Напоминание

"Современные подходы к качеству и системе духовно-нравственного воспитания подростка"


Автор: Гребенюков Петр Михайлович
Должность: учитель истории, обществознания и обж
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к качеству и системе духовно-нравственного воспитания подростка"
Раздел: полное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание

через приобщение к традиционным

ценностям российского общества

Современные подходы к качеству

Современные подходы к качеству

и системе духовно-нравственного

и системе духовно-нравственного

воспитания подростка

воспитания подростка

Учитель истории,

Учитель истории,

обществознания и ОБЖ

обществознания и ОБЖ

МБОУ СОШ № 49

МБОУ СОШ № 49

Гребенюков Петр

Гребенюков Петр

Михайлович

Михайлович

Духовность

Духовность - свойство души, состоящее

в преобладании духовных,

нравственных и интеллектуальных

интересов над материальными.

Нравственность

Нравственность – категория этики,

обозначающая особую форму

общественного сознания и вид

общественных отношений, цель

которых – сформировать способы

нормативной регуляции поведения и

действий людей в обществе с

помощью норм, принципов и

категорий морали.

Создание условий для духовно-нравственного воспитания

подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в

деятельности правительства и Президента Российской

Федерации.

Уроки истории всегда были призваны способствовать

воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся,

благодатный материал для чего дает изучение истории

России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к

ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и

будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится

быть похожим на героев Родины.

История - это могучая и вечно живая сила, которая

творит Патриота, Гражданина.

Развитие и модернизация

российского общества, ее

перспективы и тенденции делают

в наше время особенно значимой

проблему формирования

духовного и нравственного

развития подрастающего

поколения, которые должны

быть главной активной силой

преобразования экономики,

социальной жизни и культуры в

нашей стране.

Мне кажется, что это особенно важно сейчас,

когда

у

многих

людей

потеряны

ценностные

ориентиры,

утрачено

чувство

любви

к

своей

Родине.

Горько

осознавать,

что

в

нашем

современном обществе граждане не связывают

себя, свою жизнь с процветанием и могуществом

Отечества,

забыли

его

историю,

не

понимают,

что “ без прошлого нет настоящего, не может

быть будущего, что без любви к Отечеству нет и

не

может

быть

любви

к

Человече ству.”

Содержание гражданского образования

реализуется во всех учебных курсах, но в первую

очередь на уроках обществознания и истории.

Эти предметы позволяют учащимся усвоить

наиболее актуальные обобщенные знания о

человеке, обществе, отношениях человека к

природе, обществу, самому себе, об основных

областях общественной жизни.

На уроках истории, преподаватели ярко показывают все

достижения Руси - России- СССР - Российской Федерации независимо

от того, каким было государство - княжеским, царским, буржуазным

или советским. И не смогут тогда учащиеся не почувствовать

гордость за свою Родину, ведь её достижения действительно

заслуживают огромного уважения.

Патриотическое воспитание осуществляется на примерах

героической борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных

иллюстрациях для подражания.

Раскрывая подвиги героев, важно чтобы учащиеся подводились

к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние

предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью

во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и

Багратион, Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался

грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолёты, не

выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны!

Здесь уместно ученикам привести слова известного

педагога В.А. Сухомлинского, который по этому поводу писал

сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно

убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это

изверги фашисты, но покорить нельзя».

Учебники истории, особенно для

старших классов, написаны

труднодоступным, сухим языком, плохо

иллюстрированы. Они практически не

содержат яркого фактического материала,

в некоторых из них встречаются грубые

фактические и даже орфографические

ошибки.

В

своей

работе

по

патриотическому

воспитанию

я

использую и тот огромный потенциал, который несет в себе

краеведение : знания о своей малой Родине способствуют

формированию

любви

к

ней,

бережному

отношению

ко

всему, что досталось от предшествующих поколений.

Для формирования

Для формирования

гражданственности мною

гражданственности мною

используется весь арсенал

используется весь арсенал

методических средств:

методических средств:

семинары;

практикумы;

конференции;

работа с документами, материалами

СМИ;

подготовка проектов и

исследовательских работ;

внеурочная деятельность.

С помощью учителей и учащихся школы я оформил

музейную комнату по кубановедению и истории нашей

школы.

В краеведческой работе я использую информационно –

коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием

делают компьютерные презентации, которые

иллюстрируют их исследовательские работы.

Формы творческих работ учащихся различны:

описание родословной, отчеты, доклады,

исследовательские работы, презентации. За

последние годы ребята выполняли

исследовательские работы по темам: «Из

семейного архива», «Родословная моего земляка»,

«Афганистан болит в душе моей…», «Страницы

памяти о ВОВ» и др.

Россия сегодня остро нуждается в гражданах, осознающих

свою ответственность за судьбу страны. Необходимо на всех

ступенях образования дать возможность учащимся

вариативно стать активными участниками общественной

жизни школы, села, района, а в будущем – страны.

Развивать интерес учащихся к военной истории

нашего государства позволяет использование

мультимедийного материала «История Российских

наград и современные награды». На основе этого

материала я провожу урок «Российские награды». За

каждым орденом, медалью стоят судьбы людей,

которые являются примером для подрастающего

поколения. Такие уроки не только повышают интерес

у учащихся к истории России, но способствуют

воспитанию чувства гордости за наше Отечество.

Учебная

Учебная

деятельность

деятельность

Музейная

Музейная

деятельность

деятельность

Внеурочная

Внеурочная

деятельность

деятельность

Уроки истории

Уроки истории

и

и

обществознания

обществознания

Музейные уроки

Музейные уроки

КВН

КВН

Уроки

Уроки

Кубановедения

Кубановедения

Экскурсии

Экскурсии

Игры

Игры

Классный час

Классный час

Встречи с

Встречи с

интересными

интересными

людьми

людьми

Конференции

Конференции

Кружок

Кружок

Конкурсы

Конкурсы

Походы

Походы

Элективный курс

Элективный курс

Исторический

Исторический

туризм

туризм

Олимпиады

Олимпиады

Проблема воспитания гражданственности и патриотизма является

важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы

формирования и развития духовно-нравственных ценностей у

подрастающего поколения.

Не только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности

учителя, но и активному участию детей в изучении российской истории,

истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой

деятельности возможно реализовать идеи гражданского и

патриотического воспитания личности.

Не менее важна роль семьи в воспитания гражданственности и

патриотизма, становления и развития личности

Осуществление задач гражданского воспитания требует активной

гражданской позиции со стороны учителя.

Определить результаты гражданского и патриотического воспитания

довольно сложно.

Качественный уровень воспитанности школьников может быть

заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к

проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной

гражданской позиции.

«Сегодня учитель истории стоит на

острие социально-политических

проблем, решение которых

определяют будущее страны, его

устойчивое развитие, основу

личности будущего гражданина

России».

Путин В.В.



В раздел образования