Автор: Образцова Алевтина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2073
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Раздел: дошкольное образование
КОНЦЕПЦУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
Методические рекомендации для воспитателей
Подготовила:
старший воспитатель
ГБОУ Школа № 2073
ОП «Колокольчик»
Образцова
Алевтина Николаевна
Введение
Развивающая
среда
способствует
установлению,
утверждению
чувства
уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать
свои
способности,
стимулировать
проявление
им
самостоятельности,
инициативности, творчества.
Предметная
среда
обеспечивает
разные
виды
деятельности
ребенка
–
дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При
этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является
игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент
личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно – развивающая
среда
способствует
развитию
творческого
воображения
детей
при
создании
игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание
влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.
В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую
деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и
художественные
способности,
коммуникативные
навыки,
а
самое
главное
–
происходит гармоничное развитие личности.
Ко н ц е п т у а л ь н а я
м од е л ь
п р е д м е т н о
–
р а з в и в а ю щ е й
с р е д ы
Модель предметно – развивающей среды отражает структуру и содержание
в
процессе образовательной деятельности, в которой происходит развитие
ребенка.
Предметно – развивающая среда
Предметное
содержание
для
самостоятельной
и л и
с о в м е с т н о й
с о
в з р о с л ы м и
и
сверстниками
деятельности
-
И г р ы ,
п р е д м е т ы
и
игровые
материалы
для
осуществления
с а м о с тоя т е л ь н о й
и л и
совместной
со
взрослыми
и сверстниками,
-
Учебно – методические
пособия,
используемые
воспитателями в процессе
обучения,
-
О б о р уд о в а н и е
д л я
осуществления
детьми
р а зн о о б р а зн ы х
т и п о в
деятельности
Временные
изменения
предметного
содержания
-
Для
стимулирования
детской
активно сти,
учета
происходящих
изменений, связанных с
ростом
и
развитием
ребенка
Организация
пространства
-
О б е с п е ч е н и е
и
активное использование
его
детьми
(разделение
на
зоны
–
и г р о ва я ,
спортивная,
экспериментальная,
внешнее
оформление
интерьера)
Моделирование развивающей среды в дошкольном образовательном
учреждении
Деятельность ребенка осуществляется в определенной предметной среде.
Для
развития
личности
ребенка
дошкольного
возраста
–
это
источник
его
индивидуальных знаний и социального опыта. При моделировании необходимо
использовать:
Научные положения исследователей в этой области;
Базовые компоненты предметно – развивающей среды;
Параметры организации образовательного процесса;
Имеющееся пространство;
Время года;
Предметное и социальное окружение дошкольников.
Предметное окружение
Соответствие ООП ДО
Соответствие
предметов,
игрушек
и
п о с о б и й
у р о в н ю
совместного развития и
технологий
Свойство
предметов
нести
информацию
и
стимулировать
т в о р ч е с к и й
п о и с к
ребенка
Модель предметно – развивающей среды учитывает:
Основные
направления
деятельности
(физической,
художественно
–
эстетической, познавательно – речевой и социально –личностной).
Принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование
для
одной
образовательной
области
могут
использоваться
и
в
других
областях.
Принцип
вариативности,
при
котором
определяющими
факторами
являются:
тип
ДОУ,
культурные
и
художественные
традиции,
климатогеографические
особенности,
организацию
пространства
для
активного
использования
его
детьми
(дизайн-
студия,
культурные
ландшафты).
Реализацию
образовательных
областей
в
двух
основных
моделях
организации образовательного процесса (игровую – до 6 лет, и учебную – 6-
7 лет), включающих:
1)
совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2)
свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях
созданной
педагогами
предметно
–
развивающей
образовательной
среды,
обеспечивающей выбор ребенком деятельности по интересам и позволяющей
ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
Реализацию
образовательного
модуля
«коммуникация»,
включающего
материалы
и
оборудование
для
совместной
деятельности
детей,
обеспечивающих разностороннее развитие детей.
Примерная модель вариативности предметно – развивающей среды
Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в
соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией
М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса и Т.С. Комаровой
и «Концепции построения
развивающей
среды»
В.А.
Петровского,
соответствующей
личностно
–
ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.
Пространство
группы
следует
организовывать
в
виде
хорошо
разграниченных
зон,
оснащенных
большим
количеством
развивающих
материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать
для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает
возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом
индивидуальных особенностей детей.
В качестве центров развития могут быть:
Уголок для ролевых игр;
Книжный уголок;
Зона для настольно –печатных игр;
Выставка
(детского
рисунка,
детского
творчества,
изделий
народных
мастеров);
Уголок природы (наблюдений за природой);
Спортивный уголок;
Уголок для экспериментальной деятельности;
Игровой уголок (для игр со строительным материалом)
Уголок для мальчиков;
Уголок для девочек;
Уголки
для
разнообразных
видов
самостоятельной
деятельности
детей
конструктивной, изобразительной, музыкальной, чтения книг и др.
Игровой центр с крупными мягкими конструкциями для легкого изменения
игрового пространства.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием
образовательного процесса.
Создание предметно – развивающей среды по направлениям развития
детей:
Направление развития
Оснащение
Физическое развитие.
Охрана жизни и
укрепления здоровья
Физкультурные уголки в каждой возрастной
группе.
Уголок Айболита
Познавательно – речевое
развитие
Учебная зона
Уголки экспериментирования
Уголки книги
Зоны конструирования
Уголки природы
Мини - музеи
Зона настольно –печатных игр
Художественно –
эстетическое развитие
Уголки ИЗО
Музыкальные уголки
Уголок для ролевых игр
Уголки ручного труда
Социально- личностное
развитие
Уголки природы
Уголки безопасности
Уголки мальчиков и девочек
Уголок дл ролевых игр
Организованная в ДОУ предметно – развивающая среда:
Инициирует познавательную и творческую активность детей;
Предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;
Обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;
Безопасна и комфортна;
Соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;
Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону
ближайшего развития»:
Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной
деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной
деятельности с педагогом;
Совсем незнакомые предметы и материалы.
Важно,
чтобы предметно - развивающая
среда имела характер открытой,
незамкнутой
системы,
способной
к
корректировке
и
развитию. При любых
обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять
и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким
образом,
создавая
предметно-развивающую
среду
любой
возрастной
группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного
взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и
эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические
особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.