам и позволяющей

ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

Реализацию

образовательного

модуля

«коммуникация»,

включающего

материалы

и

оборудование

для

совместной

деятельности

детей,

обеспечивающих разностороннее развитие детей.

Примерная модель вариативности предметно – развивающей среды

Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в

соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией

М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса и Т.С. Комаровой

и «Концепции построения

развивающей

среды»

В.А.

Петровского,

соответствующей

личностно

ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.

Пространство

группы

следует

организовывать

в

виде

хорошо

разграниченных

зон,

оснащенных

большим

количеством

развивающих

материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать

для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает

возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом

индивидуальных особенностей детей.

В качестве центров развития могут быть:

Уголок для ролевых игр;

Книжный уголок;

Зона для настольно –печатных игр;

Выставка

(детского

рисунка,

детского

творчества,

изделий

народных

мастеров);

Уголок природы (наблюдений за природой);

Спортивный уголок;

Уголок для экспериментальной деятельности;

Игровой уголок (для игр со строительным материалом)

Уголок для мальчиков;

Уголок для девочек;

Уголки

для

разнообразных

видов

самостоятельной

деятельности

детей

конструктивной, изобразительной, музыкальной, чтения книг и др.

Игровой центр с крупными мягкими конструкциями для легкого изменения

игрового пространства.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием

образовательного процесса.

Создание предметно – развивающей среды по направлениям развития

детей:

Направление развития

Оснащение

Физическое развитие.

Охрана жизни и

укрепления здоровья

Физкультурные уголки в каждой возрастной

группе.

Уголок Айболита

Познавательно – речевое

развитие

Учебная зона

Уголки экспериментирования

Уголки книги

Зоны конструирования

Уголки природы

Мини - музеи

Зона настольно –печатных игр

Художественно –

эстетическое развитие

Уголки ИЗО

Музыкальные уголки

Уголок для ролевых игр

Уголки ручного труда

Социально- личностное

развитие

Уголки природы

Уголки безопасности

Уголки мальчиков и девочек

Уголок дл ролевых игр

Организованная в ДОУ предметно – развивающая среда:

Инициирует познавательную и творческую активность детей;

Предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;

Обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;

Безопасна и комфортна;

Соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;

Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.

Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону

ближайшего развития»:

Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной

деятельности, а также для деятельности со сверстниками;

Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной

деятельности с педагогом;

Совсем незнакомые предметы и материалы.

Важно,

чтобы предметно - развивающая

среда имела характер открытой,

незамкнутой

системы,

способной

к

корректировке

и

развитию. При любых

обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять

и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким

образом,

создавая

предметно-развивающую

среду

любой

возрастной

группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного

взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и

эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические

особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.



В раздел образования