Напоминание

"ПОПС-формула как один из приёмов развития письменный речи на уроках русского языка. Немного из опыта работы."


Автор: Харитонова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 37
Населённый пункт: г Шахты Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "ПОПС-формула как один из приёмов развития письменный речи на уроках русского языка. Немного из опыта работы."
Раздел: начальное образование





Назад




ПОПС-формула как один из приёмов

развития письменный речи на уроках

русского языка. Немного из опыта работы.

ПОПС – формула как один из приёмов развития письменной речи на уроках русского

языка.

Под развитием речи обучающихся следует понимать практическую сторону обучения

русскому языку, т.е. формирование таких умений и навыков, которые обеспечивают

обогащение активного словарного запаса слов, свободное пользование всеми средствами

грамматики: формами частей речи, словосочетаниями, предложениями разнообразных

типов, словообразовательными моделями, а также формирование умения строить текст

(устно и письменно) с целью выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

Важнейшую роль в достижении этих целей играет усвоение и соблюдение языковой

нормы, требований культуры речи и стилистики.

Работая над развитием речи, мы, учителя русского языка и литературы, опираемся на

соответствующий теоретический материал: в словарной работе – на сведения по

лексикологии, в использовании грамматических средств языка - на морфологию и

синтаксис, в построении связной речи (текста) - на современные теории текста,

композиции и жанров.

Методы, а также большая часть приёмов развития речи обучающихся носят характер

языкового синтеза. Под ним понимаем построение единиц речи, т.е. включение в живой

процесс общения средств языка: слов, их форм, сочетаний, предложений, установление

связей между словами и синтаксическими единицами, выбор наилучших средств

выражения, адекватных содержанию речи и задачам высказывания.

Общеизвестно, что для развития речи нужна, во-первых, речевая среда, дающая

образцы языка (не только устная речь взрослых, но и любые образцы языка, в том числе

тексты учебников, радио- телепередач и т.д.), а во-вторых, нужна речевая активность

самого обучающегося.

Использование на уроках русского языка ПОПС – формулы как одного из

многочисленных приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и

письмо» позволяет и дать образец языка, и активизировать деятельность школьника.

ПОПС - формулу применяю при обучении написанию сочинения, которое

рассматриваю как средство развития критического мышления. Ведь сочинение, как и

другой вид творческой работы, требует понимания темы, текста, умения анализировать и

обобщать приобретённую информацию, давать оценку чему-то или кому-то.

Обучающиеся 4 класса хорошо усвоили терминологию: П – позиция, или тезис

рассуждения: О – объяснение, или аргументы; П – примеры, или тоже аргументы; С –

следствие, или вывод. Освоение этого приёма подготовит обучающихся среднего звена к

работе по написанию эссе в выпускных классах.

При работе по развитию письменной речи нужно отказаться от формализма и

организовать живой диалог. Учитель должен быть на равных с ребятами. Он должен

принимать участие в создании письменного текста на глазах у школьников.

Готовимся в 4 классе к написанию сочинения о предмете, с которым связаны какие-то

приятные воспоминания. По моей просьбе уч-ся приносят на урок эти предметы. Самые

смелые показывают и рассказывают всему классу, что их связывает с принесённым. У

стеснительных есть возможность рассказать об этом только соседу по парте (на таких

уроки дети садятся так, как им комфортно). Я тоже приношу предмет и тоже делюсь

своими воспоминаниями, т.е. выступаю как партнёр и даю образец речи. Затем прошу

записать (П) позицию, которая представляет собой тезис последующего рассуждения. И,

конечно же, предлагаю свой вариант. Вместе редактируем записанное. И снова

самостоятельная работа: прошу ус-ся (О) объяснить, почему они принесли в класс именно

этот предмет. Теперь записанное читают только желающие. Гораздо сложнее с (П)

аргументами, поскольку у обучающихся ещё небольшой жизненный опыт. Но некоторые

ребята, любящие читать, стараются привести для объяснения своих мыслей аргументы из

прочитанных книг, пусть пока это детские рассказы и даже сказки. Если позволяет время,

то (С) вывод ребята формулируют, работая в парах.

ПОПС – формула - эта схема сочинения-рассуждения. И в том виде, в каком мы её

осваиваем с учениками, она, а, следовательно, и шаги работы над сочинением,

запоминаются гораздо быстрее.

И ещё одно правило: не ставить за творческие работы «3» и «2». Оценки должны

быть либо «5», либо «4». Если работа не получилась на «хорошо» или «отлично»,

необходимо дать ребёнку возможность отредактировать её. И даже, возможен и такой

вариант, пока остаться без оценки.

Очень хороший способ, позволяющий активизировать мыслительную деятельность и

мотивировать обучающихся: взаимопроверка со специальными пометами, которыми

проверяющий отмечает наиболее яркие детали, образные выражения, интересные мысли,

неясные места, требующие пояснения. Анализируя и критикуя чужое сочинение,

обучающиеся приобретают ценные умения для работы над текстом собственным.

Ещё один пример. Урок развития речи по подготовке к домашнему сочинению-

рассуждению о книге .

(П) позицию, т.е. тезис рассуждения, формулируем вместе, ответив на вопрос «Чем

является книга в жизни человека?» Приходим к общему мнению: книга – наш друг и

советчик даже в век всеобщей компьютеризации. Ответы на вопросы: друг – это кто, что

сделает для нас друг и можно ли книгу назвать другом – ребята ищут, работая в парах. В

качестве вспомогательного материала используем упражнения из учебника (высказывания

С.Михалкова, И.А.Гончарова). Записываем вступление, которое и является тезисом

рассуждения. Желающие зачитывают его. Далее предлагаю раздаточный материал:

высказывания о книге известных деятелей В основной части сочинения (О) ребята

объясняют, почему они сослались на те или иные высказывания, таким образом,

аргументами служат сами высказывания. Высказывания о книге обучающиеся

приготовили и сами к данному уроку. На предложенный учителем вопрос: что даёт нам

книга? ответ снова ищем в материалах учебника. Предлагаю клише: в минуту грусти…,

заставили задуматься о …, научили…, дали знания… и т.п. (П) примеры приводим и из

личного опыта. Идёт фронтальная работа. (С) вывод каждый формулирует

самостоятельно. В парах ребята обсуждают варианты темы сочинения о книге.

Напоминаю, что в заключительной части сочинения (С) мы повторяем суть позиции: итак,

таким образом, как видим. Вот некоторые из предложенных ими: «Книга лучший друг

человека», «Без книги жить невозможно», «Книга – наш первый помощник», «Книгу не

заменит никто». После такой подготовки на уроке с домашним сочинением-рассуждением

о книге справляются все обучающиеся.

Думаю, что ПОПС-формулу следует использовать и в устном рассуждении.



В раздел образования