Расширение представлений о составляющих (важных компонентов) здорового образа жизни
Автор: Мамонова Светлана Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-д/с № 19 "Ягодка" Населённый пункт: г.Ступино Московской области Наименование материала: доклад Тема: Расширение представлений о составляющих (важных компонентов) здорового образа жизни Раздел: дошкольное образование
Расширение представлений о составляющих (важных
компонентов) здорового образа жизни (правильное
питание, движение, сон и солнце, воздух и вода – наши
лучшие друзья).
Выступление на педагогическом совете
Мамонова Светлана Юрьевна
Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №19 «Ягодка»
Ступино 2016г.
Здоровый образ жизни – это совокупность средств физического воспитания, к которым
относятся гигиенические факторы, естественные силы природы и физические упражнения.
На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения,
входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др.),
безусловные рефлексы, массаж.
Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при
комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на
организм.
В разговоре о здоровом образе жизни одно из ведущих мест занимает рациональное,
сбалансированное питание, которое особенно важно при занятиях физкультурой и
спортом. Нарушение элементарных правил питания может привести к нарушению
здоровья.
К сожалению, качество продуктов, их чистота оставляют желать много лучшего. Нередко
они насыщены веществами, используемыми для удобрений, ядохимикатами и другими
вредными для здоровья примесями. Как положительный факт следует отметить, что
информативность населения по этому поводу сейчас гораздо лучше, чем в прошлом.
Пищеварительный тракт получает значительное облегчение, если подчинен ритму. Тогда
к определенному времени начинают вырабатываться пищеварительные соки, организм
готов к приему пищи. И пища, принятая всегда в одно и то же время, усваивается гораздо
лучше.
Соблюдение режима приема пищи – один из важнейших показателей культуры питания,
обеспечивающий высокую работоспособность, хорошее настроение и самочувствие,
крепкое здоровье.
Если суммировать все сказанное о питании, то можно сделать такие важнейшие выводы:
едой не следует увлекаться, как говорил И.П.Павлов, но уделять ей должное внимание
необходимо; следует стараться есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые
ингредиенты, в определенное время и в соответствии с вашими энергозатратами.
Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения,
одежды и обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия
физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом
помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается
работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физических
качеств.
Двигательная активность очень важна, ибо она тесно связана с остальными слагаемыми
здоровья. Человек – существо биологическое и социальное одновременно. И если его
биологическая природа, формируемая миллионами лет, подчиненная наиболее
экономичной ритмической деятельности, входит в гармоническое соединение с его
социальной активностью, то это благотворно влияет на здоровье.
Примерно то же происходит, когда речь идет о двигательной активности человека. Наши
далекие предки, чтобы добыть пищу, должны были догонять, искать, хватать, бороться, а
чтобы самому «не стать пищей» - убегать, прятаться, залезать на дерево. И в том и в
другом случае – двигаться, двигаться и двигаться. С ростом же научно-технического
прогресса мы сталкиваемся с явлениями, противоречащими эволюционному развитию
человека. Антифизиологичность гиподинамии, то есть недостаточной мышечной
активности, и гипокинезии, иначе общего снижения двигательной активности, - очевидны.
В дошкольном возрасте многое зависит от готовности взрослых – родителей, бабушек и
дедушек, воспитателей детских учреждений – проводить систематическое физическое
воспитание детишек.
Необходимейшим видом отдыха является сон. Проблема полноценного сна очень
велика. Абсолютно пассивным отдыхом его не назовешь. Неустанно работает сердце, мы
дышим, функционирует кишечник, даже мышцам и тем приходится потрудиться –
ворочаемся же мы во сне. Ночью, при отключении от внешнего мира, часть дневной
информации переходит в долговременную память.
От того, каков сон у человека, зависит его работоспособность. Что же в первую очередь
можно посоветовать для налаживания хорошего, глубокого сна?
Прежде всего по возможности исключить все внешние и внутренние помехи сна. К
внешним помехам относятся: яркий свет, громкие разговоры, музыка, духота в
помещении, высокая температура воздуха. Лучше всего спится в прохладном помещении.
Перед тем, как лечь в постель, помещение необходимо проветрить. Внутренними
помехами являются: неприятный разговор перед сном, чтение увлекательной книги,
просмотр взволновавшей телепередачи и т. д.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния
физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими
упражнениями на воздухе при солнечном излучении у детей возникают положительные
эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются
функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются
для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к
повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий
аппарат, и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на
резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание
естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект
закаливания.
Хорошо известно, что летом дети растут быстрее. Оказывается, рост костной системы у
детей ускоряется весной и замедляется осенью. Это зависит и от большего поступления
витаминов и минеральных веществ в организм, значительно большего содержания
ультрафиолетовых лучей в солнечном спектре.
Конец лета и начало осени – наиболее подходящее время для начала планомерного
закаливания и занятий физической культурой, так как в это время организм лучше
сопротивляется простудным заболеваниям.
А теперь самое время поговорить об общих правилах оздоровления, касаются ли они
двигательной активности, закаливания или соблюдения рационального питания.
Здоровьем нельзя запастись впрок, поэтому необходима систематичность. Второе общее
правило – постепенность . Третьим важнейшим правилом следует считать необходимость
учета индивидуальных особенностей человека.
Итак, что же дает каждому из нас приобщение к физической культуре? В обобщенном
виде на это можно ответить, что регулярные и систематические занятия физическими
упражнениями способствуют:
поддержанию жизненного тонуса, уравновешенного состояния духа, нервной
системы;
повышению работоспособности;
улучшению функционирования всего организма в целом.
В реализации рекомендаций по здоровому образу жизни психологически поможет
осознание трех следующих положений:
приступать к оздоровлению никогда не рано и никогда не поздно;
знание основных правил оздоровления, что поможет избежать осложнений;
оздоровление доставляет радость.
Успеха вам и – будьте здоровы!