Автор: Корелина Марина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№29"
Населённый пункт: Город Северодвинск, Архангелькая область
Наименование материала: методическая разработка урока литературы в 6 классе
Тема: Региональное содержание в преподавании литературы"Чувство Родины" в стихотворении Н.М.Рубцова "Звезда полей"
Раздел: среднее образование
Региональное содержание в преподавании литературы.
Урок внеклассного чтения в 7 классе.
Тема: «Чувство Родины» в стихотворении Н.М Рубцов «Звезда полей».
Цели урока: способствовать развитию у обучающихся умение раскрывать идейное
содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла
автора; содействовать формированию коммуникативных умений учащихся: сравнивать,
анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, делать
выводы, обобщать; создать условия для самореализации личности обучающихся в учебной
деятельности: уметь осуществлять выбор действий и аргументировать свой выбор,
осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку знаний, знакомство с
поэтом – земляком (региональное содержание).
Задачи:
-обучающая: научить находить ключевые слова и образы в стихотворении; определять
художественные приёмы и средства выразительности; видеть создание авторского замысла
через «работу» средств выразительности;
-развивающая: развивать навык анализа поэтического текста; память, мышление; навыки
выразительного чтения; создать условия для развития исследовательских способностей
учащихся.
-воспитательная: воспитывать на примере лирики поэта чувство любви ко всему живому
на земле, к поэтическому слову.
Оборудование: Тексты стихотворений, портреты Николая Рубцова на фоне родных
просторов, в деревенском доме (Е. Соколова «В минуты музыки Поэт»1986г.), В Корбакова
«Голубые сумерки. Николай Рубцов» 1983) таблицы «Средства художественной
выразительности» на каждого участника, заготовки-раскраски «Зимняя, летняя ночь в
деревне, городе», цветные карандаши, аудиозаписи: стихотворение «Звезда полей» в
исполнении В.Астраханцева, Ф. Шопен Вальс си-минор, аудиозаписи романс «В горнице
моей светло», биографическая справка о поэте на партах.
Ход урока
1.Создание эмоционального настроения. На фоне музыки (Ф. Шопен. Вальс си-
минор) звучит слово учителя.
- 1962 год. Жаркий летний день. В редакцию журнала «Знамя» зашёл молодой человек.
Лицо его было худое, на нём выделялся большой лоб и глубоко запавшие глаза. Обут он в
дешёвые сандалии. С первого взгляда видно, что жизнь помотала его изрядно и что,
конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.
- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать.
Поэт Станислав Куняев взял стихи и начал читать:
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…
Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный
кабинет…
С каждой избою и тучей,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Я оторвал от рукописи лицо и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие глаза
смотрели на меня пытливо и настороженно.
- Как вас зовут?
- Николай Михайлович Рубцов.
Сегодня нам предстоит встреча с этим замечательным поэтом и его творением –
стихотворением «Звезда полей».
- Целеполагание.
- Ребята, на какие вопросы мы попытаемся найти ответы? (о жизни поэта, что
такое «чувство родины», что есть звезда полей для Рубцова?, с помощью каких
средств выразительности поэт признаётся в своих чувствах)
- к концу урока мы должны:
знать: как через средства выразительности автор передаёт своё отношение к родине;
уметь: определять средства выразительности в стихотворении; находить ключевые
слова и образы в стихотворении; выразительно читать стихотворение.
2. Ребята, на партах вашему вниманию предложена историческая справка о Н.М.
Рубцове, познакомьтесь, подготовьтесь к устному опросу.
Н. М. Рубцов родился 3 января 1936 г. на Северной Двине, неподалеку от Архангельска.
Беломорье - суровый край, богатый сказками, преданьями, легендами. Край, давший
Михаила Ломоносова - российского Леонардо да Винчи, давший прекрасных писателей и
поэтов - Василия Белова и Федора Абрамова, Александра Яшина и Николая Рубцова.
Война разрушила все. Отец - с первых дней на фронте. Коле было 6 лет, когда заболела и
умерла мать.
С младшим братом Борисом попал он в детский дом в селе Никольском Тотемского
района. Эти «любимые места»— родную «деревню Николу» поэт всю жизнь вспоминал
теплым словом.
В 14 лет Коля заканчивает семилетку в Никольском детдоме и решается осуществить
детскую мечту - стать моряком. Едет в Ригу, пытается поступить в мореходное училище. А
какой это год - 50-ый! В поезде его обворовывают, и одинокий мальчишка, без денег, в
чужом городе - что он тогда пережил и как добрался обратно в родную Николу - одному
богу известно! В мореходку его не приняли - нужно было иметь за плечами 15 лет, а ему
было всего 14.
А на море он все же попал, на Северный флот. Через несколько лет его призвали в армию.
По словам очевидцев, это был счастливый период в его недолгой жизни. Там, на флоте, он
начал печатать свои первые стихи, там появилось много верных друзей. Он был душою
моряцкой компании, и часто в кубрике в свободное от вахты время брал в руки любимую
гармошку или гитару.
Н. М. Рубцов родился 3 января 1936 г. на Северной Двине, неподалеку от Архангельска.
Беломорье - суровый край, богатый сказками, преданьями, легендами. Край, давший
Михаила Ломоносова - российского Леонардо да Винчи, давший прекрасных писателей и
поэтов - Василия Белова и Федора Абрамова, Александра Яшина и Николая Рубцова.
Война разрушила все. Отец - с первых дней на фронте. Коле было 6 лет, когда заболела и
умерла мать.
С младшим братом Борисом попал он в детский дом в селе Никольском Тотемского
района. Эти «любимые места»— родную «деревню Николу» поэт всю жизнь вспоминал
теплым словом.
