Автор: Харитонова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 37
Населённый пункт: г Шахты Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "ПОПС-формула как один из приёмов развития письменный речи на уроках русского языка. Немного из опыта работы."
Раздел: начальное образование
ПОПС-формула как один из приёмов
развития письменный речи на уроках
русского языка. Немного из опыта работы.
ПОПС – формула как один из приёмов развития письменной речи на уроках русского
языка.
Под развитием речи обучающихся следует понимать практическую сторону обучения
русскому языку, т.е. формирование таких умений и навыков, которые обеспечивают
обогащение активного словарного запаса слов, свободное пользование всеми средствами
грамматики: формами частей речи, словосочетаниями, предложениями разнообразных
типов, словообразовательными моделями, а также формирование умения строить текст
(устно и письменно) с целью выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.
Важнейшую роль в достижении этих целей играет усвоение и соблюдение языковой
нормы, требований культуры речи и стилистики.
Работая над развитием речи, мы, учителя русского языка и литературы, опираемся на
соответствующий теоретический материал: в словарной работе – на сведения по
лексикологии, в использовании грамматических средств языка - на морфологию и
синтаксис, в построении связной речи (текста) - на современные теории текста,
композиции и жанров.
Методы, а также большая часть приёмов развития речи обучающихся носят характер
языкового синтеза. Под ним понимаем построение единиц речи, т.е. включение в живой
процесс общения средств языка: слов, их форм, сочетаний, предложений, установление
связей между словами и синтаксическими единицами, выбор наилучших средств
выражения, адекватных содержанию речи и задачам высказывания.
Общеизвестно, что для развития речи нужна, во-первых, речевая среда, дающая
образцы языка (не только устная речь взрослых, но и любые образцы языка, в том числе
тексты учебников, радио- телепередач и т.д.), а во-вторых, нужна речевая активность
самого обучающегося.
Использование на уроках русского языка ПОПС – формулы как одного из
многочисленных приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и
письмо» позволяет и дать образец языка, и активизировать деятельность школьника.
ПОПС - формулу применяю при обучении написанию сочинения, которое
рассматриваю как средство развития критического мышления. Ведь сочинение, как и
другой вид творческой работы, требует понимания темы, текста, умения анализировать и
обобщать приобретённую информацию, давать оценку чему-то или кому-то.
Обучающиеся 4 класса хорошо усвоили терминологию: П – позиция, или тезис
рассуждения: О – объяснение, или аргументы; П – примеры, или тоже аргументы; С –
следствие, или вывод. Освоение этого приёма подготовит обучающихся среднего звена к
работе по написанию эссе в выпускных классах.
При работе по развитию письменной речи нужно отказаться от формализма и
организовать живой диалог. Учитель должен быть на равных с ребятами. Он должен
принимать участие в создании письменного текста на глазах у школьников.
Готовимся в 4 классе к написанию сочинения о предмете, с которым связаны какие-то
приятные воспоминания. По моей просьбе уч-ся приносят на урок эти предметы. Самые
смелые показывают и рассказывают всему классу, что их связывает с принесённым. У
стеснительных есть возможность рассказать об этом только соседу по парте (на таких
уроки дети садятся так, как им комфортно). Я тоже приношу предмет и тоже делюсь
своими воспоминаниями, т.е. выступаю как партнёр и даю образец речи. Затем прошу
записать (П) позицию, которая представляет собой тезис последующего рассуждения. И,
конечно же, предлагаю свой вариант. Вместе редактируем записанное. И снова
самостоятельная работа: прошу ус-ся (О) объяснить, почему они принесли в класс именно
этот предмет. Теперь записанное читают только желающие. Гораздо сложнее с (П)
аргументами, поскольку у обучающихся ещё небольшой жизненный опыт. Но некоторые
ребята, любящие читать, стараются привести для объяснения своих мыслей аргументы из
прочитанных книг, пусть пока это детские рассказы и даже сказки. Если позволяет время,
то (С) вывод ребята формулируют, работая в парах.
ПОПС – формула - эта схема сочинения-рассуждения. И в том виде, в каком мы её
осваиваем с учениками, она, а, следовательно, и шаги работы над сочинением,
запоминаются гораздо быстрее.
И ещё одно правило: не ставить за творческие работы «3» и «2». Оценки должны
быть либо «5», либо «4». Если работа не получилась на «хорошо» или «отлично»,
необходимо дать ребёнку возможность отредактировать её. И даже, возможен и такой
вариант, пока остаться без оценки.
Очень хороший способ, позволяющий активизировать мыслительную деятельность и
мотивировать обучающихся: взаимопроверка со специальными пометами, которыми
проверяющий отмечает наиболее яркие детали, образные выражения, интересные мысли,
неясные места, требующие пояснения. Анализируя и критикуя чужое сочинение,
обучающиеся приобретают ценные умения для работы над текстом собственным.
Ещё один пример. Урок развития речи по подготовке к домашнему сочинению-
рассуждению о книге .
(П) позицию, т.е. тезис рассуждения, формулируем вместе, ответив на вопрос «Чем
является книга в жизни человека?» Приходим к общему мнению: книга – наш друг и
советчик даже в век всеобщей компьютеризации. Ответы на вопросы: друг – это кто, что
сделает для нас друг и можно ли книгу назвать другом – ребята ищут, работая в парах. В
качестве вспомогательного материала используем упражнения из учебника (высказывания
С.Михалкова, И.А.Гончарова). Записываем вступление, которое и является тезисом
рассуждения. Желающие зачитывают его. Далее предлагаю раздаточный материал:
высказывания о книге известных деятелей В основной части сочинения (О) ребята
объясняют, почему они сослались на те или иные высказывания, таким образом,
аргументами служат сами высказывания. Высказывания о книге обучающиеся
приготовили и сами к данному уроку. На предложенный учителем вопрос: что даёт нам
книга? ответ снова ищем в материалах учебника. Предлагаю клише: в минуту грусти…,
заставили задуматься о …, научили…, дали знания… и т.п. (П) примеры приводим и из
личного опыта. Идёт фронтальная работа. (С) вывод каждый формулирует
самостоятельно. В парах ребята обсуждают варианты темы сочинения о книге.
Напоминаю, что в заключительной части сочинения (С) мы повторяем суть позиции: итак,
таким образом, как видим. Вот некоторые из предложенных ими: «Книга лучший друг
человека», «Без книги жить невозможно», «Книга – наш первый помощник», «Книгу не
заменит никто». После такой подготовки на уроке с домашним сочинением-рассуждением
о книге справляются все обучающиеся.
Думаю, что ПОПС-формулу следует использовать и в устном рассуждении.