Напоминание

"Особенности представлений о мире детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Дмитриева Виктория Геннадьевна
Должность: магистрантка 2 курса "факультета естественных наук, медицинского и психологического образоваия"
Учебное заведение: ПсковГУ
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности представлений о мире детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В.Г. Дмитриева, Псков ГУ,

Факультет естественных наук, медицинского и психологического

образования, II курс, магистр

(научный руководитель – к.п.н., доцент Грибанова Д.Я.)

Особенности представлений о мире детей старшего

дошкольного возраста

В Федеральных государственных образовательных стандартах

дошкольного

образования

одной

из

задач

содержания

образовательной

области

«Познавательное

развитие»

является

формирование

целостной

картины мира у детей дошкольного возраста. Результаты освоения отражены

в виде целевых ориентиров. Ребенок должен усвоить начальные знания о

себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он

живёт.

Система

образования,

в

которую

включен

ребенок,

начиная

с

дошкольного

детства,

предоставляет

ему

возможность

постепенно

и

непрерывно

получать

представления

о

мире,

которые

в

последствие

складываются в целостную картину мира с ее многообразными связями. В

ряде работ содержится характеристика важных аспектов представлений о

мире, их особенностей, проблем формирования в конкретные возрастные

периоды, но целый ряд теоретических и практических аспектов, касающихся

изучения

проблемы

формирования

целостной

картины

мира

у

детей

в

системе дошкольного образования остается вне исследовательского интереса,

что подтверждает актуальность темы данного исследования.

Теоретической основой исследования послужили работы Ж. Пиаже,

Л.А. Венгер, В.С. Мухиной, Л.Н. Обухова, С.Д. Смирнова.

Целью

нашего

исследования

являлось

изучение

особенностей

представлений о мире детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезой

нашего

исследования

являлось

предположение,

что

особенностями представлений о мире детей старшего дошкольного возраста

выступают гендерные различия в образе мира и образе себя, техногенные

зоны, атрибуты общества потребления. Кроме того, мы предположили, что в

представлениях

о

мире

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

доминирующую роль занимает отражение непосредственного окружения.

Исследование

проводилось

на

базе

МБДОУ

«Детский

сад

№55

«Загадка» и МАОУ «Лицей №10» г. Пскова.

Выборку исследования составили 60 детей-воспитанников старших и

подготовительных групп ДОУ в возрасте 6-7 лет.

В

нашем

исследовании

мы

использовали

методику

«Картина

мира»

в

модификации

Е.С.

Романовой

и

О.Ф.

Потемкиной.

Испытуемым

предлагалось нарисовать мир, его образ, каким они себе его представляют, на

что он похож. Все рисунки детей делились на 5 типов «образов» мира:

пейзажный,

планетарный,

образ

непосредственного

окружения

и

образ

сложного мира. В итоге у 60% процентов испытуемых представления о мире

отражены в рамках изображения непосредственного окружения, 24% детей

изобразили

пейзажные

представления

о

мире,

12%

планетарные

и

4%

сложные.

Из

рисунков

детей

можно

выявить

и

другие

немаловажные

особенности

изображения

представлений

о

мире.

Например,

мальчики

заметным большинством изображали в своем мире машины, роботов, борьбу,

оружие,

нападение

инопланетян

и

война

с

ними,

что

в

свою

очередь

иллюстрирует эффект технократического мира. Были рисунки, в которых

дети изображали мир как деятельность(игра с куклами, машинками, раскопки

на площадке детского сада), а автор является созидателем, исследователем.

Так же часто встречаются рисунки, на которых изображен мир как быт, дом,

мир как семья; реже мир как магазин или мир как праздник.

В качестве гендерных отличий, проявленных в изображениях, стоит

отметить,

что

в

рисунках

девочек

присутствуют

образы

домашнего

хозяйства (магазин, накрытый стол), в рисунках мальчиков – активная

деятельность

(военные действия, орудийная деятельность) и учеба (образ

букваря, портфель, карандаши и ручки). Очевидно, что в целом в рисунках

преобладает бытовая картина мира.

«Образ Я» присутствует почти на всех рисунках. Только 10% детей не

изобразили себя на рисунке. Например, девочка, изобразившая торт, или

мальчики, изобразившие танк и магазин. «Образы Я» проработаны

по-

разному,

с

разной

силой

нажима

и

степенью

детализации,

размером,

положением на пространстве листа, также на некоторых рисунках авторы

изобразили

себя

простым

карандашом,

на

других

яркими

цветными

карандашами. В этом разнообразии проявляются личностные особенности

самосознания

детей,

такие

как

самооценка,

уровень

притязаний,

эмоциональный

фон.

У

большинства

девочек

образ

я

на

рисунках

проработан в большей степени, чем у мальчиков. Они изображают себя в

ярких платьях, с красивыми прическами и различными деталями (обувь,

аксессуары, прорисованные губы и ресницы). Интересно, что «Образ Я»

девочек сопряжен с ролью хозяйки или красивой девочкой, а «Образ Я» ребят

– с защитником или мужчиной, занятым каким-либо делом. Это, во многом,

определено

тем,

как

заданы

роли

в

культуре

и

еще

раз

подчеркивает

сензитивность детей к воздействию социальной среды и ее нормам.

Образ

«Другого»

присутствует

только

на

шести

рисунках

из

шестидесяти.

В

рисунках

двух

мальчиков,

изобразивших

друг

друга

в

качестве напарников

«Другой»

является

персонажем,

действующим

сообща с автором, выполняющим одну с ним общую задачу. Соответственно

образ «Другого» пока не обладает индивидуальными чертами. На другом

рисунке

девочка

в

качестве

«Другого»

изобразила

воспитательницу,

заплетающую ей косу. Можно сказать, что в данном случае «Другой»

является носителем культурной нормы, знающим и умелым взрослым,

помогающим и доброжелательным.

Таким

образом,

можно

утверждать,

что

в

ходе

исследования

мы

выявили существенные особенности представлений о мире современных

дошкольников. Такими особенностями являются существенные гендерные

различия в образе мира и образе себя, техногенные зоны, атрибуты

общества потребления. Отсутствие образа «Другого» на большинстве

рисунков свидетельствует о том, что для данной возрастной группы образ

«Другого»

еще

не

сложился

их

сознание

ха р а к т е р и зуе т с я

эгоцентричностью, центрацией на себе. В то же время, в условиях дружбы и

разделенных ценностей – образ «Другого» появляется, но пока он мало

отличим от образа Себя.

Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что

выдвинутая

нами

исследовательская

гипотеза

нашла

свое

эмпирическое

подтверждение.

Список литературы

1.

Венгер,

Л.А.

Психология/Л.А.

Венгер,

В.С.

Мухина.

-

М.:

Просвещение, 2008. – 152 с.

2.

Мухина

В.С.

Картина

мира:

индивидуальные

различия

/ /

Феноменология развития и бытия личности. М.: Воронеж, 1999. С. 445-

452.

3.

Обухов А.С. Исторически обусловленные модификации образа мира //

Развитие личности. 2013. № 4. С. 51-68.

4.

Пиаже

Ж.

Избранные

психологические

труды.

-

М.:

Просвещение,

1969. - 659 с.

5.

Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира / С.Д. Смирнов. // Вестник

Моск. ун-та. Сер.14: Психология.- 1981. - №2. - С.15-29.



В раздел образования