В 14 лет Коля заканчивает семилетку в Никольском детдоме и решается осуществить
детскую мечту - стать моряком. Едет в Ригу, пытается поступить в мореходное училище. А
какой это год - 50-ый! В поезде его обворовывают, и одинокий мальчишка, без денег, в
чужом городе - что он тогда пережил и как добрался обратно в родную Николу - одному
богу известно! В мореходку его не приняли - нужно было иметь за плечами 15 лет, а ему
было всего 14.
А на море он все же попал, на Северный флот. Через несколько лет его призвали в армию.
По словам очевидцев, это был счастливый период в его недолгой жизни. Там, на флоте, он
начал печатать свои первые стихи, там появилось много верных друзей. Он был душою
моряцкой компании, и часто в кубрике в свободное от вахты время брал в руки любимую
гармошку или гитару.
Поэт трагически погиб в самом расцвете сил, в 35 лет. Его называли Есениным 60-х.
Но сам он, учась у Есенина мастерству стиха, часто обижался, когда его поэзию
недооценивали, считали есенинскими перепевами («Что вы меня в подпасках-то у Есенина
держите?»). Любопытен такой факт: первый памятник С. Есенину на родине, в Рязани,
был установлен через 50 лет после гибели поэта, в 1975 году. А Рубцову - уже в 1985 году,
через 14 лет! А тем временем ширится, растет посмертная слава поэта. Более 130 песен
уже написано на его стихи, о нем снимают фильмы, хлынул поток воспоминаний.
Вопросы классу
- Что вы узнали о Рубцове?
- Какой была его жизнь?
3. Подготовка к восприятию стихотворения.
- Родина… произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами?
Ответы учащихся: дом, мама, речка, лес, друзья…
- Это ваша родина. Моя родина – это семья, дети, родители, школа, страна…
4. Прослушаем стихотворение «Звезда полей» в исполнении В. Астраханцева.
5. Знаете ли Вы, как связано это стихотворение с биографией поэта?
В середине 1964 года поэт был отчислен из Литературного института. Осенью 1964 года
Н.М. Рубцов возвращается в Никольское, где прошло его детство. Здесь начался расцвет
его творчества, он окончательно решил для себя, что его звезда поэзии горит «для всех
тревожных жителей земли», бросая свой приветливый луч «поднявшимся вдали» городам.
«Звезда полей» ознаменовала начало зрелого творчества поэта.
6. Словарная работа
Ребята, что означают следующие слова: «заледенелый», «полынья», «потрясение»,
«угасать»?
Заледенелый — заледеневший, покрывшийся льдом.
Полынья — незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера,
моря.
Потрясение — 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение,
коренная ломка чего-нибудь.
Угасать — то же, что и гаснуть.
Ответьте на вопросы:
1. Когда написано стихотворение Н. М, Рубцова «Звезда полей»? (Оно написано в 1964г).
2. К какому жанру лирики относится это стихотворение? (Элегия).
3. О чем это стихотворение? (В стихотворении «Звезда полей» описывается звезда,
сияющая
над
зимними
просторами
родины.
Стихотворение
«Звезда
полей»
—
это
размышление автора о его привязанности к родному краю.)
4. Какие образы возникают при чтении стихотворения? (При чтении стихотворения
возникают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли).
5. Что в приведенных строках символизирует звезда?
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей — это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для
каждого человека.
7. Творческая мастерская
Анализ содержания стихотворения.
1.
Когда горит звезда?
Обратите внимание на эти строки:
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...
Звезда полей горит, не угасая…
Звезда горит всегда : ночью, зимой, осенью… - вечно.
2. Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)
3. Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)
4. Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта,
городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой, которая является
символом света,
доброты,
душевного
спокойствия,
а
это
всё
связано
с
понятием
«Родина».)
5. Где же звезда «восходит ярче и полней»?
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней…
(Н. М. Рубцов имеет в виду свою Родину.)
6. Какие чувства испытывает лирический герой? Покажите это на примере строчек из
стихотворения. Лирический
герой
испытывает
любовь
к
родной
земле,
счастье
сознавать свою принадлежность к ней, всеобъемлющую радость, волнение):
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...
8.Анализ средств выразительности.
Найдите в тексте стихотворения примеры средств языковой выразительности, которые
помогают автору передать «чувство Родины», запишите в таблицу.
Средства языковой
выразительности
Примеры
эпитеты
Во мгле заледенелой, лучом приветливым, для всех
тревожных жителей земли, зимним серебром, золотом
осенним.
метафоры
Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон
окутал родину мою.
олицетворения
Звезда.., остановившись, смотрит в полынью; своим лучом
приветливым касаясь.
антитеза
Теплу осеннего золота, неугасимому свету звезды
противопоставлена мгла заледенелая, полынья.
анафора
Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним
серебром…
повтор
«Звезда полей» в стихотворении повторяется 5раз. Этот
образ открывает стихотворение и завершает его. Глагол
ГОРИТ повторяется также 5раз, создавая ощущение
вечного источника тепла и света.
Сделайте вывод.
С
какой
целью
Н.
М.
Рубцов
использует
различные
средства
художественной
выразительности? (Для того, чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас,
читателей)
9. Рефлексия. Что есть для Рубцова «звезда полей»? (Символ Родины). А стихотворение –
признание в любви.
Ребята, я вам предлагаю взять цветные карандаши, выбрать картинки – раскраски
«Звёздная ночь в городе, деревне», «оживить» их и зажечь свою звезду в ночном небе над
родными просторами. (работают в сопровождении романса «В горнице моей светло»).
10. Выставление и комментирование оценок, работы прикрепляют дети на доску.