Автор: Гребенюков Петр Михайлович
Должность: учитель истории, обществознания и обж
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к качеству и системе духовно-нравственного воспитания подростка"
Раздел: полное образование
Духовно-нравственное воспитание
через приобщение к традиционным
ценностям российского общества
Современные подходы к качеству
Современные подходы к качеству
и системе духовно-нравственного
и системе духовно-нравственного
воспитания подростка
воспитания подростка
Учитель истории,
Учитель истории,
обществознания и ОБЖ
обществознания и ОБЖ
МБОУ СОШ № 49
МБОУ СОШ № 49
Гребенюков Петр
Гребенюков Петр
Михайлович
Михайлович
Духовность
Духовность - свойство души, состоящее
в преобладании духовных,
нравственных и интеллектуальных
интересов над материальными.
Нравственность
Нравственность – категория этики,
обозначающая особую форму
общественного сознания и вид
общественных отношений, цель
которых – сформировать способы
нормативной регуляции поведения и
действий людей в обществе с
помощью норм, принципов и
категорий морали.
Создание условий для духовно-нравственного воспитания
подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в
деятельности правительства и Президента Российской
Федерации.
Уроки истории всегда были призваны способствовать
воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся,
благодатный материал для чего дает изучение истории
России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к
ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и
будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится
быть похожим на героев Родины.
История - это могучая и вечно живая сила, которая
творит Патриота, Гражданина.
Развитие и модернизация
российского общества, ее
перспективы и тенденции делают
в наше время особенно значимой
проблему формирования
духовного и нравственного
развития подрастающего
поколения, которые должны
быть главной активной силой
преобразования экономики,
социальной жизни и культуры в
нашей стране.
Мне кажется, что это особенно важно сейчас,
когда
у
многих
людей
потеряны
ценностные
ориентиры,
утрачено
чувство
любви
к
своей
Родине.
Горько
осознавать,
что
в
нашем
современном обществе граждане не связывают
себя, свою жизнь с процветанием и могуществом
Отечества,
забыли
его
историю,
не
понимают,
что “ без прошлого нет настоящего, не может
быть будущего, что без любви к Отечеству нет и
не
может
быть
любви
к
Человече ству.”
Содержание гражданского образования
реализуется во всех учебных курсах, но в первую
очередь на уроках обществознания и истории.
Эти предметы позволяют учащимся усвоить
наиболее актуальные обобщенные знания о
человеке, обществе, отношениях человека к
природе, обществу, самому себе, об основных
областях общественной жизни.
На уроках истории, преподаватели ярко показывают все
достижения Руси - России- СССР - Российской Федерации независимо
от того, каким было государство - княжеским, царским, буржуазным
или советским. И не смогут тогда учащиеся не почувствовать
гордость за свою Родину, ведь её достижения действительно
заслуживают огромного уважения.
Патриотическое воспитание осуществляется на примерах
героической борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных
иллюстрациях для подражания.
Раскрывая подвиги героев, важно чтобы учащиеся подводились
к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние
предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью
во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и
Багратион, Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался
грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолёты, не
выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны!
Здесь уместно ученикам привести слова известного
педагога В.А. Сухомлинского, который по этому поводу писал
сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно
убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это
изверги фашисты, но покорить нельзя».
Учебники истории, особенно для
старших классов, написаны
труднодоступным, сухим языком, плохо
иллюстрированы. Они практически не
содержат яркого фактического материала,
в некоторых из них встречаются грубые
фактические и даже орфографические
ошибки.
В
своей
работе
по
патриотическому
воспитанию
я
использую и тот огромный потенциал, который несет в себе
краеведение : знания о своей малой Родине способствуют
формированию
любви
к
ней,
бережному
отношению
ко
всему, что досталось от предшествующих поколений.
Для формирования
Для формирования
гражданственности мною
гражданственности мною
используется весь арсенал
используется весь арсенал
методических средств:
методических средств:
•
семинары;
•
практикумы;
•
конференции;
•
работа с документами, материалами
СМИ;
•
подготовка проектов и
исследовательских работ;
•
внеурочная деятельность.
С помощью учителей и учащихся школы я оформил
музейную комнату по кубановедению и истории нашей
школы.
В краеведческой работе я использую информационно –
коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием
делают компьютерные презентации, которые
иллюстрируют их исследовательские работы.
Формы творческих работ учащихся различны:
описание родословной, отчеты, доклады,
исследовательские работы, презентации. За
последние годы ребята выполняли
исследовательские работы по темам: «Из
семейного архива», «Родословная моего земляка»,
«Афганистан болит в душе моей…», «Страницы
памяти о ВОВ» и др.
Россия сегодня остро нуждается в гражданах, осознающих
свою ответственность за судьбу страны. Необходимо на всех
ступенях образования дать возможность учащимся
вариативно стать активными участниками общественной
жизни школы, села, района, а в будущем – страны.
Развивать интерес учащихся к военной истории
нашего государства позволяет использование
мультимедийного материала «История Российских
наград и современные награды». На основе этого
материала я провожу урок «Российские награды». За
каждым орденом, медалью стоят судьбы людей,
которые являются примером для подрастающего
поколения. Такие уроки не только повышают интерес
у учащихся к истории России, но способствуют
воспитанию чувства гордости за наше Отечество.
Учебная
Учебная
деятельность
деятельность
Музейная
Музейная
деятельность
деятельность
Внеурочная
Внеурочная
деятельность
деятельность
Уроки истории
Уроки истории
и
и
обществознания
обществознания
Музейные уроки
Музейные уроки
КВН
КВН
Уроки
Уроки
Кубановедения
Кубановедения
Экскурсии
Экскурсии
Игры
Игры
Классный час
Классный час
Встречи с
Встречи с
интересными
интересными
людьми
людьми
Конференции
Конференции
Кружок
Кружок
Конкурсы
Конкурсы
Походы
Походы
Элективный курс
Элективный курс
Исторический
Исторический
туризм
туризм
Олимпиады
Олимпиады
Проблема воспитания гражданственности и патриотизма является
важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы
формирования и развития духовно-нравственных ценностей у
подрастающего поколения.
Не только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности
учителя, но и активному участию детей в изучении российской истории,
истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой
деятельности возможно реализовать идеи гражданского и
патриотического воспитания личности.
Не менее важна роль семьи в воспитания гражданственности и
патриотизма, становления и развития личности
Осуществление задач гражданского воспитания требует активной
гражданской позиции со стороны учителя.
Определить результаты гражданского и патриотического воспитания
довольно сложно.
Качественный уровень воспитанности школьников может быть
заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к
проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной
гражданской позиции.
«Сегодня учитель истории стоит на
острие социально-политических
проблем, решение которых
определяют будущее страны, его
устойчивое развитие, основу
личности будущего гражданина
России».
Путин В.В.